Конструкции осевых насосов и насосных установок




Осевые насосы выполняются с вертикальным и горизонтальным валом одноступенчатыми и двухступенчатыми с жестко закрепленными и поворотными лопатками. Рабочие колеса осевых насосов имеют от двух до шести изогнутых лопаток, закрепленных цапфами на втулке, Лопатки тщательно обрабатываются и в сечении имеют крыльевой профиль. В рабочем положении лопатки устанавливаются под определенным углом к плоскости вращения рабочего колеса (рис. 59).

Лопатки рабочего колеса изготовляются стальными и бронзовыми. Стальные лопатки имеют покрытие из нержавеющей стали для предохранения от коррозий и кавитационных разрушений. Корпус осевого насоса имеет форму цилиндра с изгибом со стороны напорного трубопровода для выхода вала (рис. 60 и 61) и состоит из двух половин с разъемом вдоль оси. Обе половины корпуса отлиты из чугуна и соединены болтами или шпильками.

Радиальный зазор между корпусом и лопатками рабочего колеса должен быть минимальным для уменьшения объемных и гидравлических потерь. Лопатки направляющего аппарата имеют изогнутую обтекаемую форму и отлиты заодно с корпусом. Вал рабочего колеса составлен из отдельных секций, скрепленных посредством фланцевых соединений. Подшипники скольжения служат опорами вала. Смазка подшипников водяная; вкладыши подшипников резиновые или лигнофолевые. В месте выхода вала из корпуса насоса установлен сальник с уплотнением напорной водой.

Осевые насосы находят применение на крупных водопроводных станциях первого подъема, при заборе воды из поверхностного источника, на насосных станциях магистральных каналов, для мелиоративных установок, на тепловых и гидравлических электростанциях. Для работы с осевыми насосами обычно применяют электродвигатели переменного тока и паровые турбины.

38 Балластная система. Состав. Правила Регистра

Балластная система. Назначение. Морские транспортные, пассажирские и промысловые суда для регулирования осадки, крена и дифферента оборудуют бал­ластной системой. Прием водяного балласта позволяет обеспе­чить необходимое углубление гребного винта при ходе в балла­сте (танкеры), остойчивость при перевозке груза на палубе (лесовозы, контейнеровозы, лихтеровозы), плавную качку при ходе в грузу (рудовозы). Количество принимаемого водяного балласта зависит от типа судна и составляет у сухогрузных и пассажирских судов до 30 % от водоизмещения, танкеров до 50 %, у рудовозов 40—60 %. Состав. В состав балластной системы входят балластные цистерны, балластные трубопроводы с арматурой, насосы, контрольно-измерительные приборы, средства управления. Цистерны. Для размещения водяного балласта используют междудонные и бортовые цистерны, фор- и ахтерпики, диптанки, подпалубные цистерны. На нефтеналивных судах балласт размещают в гру­зовых или специально выделенных чисто балластных танках. Есть суда, где предусмотрено принимать балласт в трюм. Все закрытые цистерны, которые могут заполняться жидкостью, долж­ны иметь воздушные трубы диа­метром не менее 50 мм. Суда ледового плавания имеют систему обогрева балластов Воздуш­ные трубы устанавливают в самом высоком месте цистерны. Если цис­терны имеют значительный размер и плоский настил, то устанавливают несколько труб. Нижний конец трубы заканчивается сразу под настилом цистерны, верхний выво­дится на открытую палубу, где заканчивается «гуськом», загнутым книзу концом. «Гусек» предохраняет трубу от засорения и препятст­вует попаданию воды. Но во время шторма вода может проникнуть в воздушную трубу и при нали­чии «гуська». Надежным устройством, препятст­вующим попаданию воды в воздуш­ную трубу и в то же время пропускающим воздух, является клапан с поплавком. Легкий пробковый, резиновый, пластиковый или деревянный шар находясь нормально в нижнем положении, не препятствует проходу воздуха. При заливании клапана водой шар всплывает и плотно перекрывает воздушную трубу. На верхнем конце воздушных труб, выходящих из топливных цистерн и коффердамов, устанавливают пламепрерывающую арматуру — огне­вые предохранители. Все воздушные трубы имеют план­ки с отличительной надписью, где указаны номер и назначение цистерн. Измерительные трубы. Для определения количества жид­кости в балластных цистернах а также в льялах и сборных колодцах устанавливают измерительные трубы с внутренним диаметром не менее 32 мм. Измерительную трубу (рис. 137) располагают над самым низ­ким местом цистерны. Нижний конец трубы почти вплотную доводят до днища цистерны. Для предохранения от интенсивного износа под тубой на днище танка наваривают колпак. Иногда труба имеет донышко. В этом случае в самом низу трубы имеются вертикальные прорези. Вверх измери­тельная труба должна подниматься вертикально, без изгибов. Верхний конец трубы выводят на открытую палубу, где закрывают пробкой с винтовой нарезкой. На пробке дела­ют надпись, указывающую наимено­вание цистерны и номер трубы. Из цистерн, расположенных под машинно-котельным отделением и туннелем гребного вала, измери­тельные трубы на палубу не выводят, а заканчивают в этих поме­щениях на некоторой высоте от второго дна. Через такую трубу, оставленную по недосмотру откры­той, при заполнении цистерны жид­кость будет поступать в помещение. Поэтому все измерительные трубы, установленные в машинно-котельном отделении и туннеле гребного вала, должны иметь самозапирающиеся приспособления. Таким приспособ­лением является захлопка (кран), на рукоятке которой закреплен про­тивовес. При нижнем положении противовеса захлопка (кран) закры­та. Иногда цистерны оборудуются совмещенными воздушно- измерительными трубами,

Уровень жидкости замеряют при помощи градуированной рейки — футштока. На тонкой цепочке или тросике футшток опускают в изме­рительную трубу. После извлече­ния футштока из цистерн по вели­чине его смоченной части опреде­ляют уровень воды. Для лучшей видимости уровня воды на футштоке его смазывают специальной пастой. Современные суда часто оборуду­ют системами дистанционного изме­рения уровня жидкости (рис. 138), позволяющими производить все за­меры с центрального поста. Из различных дистанционных указате­лей уровня наибольшее распростра­нение на судах получили гидростатические, пневматические и ультразвуковые системы.

Насосы. Как правило, балластную систему обслуживают самовсасывающие центробежные насосы. В качестве резерва мо­гут использоваться насосы осушительной, пожарной и других си­стем, если они имеют достаточную производительность. Производительность насосов назначают из расчета движения жидкости со скоростью 2 м/с, а также учитывают необходимую скорость погрузочно-разгрузочных работ. Иногда для более качественной откачки балластов в дополнение к насосам устанавливают эжектор.

Трубопроводы системы изготав­ливают из бесшовных стальных оцинкованных труб или из медноникелевых (Yokalbro)труб диаметром 50—200 мм. На каждом судне балластная система выполняется самостоя­тельной и в качестве резерва может соединяться с осушительной. Балластная система строится, как правило, по централизованной схеме и должна обеспечивать заполнение и опорожнение любой одной или одновременно нескольких цистерн, а также, если это предусмотрено заданием, перекачку балласта из одних цистерн в другие. Трубопроводы системы прокладываются в меж­дудонном пространстве или в специальном туннеле, выгораживаемом в междудонном пространстве. Через таранную переборку ниже палубы переборок может проходить только один балластный трубопровод. На нем со стороны форпика устанав­ливают дистанционно управляемый запорный клапан. В состав трубопроводов включены компенсаторы. Отливной трубопровод балластной системы, снабженный невозвратно-запорным клапаном, выводят за борт над грузовой ватерлинией. На судах ледового плавания имеется возможность охлаждения СЭУ из балластов. Отли­чительный знак — одно широкое кольцо зеленого цвета.

Арматуру необходимо размещать в местах, доступных для наблюдения и ремонта. Ме­ста расположения и количество отростков в цистернах должны обеспечивать откачку воды при прямом положении судна и при крене до 5°. Основную арматуру системы устанавливают в машинном отделении. Уп­равление арматурой может быть как местным, так и дистанци­онным. Перекачку балласта и откачку его за борт производят насосом, заполнение цистерн — как насосом, так и самотеком. Поэтому в бал­ластной системе применяется арма­тура запорного типа, допускающая движение жидкости в обоих нап­равлениях.Забортную воду в балластную систему принимают через кингстон, установленный на днище или скуле судна в районе машинного отде­ления. Кингстон представляет собой клапан или клинкет, один фланец которого закреплен к наружной обшивке судна. В месте установки кингстона обшивка имеет заборт­ное отверстие, закрытое решеткой. Для продувания решетки к кингстону подведены трубопроводы водяной пожарной магистрали и свежего пара.

Обслуживание. Перед каждой погрузкой необходимо осмотреть и очистить сточные колодцы и сетки на прием­ных патрубках. Фильтры, расположенные в машинно-котель­ном отделении, следует осматривать и очищать ежедневно Безотказная работа осушительной системы во многом зависит от со­держания в чистоте осушаемых поме­щений. Поэтому после каждой выг­рузки грузовые трюмы должны быть чисто подметены и весь мусор удален за борт. Уровень воды в льялах и сборных колодцах следует замерять каждую вахту и результаты замеров зано­сить в журнал замеров уровня воды. Если уровень воды в льялах по­вышается, необходимо откачать ее до полного осушения, систематичес­ки замеряя уровень воды в этом отсеке. Одновременно следует выяс­нить поступление воды и принять необходимые меры для устранения этой причины.Балластная система во всех слу­чаях должна обеспечивать быстрый прием и удаление балласта. Для исправного действия системы бал­ластные отсеки всегда должны быть чистыми. Для чего балластные цистерны требуется время от времени удалять скопившийся шлам.Все воздушные и измерительные трубы должны постоянно содержать­ся в исправном состоянии. Трубы, проходящие через грузовые помеще­ния, необходимо защищать кожу­хами. При каждом повреждении кожуха следует проверять исправ­ность трубы, а повреждение не­медленно устранить. Особенно тща­тельного наблюдения требуют флан­цы, крепящие воздушные и из­мерительные трубы к настилу второго дна, так как при недостаточной плотности этого соединения может быть подмочен груз. Если неиспра­вен балластный трубопровод, выход судна в плавание запрещается.Все клапаны системы должны быть в исправном состоянии, и иметь надписи, указывающие на осушаемый отсек. При постановке судна в док приемные кингстоны осматри­ваются и очищаются. После каждого ремонта, а также при освидетельствовании система подвергается гидравлическому испы­танию. Если осушительный трубо­провод неисправен или поломан трюмный насос, выход судна в море не разрешается.При отрицательных температурах наружного воздуха при заполненных балластных танках необходимо использовать систему обогрева. При этом балласты не должны быть заполнены на 100%. Во избежание образования свободной поверхности балластные танки должны быть заполнены на 95%

Правила Регистра.

Данные системы служат для придания судну мореходных и эксплуатационных качеств, изменение осадки, крена и дифферент. По правилам Регистра балластная система должна обслуживаться не менее, чем одним насосом. В качестве балластного насоса могут быть использованы насосы осушительный и пожарный. Насосы для откачки балласта из цистерн 2-го дна должны быть самовсасывающего типа. По правилам Регистра внутренний диаметр приемных отростков балластного трубопровода для отдельных цистерн вычисляют по формуле: d=16 мм; V-вместимость балластной системы, м3. Диаметр балластной магистрали должен быть не менее диаметра отростка, принятого для наибольшей балластной системы. По диаметру балластной магистрали и скорости движения воды в ней, принимаемой не менее 2 м/с, находят подачу балластного насоса. Напор принимают 15-30 м. по подаче и напору выбирают насос. В трюмных и балластных системах вода перемещается в основном с помощью насосов и только в отдельных случаях - самотеком. Водяной балласт, используемый в системах, находится в специальных цистернах, размещаемых в корпусе судна и имеющих воздушные и измерительные трубы. Посредством воздушной трубы цистерна сообщается с окружающей средой. Через нее выпускается воздух при заполнении цистерны водой и, наоборот, входит воздух при опорожнении цистерны. Верхний конец трубы, загнутый вниз (гусак), служит для предотвращения попадания через нее в цистерну осадков и брызг волн. Воздушные трубы выводят на палубу. Измерительная труба с помещенной в ней рейкой с делениями (футштоком) является простейшим и надежным устройством для контроля уровня воды в цистернах и трюмах.

39 ПТЭ электрических рулевых машин

 

Эксплуатация рулевых машин

От безотказности действия рулевого устройства зависят маневренность и безопасность судна, поэтому рулевая машина должна всегда содержаться в полной исправности. Ее эксплуатация и обслуживание производятся в соответствии с правилами обслуживания и инструкцией завода-изготовителя.

Подготовка рулевой машины к действию производится по указанию вахтенного штурмана. Пробные пуски рулевой машины должны производиться за 2 ч до начала ее работы.

При подготовке к действию электрической рулевой машины необходимо:

  • произвести наружный осмотр машины и убедиться в исправном состоянии всех ее частей и отсутствии вблизи нее посторонних предметов;
  • проверить состояние зубчатых секторов, их шестерен и буферных пружин;
  • проверить наличие масла в корпусах червячных и цилиндрического редукторов;
  • набить густой смазкой и поджать все колпачковые масленки. Смазать густой смазкой вручную секторные передачи механического и ручного приводов, коническую пару конечного выключателя и ручной привод тормоза;
  • убедиться, что ручной тормоз освобожден, механический привод включен, а ручной привод выключен. Нужно убедиться в легкости включения механического и ручного приводов и застопорить рычаги муфт в нужных положениях.

Проверив рулевую машину и состояние ее изоляции, включают электродвигатель и перекладывают руль на правый и левый борта до крайних положений для контроля действия конечных выключателей. Проверяют управление рулевой машиной со всех постов управления. Во время пробных перекладок руля нужно убедиться в отсутствии каких-либо ненормальностей в работе рулевой машины и системы управления.

Принимая вахту на ходу судна, вахтенный механик обязан осмотреть рулевую машину, а вахтенный моторист должен осматривать ее дважды за вахту. Во время работы рулевой машины необходимо следить за плавностью ее работы, чтобы перекладка происходила без рывков, ненормального стука и скрипа; следить за смазкой трущихся частей машины, уровнем масла в корпусах редукторов, наличием смазки в колпачковых масленках и на открытых передачах. Нужно следить за состоянием изоляции, показаниями электроприборов, точностью работы указателей положения руля.

При нагревании подшипников, появлении стуков и ненормального шума либо других отклонений от нормальной работы рулевой машины вахтенный механик должен немедленно направить моториста в румпельное помещение для непрерывного наблюдения за работой рулевой машины и доложить старшему механику. Исправление повреждений рулевой машины допускается только при ее остановке.

Для смазки открытых передач и подшипников применяются смазка «Литол-2Н» по ГОСТ 21150 — 75, смазка ЭШ-176 или ЦИАТИМ-203. Корпуса редуктора заливаются автомобильным трансмиссионным маслом ТАп-15В с присадкой ОТП или индустриальным маслом И-100А.

При подготовке гидравлической рулевой машины к действию необходимо произвести наружный осмотр привода к баллеру, убедиться в исправном состоянии всех движущихся частей и отсутствии вблизи них посторонних предметов. Нужно проверить наличие смазки на направляющих балках и поджатие колпачковых масленок, периодически пополнять масленки и возобновлять смазку наружных трущихся частей. Проверяют состояние сальниковых уплотнений и подтягивают крышки сальников в местах появления течи. Нужно проверить уровень масла в пополнительных баках и при необходимости пополнить их маслом. Проверяют герметичность трубопроводов и их соединений, отсутствие течи и подтеканий. Проверяют положение запорных клапанов на трубопроводах согласно инструкции.

Перед пуском обычно проворачивают вручную насосы при нулевой подаче и производят проверку их плотности. Для проверки плотности насоса переменной подачи необходимо установить насос на максимальную подачу и провернуть его вручную при закрытом клапане на нагнетательном трубопроводе. Если насос при этом не проворачивается, то плотность его элементов достаточна.

Производят пробный пуск рулевой машины включением электродвигателей насосов. Производят пробные перекладки руля из среднего положения на правый и левый борта и обратно в среднее положение, работая поочередно насосами № 1 и 2 и управляя ими поочередно со всех постов управления.

Во время пробных перекладок руля необходимо: убедиться в отсутствии каких-либо неисправностей, пропусков масла; проверить согласованность показаний указателей положения руля со всех постов управления.

После окончания проверки нужно доложить о готовности рулевой машины к действию.

Во время работы рулевой машины необходимо: следить за тем, чтобы машина работала плавно, без стуков и ненормального шума; следить за смазкой трущихся частей машины, не допуская их чрезмерного нагрева; следить за уровнем масла в пополнительных баках и резервной цистерне; следить за показаниями манометров цилиндров и насосов.

В случае длительной непрерывной работы машины нужно работать поочередно обоими насосами во избежание перегрева масла в работающем насосе, температура которого не должна превышать 50 — 60 ºС.

Толчки и шум при работе насосного агрегата обычно происходят от наличия воздуха в магистрали, соединяющей насос с цилиндрами привода к баллеру. Для устранения этого при работающем насосном агрегате нужно выпустить воздух из системы через клапаны, продувки у манометров высокого и низкого давления.

Повышение давления на манометре шестеренного насоса подпитки свыше 1,1 — 1,3 МПа происходит от засорения рабочего фильтра насоса. Нужно промыть фильтр. Для безотказной работы насосов их рабочие фильтры нужно чистить еженедельно.

Для нормальной работы рулевой машины большое значение имеет чистота масла в гидросистеме машины. Загрязнение масла может привести к выходу из стооя насосов переменной производительности.

Для отечественных рулевых машин типа Р в качестве основной рабочей жидкости принято веретенное масло АУ. ГОСТ 1642 — 75, которое может быть заменено маслом АУ по ТУ 38-1-01-586 — 75 или маслом ХА (фригус), ГОСТ 5546 — 66. Для смазки подшипников и открытых трущихся частей применяется смазка «Литол-2Н» по ГОСТ 21150 — 75, которая может быть заменена на смазку ЭШ-176 или ЦИАТИМ-203.

Для рулевых машин завода «Гидростер» (ПНР) с радиально-поршневыми насосами рабочей жидкостью является турбинное масло Тп-30, которое может быть заменено турбинным маслом Тп-46 или индустриальным маслом И-40А. Для лопастных рулевых машин в качестве рабочей жидкости принято гидравлическое масло А по ТУ 38-179 — 71 или веретенное масло марки АУ.

При обслуживании рулевых машин и уходе за ними кроме общих правил техники безопасности нужно соблюдать следующее. В случае ремонта рулевой машины при нахождении судна в море до начала ремонта необходимо разобщить машину с приводом и застопорить сектор (румпель) руля, чтобы рулевая машина не могла сдвинуться в результате ударов волн о перо руля.

Во избежание несчастных случаев и поломок запрещается производить на ходу обжатие и переборку сальников и арматуры, находящихся под давлением, протирку ветошью движущихся частей, замер зазоров и выборку слабины в узлах, находящихся в движении, и смазку деталей в труднодоступных местах.

Помещения рулевых машин должны быть оборудованы вдувной и вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения.

При разборке, ремонте, сборке узлов детали промывают бензином или уайт-спиритом. При этом запрещается пользоваться открытым огнем.

Работа с электрооборудованием допускается только при снятии напряжения.

 

40 Струйные насосы. Характеристики. Конструктивные особенности.

 

Насосы, которые работают путем непосредственной передачи энергии от струи рабочего тела перекачиваемой жидкости, называ­ются струйными. Независимо от конструкции и назначения каждый струйный насос (рис. 2.10) имеет: сопло 1, в котором потенциальная энер­гия рабочего тела преобразуется в кинетическую энергию; прием­ную камеру 2, в которую подсасывается перекачиваемая жидкость; камеру смешения 3, где энергия частиц потока рабочей жидкости передается частицам перекачиваемой жидкости, которая при этом вовлекается в движение; диффузор 4, служащий для преобразова­ния кинетической энергии потока рабочей и перекачиваемой жид­кости в энергию давления. Таким образом, принцип действия струйного насоса не требует наличия в его конструкции подвижных частей, а, следовательно, и смазки. Большие скорости, как рабочего тела, так и смеси его с перекачиваемой жидкостью, обеспечивают небольшие размеры на­сосов при перемещении больших объемов перекачиваемой жидко­сти или газа.При соответствующих свойствах рабочего и перекачиваемого тел насосы могут работать в любой среде, например в затопленном помещении. Струйные насосы легко управляются как дистанцион­но, так и автоматически. К недостаткам этих насосов следует от­нести малую экономичность и зависимость от источника, сообщаю­щего энергию рабочему телу. Процесс обмена энергией между частицами струи рабочего тела и частицами перекачиваемой жидкости, процесс последующего пре­образования кинетической энергии потока образующейся смеси в потенциальную энергию и особенности конструктивного выпол­нения основных частей струйного насоса зависят, прежде всего от агрегатного состояния рабочего и перекачиваемого тел. Поэтому агрегатное состояние этих тел служит первым признаком для клас­сификации струйных насосов на насосы с однородным агрегатным состоянием вещества и насосы с разнородным агрегатным состоя­нием вещества.

Рис. 2.10. Принципиальная схема струйного насоса

Насосы с однородным состоянием вещества делятся на жид-костно-жидкостные и газо-газовые, а насосы с разнородным агре­гатным состоянием тел — на жидкостно-газовые и газожидкост­ные. Обычно эти два признака совмещаются и одновременно уточ­няются (например, водо-водяной струйный насос, паровоздушный струйный насос и т. д.). Как и для других типов насосов, классификация струйных насо­сов уточняется по назначению, конструктивным признакам и т. п. В системах жизнеобеспечения распространение получили водо-водяные и пароэжекторные струйные насосы; область применения тех и других вытекает непосредственно из их свойств. Водо-водяные струйные насосы широко используются в систе­мах теплоснабжения, водопенного пожаротушения и водоосушения. В этом случае особо важными являются такие их свойства, как высокая готовность к действию, способность работать в затоп­ленном помещении, легкость управления, малые габаритные раз­меры и т. д. При этом экономические характеристики насосов не играют особой роли, так как на первый план выступает требование минимальных размеров и массы. Пароэжекторные струйные насосы получили широкое распрост­ранение в холодильной технике. Принципиальное отличие струйных насосов от насосов других типов требует еще одной характеристики для оценки их качества, дополняющей рассмотренные выше. Этой особой характеристикой является коэффициент эжекции и, под которым понимается отно­шение

и=Мвср,

где Мвс — массовое количество перемещаемого или всасываемого тела, кг/с; М — массовый расход рабочего тела, кг/с. Коэффициент эжекции служит критерием для сравнения каче­ства организации рабочего процесса и конструктивного исполне­ния струйных насосов, работающих в одинаковых условиях.

Процессы в водо-водяных струйных насосах. Основными про­цессами, происходящими в этих насосах являются: истечение ра­бочей воды из сопла; процессы смешения рабочей и перекачивае­мой воды; процесс повышения давления. Рассмотрим содержание этих процессов. Истечение рабочей воды из сопла. В соплах потенциальная энергия рабочей воды преобразуется в кинетичес­кую энергию струи воды, вытекающей из сопла. Эффективность работы сопла определяет превращения располагаемой энергии пе­ред соплом в кинетическую энергию струи на выходе из сопла.

Достоинства и недостатки: + Низкая стоимость изготовления, простота конструкции, =>низкая стоимость изготовления и эксплуатации. – Низкий КПД(не более 25%) и необходимость подачи к соплу больших объёмов рабочего вещества под высоким давлением.

Одним из параметров характеризующих струйный насос, является коэффициент инжекции α (альфа,коэффициет эжекции, коэффициент подсоса) который определяется как отношение подачи насоса к расходу рабочей жидкости.При этом полная отдача насоса Q0 состоит из 2 составляющих – расхода рабочей жидкости Q1,подаваемой в сопло насоса и расхода подсасываемой жидкости Q2.

Тогда коэфф. Подсоса может быть определён по формуле α=Q0/Q1=(Q1+Q2)/Q1 . Отношение высоты подъёма перекачиваемой жидкости H0 к рабочему напору H1 называется коэфф. напора струйного насоса β: β=H0/H1

Коэффициент полезного действия струйного насоса определяется по формуле: η=NП/N3=Q0H0/Q1H1=αβ

где: NП=Q0H0γ-полезная мощность струйного насоса, N1=Q1H1γ. КПД струйных насосов составляет в пределах 0,15….0,25.

Приближенно расход рабочей жидкости, который необходимо подать к соплу струйного насоса, можно определить по формуле Q1=Q0H0/η(H1-H0). Расчет струйных насосов при заданных значениях сводится к нахождению оптимальных размеров сопла, камеры смешивания и диффузора.

41 Противопожарные системы: углекислотного, жидкостного тушения, система инертных газов.

Углекислотная противопожарная система обеспечивает подачу в помещение с очагом пожара углекислого газа. Действие ее основано на принципе создания в зоне очага пожара среды с содержанием кислорода, недостаточным для горения. Эту систему используют для тушения пожаров в машинных отделениях, малярных, фонарных, кладовых для хранения легковоспламеняющихся материалов и др. В стационарных системах углекислотного тушения применяют обезвоженную углекислоту. На судне ее хранят в стальных баллонах вместимостью каждый по 40 л. В качестве огнегасящего средства в системах жидкостного тушения используют смесь, состоящую из 73% бромистого этила и 27% тетрафтордиброметана или из 70% бромистого этила и 30% бромистого метилена (по массе). Системы, в которых применяют эти смеси, называется системами Станциями Жидкостных Баллонов. Употребляют и другие смеси, например смесь бромистого этила и углекислоты. Системы жидкостного тушения получили распространение при тушении пожаров в грузовых танках и насосных отделениях нефтеналивных судов, в топливных цистернах, а также в грузовых трюмах сухогрузных судов. Преимущество системы СЖБ по сравнению с системой углекислотного тушения состоит в том, что огнегасящая жидкость хранится при низком давлении, вследствие чего возможность ее потерь от утечки значительно снижается. Кроме того, жидкость СЖБ по огнегасящим качествам превышает углекислоту.

Система жидкостного тушения составом СЖБ состоит из: основного и двух запасных резервуаров с огнегасительным составом СЖБ, двух баллонов со сжатым воз­духом, цистерны запаса огнегасительного состава, трубопрово­дов для подачи его к месту пожара.

Принцип работы системы основан на вытеснении огнегасительной жидкости сжатым воздухом при одновременном авто­матическом оповещении звуковым и световым сигналами.

Пуск системы осуществляется вручную с пульта управления. Прежде чем привести в действие систему с составом «3,5» или СЖБ, необходимо убедиться в том, что в помещении, куда он будет подаваться, нет людей.

Система СЖБ применяется только на морских судах. Система водотушения основана на действии мощных струй воды, сбивающих пламя. Ею оборудуют все самоходные водоизмещающие суда независимо от наличия на них других средств тушения. Система состоит из пожарных насосов, разводящего трубопровода с арматурой, пожарных рожков, шлангов и стволов. Пожарные насосы устанавливают в машинном отделении ниже ватерлинии с тем, чтобы обеспечить постоянный подпор при всасывании. При этом пожарный насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест. На крупных пассажирских судах устанавливают два пожарных насоса, а разводящий трубопровод изготовляют кольцевым. Для защиты трубопровода от размораживания его прокладывают, как правило, внутри отапливаемых помещений, а на открытые палубы выводят только патрубки с пожарными кранами. Количество и расположение пожарных кранов должны обеспечивать возможность одновременной подачи не менее двух струй воды в любую точку судна. Пожарные краны окрашивают в красный цвет, нумеруют и снабжают быстросменными гайками для присоединения пожарных шлангов. В грузовых танках при перевозке нефтепродуктов III класса (мазута, дизельного топлива, тяжелых сортов топлива с температурой вспышки 46÷120°С) может быть установлена система тушения мелкораспыленной водой. При этом в пламени вода практически вся испаряется, создавая паровоздушную подушку, которая изолирует горящую поверхность от кислорода воздуха. Распыленную воду применяют также в системах орошения палуб танкеров и для создания водяных завес, которые защищают помещения от распространения пожара. На морских пассажирских судах применяют спринклерную систему, основанную на охлаждении горящей поверхности потоком капелек воды, подаваемых из распыляющих насадок (спринклеров). Входные отверстия спринклеров перекрыты клапанами, которые удерживаются стеклянными колбами. Внутри колбы находится низкокипящая жидкость. При температуре, превышающей допустимый предел, давление насыщенных паров разрушает стеклянную колбу, и клапан, выпадая, открывает выход воде из трубопровода.

 

Так как удаление паров нефтепродуктов, плотность которых больше плотности воздуха, через газоотводную систему не всегда эффективно, то появляется реальная опасность взрывов и пожаров. Поэтому борьба за живучесть предопределила появление системы инертных газов, основное назначение которой уменьшить концентрацию кислорода и создать невзрывоопасную атмосферу в грузовых танках. Инертный газ подается: - для заполнения освобождающихся объемов танков при выгрузке; - в грузовом переходе для поддержания в свободных объемах избыточного давления и инертной среды; - при мойке танков для поддержания инертной среды; - перед погрузкой для создания в танках инертной среды.

Системы инертных газов бывают 3-х типов:

1. использующие уходящие газы котлов;

2. использующие специальные газогенераторы, отапливаемые топливом;

3. использующие инертные азот N 2 или углекислый газ СО 2 из автономных установок, состоящих из баллонов или специальных генераторов.

В настоящее время на танкерах используется в основном первый тип систем (второй и третий типы чаще встречаются на газовозах и химовозах). Типовая схема системы инертных газов, использующей уходящие газы котла, приведена на рис.2.17.

Дымовые газы из дымохода котла с помощью клапана с дистанционным управлением (ДУ) попадают в скруббер. В скруббере (газоочистительной колонне), куда сверху подается забортная вода, происходит охлаждение и очистка дымовых газов (главным образом, от сернистого ангидрида). Влагоотделитель, установленный на выходе из скруббера, возвращает влагу в колонну. Подсушенный газ проходит по одной из ветвей через дроссельную заслонку (ДЗ) и фильтр (Ф) к вентилятору (ЭB 1). Вентилятор обеспечивает транспортировку газа через скруббер за счет разрежения и подачу газа в систему за счет создаваемого напора. Через отсечные клапаны и регулирующий клапан газ подается на палубу к водяному затвору (рис.2.18) и далее к коллектору инертного газа, откуда он поступает в соответствующие танки.

42 ПТЭ якорных механизмов

Тоже САМОЕ ЧТО И 14. Вопрос повторяется(хз почему 21 тоже самое).

43 Вихревые насосы. Характеристики. Особенности конструкции

По конструкции вихревого насоса различают:

§ насосы закрытого типа, в которых частицы рабочей жидкости попадают в ячейки, расположенные по краям рабочего колеса. После этого под действием центробежной силы частицы жидкости переходят в основной канал насоса, расположенный в корпусе, и возвращаются в другие ячейки. Таким образом, жидкость совершает вихревое винтообразное перемещение;

§ насосы открытого типа обеспечивают прохождение жидкости между лопатками рабочего колеса. Отвод жидкости осуществляется из выходного отверстия в корпусе (открытый периферийный канал).

Основное отличие вихревых насосов от центробежных – более сильный напор жидкости. В некоторых видах вихревого насоса напор может быть в 7 раз больше, чем в аналогичной модели центробежного насоса. Однако КПД в таких агрегатах в 2-3 раза ниже, чем в центробежных.

 

Хотя центробежные и вихревые насосы относятся к одной группе, между ними существуют определенные различия. Вихревой насос имеет более компактные размеры, но при работе издает больше шума. Его стоимость несколько ниже, но производительность и создаваемый напор воды – значительно выше показателей центробежных установок. Сочетание моделей в одном устройстве компенсирует недостатки одного и подчеркивает достоинства другого оборудования.В двухступенчатой конструкции центробежно-вихревых насосных устройств находится два рабочих колеса, включающихся в работу одновременно или последовательно в зависимости от модели. Перекачиваемая жидкость попадает вначале на расположенное первым центробежное колесо, создающее небольшое рабочее давление. Далее она поступает к вихревому колесу, увеличивающему напор в несколько раз. Результатом служит высокий показатель напора выходящей воды (до 190 метров) при относительно небольшой ее подаче, составляющей не более 37 кубометров в час.

Жидкость перемещается между колесами по специальному проводному каналу, находящемуся в крышке насосного агрегата. Центробежное колесо внутри корпуса фиксируется во избежание возможного осевого перемещения, а конструкция вихревого колеса обычно предусматривается плавающей. В некоторых моделях оба элемента располагаются на одном валу в общем корпусе. Вихревое колесо имеет отверстия, что позволяет при работе уравновешивать осевое усилие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: