Роман Сервантеса «Дон Кихот» (2 часа)




Занятие начинается с лектуры по содержанию романа. Далее, в форме сообщений, разбираются основные виды романа, существовавшие до Сервантеса. Перед студентами ставится задача сформулировать основные черты новаторства Сервантеса в романном жанре, которые должны быть представлены в контексте социокультурной ситуации в Испании рубежа 16—17 вв. В качестве дискуссионного вводится понятие «вечного образа». Студенты знакомятся с кейс-технологией в литературоведении: сопоставляются различные критические интерпретации образа Дон Кихота и прослеживается бытование этого образа в мировой литературе.

Предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

 

· Почему Сервантес вкладывает столь прекрасные и возвышенные истины в уста нелепого, во многом комичного героя?

· Что это—дискредитация идеалов Возрождения? Или художник, осознавая оторванность этих идеалов от действительности, продолжает верить в них, настаивать на борьбе за справедливость и человечность?

· Какую роль в раскрытии сложного и противоречивого образа Дон Кихота играет реалистический фон, на котором разворачиваются его приключения?

· Что разделяет и сближает двух главных героев романа—Дон Кихота и Санчо Пансу?

· Можно ли говорить о “дон-кихотстве” Санчо Пансы?

 

План

 

1. Жанровый замысел романа.

2. Панорама социальной действительности Испании XVII века в романе.

3. Образ Дон Кихота.

4. Образ Санчо Пансы.

5. Новаторство Сервантеса.

6. Значение романа “Дон Кихот”.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Сервантес. Дон Кихот /Пер. Н.М. Любимова.

2. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 1958.

3. Снеткова Н.П. “Дон Кихот” Сервантеса. Л., 1970.

4. Балашов Н.И. Сервантес //История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985.

5. Пинский Л. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация// Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 322—338.

6. Сервантес и всемирная литература: Сборник. М.,1969.

7. Степанов Г.Д. Дон Кихот: персонаж и личность// Сервантесовские чтения. Л., 1985. С.79—88.

8. Багно В.Е. Дон Кихот Ламанчский—Рыцарь Печального Образа—Алонсо Кихано Добрый: (К истории бытования сервантесовского образа в мировой литературе)// Сервантесовские чтения. Л., 1985. С. 171—179.

9. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М., 1988.

10.Ортега-и-Гассет Х. Размышления о "Дон Кихоте"// Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

11.Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

12. Пискунова С. И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI—XVII веков. М., 1998.

Тема 8

Трагедия Шекспира «Гамлет».

Знаменитая трагедия анализируется с точки зрения выражения в ней кризиса гуманистического мировоззрения и гуманистических ценностей. В форме экспресс-опроса резюмируются особенности драматических произведений, уже знакомых студентам. На этом фоне обозначается новаторство Шекспира в изображении человека, в построении трагического конфликта и в драматургической композиции. Гамлет анализируется как герой нового типа, как первое совершенно воплощение саморефлексии на сцене. Особе внимание уделяется средствам воздействия Шекспира на зрителя— его тропике и риторике. Второе занятие целиком проводится по кейс-технологии: заслушиваются и обсуждаются студенческие доклады по истории сценических, кинематографических и иных версий шекспировского героя, прослеживается история критической рецепции этого образа.

 

План

1. Генезис трагедии и её место в творчестве Шекспира.

2. Образ Гамлета и идейный смысл трагедии:

а) корни конфликта Гамлета с окружающей действительностью;

б) философское осмысление мира в монологах Гамлета(I, 2; I,5; II, 2; III, 1;IV,4);

в) тема безумия в трагедии и в литературе Возрождения;

г) кризис идеалов Возрождения.

3. Придворный мир в “Гамлете”.

4. Эстетические проблемы в пьесе.

5. Мастерство драматургической композиции.

6. Образные лейтмотивы трагедии

7. Особенности воплощения трагического у Шекспира.

8. Театральные и кинематографические версии шекспировской трагедии (доклады)

 

Список рекомендуемой литературы

1. Шекспир. Гамлет.

2. Саксон Грамматик. Сага о Гамлете //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков: Т.1.

3. Аникст А. Трагедия Шекспира “Гамлет”. М., 1986.

4. Верцман И. “Гамлет” Шекспира. М., 1962.

5. Дубашинский И. Вильям Шекспир. М.,1971. С. 77—88.

6. Пинский Л. Шекспир. М., 1971. С. 125—154.

7. Морозов М. Статьи о Шекспире. М., 1964. С. 275–289.

8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот (в любом собр. соч. Тургенева).

9. Белинский В. Г. “Гамлет”. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (в любом собрании сочинений Белинского).

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

 

1. Историческое значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы и римской литературы.

2. Троянский цикл мифов и «Илиада» Гомера.

3. «Одиссея» Гомера: образы героев и богов.

4. Греческая и средневековая драма (Происхождение и основные виды античной драмы. Афинский театр. Основные жанры средневекового городского театра).

5. Драматургия Эсхила. Анализ трилогии «Орестея».

6. Софокл «Царь Эдип» и фиванский цикл мифов

7. Творчество Софокла. Анализ трагедии «Антигона».

8. Образ женщины в трагедиях Еврипида (Федра из «Ипполита», Медея из трагедии «Медея»).

9. Вопросы воспитания и литературы в комедиях Аристофана (на примере комедий «Облака», «Лягушки»).

10. Греческий роман: время возникновения, содержание, композиция. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

11. Общая характеристика римской литературы. Ее периодизация.

12. Литература во времена принципата Августа. Творчество Квинта Горация Флакка

13. «Энеида» Вергилия как историко-мифологический эпос Рима.

14. Концепция поэмы Овидия Назона «Метаморфозы».

15. Идейная направленность, основной сюжет и вставные новеллы романа Апулея «Метаморфозы».

16. Общая характеристика литературы Средневековья. Периодизация.

17. Литература раннего Средневековья (кельтский эпос, древнескандинавская литература).

18. Французский героический эпос и «Песнь о Роланде».

19. Своеобразие испанского героического эпоса. «Песнь о Сиде» (или «Песнь о Нибелунгах» и немецкий героический эпос).

20. Куртуазная литература: лирика трубадуров.(или средневековый рыцарский роман)

21. Городская литература (фаблио, шванки, животный и аллегорический эпос).

22. Творческий путь Данте Алигьери. «Божественная комедия».

23. Общая характеристика эпохи Возрождения. Периодизация. Учение гуманизма о мире и человеке.

24. Национально-исторические особенности итальянского Возрождения. Джованни Боккаччо и его «Декамерон»

25. Сонет эпохи Возрождения.

26. Общая характеристика французского Возрождения. Книга Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль»

27. Национально-исторические особенности Возрождения в Германии. «Письма тёмных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Мартин Лютер и его роль в истории немецкой литературы.

28. Гуманизм в Нидерландах. Эразм и его «Похвала Глупости».

29. Национально-исторические особенности испанского Возрождения. Испанский плутовской роман. «Ласарильо с Тормеса».

30. Роман Сервантеса «Дон Кихот»

31. Театр Лопе де Вега.

32. Национально-исторические особенности английского Возрождения. Его основные представители.Вильям Шекспир: жизненный и творческий путь. Шекспировский вопрос

33.. Художественное своеобразие комедий Шекспира. Анализ одной из них.

34. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

35. Трагедия Шекспира «Гамлет».

36. Трагедия Шекспира «Отелло»

37. Шекспир и его трагедия «Король Лир».

38. Последний период в творчестве Шекспира. «Буря».

 

ПЛАНЫСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Тема № 1: Литература раннего средневековья

 

I. Кельтский эпос

1. Хронологические и географические рамки распространения кельтской культуры. Её самобытность. Мифологические представления древних кельтов.

2. Художественное своеобразие кельтского эпоса.

3. Основные циклы исландских саг.

4. Значение кельтского эпоса.

 

II. Древнескандинавская литература

1. Хронологические и географические рамки древнескандинавской литературы. Её основные памятники.

2. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»: мифологические представления древних скандинавов.

3. Художественное своеобразие поэзии скальдов. Её место в истории европейской поэзии.

4. Исландские саги. Их тематическое и стилевое своеобразие.

 

Тема № 2: История средневекового театра

1. Источники средневековой драмы. Время её возникновения.

2. Основные жанры средневекового театра, их идейно- художестве- нное своеобразие:

а) литургическая и полулитургическая драма;

б) мистерия;

в) миракль;

г) моралите;

д) фарс.

3. Значение средневекового театра.

 

 

Тема № 3: Возрождение в Германии. Литературная деятельность Мартина Лютера и Ульриха фон Гуттена.

 

1. Общая характеристика XVI века в Германии.

2. Особенности гуманизма в Германии.

3. «Письма тёмных людей»; история появления и своеобразие сатиры.

4. Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена. Традиция сатирического диалога в его творчестве.

5. Литература реформации и Мартин Лютер.

Тема № 4: Возрождение в Нидерландах. Эразм Роттердамский и его «Похвала Глупости»

 

1. Гуманизм в Нидерландах

2.Литературная деятельность Эразма.

3. Идейно-художественное своеобразие «Похвалы Глупости»:

а) идейный замысел;

б) жанровые особенности;

в) тема Глупости в литературе позднего Средневековья и Воз-

рождения.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Ниже представлены вопросы, которые дадут возможность студенту самостоятельно определить степень и полноту освоения им материала курса.

 

1. Определите хронологические и географические рамки распространения кельтской культуры. В чем её самобытность? Раскройте мифологические представления древних кельтов.

2. В чем художественное своеобразие кельтского эпоса? На какие более поздние литературные явления он оказал влияние?

3. Перечислите основные циклы исландских саг.

4. Раскройте хронологические и географические рамки древнескандинавской литературы, назовите её основные памятники. Сравните «Старшую Эдду» и «Младшую Эдда». Перечислите основных древнескандинавских богов и их функции.

5. В чем различия ирландских и исландских саг.

6. Основные сюжетные события англо-саксонского эпоса «Беовульф» Назовите христианские и языческие элементы в «Беовульфе»

7. Перечислите источники средневековой драмы. Когда и в связи с чем она возникла? Есть ли связь с античным театром?

8. Назовите основные жанры средневекового театра, раскройте их идейно-художественное своеобразие (а) литургическая и полулитургическая драма; б) мистерия; в) миракль; г) моралите; д) фарс).

9. В чем специфика германского Возрождения?

10. Кто написал «Письма тёмных людей»?

11. Что такое сатирический диалог? Приведите примеры из литературы Возрождения и античности.

12. Что такое Реформация? Приведите примеры влияния Реформации на литературу.

13. Чем прославился Эразм Роттердамский?

14. Проследите традицию «мудрости в шутовском колпаке» в культуре Возрождения.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ СТУДЕНТУ

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КУРСА

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аллегория. Аналогия. Ангелизация дамы. антропоморфизм афинский театр (скена, театрон, орхестра) буколики Бюргерство. Видение. Плутовской роман Гекзаметр Готика гуманизм Гутенбергова цивилизация. дидактические exempla дифирамб древнегреческая лирика Ереси Жонглер, хуглар, шпильман идиллия Иерархия. Канон. Карнавальность: смеховая культура, амбивалентность, шутовство, сатира. катарсис Клерикальная литература. комедия контаминация культ Прекрасной Дамы куртуазна литература меланхолия Микрокосм/ макрокосм. Миракль. Мистерия. Моралите миф мифология новелла отчуждение Парадокс. Плутовской роман   Перипетия пикареска принципат Августа рапсод Рефлексия. Рефлексивный традиционализм. ренессансный индивидуализм ренессансный реализм Реформация. риторика Риторическое (готовое) слово. рифма рыцарский роман сатира сатировская драма Секуляризация культуры. Символизм. смеховая культура софист сонет Схоластика. Сюжетные топосы (общие места) Теория двух реальностей. Традиционалистская культура. трагедия Тривий, квадривий. Трубадур Утопия. фаблио Фарс. Эдда элегия эллинистическая культура эпиграмма эпос героический эпос дидактический эпос аллегорический эпос животный  

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

В течение семестра и непосредственно перед экзаменом для всех студентов проводится ряд общих консультаций по курсу. На них высказываются методические рекомендации о том, в каких последовательности и формах следует работать, изучая курс зарубежной литературы (Античность, Средние века, Возрождение), а также даются разъяснения по наиболее сложным вопросам.

Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, и иностранные учащиеся имеют, помимо того, возможности дополнительной подготовки. На индивидуальных занятиях, проводимых в форме собеседований (с использованием контрольных вопросов и тестов, перечень которых можно найти ниже), преподаватель способен вносить конкретные коррективы в обучение каждого и одновременно осуществлять контроль над усвоением основных положений курса. Тематически индивидуальные занятия сосредоточены на наиболее существенных вопросах теоретического курса.

В зависимости от особенностей конкретной аудитории и реальных возможностей почасовой работы преподавателя круг обсуждаемых проблем может увеличиваться, либо, наоборот, сокращаться.

 

ФОРМЫПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 

Формой итогового контроля подготовки студентов по курсу «История зарубежной литературы (Античность, Средние века, Возрождение)» является экзамен. Главные критерии оценки на нем:

- мера владения всей совокупностью проблем и закономерностей;

- степень усвоения основных категорий и факторов литературного процесса античности, средневековья и Возрождения;

- четкость формулировок и грамотность аргументации;

- свобода в иллюстрировании понятий конкретным историко-литературным материалом. Поощряется экстраполяция его на современные реалии.

Основной разновидностью промежуточной проверки понимания терминологии и проблем считается межсессионная аттестация, которая проводится в середине семестра. В процессе аттестации студенты, которые пропускали практические занятия или недостаточно активно работали на них, отчитываются по соответствующим темам и участвуют в собеседовании по отдельным разделам дисциплины. Свои знания можно предварительно проверить по «Вопросам для самоконтроля и собеседования», и «Контрольным тестам». Подобные вопросы и тесты, а также терминологические диктанты адресуются и всем остальным студентам. Диктанты проводятся во время консультаций и также являются формой промежуточной аттестации.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И СОБЕСЕДОВАНИЯ

 

Назначение данного раздела – быть основой для текущей, предэкзаменационной, и последующей (вплоть до выпускного государственного экзамена) проверки собственной теоретической подготовки. Одновременно – предложенные задания, которые охватывают все основные проблемы курса «История зарубежной литературы (Античность, Средние века и Возрождение)» и сформулированы в виде вопросов, могут использоваться в качестве дополнительных и уточняющих во время проведения экзамена, межсессионной аттестации, на практических и индивидуальных занятиях. Вопросы могут быть использованы в ходе проведения письменных контрольных работ.

 

ДЕМОВЕРСИИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

Контрольная работа № 1. Средневековая литература + Итальянское Возрождение

 

Вариант Х.

 

1. Назовите основные жанры средневекового театра и дайте их краткую характеристику

2. Что такое «Эдда».

3. Образ Роланда как воплощение идеала, впитавшего а) феодально-рыцарские, б) христианские, в) народные черты.

4. Охарактеризуйте отношение гуманистов к средневековью.

5. Любовная лирика Данте: новое понимание любви, специфика женского образа.

6. Роль Вергилия в «Божественной комедии»

7. Антиклерикальная тема в «Декамероне»: идейные предпосылки ее появления, своеобразие художественного решения. Проиллюстрировать примерами.

 

 

Контрольная работа № 2. Французское, английское, испанское, северное Возрождение

 

Вариант Х

 

1. В каких произведениях эпохи Возрождения присутствует тема безумия? Чем объясняется ее появление?

2. Смысл гигантских пропорций в образной системе Ф.Рабле.

3. Оракул Божественной бутылки. Его пророчество.

4.Периодизация творчества Шекспира.

5. Где и с какой целью Шекспир использует прием «пьеса в пьесе»?

6. Назовите представителей немецкого Возрождения. Обозначьте их вклад в литературу.

7. Назовите черты Дон Кихота, говорящие о том, что это героя эпохи Возрождения.

8. Когда и почему Санчо стали подбрасывать на одеяле.

9. Образ Дианы в пьесе Лопе де Вега «Собака на сене»,

10. Перечислите основные жанрообразующие черты «плутовского романа».

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

А. Для прочтения в полном объёме:

1. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича. М., 1981 (или любое другое издание). Песни I, IV, VI, XVIII, XXII, XXIV.

2. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М., 1982 (или любое другое издание). Песни I, V, IX–XII, XIX, XXIII.

3. Эсхил. Орестея (трилогия) // Эсхил. Трагедии. М., 1978 (или любое другое издание).

4. Софокл. Царь Эдип. Антигона // Софокл. Трагедии. М., 1979 (или любое другое издание).

5. Еврипид. Медея. Ипполит // Еврипид. Трагедии: в 2 тт. М., 1980 (или любое другое издание).

6. Аристофан. Облака. Лягушки // Аристофан. Избранные комедии. М., 1974 (или любое другое издание).

7. Лонг. Дафнис и Хлоя // Античный роман I–III вв. н. э. М., 1969 (или любое другое издание).

8. Публий Вергилий Марон. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979 (или любое другое издание).

9. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., 1977 (или любое другое издание).

10. Апулей. Золотой осел или Метаморфозы // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1959 (или любое другое издание).

11. Песнь о Роланде

12. Песнь о Сиде

13. Песнь о Нибелунгах

14. Тристан и Изольда

15. Данте. Божественная комедия. (Часть I. Ад)

16. Боккаччо Дж. Декамерон

17. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

18. Сервантес. Дон Кихот

19. Лопе де Вега. Собака на сене. Фуэнте Овехуна

20. Жизнь Ласарильо с Тормеса

21. Шекспир В. Одна из комедий (Укрощение строптивой; Сон в летнюю ночь; Много шуму из ничего; Двенадцатая ночь; Как вам это понравится). Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Буря.

 

Б. Для обязательного прочтения по хрестоматии

 

Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков/ Сост.Б.Пуришев: В 2 т. М.,1974—5.

1.Саксон Грамматик. Сага о Гамлете.

2.Кельтская литература (ирландский эпос).

3. Старшая Эдда.

4. Младшая Эдда.

5. Лирика трубадуров.

6. Кретьен де Труа. Рыцарь льва.

7. Окассен и Николет.

8.Фаблио.

9. Роман о лисе.

10. Роман о розе.

11. Рютбеф. Чудо о Теофиле.

12. Господин Пателен.

13. Данте Алигьери. Новая жизнь.

 

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/

Сост.Б.Пуришев:В 2 т.М.,1959-62.

 

1. Петрарка Ф. Избранная лирика.

2. Дю Белле. Из «Защиты и восхваления французского языка».

3. Ронсар. Лирика.

4. Шекспир. Сонеты.

 

УЧЕБНИКИ И ХРЕСТОМАТИИ

 

 

1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. М., 1980.

2. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1986.

3. Дилите Д. Античная литература. М., 2003.

4. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1977.

5. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988 (или любое другое издание).

6. Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. М., 1972.

7. Хрестоматия по античной литературе: в 2 т. /Под ред. Н.Ф. Дератани и Н.А. Тимофеева. М., 1965. Т.1. Греческая литература. Т.2. Римская литература.

8. Античная литература: В 2 ч. /Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 1989, 1989.Ч.1. Греция: В 2 тт. Антология. Ч.2. Рим. Антология.

9. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение / М. П. Алексеев, В.М.Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов, З. И. Плавскин. М.: Высшая школа, Последнее издание

10. Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков / Сост. Б. И. Пуришев: В 2 т. М.: Просвещение, 1974—75.

11. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения./ Сост. Б. И. Пуришев: В 2т.М.:Просвещение.,1959—62.

12. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

13. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

14. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 2 и 3.

15. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. Метод. указания для студентов 1 курса факультета РГФ и филологического факультета/ Сост. О.Ю.Анцыферова. Иваново, 2010.

 

б) дополнительная литература:

1. Аверинцев С. С. Риторический принцип как фактор непрерывности на переходе от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.

2. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.

3. Английская литература ХХ века и наследие Шекспира. М., 1997.

4. Андреев М.Л. Итальянское Возрождение: от стиля к жанру// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

5. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

6. Андреев М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993.

7. Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. М., 1974.

8. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.

9. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984

10. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…» М., 1990

11. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. С. 182-237; 265-361.

12. Багно В.Е. Дорогами Дон Кихота. М., 1988.

13. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965.

14. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

15. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

16. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. М, 1995.

17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

18. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996

19. Боннар А. Греческая цивилизация: в 3-х тт. М., 1992.

20. Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Л., 1973.

21. Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

22. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт. М., 1996.

23. Випер Ю.Б. Поэзия Плеяды: становление литературной школы. М., 1976.

24. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1990.

25. Вулих Н. В. Овидий. М., 1996

26. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера. М., 1986.

27. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

28. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

29. Головня В. История античного театра. М., 1972.

30. Гревс Р. Мифы Древней Греции: в 2-х кн. М., 2001.

31. Грабарь-Пассек М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., 1966.

32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

33. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

34. Державин К.Н. Сервантес. М., 1958.

35. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.

36. Дживелегов А.К. Данте. М., 1946.

37. Дуров В. С. История римской литературы СПб., 2000.

38. Елина Н.Г. Данте М., 1965.

39. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера // Зайцев А. И. Избранные статьи. СПб, 2003. С. 224–250.

40. История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 1–3. М., 1983–1985.

41. История западноевропейского театра: В 7 т. М.: Искусство, 1955-1985. Т. 1. С. 127-349; 389-522; 537-559; 663-690

42. История немецкой литературы: В 5 т. М.: Наука, 1962. Т. 1. С. 193-351.

43. История французской литературы: В 4 т. М.: Наука, 1946. Т. 1. С. 209-334

44. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Методологические проблемы филологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 222-252.

45. Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981.

46. Левек П. Эллинистический мир М., 1989.

47. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1988.

48. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

49. Мандельштам О. Разговор о Данте// Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.

50. Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Художественная литература, 1971. 223 с.

51. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975.

52. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

53. Мелетинский Е. М. Средневековый роман: происхождение и классические формы. М., 1983.

54. Мифологический словарь / Авторы М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. 2-е изд. Л., 1961.

55. Мифологический словарь / Главный ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991.

56. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 тт. М., 1980–1982.

57. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.

58. Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

59. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

60. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

61. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. М., 1976.

62. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998.

63. Парандовский Я. Петрарка // Парандовский Я. Олимпийский диск. М.: Прогресс, 1979. С. 231-383.

64. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1985.

65. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

66. Пискунова С.И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы XVI—XVII веков. М., 1998.

67. Плавскин З.И. Лопе де Вега. 1562—1635. М., 1960

68. Плавскин З.И. Литература Испании IX—XV веков. М., 1986.

69. Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. СПб, 1994.

70. Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. М., 1988.

71. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

72. Проблема жанра в литературе средневековья/ Под ред. А. Д. Михайлова. М.: ИМЛИ, 1994.

73. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. - СПб.: Петрополис, 1994. - 354 с.

74. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения, М., 1978

75. Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987.

76. Сахарный М. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

77. Словарь античности. Пер. с нем. М., 1993.

78. Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

79. Светлакова О. А. "Дон Кихот" Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. 106 с.

80. Сервантесовские чтения.

81. Снеткова Н.П. «Дон Кихот». Сервантеса. Л., 1970.

82. Смирнов А.М. Из истории западноевропейской литературы. М., Л., 1964.

83. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер. М.: Молодая гвардия, 1984. 283 с.

84. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984.

85. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

86. Томашевский Н. Вступительная статья // Испанский театр. М., 1969.

87. Топоров В. Н. Эней — человек судьбы. М., 1993.

88. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

89. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Детская литература, 1977. 284 с

90. Хёйзинга,Йохан Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах: Перевод с нидерландского= Herfsttij der Middeleeuwen/ Йохан Хёйзинга; Сост. и пер. Сильверстов Д.В.; Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В.И.; Заключ. ст. и науч. коммент. Харитоновича Д.Э.- Москва:Прогресс-Культура,1995.- 413 с.,[8] л. ил., портр.- ("Памятники исторической мысли").- (Сочинения: В 3 томах /Й.Хейзинга; Т.1).

91. Хлодовский Р.М. Декамерон: поэтика и стиль. М., 1982.

92. Хлодовский Р.М. Франческо Петрарка: поэзия гуманизма. М., 1974.

93. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о нибелунгах. М., 1960.

94. Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. М., 1986.

95. Шекспировские чтения.

96. Шенбаум С. Шекспир: краткая документальная биография.

97. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1977.

98. Штейн А. «Декамерон» Боккаччо—книга о любви. М., 1993.

99. Эко, Умберто. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.

100. Шталь И. В. Одиссея — героическая поэма странствий. М., 1978.

101. Ярхо В. Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.

102. Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

103. Ярхо В. Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

104. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

105. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. М., 1979.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

4. 1. https://grammatici.narod.ru/amt.htm) На сайте GRAMMATICI опубликован обзор интернет-сайтов по классической филологии

5. https://librarius.narod.ru/href.htm Д.О.Торшилов: Обзор интернет-сайтов по классической филологии

6. https://svr-lit.niv.ru/ Богатейшее собрание отечественных учебно-методических и литературоведческих материалов по зарубежной литературе Средних веков и Возрождению.

7. https://www.centant.pu.ru/centrum/ant_ru/ant_ru_f.htm антиковедение в русской сети.

8. https://www.centant.pu.ru/centrum/ant_ru/literat.htm античная литература и искусство.

9. https://www.durov.com/study/1100629069-51.html Учебный материалы по курсу зарубежной литературы Средних веков и Возрождения, разработанные преподавателями СПбГУ.

10.. https://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_11634.pdf Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура средних веков. Возрождения, 17 века. Москва: «Академия», 2008.

11. https://www.pergam-club.ru/book/export/html/45 Литература Средних веков и Возрождения

12. https://www.philology.ru/literature3/kosikov-01.htm Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы.

13. https://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html. Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: Особенности, ценности, идеалы.

14. Библиотека «Rin.ru»

https://lib.rin.ru Здесь собрана литература разных периодов, стран, направлений.

12. Библиотека «Мифы и легенды»

https://ww.fbit.ru/free/myth/ Мифы древней Ирландии и скандинавские сказания.

13. Библиотека французской литературы в русских переводах.

https://www.russianparis.com/litterature Французский и франкоязычные авторы в русских переводах.

14. POETICA https://philologos.narod.ru/index.html

Материалы по теории языка и литературы

15. Fort/Da https://yanko.lib.ru

Библиотека Славы Янко — многожанровое собрание текстов

16. Библиотека Максима Мошкова https://lib.ru

Тексты различных книг, учебных материалов

17. Электронная библиотека.

https://www.lib.com.ua/

Электронные тексты книг

18. Мир энциклопедий

https://www.encyclopedia.ru/index.html

Базы данных по энциклопедиям и обширная библиографическая информация

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ресурсы библиотеки ИвГУ, библиотеки и медиатеки кафедры зарубежной литературы, компьютерный класс факультета РГФ

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ___________________________.

 

 

Автор доктор филологических наук О. Ю. Анцыферова

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Ресурсы библиотеки ИвГУ, кафедры зарубежной литературы, компьютерный класс.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031300 – Журналистика

 

Автор: д.ф.н. Анцыферова О.Ю.

Программа рассмотрена на заседании кафедры ____________________________________

наименование кафедры

от «_____» _____________________ 20___г., протокол № _______.

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета ______________________ факультета

 

от «_____» _____________________ 20___г., протокол № _______.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: