В центре его интересов выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов. Согласно этой концепции внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в процессе взаимодействия человека с миром.
Успешная деятельность Рубинштейна была на некоторое время прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. Рубинштейн был снят со всех занимаемых должностей. Тем не менее, он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Проблемам личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной работа "Человек и мир" (опубликована в 1973 году).
А.Д.Леонтьев: строение деятельности. Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о "морфологии" (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – "Проблемы развития психики" (1959).
Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.
|
Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет "сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)". Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.
Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.
Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
|
17. Общая характеристика ощущений. Основной психофизический закон.
Ощущение – простейший познавательный процесс состоящий в отражении отдельных свойств предмета, явления материального мира, а так же внутреннего состояния организма при их непосредственном воздействии на соответствующие органы чувств (рецепторы). Таким образом органы чувств – единственные каналы по которым информация о внешнем мире поступает человеку.
Функции ощущений:
1. познавательная (чувственные знания об окружающем мире)
2. охранительная роль (все ощущения всегда эмоционально окрашены) когда организм испытывает дискомфорт ощущения сигнализирует о благополучии или наоборот тем самым обеспечивая жизнедеятельность организма.
3. обеспечивает психическую активность человека.
Таким образом человеку для нормального существования необходим поток информации о мире т.е. поток ощущения и приспособления организма к среде состоит в том, что существует постоянный информационный баланс между организмом и средой и при нарушении этого баланса наблюдается разрушение психики и гибель.
Ощущение возникает как ответная реакция организма на тот или иной раздражитель, т.е. при воздействии на наши органы чувств.
Орган чувств – это анатомо-физиологический аппарат, расположен на периферии тела или во внутренних органах и специализированы на приеме, воздействии адекватных раздражителей из внешней или внутренней среды.
Главной частью каждого органа чувств являются рецепторы. Нервный импульс по чувствующему нерву (центростремительный или афферентный) передается в кору головного мозга, образует единую морфологическую и функциональную структуру которая называется анализатором. Т.о. анализатор состоит из трех отделов: 1. периферический (рецепторы), 2. проводящие пути (рецепторы), 3. мозговой конец анализатора
|
Виды ощущений:
Выделяют разные виды ощущений по расположению рецепторов и характеру отражения
1. экстерорецептивные ощущения (рецепторы в органах чувств и отражают воздействие внешней среды)
экстерорецептивные делятся на
контактные (возникают при взаимодействии раздражителя и рецептора, их два вида осязательные и вкусовые)
дистантные (возникают вследствие реагирования рецептора на удаленные объекты – зрительные –звуковые – обонятельные)
2. интерорецептивные ощущения (отражают состоящие рецепторы в внутренних органах)
3. проприорецептивные ощущения (рецепторы в мышцах, связках, сухожилиях и отражают положение тела в пространстве, дает информацию о движении – называются кинестезические или кинестетические)
Свойства ощущений:
1. мономодальность (одна) ощущений т.е. анализатор всегда филогенетически приспособлен к отражению только одного определенного вида материи. Иначе в данном анализаторе возможно только одного вида ощущения
2. качество – каждый анализатор отражает качество раздражителя
3. интенсивность – количественная характеристика ощущений и определяется силой воздействия раздражителя и функциональным состоянием рецептора
так при воздействии раздражителя ощущение возникает ни сразу. Есть скрытый период от начала воздействия до появления ощущения, он называется латентный период, для разных видов ощущений он разный, например: для вкусовых = 50 мсек, для болевых = 370 мсек, для осязания = 130 мсек.
4. локализованность – каждое ощущение имеет элемент пространственной ориентации, мы можем определить где находится раздражитель.
5. эмоциональность – все ощущения эмоционально окрашены.
Законы ощущений:
1. Пороги ощущений
- Порог чувствительности. Различные органы чувств обладают неодинаковой чувствительностью при отношении к различным раздражителям, они могут отражать внешнее явление с большей или меньшей точностью. Т.о. ни каждая сила раздражителя вызывает ощущения, ощущение возникает при воздействии раздражителя определенной силы и эта зависимость между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражается в понятии порога.
Порог чувствительности сигнализирует о наличии раздражителя и сам порог чувствительности ограничен двумя границами нижним (min) и верхним (max)
Нижний (min) порог чувствительности – это та наименьшая величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение данного вида.
Верхний (max) порог чувствительности – это та наибольшая величина раздражителя при которой еще возникает ощущение данного вида.
- Порог чувствительности к различению ощущений. Наши органы чувств ни только сигнализируют о наличии раздражителя, но и могут показать нам и различать наши ощущения по силе. Это возможно при помощи порога различения ощущения.
Для каждого вида ощущения свой порог различения. Свет – 1/100 часть, звук – 1/10 часть.
2. Адаптация – приспособление органов чувств длительнодействующему раздражителю – это сенсорная адаптация.
3. Сенсибилизация – это изменение чувствительности в результате взаимодействия ощущения или в результате упражнения.
4. Синестезия – это возникновение ощущений одной модальности под влиянием под влиянием раздражителя другой модальности.
5. контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием сопутствующего или предшествующего раздражителя. Различают одновременный и последовательный контраст.
Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой:
где Е — чувствительность, а Р — пороговая величина раздражителя.
Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.
Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показано опытами С. И. Вавилова (1891—1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2 — 8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 — 10000000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.
Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним, порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное (действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения н т. п.
С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Немецкий физиолог Э. Вебер (1795 — 1878), проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не Абсолютна. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различия нужно добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.
Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы.
Отправляясь от экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 — 1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:
где S — интенсивность ощущения, J — сила раздражителя, К и С — константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).
Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.
Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к различению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых предметов или о звуковысотной чувствительности.
18. Восприятие. Нарушение зрительного восприятия при поражении внезрительных отделов коры головного мозга, имеющих отношение к речи. Природа слуховых галлюцинаций.
1.ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску
Мозговая организация.
На первом этапе возбуждения, возникающие на сетчатке глаза доходят до первичной (проекционной) зрительной коры, где проецируются на соответственных пунктах, распадаясь на огромное число составляющих признаков.
При поражении первичных отделов, нарушение зрительного восприятия носит элементарный соматотопический характер, проявляющийся в следующих формах:
Гомонимная гемианопсия – выпадение контралатеральной половины зрительного поля.
Квадрантная гемианопсия – выпадение определенного сектора зрительного поля.
В виде скотом – выпадение отдельных участков зрительного поля, соответствующих пораженным участкам проекционной коры.Для этих видов нарушений является характерным, то, что элементарные дефекты могут компенсироваться движением глаз, исключение составляет анозогнозия, при которой не воспринимается свой дефект.
Второй этап мозговой организации зрительного восприятия происходит при участии вторичных зон зрительной коры, которые составляют основной аппарат синтеза зрительно воспринимаемых элементов, хотя сами эти зоны находятся под влиянием внезрительных отделов мозга.Поражение вторичных зон коры приводит к дефектам восприятия, которые принимают форму нарушения симультанных зрительных синтезов или форму оптической агнозии, в этом случае каждый элемент зрительной структуры воспринимается отчетливо, но синтез этих элементов в единое целое и процесс узнавания объекта становится недоступным.Поскольку вторичные отделы зрительной коры осуществляют исполнительную или операционную часть перцептивной деятельности, их поражение затрудняет зрительный синтез, а порой делает вообще недоступным, хотя сама деятельность сохраняет направленный характер.
Зрительное восприятие имеет пространственную организацию, которая только в самых простых случаях является однозначной (симметричной), чаще всего воспринимаемые фигуры имеют ассиметричное пространственное расположение. Важно отметить, что пространственная организация является не только функцией затылочной (зрительной) коры, для её осуществления также необходимо участие нижних теменных (или теменно – затылочных) отделов мозга. Поражение этого отдела мозга приводит к тому, что при общей сохранности, пространственная организация зрительного восприятия нарушается.
Особенностью зрительного восприятия является широкий симультанный синтез, обеспечивающий одновременное восприятие множественной ситуации (например, целой картины), этот вид восприятия протекает при участии теменно-затылочных отделов мозга, благодаря которым человек сначала обозревает ситуацию последовательно, а затем охватывает целостный образ. Нарушение, которое связано с таким видом восприятия, называется «симультанная агнозия Балинта», и выражается в том, что кора не может одновременно иметь дело с несколькими возбужденными пунктами, и это приводит к невозможности фиксировать центр зрительной информации с помощью центральной части сетчатки и в то же время воспринимать сигналы на её периферии. При этой форме агнозии координированные движения глаз исчезают или грубо нарушаются.
Ещё одним вариантом зрительного пространственного восприятия является «односторонняя пространственная агнозия». Она отличается от «гомонимной гемианопсии» тем, что больной игнорирует всю левую сторону зрительной и тактильной сферы, при этом, не осознавая своего дефекта. Такое нарушение чаще всего возникает при поражениях теменно - затылочных отделов субдоминантного (правого у правшей) полушария. Известно, что аппараты доминантного (левого полушария у правшей) имеют непосредственное отношение к речевым процессам и вторичное – ко всем остальным психическим процессам, в которых речь принимает активное участие. Действительно речь непосредственно участвует в формировании наиболее сложных форм зрительного восприятия – кодировании восприятия формы, цвета и отнесения предметов к определенным категориям. Поэтому поражение отделов коры, непосредственно относящихся к речи, приводит к существенным нарушения всего зрительного восприятия в целом.
Те дефекты, которые были рассмотрены, возникают в процессе непосредственного приема зрительной информации, но перцепторная деятельность ограничена не только процессами зрительного восприятия, она включает в свой состав возможность активно вызывать зрительные образы по словесному описанию. Обычно зрительный образ – яркий у одних людей, и размытый у других – легко вызвать простым словесным обозначением предмета; со временем этот образ изменяется, превращаясь либо в обобщенный, либо в нем проявляются более выраженные признаки. В норме случаи полного отсутствия актуализации зрительных образов не известны, хотя в мозговой патологии, поражения височно – затылочных отделов левого полушария могут приводить к тому, что понятное слово, не вызывает отчетливого зрительного образа. Поражение правой затылочной области, часто приводит к нарушению узнавания лиц, нарушения наглядных, непосредственных форм зрительного и зрительно – пространственного восприятия вызывает явления конструктивной пространственной апраксии, и нарушение рисования.
Восприятие предмета есть вместе с тем его узнавание, иначе говоря, включение его в систему уже знакомых связей. Данный процесс нарушается в тех случаях, когда зрительные синтезы дефектные, при этом, воспринимая отдельные признаки, невозможно соединить их в одно воспринимаемое целое.
Существуют, и случаи, когда процесс непосредственного зрительного синтеза остается сохранным и больной хорошо видит предъявленный ему предмет или его изображение, но не может узнать его. Лиссауер назвал такой феномен «ассоциативной душевной слепотой», в основе которой лежит нарушение систем связей между зрительной и внезрительной корой, наблюдается при поражениях теменно – затылочных отделов правого (субдоминантного) полушария.
Нельзя обойти вниманием участие лобных долей мозга в организации перцепторной деятельности. Именно, активный характер перцепторной деятельности зависит от их участия. Если больному с массивным поражением лобных долей предложить неясное изображение, т.е. изображение в необычном положении, или в его восприятии возможны альтернативы, то можно наблюдать, что он заменит адекватную оценку на случайную, вытекающую из непосредственного впечатления. Восприятие в таких случаях срабатывает таким образом, что перевернутая шляпа воспринимается как тарелка, галстук как птица и т.д. Препятствием для правильного восприятия является патологическая инертность возникшего однажды образа, мешающая переключится на новый.
Наиболее отчетливо видны нарушения перцептивной деятельности при поражениях лобных долей мозга. Это было зафиксировано в опытах с восприятием сложных оптических структур и пониманием картин, для которых окончательная оценка требует активного анализа, сопоставления деталей, создания гипотез и их проверки.
В опытах с регистрацией движения глаз у таких больных, обнаружилось, что они легко прослеживают движущийся по стандартной траектории предмет, но испытывают затруднения, как только нужно активно переводить взор с одной точки на другую.
В результате проведенного анализа процесса восприятия, можно сказать, что он является сложной функциональной системой, которая опирается на совместную работу целого комплекса корковых зон, где каждая зона вносит определенный вклад в построение активной перцепторной деятельности.
Природа слуховых галлюцинаций
Мозг, как и сердце, находится все время в работе. Высшая нервная деятельность состоит из двух сменяющих друг друга и находящихся в постоянном взаимодействии процессов: возбуждения и торможения, подчиняющихся особым заколам. В норме оба процесса мозговой деятельности должны иметь определенную силу, уравновешенность и подвижность.
Но нередко подвижность нервных процессов нарушается, какой-то один процесс замедляется, как бы застревает и не переходит в другой. Такое нарушение может послужить причиной так называемой навязчивости: возникает одна и та же навязчивая мысль, навязчивое желание, навязчивое действие.
При психических заболеваниях больше всего нарушается деятельность самого совершенного образования в мозгу — коры мозга, самого верхнего ее отдела, состоящего из многих слоев нервных клеток. Нервных клеток в мозгу несметные количества — многие миллиарды к миллиарды. Они имеют между собой различные связи и образуют так называемые функциональные системы, при помощи которых осуществляются различные функции мозга. При прохождении раздражителя в центральный конец анализатора в нем развивается процесс возбуждения, благодаря которому мы видим, слышим и пр. Если раздражитель не действует на наши органы, то есть если перед нами ничего нет,
мы находимся в тишине — ничего не видим и не слышим. Это в норме.
При патологии возбуждение в центральном конце анализатора происходит не вследствие воздействия внешнего раздражителя, а вследствие болезненных причин, и у человека в это время возникают те или другие галлюцинации. От особенностей локализации и характера болезненного процесса и зависят особенности и характер галлюцинаций. Больной, например, слышит в полной тишине голос отсутствующего человека. Может сказать, кому он принадлежит, хорошо понимает содержание обращенной к нему или к кому-нибудь другому галлюцинаторной речи и придает большее значение этой «речи», чем словам окружающих его родных или врачей. Нередки случаи, когда он подчиняется ей и совершает непоправимые поступки. Если голос приказывает прыгать в окно, то он может это приказание выполнить, хотя в большинстве случаев, сохранив способность к критике, он от этого «приказания» под каким-либо предлогом уклоняется. Слуховые галлюцинации, о которых идет речь, могут продолжаться очень долго или кончиться довольно быстро, снова возобновляясь на следующем этапе заболевания. Они бывают не только такими сложными, как мы их описываем, но и элементарными, когда слышатся отдельные слова, оклики по имени или фамилии, а то и просто стуки, шумы, звонки, свистки и пр.
Слуховые галлюцинации возникают при различных заболеваниях, например, при атеросклерозе, других органических заболеваниях головного мозга, шизофрении а при так называемых интоксикационных психозах, в частности при хроническом отравлении алкоголем. Человек в этих случаях остается в ясном сознании, разговаривает с окружающими на любые темы, выполняет поручения, и в то же время он слышит голоса, доносящиеся до него из определенного места, которое он может точно указать. Если голоса больной слышит уже давно и к ним привык, то он может относиться к ним критически, понимая, что это болезнь, и даже зная, что она связана со злоупотреблением алкоголя, в чем он уже успел убедиться на собственном опыте: перестает пить — голосов становится меньше, начинается пьянство — голоса усиливаются. В острых же случаях внезапное появление голосов сопровождается страхом, беспокойством, растерянностью. Больные отвечают им, оправдываются или отругиваются.
В некоторых случаях можно говорить и о наличии так называемых объективных признаков слуховых галлюцинаций: человек оборачивается в ту сторону, откуда слышится голос, иногда затыкает уши пальцами или ватой, если галлюцинации ему надоели или содержание их для него неприятно.
Слуховые галлюцинации не всегда бывают такими ясными и отчетливыми. Иногда больной не может точно определить, откуда исходит голос, какого он тембра, кому принадлежит и пр. Ему начинает казаться, что он слышит голос где-то внутри головы, слышит как бы внутренним ухом, причем голос какой-то бесплотный, необыкновенный; то ему кажется, что звучат его мысли, то говорят его голосом, его языком или губами.
Существует и другая теория происхождения галлюцинаций, когда на первый план выдвигаются нарушения не тормозного, а раздражительного процесса, который становится неподвижным или, как говорят физиологи, инертным и не уступает места тормозному. Если очаг постоянно действующего неподвижного (инертного) патологического возбуждения появляется в нервных структурах, связанных с речевой деятельностью человека, возникают слуховые галлюцинации; такое же постоянное возбуждение, развивающееся в центральном участке зрительного анализатора, приводит к зрительным галлюцинациям. Больной что-то видит «ли слышит без наличия какого-либо предмета или звука.
Этот механизм может объяснить однообразные (всегда одни и те же) слуховые галлюцинации, испытываемые больным. Голоса прекращаются только на то время, когда больной чем-либо особо заинтересуется или начинает что-то делать — говорить с врачом или есть. Это зависит от того, что всякая деятельность человека (разговор, какое-либо занятие, еда) создает в центральной нервной системе новый очаг возбуждения, как бы конкурирующий с патологическим и на время подавляющий его (тормозящий патологический очаг по закону отрицательной индукции).
Известный советский психиатр В. А. Гиляровский полагал, что при огромной сложности галлюцинаций и очень большом клиническом разнообразии их проявлений вряд ли все виды их можно объяснить патологическим нарушением только одного процесса — тормозного или раздражительного. Он считал, что правильнее учитывать нарушения и того, и другого. И в действительности при так называемом делирии, когда явно преобладают зрительные галлюцинации, по мнению другого крупного ученого — Е. А. Попова, имеющие в своей основе нарушения тормозного процесса, они нередко сопровождаются и слуховыми, возникающими, как это принято считать, при нарушении раздражительного процесса. В клинике больные рассказывают о галлюцинаторных птицах, которые поют, говорят человеческими голосами и пр.
Самые сложные отклонения происходят при нарушении мышления, в частности при бреде. Объяснить его патофизиологически нелегко, так как механизмы развития бреда чрезвычайно сложны и не всегда одинаковы.
19. Внимание: понятие, теории. Виды и свойства внимания. Психологическая диагностика произвольного внимания.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым обеспечиваются контроль и регуляция деятельности.
С вниманием в его высших формах связывают регулирование протекания психических процессов и сознательного поведения человека.
В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).
В настоящее время наиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание. Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание способствует повышению их эффективности. Так, с вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующегося образа.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.
Произвольное внимание—это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания. Каждая из форм внимания (сенсорное, интеллектуальное и др.) может проявляться на различных уровнях.