I Социально-экономическое развитие Германии на рубеже XX-XXI века




Тема: Германия в конце XX-XXI века

План:

1 Социально-экономическое развитие Германии на рубеже XX-XXI века

2 Политическое развитие Германии на рубеже XX-XXI века

3 Внешняя политика Германии на рубеже XX-XXI века

 

I Социально-экономическое развитие Германии на рубеже XX-XXI века

Федеративная Республика Германия является одной из ведущих держав мира.

Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она входит в пятерку крупнейших стран по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

Современное состояние экономики стало результатом непростого пути, который прошла страна в течение послевоенного (с 1945 года) периода.

Последствия второй мировой войны для Германии были катастрофическими.

Объем промышленного производства в 1946 г. составлял около 33 % от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза, каждый второй немец был безработный, 20 % жилья было полностью разрушено, а 25 % повреждено.

Стране требовались реформы для выхода из кризиса.

После крушения фашизма активным пропагандистом рыночной модели экономики был Людвиг Эрхард, который после победы на парламентских выборах 1949 года Христианско-демократического союза (ХДС), по предложению канцлера Конрада Аденауэра(1949-1963гг.), стал министром экономики.

В основу социально-экономической модели Эрхарда, получившей название «социального рыночного хозяйства», то есть экономики, функционирующей по правилам рынка, однако с добавлением социальных гарантий (пенсий, пособий по безработице, оплаты больничных листов, охраны окружающей среды, общественного строительства и др.).

Для перехода от существовавшей административной экономики к свободной рыночной необходимо было осуществить следующие шаги: провести

¾ денежную реформу, направленную на создание твердой валюты;

¾ освобождение цен от государственного регулирования;

¾ стимулирование частного предпринимательства.

Одним из наиболее болезненных мероприятий при реформировании экономики стала денежная реформа. В 1948 г. в течение одного дня было объявлено о вводе новой валюты – дойчмарки (DM). Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20. Пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили быстро возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы.

В тоже время вводились элементы социальной реформы6

♦ введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

♦ определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

♦ программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

♦ восстановление дееспособности пенсионного страхования и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

♦ введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

Другой особенностью экономического развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», который характеризуется значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии стали достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг.

США предложили программу оказания финансовой помощи разрушенной послевоенной Европе, получившую название плана Маршала. Общий объем помощи Германии за время действия программы (1948-1951 г.) составил около 3,12 млрд долл США (для всей Европы - 17 млрд долл. США).

Линию социально-рыночного хозяйства придерживались и последующие канцлеры Германии:

Людвиг Эрхард 1963-1966гг.
Курт Кизингер 1966-1969гг.
Вили Брант 1969-1974гг.
Гельмут Шмидт 1974-1982гг.
Гельмут Коль 1982-1998гг.

Однако, в 1990г. наметился кризис немецкой модели социально-рыночной экономики.

У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев.

Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является:

¾ Высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии таким образом становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу.

¾ Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

¾ Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом.

¾ Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством вполне конкурентоспособных предприятий в США и Японии, следует признать полную несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.

¾ Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии консолидация Восточных и Западных земель.

В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.

Избрание федерального канцлера Г. Шредера 27 сентября 1998 г. символизировало “новый дух” и “другой период” развития.

Герхард Шредер(1998-2005гг.) призвал все немецкое общество приложить усилия для оживления экономики страны. Основными положениями нового курса экономики Германии стали:

¾ налоговая реформа: сокращение ставки налога на прибыль компаний с уровня 45% до 35% в 2001 г.;

¾ сокращение расходов федерального бюджета на 16,7 млрд. долл.;

¾ сокращение пенсионных расходов государства и введение налоговых льгот для частных пенсионных сбережений;

¾ создание гибкого рынка труда, поощрение занятости и изменение прежней системы коллективных соглашений работников и работодателей.

В марте 2003 Шрёдер запустил программу либеральных экономических реформ, известную как «Повестка 2010». Она предусматривает либерализацию трудового законодательства с целью стимулирования создания новых рабочих мест, ограничение расходов на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение. К августу 2007 Шрёдер достиг определённых успехов в борьбе с безработицей: число безработных в Германии сократилось до 3,7млн человек, или 8,8 % трудоспособного населения.

22 ноября 2005 года Ангела Меркель была избрана на пост федерального канцлера ФРГ, получив 397 из 611 голосов депутатов бундестага 16-ого созыва.

Она стала первой женщиной-федеральным канцлером и одновременно в свои 51 год самым молодым федеральным канцлером за всю историю ФРГ. Она также первый представитель новых федеральных земель на этом посту и первый федеральный канцлер с естественнонаучным образованием.

С конца 2000 года Ангела Меркель пытается ввести понятие «новой социальной рыночной экономики», базирующееся на известном термине «социально-ориентированной рыночной экономики», является продолжение линии Л.Эрхарда.

В последнее время развитие экономики ФРГ не было равномерным и она следовала в русле основных международных экономических проблем. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял и на экономику Германии, которая в 2009 году пережила самый сильный спад за всю послевоенную историю. Так из-за резкого сокращения экспорта и инвестиций ВВП уменьшился на 4,7% по сравнению с 2008 годом. Дефицит государственного бюджета составил 3,2 % ВВП. По итогам 2009 года Германия с экспортом равным 1,05 трлн долл. США за 11 месяцев уступила мировое лидерство по экспорту Китаю. Тем не менее, на частном потреблении экономический кризис не сказался: цены на товары и услуги остались на прежнем уровне. Кроме того, уже с третьего квартала 2009 г. экономика начала демонстрировать положительную динамику, и Германия стала медленно выходить из рецессии. В 2010 г. объем экспорта Германии вырос на 14,2% (вслед за падением на 14,3% годом ранее), тогда как импорт увеличился на 13% (годом ранее - снижение на 9,4%).

В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются

♦ транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

♦ общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

♦ электротехническая промышленность;

♦ точная механика и оптика;

♦ химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

♦ черная металлургия,

♦ автомобилестроение.

Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»).

С конца XIX в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии.

С конца XIX в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе. Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.

Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни на крупнейших в Европе и мире воздушные гавани и морские порты.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая отрасль - животноводство. Германия экспортирует мясо, масло, зерно.

Таким образом, пройдя в ходе послевоенного развития целый ряд этапов, в основе которых лежали различные социально-экономические подходы, Германия и сегодня старается придерживаться тех традиций, которые были заложены в модели «социального рыночного хозяйства», разработанной и реализованной на практике Л.Эрхардом. Федеративная Республика Германия, обладая одной из самых мощных экономик, прочно удерживает свои лидирующие позиции среди ведущих стран мира в развитии передовых промышленных технологий и сферы услуг и по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), обобщающему социальные достижения страны, занимает 10-е место в мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: