Внешняя политика Шммидта




На проведение внешнеполитического курса ФРГ очень повлиял кризис политики разрядки, за ЕОУС метно обострившиеся на рубеже 1970-1980-х гг. отношения между Востоком и Западом (ввод советских войск в Афганистан, провозглашение президентом США Р. Рейганом Советского Союза «империей зла», объявление военного положения в Польше, размещение в странах — членах Организации Варшавского договора модернизированных советских ракет средней дальности СС-20 взамен устаревших СС-4 и СС-5).

¾ 12 декабря 1979 г. сессия НАТО приняла решение разместить на территории Западной Европы 108 американских ядерных ракет «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования («ядерное довооружение»). При этом, с согласия Шмидта, на территории ФРГ должны были разместиться все 108 ракет «Першинг» и 96 крылатых ракет.

¾ ФРГ отказалась от участия в Олимпийских играх 1980 г. в Москве.

В первой половине 1980-х ггвнешняя политика Федеративной Республики в годы правления канцлера Г.Коля осуществлялась в условиях нараставшей конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

С одной стороны, Коль укреплял атлантические связи:

¾ в ноябре 1983 г. бундестаг одобрил размещение американских ракет средней дальности на территории ФРГ (в рамках решения НАТО о «довооружении»).

¾ ФРГ подключилась к объявленной руководством США программе развертывания новой космической системы противоракетной обороны — СОИ («стратегическая оборонная инициатива»).

С другой стороны, Западная Германия имела сильные экономические интересы в торговле с СССР и странами Восточной Европы.

¾ В 1987 г. оно заявило о поддержке Договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и малой дальности и о своей готовности уничтожить размещенные на территории ФРГ американские ракеты «Першинг».

¾ Конструктивную позицию заняла ФРГ на переговорах по химическому разоружению и сокращению обычных вооружений в Европе, проходивших во второй половине 1980-х гг.

В 1980-е гг. более четко формулируется политика ФРГ в отношении развивающихся стран. Она предполагала значительное усиление экономического проникновения ФРГ в страны Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока. Внешнеэкономическая экспансия западногерманского капитала базировалась, безусловно, на индустриальной мощи страны и отчасти облегчалась отсутствием груза колониальной ответственности в прошлом.

К началу 1980-х гг. ФРГ вышла на третье место в мире после США и Японии по масштабам экономической экспансии на рынки развивающихся стран, а также на третье место после США и Франции по размерам государственных субсидий в рамках «помощи развитию». В 1980 г. помощь ФРГ составила 1 млрд марок на двусторонней основе и 0,5 млрд марок на многосторонней. При ее активном участии принимаются программы по сокращению задолженности 30 беднейшим странам мира.

Внешняя политика ГДР

Как и ФРГ, ГДР после своего образования не обладала возможностью проводить самостоятельную внешнюю политику.

В марте 1954 г. Советское правительство заявило, что оккупационный режим в Восточной Германии упраздняется, и ГДР располагает отныне полным суверенитетом. На самом деле этот суверенитет в условиях «холодной войны» был формальным и ограниченным. 14 мая 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) — военно-политический блок социалистических стран Восточной Европы во главе с СССР, куда вошла и ГДР.

20 сентября 1955 г. был подписан договор об отношениях между ГДР и СССР, который предоставил Восточной Германии формально «полный государственный суверенитет». Советский Союз признал независимость ГДР во всех вопросах внешней и внутренней политики.

Вместе с тем Советский Союз выполнял обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, на ее территории по-прежнему оставались советские войска. Двусторонние соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи были заключены ГДР с большинством социалистических стран. Наряду с членством в ОВД и Совете экономической взаимопомощи (СЭВ), созданном в 1949 г., это создавало дополнительные договорные гарантии неотъемлемости ГДР от социалистической системы.

Объединенная Германия в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. Например, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.

Германия является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические события 11 сентября в США заставили руководство ФРГ в значительной степени пересмотреть основные принципы своей внешней и оборонной политики.

¾ 4 тыс. военнослужащих ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории Афганистана.

¾ в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями были посланы в Боснию и Герцеговину.

С другой стороны, летом 2002 г. правительство Германии весьма категорично высказалось против войны США с Ираком и, тем более, против участия Германии в этой войне.

Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Именно Германия проявляет наибольшую заинтересованность в сохранении политической стабильности в странах, расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион направляется 53% ее экспорта. На рубеже веков интенсивно создаются совместные предприятия с Польшей, Венгрией, Чехией, другими странами.

Большое внимание уделяется в Германии развитию отношений с Россией. Германия проявляет большой интерес к импорту российского природного газа и нефти, участию германского капитала в их разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество с компанией «Газпромом».

В последние годы расширилось экономическое сотрудничество Германии с Китаем, Индией, где создаются германские торговые представительства и многочисленные совместные предприятия. В эти страны интенсивно проникает германский капитал. Германию особенно интересуют японские, тайванские, южнокорейские разработки новейших технологий.

Правительство А.Меркель активно взялось за развитие двустороннего сотрудничества с Китаем. Уже в 2006 году состоялись три германо-китайские встречи на высшем уровне, в ходе которых был согласован ряд важных документов. В частности, в сентябре в Берлине были подписаны соглашения о кооперации в области производства медицинской техники и биотехнологии, об учреждении института германо-китайских молодежных обменов, об открытии в Германии (третьего по счету) Института им. Конфуция по изучению китайского языка и культуры, о строительстве на китайских верфях для ФРГ восьми контейнеровозов и шести танкеров на сумму в 620 млн. долларов.

Особенно активизировались в последнее время отношения с Турцией. Как известно, в Германии постоянно расширяется турецкая диаспора, а Берлин стал самым большим после Стамбула и Анкары «турецким» городом. Турция становится важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными «воротами» на Ближний и Средний Восток. Товарооборот с этой страной в 2001 г. составил уже 2% от суммарного показателя Германии во внешней торговле.

Деятельность Германии и германского капитала в Африке является составной частью глобализации внешней политики Германии. Ежегодный объем германской помощи развитию стран Африки на протяжении двух последних десятилетий стабильно превышает 1 млрд дол. и фактически достигает уровня американской. Самыми большими получателями германской помощи являются Египет, Тунис, Марокко, Судан, Танзания. На Африку приходится до 2,2% внешней торговли ФРГ. Важнейшими торговыми партнерами Германии в настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.

То. основные направления германской внешней политики:

¾ дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток;

¾ обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ;

¾ дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий;

¾ усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности;

¾ укрепление и уважение прав человека во всем мире;

¾ расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ;

¾ обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: