Содержание
Введение. 7
1 Анализ основных тенденций в сфере пригородных пассажирских перевозок. 8
1.1 Место, роль и значение пригородных пассажирских перевозок на рынке транспортных услуг. 8
1.2 Основные результаты организационных преобразований в сегменте пригородных пассажирских перевозок. 11
2 Анализ финансового состояния СЗППК.. 13
2.1 Методика финансового анализа. 13
2.2 Экспресс-анализ деятельности СЗППК.. 13
2.2.1 Анализ активов и пассивов компании. 14
2.2.2 Анализ финансовых результатов компании. 15
3 Экономическая оценка оптимизации деятельности СЗППК.. 17
3.1 Основные направления развития СЗППК.. 17
3.2 Организация модульных пассажирских перевозок. 18
Заключение. 20
Приложение А.. 21
Библиографический список. 22
Введение
Пригородные пассажирские перевозки (далее ППП)— это сфера хозяйственной деятельности, которая традиционно рассматривается как имеющая высокую социальную значимость. Так, в 2011 г. в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте было перевезено 878,3 млн. чел., что среди видов транспорта общего пользования уступает только автобусам. По пассажирообороту доля железных дорог в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50% в целом по стране, а в отдельных регионах составляет более 80%.
Значение пассажирского железнодорожного транспорта велико по следующим причинам. С одной стороны, он обеспечивает мобильность рабочей силы (известно, что низкие показатели мобильности сдерживают экономический рост). С другой стороны, именно железнодорожные пути сообщения зачастую безальтернативны.
Цель квалификационной работы состоит в изучении и обобщении теоретических и практических вопросов экономической оценки путей развития железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении.
|
Продолжение текста.…
Анализ основных тенденций в сфере пригородных пассажирских перевозок
Место, роль и значение пригородных пассажирских перевозок на рынке транспортных услуг
Сфера пассажирских перевозок на транспорте в настоящее время не является монопольной. Основными конкурентами холдинга «РЖД» на рынке транспортных услуг в городском и пригородном сообщении являются трамвай, троллейбус, автобус, маршрутные такси, метрополитен.
В таблице 1.1 представлена информация об объемах пассажирской работы согласно данным Росстата [1].
Таблица 1.1 – Объем перевозки пассажиров по видам транспорта, млн. пасс.
Год | 2011 в % к 2008 году | ||||||
Транспорт - всего | 87,7 | ||||||
в том числе: | |||||||
железнодорожный[1] | 76,6 | ||||||
пригородное (включая внутригородское) | 75,7 | ||||||
автобусный (включая маршрутные таксомоторы) | 90,4 | ||||||
таксомоторный | 71,4 | ||||||
трамвайный | 79,0 | ||||||
троллейбусный | 78,7 | ||||||
метрополитен | 93,2 |
Приведенные данные позволяют заключить, что на протяжении всего рассматриваемого периода порядка 90% пассажиров на железнодорожном транспорте пользовались услугами пригородного сообщения, включая внутригородское.
|
Если обратить внимание на структуру автобусного транспорта, который перевозит больше всего пассажиров, то выясняется ряд ключевых особенностей. Для начала рассмотрим структуру перевозки пассажиров автобусами. Процентное соотношение по видам автобусных перевозок представлено в таблице 1.2 согласно данным Росстата [1].
Таблица 1.2 – Структура автобусных перевозок пассажиров, %
Год | Перевезено пассажиров автобусами | |||
внутригородскими | пригородными | междугородными | международными | |
83,26 | 15,94 | 0,79 | 0,01 | |
82,11 | 16,42 | 1,45 | 0,01 | |
78,76 | 19,22 | 0,02 | ||
78,81 | 19,25 | 1,93 | 0,02 | |
79,21 | 18,87 | 1,9 | 0,02 | |
79,72 | 18,52 | 1,74 | 0,02 |
Из всего объема перевезенных пассажиров на пригородные перевозки приходится только 18-20 % за рассмотренный период. Основная масса пассажиров перевозится внутригородскими маршрутами.
Вертикальный анализ пассажирооборота показывает, что порядка 25,4% пассажирооборота на железнодорожном транспорте приходится на пригородные перевозки (29,3 из 139,8 млрд. пассажиро-км). Это вполне объясняется различием средней дальности перевозки пассажира в пригородном и дальнем сообщении.
Горизонтальный анализ приведенных показателей констатирует, что с 2008 года, с началом кризисного периода экономики, наиболее сильно уменьшились объемы перевозки пассажиров, пассажирооборот именно в железнодорожных перевозках. Это связано с тем, что система тарификации перевозок, организация движения на ППП ЖДТ не могут обеспечивать гибкое предложение транспортных услуг в сравнении с конкурентными видами транспорта.
|
Теперь рассмотрим пассажиропоток на автобусном и железнодорожном видах транспорта в ППП. Получаемые при расчете цифры позволяют сопоставлять объемы перевозки пассажиров на автобусном и железнодорожном транспорте. Они представлены в таблице 1.3 и рисунке 1.1.
Таблица 1.3 – Динамика объемов перевозки пассажиров по видам транспорта
Год | Перевезено пассажиров автобусами, млн. чел. | Доля пассажиров на пригородных автобусных перевозках % | Перевезено пассажиров автобусами в пригородном сообщении млн. чел. | Перевезено пассажиров поездами в пригородном сообщении млн. чел. | Соотношение перевезенных пассажиров % |
15,94 | 34,91 | ||||
16,42 | 44,82 | ||||
19,22 | 41,01 | ||||
19,25 | 38,63 | ||||
18,87 | 32,82 | ||||
18,52 | 35,63 |
Рисунок 1.1 – Динамика объемов перевозки пассажиров по видам транспорта в пригородном сообщении, млн. чел.
Продолжение текста.…