Россия стояла перед глобальным выбором в конце 1990-х гг. Выбор был сделан, СССР распался, разрушилась целая система связей, ценностей, норм, традиций, на основе которой выросло несколько поколений, а также целые научные и культурные школы. Целая эпоха, связанная, как с негативными страничками истории, так и с поистине великими, канула в прошлое. Однако, Россия по-прежнему, стоит перед выбором, так как до сих пор не найдет свой путь, свое «Я», в то время как рискогенное пространство все расширяется и расширяется, распространяясь на все жизненно важные сферы социального бытия, что однозначно позволяет рассматривать российское общество как общество всеобщего риска.
В российской социологической науке утвердилось также определение риска с позиции неопределенности. В этом контексте риск выступает следствием непредвиденности ущерба в результате того или иного выбора. Рост социальных рисков в современном российском обществе способствовал тому, что сегодня исследователи риск рассматривают как сущностную характеристику социальной деятельности и социальной реальности. Такого мнения придерживаются многие российские исследователи (А.П. Альгин, В.И. зубков, Ю.А. Зубок, Н.Л. Смакотина и др.[18]).
В социологии безопасности выделяют три подобласти[19]:
· социологию гуманитарной безопасности,
· социологию природной безопасности,
· социологию техногенной безопасности.
Каждая из обозначенных подобластей имеет свою предметную область исследования проблемы безопасности, в зависимости от основного источника угроз для социальной безопасности. Так, в рамках гуманитарной безопасности социология изучает проблемы обеспечения безопасности человека в контексте сложившихся общественных отношений. При этом учитывается, что безопасное существование человека зависит от многочисленных факторов. Эти факторы связаны с условиями его жизнедеятельности, состоянием социального здоровья, системой обеспечения его прав и свобод, возможностями реализации жизненных планов, стремлений, возможностей и потребностей в рамках свободного развития духовного, интеллектуального, культурного, национального потенциала человека. Базовым понятием в социологии гуманитарной безопасности выступает понятие духовной безопасности общества. Духовная безопасность общества является важнейшим условием обеспечения безопасного развития личности, общества и государства, поскольку фундамент любого общества и основа его безопасности – это его духовно-нравственный потенциал.
|
В рамках социологии природной безопасности внимание социологов акцентируется на угрозах безопасности российского общества со стороны внешних по отношению к обществу сил – природных, которые, в то же время, часто становятся опасными для человека и его здоровья в результате человеческой деятельности, направленной против природы и вопреки ее законам. С того момента, как человек стал отдаляться от природы, совершенствуя все больше и больше свой искусственно созданный и сконструированный в соответствии с идеями технического прогресса мир, природа, ее законы и последствия их нарушения все меньше стали интересовать человечество, активно эксплуатирующее природу и в неисчисляемом количестве использующее ее запасы. Такая недальновидность уже привела к тому, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы, и будущие поколения самым критическим образом отнесутся к действиям современных поколений, не думающих о будущем человечества и Земли.
|
Многочисленные природные бедствия – землетрясения, цунами, наводнения, оползни и т.д., фиксируемые на протяжении последнего десятилетия, заставляют задуматься о последствиях человеческой деятельности и допустить мысль, что природа начинает мстить человеку – «венцу природы» за то, что он, став приверженцем технического прогресса, подчинил его целям и задачам природу.
В этой связи, социология техногенной безопасности сконцентрировала внимание на угрозах, которые несет человечеству технический прогресс. У человечества есть два пути развития – духовный и техногенный. Для нас очевидно, что сделанный давно выбор в пользу второго пути сейчас показывает ошибочность одностороннего выбора, который может стать причиной гибели человеческой цивилизации. Вместе с тем, преимущества, которые несет с собой научно-технический прогресс, настолько очевидны, что свернуть с этого пути уже представляется практически невозможным. Поэтому видится только один путь – гармоничное сочетание духовного и техногенного в развитии человеческого общества, иначе со временем человек уподобится созданным им «умным машинам» и в нем не останется ничего гуманного.
Каждое социальное явление с целью его изучения и измерения предполагает наличие определенных критериев. Выделить критерии безопасности достаточно сложно с учетом многоаспектности и многогранности этого явления. В социологической науке еще не разработана единая критериальная основа для изучения безопасности. И большинство ученых занимаются исследованием какого-либо отдельного вида социальной безопасности.
|
В данной монографии предлагается авторская классификация критериев безопасности, при формировании которой мы исходили из значимости тех или иных показателей для безопасного функционирования личности и общества. Мы учитывали, что существует три ключевых группы угроз социальной безопасности: природогенная, техногенная и собственно социальная или гуманитарная как результат человеческих отношений. На этом основании критерии безопасности также разделены нами на три группы.
Первая группа критериев выстроена на основе природного источника угрозы безопасности и включает в себя следующие показатели:
- состояние экологии и динамика ее изменения (потепление, похолодание, загрязнение);
- скорость уменьшения природных запасов и их возобновления;
- уровень природных катаклизмов, катастроф (землетрясений, наводнений, ураганов и т.д.).
Вторая группа критериев выстроена на основе техногенного источника угрозы безопасности и характеризуется следующими показателями:
- количество и динамика технических изобретений и открытий, угрожающих безопасности человечества;
- степень опасности для жизни человечества и отдельно взятого общества технических изобретений и открытий;
- динамика в области изобретения и выпуска оружия массового поражения (атомное, ядерное) и тенденции в сфере разоружения и, наоборот, вооружения в мировом пространстве;
Третья группа критериев безопасности, самая многочисленная, основана на источниках угроз социального происхождения как общественных отношений и включает следующие показатели:
- демографические – показатели продолжительности жизни, смертности, рождаемости, брачности, разводимости, миграции, характеризующие воспроизводственный потенциал общества и его жизнеспособность в целом;
- уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения. При сохранении продолжительной тенденции снижения социального самочувствия населения происходит снижение духовно-нравственного потенциала общества и, как следствие, под угрозой оказывается стабильное и безопасное развитие социума и государства;
- качество жизни как интегрированный показатель комплексной характеристики условий жизнедеятельности населения. Качество жизни выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе[20];
- уровень девиации и преступности, отражающий количество преступлений и их динамику за определенный период времени. Кроме того, немаловажное значение имеет анализ поло-возрастных особенностей преступности (детская, подростковая, молодежная, женская, мужская и т.д.);
- индекс нравственного состояния общества (ИНСО), основанный на интеграции таких показателей, как количество (на 100 жителей) убийств; беспризорных детей; индекс коррупции; индекс Джини – неравномерность распределения доходов[21];
- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как показатель интеллектуального потенциала обществ. Под ним понимается совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, задействованных в двух тесно связанных между собой ключевых областях духовной жизни общества – науке и образовании. ИРЧП показывает созданную и накопленную в обществе способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов[22]. ИРЧП измеряется во всех странах мира по инициативе ООН с 1990 г.: высокий уровень ИРЧП считается у тех стран, у которых ИРЧП равен 80 пунктам и выше;
- уровень социального расслоения и поляризации в обществе, измерение которого предполагает изучение социальной структуры общества, уровня бедности и степени социальной поляризации, наличия и численности среднего класса в обществе;
- уровень социальной конфликтогенности в обществе.Он отражает характер социальных отношений между различными социальными группами в социально-политической, экономической, этнокультурной, религиозной и других сферах общественной жизни. Рост социальной конфликтогенности в обществе является серьезной угрозой целостности и стабильности государства, особенно такого полиэтничного, как Россия;
- уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе, который отражает характер правового пространства в государстве, систему контроля за соблюдением правовых норм и практику защиты прав и свобод его граждан. Этот показатель зависит от уровня развития гражданского общества и развитости его гражданских структур, что, в свою очередь, определяется наличием традиций либерализма и демократизма в социуме как основы для становления гражданского общества и правового государства;
- уровень стабильности институциональной системы, отражающий степень функциональной эффективности функционирования социальных институтов. Кризисный характер функционирования институциональной системы в обществе или какого-либо социального института является источником угрозы безопасности общества как социальной системы. К примеру, кризисное состояние основных социальных институтов, ответственных за образование и воспитание молодого поколения (семья, образование, спорт) имеет самое непосредственное отношение к росту показателей девиантности российской молодежи, снижения ее духовно-нравственного потенциала, социального здоровья. В массовом масштабе эти явления в молодежной среде представляют одну из самых опасных угроз безопасному существованию общества и его существованию вообще;
- уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ. Система ценностей является фундаментом общества, на котором выстраиваются все типы социальных отношений: экономических, политических, культурных, семейных и т.д. Так как ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости, поскольку через них осуществляется регуляция человеческой деятельности, они выступают гарантом национальной безопасности общества, а их изменение, в свою очередь, формирует угрозу безопасности общества.