Цель проведения второго блока педагогического эксперимента была идентична первому, а именно – повышение уровня функциональной, скоростно-силовой подготовленности. Если обратиться к результатам таблицы 8, то видно, что объемы тренировочной работы, в сравнении с первым блоком педагогического эксперимента больше на 744 минуты. Это вызвано, прежде всего, тем, что первый блок педагогического эксперимента длился 24 дня, а второй – 48 дней. Анализируя же объемы скоростно-силовой подготовки заметим, что и средств этой направленности было больше на 668 минут «чистого» времени. Объемы скоростно-силовой работы в своем процентном соотношении к объему тренировочной работы составил 40 %, что на 18,8 % больше чем в первом блоке педагогического эксперимента.
Таблица 8. Состав тренировочных средств и объем работы у юных квалифицированных дзюдоистов в период 8х – недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки на этапе базовой подготовки подготовительного периода годичного цикла.
№ п/п | Применение средств подготовки | «Чистое» время, затраченное на их выполнение (мин) |
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. | Средства ОФП Бег ОРУ Скоростно-силовая подготовка (круговая тренировка) Игры Средства специальной подготовки СТТД в стойке СТТД в партере СУ (учикоми, набрасывания) Средства соревновательной подготовки Учебно-тренировочные схватки | |
ИТОГО |
Более подробно рассмотрим 2-ой блок скоростно-силовой подготовки предварительно разработанной программы. Эта программа в целом отличается лишь количеством тренировочных занятий, однако имеет свои особенности, о которых в общем указывалось выше, но более тщательно остановимся на них отдельно.
|
Прежде всего, эти изменения вызваны теми методическими ошибками, которые допущены при организации скоростно-силовой подготовки в первом блоке педагогического эксперимента. Во вторую очередь, опять же рекомендациями Ю.В.Верхошанского (11, 12, 13, 14), который предлагает учитывать следующие предпосылки:
1. Тренирующее воздействие любого средства (комплекса средств) снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, достигнутого с помощью этого средства (комплекса средств);
2. Следы предыдущей работы изменяют функциональную реакцию организма и, следовательно, тренирующее воздействие последующих средств;
3. Тренировочный эффект комплекса средств (нагрузок) специальной физической подготовленности определяется не только и не столько суммой тренирующих воздействий на организм, сколько их сочетанием, порядком следования и разделяющим их интервалом времени;
4. Перестановка средств (нагрузок) специальной физической подготовки во времени существенно изменяют эффект их тренирующего воздействия.
Таким образом, следуя данным рекомендациям системный эффект тренирующего воздействия скоростно-силовой подготовки может быть обеспечен.
Именно поэтому во время проведения второго блока педагогического эксперимента в круговых тренировках скоростно-силового характера были в начале предложены, а затем и реализованы коррекции обеспечивающие боле высокий прирост уровня физической подготовленности дзюдоиста. Сущность этих коррекций состояла в том, чтобы при переходе на двадцатисекундные режимы работы (только на последних двух неделях блока) можно было бы целенаправленно развивать те физические качества и функции, которые обеспечивали быстроту мышечного сокращения. Всего проведено во втором блоке педагогического эксперимента 48 тренировок скоростно-силового характера, 36 первых из них развивали гликолитическую мощность и емкость энергообеспечения мышечного сокращения (40-секундная работа), а последующие еще 12 тренировок совершенствовали креатинфосфатные механизмы энергообеспечения мышечного сокращения (20-секундная работа). После выполнения такой программы удалось значительно повысить мощность и емкость энергетической мышечной деятельности спортсменов.
|
В таблицах 9, 10 и 11 представлена динамика показателей физической подготовленности борцов после применения средств скоростно-силовой подготовки.
Таблица 9. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности в период применения 8-недельного блока концентрированной скоростно-силовой подготовки.
№ теста | тесты | Исход. уровень | Этап ССП 2 нед. 4 нед. 6 нед. 8 нед. |
1. | Время 10 подтягиваний | 12,69±0,24 | 12,56±0,22 12,43±0,298 12,52±0,199 12,97±0,24 |
2. | Челночный бег 3*10 м | 7,27±0,19 | 7,19±0,135 7,18±0,103 7,34±0,19 7,94±0,135 |
3. | Время 10 бросков манекена | 20,55±0,316 | 20,3±0,226 20,14±0,195 20,64±0,285 21,0±0,27 |
4. | Время 30 учикоми | 56,36±0,256 | 56,18±0,29 55,98±0,29 56,08±0,301 56,77±0,325 |
5. | Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м | 10,83±0,008 | 10,7±0,125 10,52±0,103 10,62±0,21 11,23±0,17 |
6. | Прыжок в длину с места | 203,7±2,17 | 205,3±2,06 206,8±2,2 204,7±2,71 199,2±2,2 |
Таблица 10. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности борцов в период реализации отставленного тренировочного эффекта после 8-недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки (Этап ОТЭ). (Χ ± σ).
|
№ теста | тесты | Этап ОТЭ 2 нед. 4 нед. 6 нед. 8 нед. 10 нед. |
1. | Время 10 подтягиваний | 12,69±0,314 12,34±0,117 11,87±0,34 11,27±0,21 11,39±0,2 |
2. | Челночный бег 3*10 м | 7,71±0,16 7,42±0,19 7,05±0,165 6,64±0,155 6,73±0,145 |
3. | Время 10 бросков манекена | 20,72±0,29 20,37±0,267 20,07±0,306 19,6±0,32 19,67±0,334 |
4. | Время 30 учикоми | 56,45±0,296 56,02±0,215 55,66±0,288 55,3±0,334 55,4±0,288 |
5. | Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м | 11,03±0,15 10,75±0,183 10,4±0,12 10,2±0,135 10,27±0,156 |
6. | Прыжок в длину с места | 202,2±2,6 204,9±2,6 209,8±2,4 213±2,71 212±2,31 |
После применения 8-недельного блока скоростно-силовой подготовки наблюдается кумулятивный эффект тренировки, который позволяет через 4 – 8 недель вывести организм спортсмена на более высокий уровень функциональный уровень.
Результаты педагогических тестирований проведенных также до и после 2-ого блока скоростно-силовой подготовки, подтверждают прирост исходного уровня физической подготовленности испытуемых.
Таблица 11. Прирост показателей скоростно-силовой подготовленности после применения 8-недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки
№ п/п | тесты | Показатели До экспер. После экспер. | Прирост результатов в % | t | p |
1. | Время 10 подтягиваний | 12,69±0,24 11,27±0,21 | -11,18 | 22,9 | <0,05 |
2. | Челночный бег 3*10 м | 7,27±0,19 6,64±0,155 | -8,66 | 9,75 | <0,05 |
3. | Время 10 бросков манекена | 20,55±0,316 19,6±0,32 | -4,62 | 9,79 | <0,05 |
4. | Время 30 учикоми | 56,36±0,256 55,3±0,334 | -1,88 | 17,96 | <0,05 |
5. | Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м | 10,83±0,008 10,2±0,135 | -5,81 | 13,61 | <0,05 |
6. | Прыжок в длину с места | 203,7±2,17 213±2,71 | 4,56 | 9,13 | <0,05 |
Однако приросты в показателях первого и второго блока различны. Чем объяснить разницу в проценте прироста? Наверное, различием в исходном уровне готовности спортсменов перед блоками педагогического эксперимента. Уровень функциональной подготовленности у каждого дзюдоиста имеет свои пределы и поэтому, стартуя в последующем с более высокого уровня готовности, можно добиться только более низких результатов по всему комплексу исследуемых показателей. Так как для приобретения спортивной формы наверное всегда нужны не максимальные результаты в каких-то одних параметрах, а оптимальные во всех, только тогда есть уверенность в достижении высокой спортивной формы.
Анализ результатов обследования показал, что все исследуемые показатели постепенно возрастают и наивысших значений достигают на 8-ой неделе реализации отставленного тренировочного эффекта (рис.2).
Рис. 2. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности дзюдоистов в период применения 8-недельной скоростно-силовой нагрузки и реализации отставленного тренировочного эффекта (тест: время выполнения 10 подтягиваний на перекладине).
(тест: челночный бег 3*10 м).
(тест: время выполнения 10 бросков манекена).
(тест: время выполнения 30 учикоми).
(тест: время выполнения 10 напрыгиваний на высоту 0,7 м).
(тест: прыжок в длину).
Самый лучший результат прироста в прыжках в длину составил 16 см, во времени выполнения 10 подтягиваний – 1,8 сек, в челночном бег 3*10 м – 0,8 сек, во времени выполнения 10 бросков манекена – 1,4 сек, 30 учикоми - 1,3 сек, 10 напрыгиваний на высоту 0,7 м – 0,9 сек. Здесь можно предположить, что чем ниже уровень физической подготовленности у некоторых спортсменов в начале эксперимента, тем выше прирост в исследуемых параметрах в конце. Однако если анализировать процент прироста в исследуемых показателях, то установлено, в прыжках в длину он составил 4,56 % (при t=9,13, p<0,05), в 10 подтягиваниях – 11,18 % (при t=22,9, p<0,05), в челночном беге 3*10 м – 8,66 % (при t=9,75, p<0,05), в 10 бросках манекена – 4,62 % (при t=9,79, p<0,05), в 30 учикоми – 1,88 % (при t=17,96, p<0,05), в 10 напрыгиваниях на высоту 0,7 м – 5,81 % (при t=13,61, p<0,05). Эти результаты и показывают на сколько с педагогической точки зрения вырос (улучшился) уровень физической подготовленности дзюдоистов, участвующих в эксперименте.