ТЕМА: «БИОЭТИКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ»




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОЭТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

по

БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ

 

(учебное пособие)

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

УДК 614. 253

 

Сборник ситуационных задач по биомедицинской этике // В.А. Киселев. Под ред. Е.В. Власовой - Екатеринбург, УГМА, 2009. 44 с. ISBN 978-5-89895-392-8

 

 

В настоящем сборнике представлены ситуационные задачи по биомедицинской этике. Цель сборника – оказать методическую помощь студентам в закреплении знаний по данному предмету и формировании навыков самостоятельного решения биоэтических проблем.

 

Составитель кандидат философских наук, доцент В.А.Киселев

Отвественный редактор кандидат философских наук, доцент Е.В. Власова

 

 

Рецензенты:

- доктор медицинских наук, профессор, член – корреспондент РАЕ,

действительный член Европейской Академии Естествознания Дитятев В.П.;

 

- заместитель директора по научной работе ФГУН «Екатеринбургский НИИ

вирусных инфекций», доктор медицинских наук Мальчиков И.А.

 

ISBN 978-5-89895-392-8

 

 

Уральская государственная

медицинская академия, 2009.

 

Киселев В.А.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей целью изучения студентами биомедицинской этики состоит в формировании биоэтической культуры будущего врача. Как и любая другая профессиональная культура, биоэтическая культура включает не только знания, но и профессиональные навыки. Применительно к биоэтике навыки врача заключаются в том, чтобы увидеть в медицинской практике биоэтическую проблему, оценить ее и грамотно решить. Ведь за каждой проблемой стоят интересы, здоровье, блага пациентов.

Предложенные в сборнике ситуационные задачи представляют собой реальные случаи (казусы) из разных областей медицинской практики. Задачи распределены по темам курса и ориентированы на основные области современной медицины: терапия, репродуктивная медицина, трансплантация, психиатрия, реаниматология, генные технологии, биомедицинские исследования. Некоторые темы курса являются общими для любой области медицины: врач-пациент, медицинская тайна, дефекты медицинской помощи. Поэтому, если сами ситуационные задачи не повторяются в различных темах, то биоэтические вопросы и проблемы в некоторых случаях совпадают.

Решение ситуационных задач студентами младших курсов не только закрепляет знания этических, правовых, религиозных, экономических и др. принципов, положений, но и способствует формированию навыков решения реальных проблем медицинской практики.

Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам, а также Антонову С.М. и Юнусовой Л.Ф., аспирантам кафедры философии, биоэтики и культурологии, за полезные, вдумчивые, профессиональные замечания и предложения, сделанные ими в процессе обсуждения биоэтических проблем аспирантского курса.

 

ЗАДАЧИ ПО ТЕМАМ КУРСА стр.

 

1. Биоэтика: возникновение, принципы, проблемы ……. - 4

2. Врач-пациент……………………………………………..- 6

3. Медицинская тайна …………………………………….. - 10

4. Право на жизнь и репродуктивная медицина ………… - 13

5. Право на достойную смерть: эвтаназия, хоспис ……… - 16

6. Биоэтические проблемы трансплантации …………….. - 21

7. Дефекты медицинской помощи ………………………… - 22

8. Психиатрия и биоэтика …………………………………. - 26

9. Биоэтические проблемы медицинских исследований… - 28

10. Геномика и генные технологии ……………………….. – 29

 

Ответы на ситуационные задачи ……………………… 31 - 44

 

 

ТЕМА: «БИОЭТИКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ»

ЗАДАЧА № 1.

Среди врачей, особенно неврологов, существовала традиция осматривать пациентов полностью обнаженными. Эта традиция сохранилась и поныне. Вместе с тем, подобный осмотр, в частности, если врач-мужчина осматривает молодую красивую женщину, порождает ряд понятных проблем. Со стороны истеричных пациенток часты были обвинения сексуального характера в адрес врачей, поэтому врачи «страховали» себя, производя осмотр больной в присутствии близких родственников.

/Фрейд З. Толкование сновидений. М.,1998/

Вопрос:

- в чем заключалась этическая противоречивость «понятных проблем»?

 

 

ЗАДАЧА № 2.

 

В небольшую больницу были одновременно доставлены молодой человек, чеченец по национальности, и русский майор милиции, которые в криминальной ситуации травмировали друг друга. Общее состояние пострадавших было примерно одинаковым. Русские по национальности врачи оказали полноценную медицинскую помощь майору милиции и фактически отказали без уважительных причин в оказании полноценной помощи молодому человеку, ограничившись лишь остановкой наружного кровотечения. Неоказание медицинской помощи пострадавшему привело к развитию у него опасного для жизни состояния.

Вопрос:

- есть ли в действиях врачей нарушение этических принципов? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 3.

 

Американский биоэтик Д. Каллахан утверждает: «Адекватная система здравоохранения должна удовлетворять потребности людей, чтобы предотвращать преждевременную смерть, но одновременно должна устанавливать предел стремлению отдельного человека к продлению жизни до очень преклонного возраста при огромных затратах».

(«Всемирный форум здравоохранения».1993.Т.14. № 2, с.21.)

 

Вопрос:

- какие биоэтические ценности вовлечены в противоречивое отношение американским автором? Прав ли Д.Каллахан?

 

 

ЗАДАЧА № 4.

 

. «Но вызовут к врачу – не обрадуешься, там тебя особенно поразит эта лубянская механичность. Во взгляде врача не только нет озабоченности, но даже простого внимания. Он не спросит: «На что вы жалуетесь?», потому что тут слишком много слов, да и нельзя произнести эту фразу без интонации, он отрубит: «Жалобы?». Если ты слишком пространно начнешь рассказывать о болезни, тебя оборвут. Ясно и так. Зуб? Вырвать. Можно мышьяк. Лечить? У нас не лечат».

(Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг / М.С.С. Т.5, с.149)

 

Вопрос:

- чем обусловлена «лубянская механичность» врача в отношении к пациенту?

 

 

ЗАДАЧА № 5.

 

Во время отдыха на территории Крыма гражданин Российской Федерации госпитализирован в городскую больницу г. Ялта с диагнозом «обострение двустороннего хронического отита». За лечение с него была взята плата.

 

Вопрос:

- законно ли взятие платы с пациента?

 

 

ЗАДАЧА № 6.

 

Гражданин России житель г. Владивосток (застрахованный по ОМС по месту регистрации г. Владивосток), находившийся в командировке в г. Москве, обратился за медицинской помощью по поводу обострившейся язвенной болезни в городскую больницу. Дежурным врачом медицинская помощь ему не была оказана по причине того, что он не имеет постоянной регистрации в г. Москве.

 

Вопрос:

- законен ли отказ в медицинской помощи?

 

 

ЗАДАЧА № 7.

 

Заведующий лабораторией отказался перевести 16-летнюю девушку, которая работала с концентрированными препаратами и сослалась на ухудшение здоровья, на другую работу, мотивируя это тем, что на данную работу он не может найти желающих.

 

Вопрос:

- нарушены ли права девушки?

 

 

ЗАДАЧА № 8.

 

Повторяю в который раз для всех – у нас в клинике свой кодекс о труде: врач работает столько, сколько нужно для больного. Начало – ровно в девять, конец – когда будет сделана вся работа. Второе: если врач не годится – он должен уйти. Сам, без вмешательства дирекции и профсоюза. Вопрос о соответствии решаю я.

(Амосов Н.М., 1976, с.50)

 

Вопрос:

- прав ли в своих утверждениях известный кардиохирург?

 

 

ТЕМА: «ВРАЧ – ПАЦИЕНТ»

ЗАДАЧА № 1.

.

В больницу для проведения плановой операции поступил Н., его осмотрели: старший ординатор отделения, лечащий врач, оперирующий хирург, анестезиолог; были изучены также заключения специалистов. Противопоказаний к операции обнаружено не было. Во время операции возникло тяжелое осложнение, связанное с повышенной ломкостью и хрупкостью сосудов из-за врожденного генетического заболевания. С целью предотвращения развития гангрены и сохранения жизни пациента врачи ампутировали ему нижнюю конечность. Районный суд г. Москвы в иске к больнице отказал, так как не была доказана причинная связь между техникой производства операции и наступившим осложнением.

Вопрос:

- какай аспект принципа «не вреди» реализован врачами в данном случае?

 

 

ЗАДАЧА № 2.

 

В детскую городскую больницу родителями был доставлен 7-летний ребенок с диагнозом «анемия». Требовалось срочное переливание крови. Родители от этой процедуры отказались, сославшись на то, что это им не позволяют религиозные убеждения. Врачи не стали делать данную процедуру. Ребенок умер оттого, что ему своевременно не перелили кровь.

 

Вопрос:

- какой модели соответствовали действия врачей? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 3.

 

Гражданка Н. купила «голливудскую» улыбку в ульяновском стоматологическом кооперативе «Дантист»: ей протезировали сразу верхнюю и нижнюю челюсти. Зубные боли, кровотечение – лишили женщину сна. А «голливудская» улыбка получилась с каким-то оскалом больного цингой. Суд после проведения независимой судебно-медицинской экспертизы удовлетворил исковое заявление пациентки: 15 000 руб. В столице ей за эту сумму сделали новую верхнюю челюсть.

Вопрос:

- какая ценность «привела» гражданку Н. к стоматологам?

 

 

ЗАДАЧА № 4.

 

Перед вами речевые формы из медицинской практики:

- «пожили бабушка, и хватит»,

- «неужели вы так боитесь смерти?»,

- «такая молодая и…такая больная?»,

- «ложитесь бабушка, сейчас мы вам снимем голову».

 

 

Вопрос:

- в какой модели отношения «врач - пациент» чаще всего возможны подобные реплики? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 5.

 

«И вот еще сложный вопрос: право больного выбирать врача. Иностранцы часто спрашивают: «Может ли больной у вас …» и т.д. Нет, не может. Не принято. И нельзя разрешать. Хотя, не скрою, тяжело для пациентов ложиться на стол к аспиранту Жене или ординатору Степе. Но, отказов почти нет. Доверие к клинике».

(Амосов Н.М., 1976)

 

Вопрос:

- какой модели отношения «врач-пациент» придерживается автор?

 

 

ЗАДАЧА № 6.

 

Три года назад Николаю сделали операцию по поводу аденомы предстательной железы. Послеоперационный период был сложным, и через полгода у Николая развилась стриктура, (сужение) мочевыводящего канала, что потребовало повторной операции.

Суть конфликта такова: - пациент утверждает, что его не предупредили о возможных последствиях операции, иначе бы он не согласился на нее, и требует компенсации причиненного морального вреда; - врачи уверены в том, что перед операцией разговор с пациентом состоялся, и не считают себя виновными в данной ситуации.

 

Вопрос:

- почему возник конфликт между врачами и пациентом? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 7.

 

Жительница Новосибирска 5 месяцев носила в себе металлический зажим Кохера длиной 26 см., забытый во время операции; в результате чего лишилась части кишечника.

 

Вопрос:

- какие принципы биоэтики нарушены медперсоналом: этические, эстетические, правовые? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 8.

 

«А впереди еще похороны. Пойти – может, родственникам будет противно смотреть на мое лицо: «Пришел на похороны своих жертв». Не пойти – опять: «Бессовестный, угробил и даже последний долг не отдал». Обязан идти. Пусть все смотрят. Если бы врачи ходили за гробом своих пациентов, наверное, никто бы не стал врачевать».

(Амосов Н.,1976)

Вопрос:

- оправдана ли этически и юридически «обязанность» идти «на похороны своих жертв»? Поясните.

ЗАДАЧА № 9.

 

Больному бронхитом назначили стрептомицин. Однако, подавая ему лекарство, провизор спросила: «У вас что – туберкулез?» Больной ответил: «Нет». Придя, домой, больной почувствовал потливость, слабость, вспомнил, что был в контакте с туберкулезным больным и … заболел туберкулезофобией (навязчивый страх заболеть туберкулезом).

 

Вопрос:

- что перед нами: эгротогения, ятрогения, эгогения, сестрогения? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 10.

 

Врач-стоматолог из-за собственной невнимательности вместо новокаина набрал в шприц формалин и ввел его в нижнюю челюсть пациентки: результатом явился некроз костной и мягких тканей. Образовавшаяся на лице и шее язва не заживала более 1 месяца. Затем на месте язвы от нижней челюсти до нижней трети шеи сформировался рубец, который привел подбородок к грудине.

 

Вопрос:

- какая ценность и какие принципы этики нарушены врачом?

 

 

ЗАДАЧА № 11.

 

Медицинская сестра должна была ввести больной внутривенно раствор брома. Взяв из медицинского шкафа, где обычно стоял бром, склянку с бесцветной жидкостью и, не обратив внимания на этикетку, сделала инъекцию. У больной сразу же после инъекции начались судороги. Несмотря на принятые меры, больная через час погибла. Оказалось, что вместо брома сестра ввела 10 мл. дикаина.

 

Вопрос:

- какой характер действий медсестры предопределил смерть пациентки: экономический, политический, моральный, психологический, религиозный, правовой? Поясните.

 

 

ЗАДАЧА № 12.

 

Врач С. сильно расстраивается, когда пациенты до или после визита к ней консультируются по той же проблеме у другого врача. Она считает это потерей времени и вредным для здоровья пациентов и поэтому решает поставить пациентов перед выбором: либо они прекращают визиты к другим врачам по той же проблеме, либо она перестает их принимать, кроме этого, она намеревается обратиться в свою медицинскую ассоциацию, чтобы та пролоббировала в правителстве запрет на подобное поведение пациентов.

(Прецедент из медицинской практики США)

Вопрос:

- права ли врач С. в своем способе решения проблемы права пациента на выбор врача?

 

ЗАДАЧА № 13.

 

Доктор М., молодой анестезист городской больницы, вызван главным хирургом в операционную. Хирург использует несовременные технологии, которые удлиняют операцию и приводят к более сильным после операционным болям и увеличению времени выздоровления. Более того, он часто отпускает грубые шутки в адрес пациентов и среднего медицинского персонала. Как молодой специалист, доктор М. опасается и не очень хочет критиковать хирурга при всех или докладывать об имеющих фактах вышестоящему руководству. Тем не менее, он чувствует, что необходимо предпринимать какие-то меры для изменения ситуации. (США)

 

Вопрос:

- как поступить доктору М.?

 

 

ЗАДАЧА № 14.

 

В детскую городскую больницу родителями был доставлен 7-летний ребенок с диагнозом «анемия». Требовалось срочное переливание крови. Родители от этой процедуры отказались, сославшись на то, что это им не позволяют религиозные убеждения. Врачи не стали делать данную процедуру. Ребенок умер оттого, что ему своевременно не перелили кровь.

 

Вопрос:

- правы ли врачи, не спасшие жизнь ребенка?

 

 

ЗАДАЧА № 15.

 

Перед вами две реплики врачей:

 

* Стоматолог: «Конечно, можно сделать дешевую пломбу, но зачем мне тогда тратить полтора часа на работу. Идите в «районку» или платите здесь 700 рублей за светоотражающую пломбу»

 

* Терапевт: «Буду я вам сообщать результаты анализов за 50 рублей, которые стоит повторное посещение! Кому платили 200 рублей за первичный осмотр, к тому и идите за трактовкой».

 

Вопрос:

- какое биоэтическое противоречие представлено в этих репликах?

 

 

ЗАДАЧА № 16.

 

Ребенок поступил из загородного оздоровительного лагеря в ближайшую больницу по «скорой помощи» с острой хирургической патологией. Ситуация быстро ухудшалась. Но вместо того, чтобы немедленно спасать ребенка, врачи решили предварительно вызвать и дождаться родителя, чтобы тот приехал и поставил свою подпись в истории болезни.

 

Вопрос:

- правы ли врачи в данном случае, ожидая решения родителя?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: