Глава 4. Экспериментальное обоснование методики скоростно-силовой подготовки для юных дзюдоистов 13 – 14 лет




 

Проведя анализ научно-методической литературы и практического опыта работы тренеров по планированию скоростно-силовой подготовки удалось выяснить, что в тренировке дзюдоистов 13 – 14 лет сохраняется традиционная организация использования средств скоростно-силовой подготовки. Она заключается в равномерном использовании средств скоростно-силовой подготовки в небольших объемах в течение всего учебно-тренировочного года.

При проведении педагогического эксперимента экспериментальная группа тренировалась с использованием нетрадиционной методики скоростно-силовой подготовки. Суть которой заключается в использовании блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки различной продолжительности в течение учебно-тренировочного года.

Контрольная группа в течение педагогического эксперимента тренировалась по традиционной методике. Средства скоростно-силовой подготовки применялись 1 – 2 раза в неделю и в основном в заключительной части учебно-тренировочного занятия.

В экспериментальной группе во время проведения педагогического эксперимента было запланировано проведение трех блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки. Первый блок в начале 1ого подготовительного периода (июль) продолжительностью 2 недели, второй блок - в конце 1ого подготовительного и начале 1ого соревновательного периода (август – сентябрь) продолжительностью 4 недели, третий блок – во 2ом подготовительном периоде (декабрь) продолжительностью 8 недель.

В этом возрасте используется двухцикловое построение учебно-тренировочного года. Это связано с наличием двух главных соревнований года (ноябрь – Первенство России среди учащихся и апрель – Спартакиада учащихся России).

После применения блока концентрированной скоростно-силовой подготовки проводился восстановительный микроцикл, целью которого была реализация отставленного тренировочного эффекта. Средства скоростно-силовой подготовки применялись в небольших объемах.

 

Таблица 13. Прирост показателей скоростно-силовой подготовленности после проведения педагогического эксперимента

№ теста Тесты Группа Показатели До экспер. После экспер. Прирост в % t p
1. Время 10 подтягиваний Э К 13,98±0,27 11,27±0,21 13,8±0,12 13,22±0,14 -19,38 -4,2 29,45 14,28 <0,05 <0,05
2. Челночный бег 3*10 м Э К 7,79±0,296 6,64±0,155 7,5±0,1 7,7±0,15 -14,76 -4,4 13,85 <0,05 <0,05
3. Время 10 бросков маникена Э К 21,14±0,352 19,6±0,32 21,0±0,11 20,5±0,11 -7,28 -2,38 13,27 17,3 <0,05 <0,05  
4. Время 30 учикоми Э К 56,98±0,33 55,3±0,334 56,8±0,13 56,3±0,087 -2,94 -0,88 16,6 <0,05 <0,05
5. Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м Э К 11,71±0,163 10,2±0,135 11,6±0,125 11,1±0,2 -12,89 -4,31 16,6 <0,05 <0,05  
6. Прыжок в длину с места Э К 194,2±2,77 213±2,71 198±1,8 204,3±1,2 9,13 3,18 17,75 11,73 <0,05 <0,05

 

Согласно полученным данным (табл.13), прирост в показателях скоростно-силовой подготовленности больше у дзюдоистов экспериментальной группы. Время выполнения 10 подтягиваний улучшилось в экспериментальной группе на 19,38 %, а в контрольной на 4,2 %; время выполнения теста челночный бег 3*10 м в экспериментальной группе на 14,76 %, а в контрольной - на 4,4 %; время выполнения 10 бросков маникена улучшилось в экспериментальной группе на 7,28 %, а в контрольной – на 2,38%; время выполнения 30 учикоми в экспериментальной группе улучшилось на 2,94 %, а в контрольной – на 0,88%; время выполнения 10 напрыгиваний на высоту 0,7 м улучшилось в экспериментальной группе на 12,89%, а в контрольной - на 4,31%; результат в прыжках в длину с места улучшился в экспериментальной группе на 9,13%, а в контрольной – на 3,18%.

Самый наибольший прирост в экспериментальной группе оказался во времени выполнения 10 подтягиваний на перекладине и составил 19,38 %, а самый наименьший прирост оказался во времени выполнения 30 учикоми и составил 2,94%. В контрольной группе наибольший прирост оказался во времени выполнения челночного бега 3*10 м и составил 4,4%, а самый наименьший также во времени выполнения 30 учикоми и составил 0,88%.

Результаты контрольных испытаний, проведенных до начала и по окончании эксперимента, позволили установить, что различия в приростах оказались статистически достоверными.

По результатам проведенного исследования, было установлено, что применение блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки позволяет более существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных дзюдоистов 13 – 14 лет. Необходимо помнить, что такую нагрузку необходимо использовать со спортсменами, чья квалификация не ниже 1ого разряда и стаж занятий не менее 4 лет, так как они уже набрали необходимый объем нагрузки и их организм способен переносить длительную нагрузку повышенной интенсивности.

Планировать блоки подготовки необходимо с учетом календаря соревнований. Все контрольные и главные соревнования должны приходиться на период наибольшей реализации отставленного тренировочного эффекта.

 


ВЫВОДЫ

 

1. Направленность методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных дзюдоистов должна соответствовать особенностям соревновательной деятельности. Рекомендуется выделить наиболее перспективные атакующие технические действия для дзюдоистов в каждой весовой категории и определить соответственно эффективные для них программы скоростно-силовой подготовки. При разработке эффективной методики подбора направленности средств скоростно-силовой подготовки необходимо учитывать индивидуальный арсенал атакующих и защитных действий того или иного дзюдоиста, с помощью которого он добился определенного уровня спортивных результатов.

Для каждого из спортсменов рекомендуется подобрать такие упражнения или комплексы упражнений, которые бы в большей степени по своим внешним проявлениям были схожи с его «коронными» излюбленными приемами. В связи с этим для этого спортсмена надо разработать тренировочную программу по скоростно-силовой подготовке для тех групп мышц, которые в большей мере задействованы в проведении приемов.

При повышении уровня скоростно-силовых качеств юных дзюдоистов рекомендуется стремиться к индивидуальному разнообразию выбора эффективных тренировочных средств.

Анализ научно-методической литературы, опыта ведущих тренеров и результатов собственных исследований позволяет заключить, что в годичном цикле тренировки борцов 13 – 14 лет применяются преимущественно равномерное распределение средств скоростно-силовой подготовки, не обеспечивающее достаточно эффективного повышения их физической подготовленности.

Кратковременное использование концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки (1 – 2 недель) не приносит значительного эффекта, при этом не приводит к существенному повышению скоростно-силовых качеств и является недостаточным для включения адаптационных возможностей организма спортсмена.

При использовании концентрированного планирования средств для развития скоростно-силовых качеств на протяжении 4х и 8 недель отмечены достоверные сдвиги тестирующих показателей этих качеств. Продолжительность отставленного тренировочного эффекта после концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки на две-три недели превышает продолжительность этапа концентрации нагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств.

2. Наиболее целесообразно планировать средства скоростно-силовой подготовки два раза в год в 1-ом и 2-ом подготовительном периодах, а также в начале соревновательного периода. Это обеспечивает более эффективное развитие скоростно-силовых качеств и их реализацию в соревновательной деятельности.

Такое построение учебно-тренировочного процесса предусматривает использование в каждом из них весьма значительного объема скоростно-силовой работы, который приводит к снижению большинства показателей физической подготовленности ниже исходного уровня. На этапе реализации отставленного тренировочного эффекта выполняется основной объем тактико-технической подготовки, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения всех показателей технического мастерства.

На этапах концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки работа над техникой проводится со сниженной интенсивностью повторным методом.

3. Согласно полученным данным, полученным в результате тестирования, прирост в показателях скоростно-силовой подготовленности больше у дзюдоистов экспериментальной группы. Время выполнения 10 подтягиваний улучшилось в экспериментальной группе на 19,38 %, а в контрольной на 4,2 %; время выполнения теста челночный бег 3*10 м в экспериментальной группе на 14,76 %, а в контрольной - на 4,4 %; время выполнения 10 бросков маникена улучшилось в экспериментальной группе на 7,28 %, а в контрольной – на 2,38%; время выполнения 30 учикоми в экспериментальной группе улучшилось на 2,94 %, а в контрольной – на 0,88%; время выполнения 10 напрыгиваний на высоту 0,7 м улучшилось в экспериментальной группе на 12,89%, а в контрольной - на 4,31%; результат в прыжках в длину с места улучшился в экспериментальной группе на 9,13%, а в контрольной – на 3,18%.

Самый наибольший прирост в экспериментальной группе оказался во времени выполнения 10 подтягиваний на перекладине и составил 19,38 %, а самый наименьший прирост оказался во времени выполнения 30 учикоми и составил 2,94%. В контрольной группе наибольший прирост оказался во времени выполнения челночного бега 3*10 м и составил 4,4%, а самый наименьший также во времени выполнения 30 учикоми и составил 0,88%.

Результаты контрольных испытаний, проведенных до начала и по окончании эксперимента, позволили установить, что различия в приростах оказались статистически достоверными.

По результатам проведенного исследования, было установлено, что применение блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки позволяет более существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности юных дзюдоистов 13 – 14 лет. Необходимо помнить, что такую нагрузку необходимо использовать со спортсменами, чья квалификация не ниже 1ого разряда и стаж занятий не менее 4 лет, так как они уже набрали необходимый объем нагрузки и их организм способен переносить длительную нагрузку повышенной интенсивности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: