По характеру целей деятельности 6 глава




Сегодня есть множество подходов к определению природы креативности. Одни определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие - в тер­минах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Ряд авторов подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в оп­ределенной степени обладают все здоровые индивиды. Под креативностью нередко понимается нечто противопо­ложное конформности, обыденности, предполагающее нестан­дартные подходы, в отличие от общепринятых. Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или для общества). По мнению Е. Торренса, креативность - это не специ­альная, а общая способность, базирующаяся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению (обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д.). Он считал, что творческий процесс делится на несколько этапов: восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

На пути диагностики креативности возникают трудности, связанные с тем, что объективная оценка творческих способностей только по достижению (продукту) в диагностической ситуации невозможна, а процесс творчества отличается спонтанностью и непредсказуемостью момента возникновения. Этим объясняются неоднозначные и критические высказывания в адрес тестов креативности, а также особенности интерпретации их результатов. Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом (Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности) измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Ориентированы на взрослых и учащихся старших классов. Задания в них не предполагают определенного числа ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. Идеальный, с точки зрения Е. Торренса, тест должен из­мерять протекание всех операций, отмеченных им в творче­ском процессе. Однако при создании методики он ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности. В работе над тестом Е. Торренс в основном опирался на теорию ди­вергентного мышления Дж. Гилфорда, которым были выделены 4 классических свойства дивергентного мышления: «Беглость» — способность продуцировать большое ко­личество идей. «Гибкость» — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем. «Оригинальность» — способность продуцировать необыч­ные, нестандартные идеи. «Разработанность» — способность детально разрабаты­вать возникшие идеи. Для оценки перечисленных проявлений креативности Е. Торренс создал свою методику. Субтесты методики Е. Торренса пред­ставляют собой существенный отход от тестов факторного типа (Южнокалифорнийских тестов), предложенных Дж. Гилфордом. Каждый субтест Торренса оценивает сразу несколько характеристик креативности и добавляет что-то уникальное к тестовой батарее в целом. Те временные ограничения, которые ввел Е. Торренс, позволили стандартизированно измерять креативность и срав­нивать разных людей разного возраста по уровню развития этой характеристики. В то же время эта особенность теста чаще всего подвергается критике. Несмотря на определен­ные ограничения, в настоящее время тест Е. Торренса вполне можно считать наиболее фундаментальным инструментом для измерения креативности. Е. Торренс подчеркивал, что ни один исследователь на сегодняшний день не может определить количество и виды тестовых заданий для того, чтобы дать пол­ный обзор характеристик креативного мышления. При этом он считал, что предложенный им тест отражает большую их часть.

 


 

 


26. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «я», «индивидуальность». Жесткие и гибкие связи в структуре человеческой индивидуальности.

Индивид – 1) человек,как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной ограниченности социальное существо. Использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Общие характеристики: устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохраннотсь основных отношений И. к действительности, предполагая вместе стем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность И., обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственныхпо воздействий.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Идеализм: источник активности С. В нем самом. Диалектич материализм: субъект как продукт исторического развития и связывает его активность с сособенностями деятельности людей. Реальное, практическое изменение объекта в процессе этой деятельности и является критерием адекватности, соответствия действительности тем возникающим у С. Образам, на основе которых и регулируется его деят-ть.

Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деят-ти окруж. Мир и взаимодействуя с др. людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек – это индивид. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствует у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущих. Кроме того, понятие «индивид» входит как качество, отличающее данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Личность чаще всего определяет как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которые данного человека отличают от других людей.Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находится в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром.Тот факт, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяют представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. Если принять во внимание, что личность всегда выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Однако, центральное место в психологической науке занимает проблема психического развития индивида. В истории науки, первое, с чем столкнулись исследователи при обращении к изучению психологического развития индивида, - это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. Отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытаются вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Ее прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются в разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности его включенность в жизнь общества. Еще более многообразным и многоплановым отношения психического к социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формированияПонятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется ввиду своеобразия, уникальность индивиду, т.е. индивидуальность. Однако понятие индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает из них специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслов совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив но к ним не сводимы.Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации.Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности. Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности.В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.Наконец признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.

В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографических и исторических датах, происходящими событиями. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.Рассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.Первая связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как считают психиатры: нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество и как отсутствие адаптации.Вторая – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.Третья – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик и вместе с тем одновременно – формально – динамическими особенностями их проявления; способности как субъективные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирование отношений личности и, с другой стороны определяют способы реализации этих отношений.Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовывать свою индивидуальность (Р.Мэй) ]. Характер, как единое целое личности по отношению к индивидуальности является балансом функцией сохранения “обеспечения безопасности” за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъективные характеристики, специфические для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных отношений. Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельный, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми, предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желаю в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

 


 

 


27. Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, К. Хорни, В. Франкл, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Роджерс).

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

З. Фрейд: психодинамическая теория личности В психодинамическом подходе к изучению поведения человека считается, что неосознавемые психологические конфликты контролируют поведение человека.Фрейд выделил три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступності психических процес сов осознаванию, Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своїй природе является инстинктивым и отделено от реальності).Втеории Фрейда Л. включает в себя три структурних компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро Л., является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторне реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуджений. Яго представляет собой рациональную часть Л. и руководствуется принципом реальності. Его задачею является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений соціального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд назвал называл вторичным процессом представления. Суперэго, формирующееся последним в процес се развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Это последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версію общественных норм и стандартов поведения. Суперэго состоит из двух структур – совести и эго-идеала. Совість приобретается посредством родительських наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральних запретов и возникновение чувства вины у ребенка, корда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал – это поощрительный аспект суперэго. Он формируется из того, что родители одобряют или високо ценят, он ведет индивидуума к установлению для себя високих стандартов, И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Суперэго считается полностью сформировавшимся, корда родительський контроль заменяется самоконтролем.

Теорія мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: інстинкт жизни (Эрос) и інстинкт смерти (Тонатос). Инстинкты жизни включают все силы, служащие цели поддержания жизненно важних процес сов и обеспечивающие размножение вида. Инстинкты смерти лежат в основе всех проявлений жест окости, агрессии, самоубивств и убивств. Фрейд пола гал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинаміки, согласно котрому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Інстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет в окружающей бреде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активності. Смещенная активность имеет место тогда, корда по каким-либо причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. Фрейд ситал, что многие соціально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агресивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, др. Предметы, др.. деятельность, вместо тех., которые предназначались для прямой разрядки напряжения.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватываяч ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через 4 основные стадии: оральную (0-18мес.), анальную (1,5-3 года), фаллическую (3-6 лет), латентную (6-12 лет), генитальную (пубертат (половое созревание)). Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процес се психосексуального развития неразрешенные конфликты приводять к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолими аккуратными.

Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Основные принципы его системы: -индивидуум как самосогласующаяся целостность, -человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству (жизнь как непрерывноедвижение в направлении роста и развития; цели, которые люди ставят перед собой, атакже пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни),- индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность (наличие у человека творческой силы, свобо дной, осознанной активности, влияющей на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию, мечты), а также -социальная принадлежность индивидуума (поведение человека происходит в социальном контексте и у каждого есть социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества). Главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать единство между мозгом и телом в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой собственный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности наиболее ярко проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба, любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачамЮ Адлер различал 4 основных типа установок, сопцтствующих стилю жизни: -управляющий, -получающий, -избегающий, -социально-полезный. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок, последний ребенок в семье. Последним конструктом, на который делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С т. з. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Аналитическая психология К. Г. Юнга. В теории личности Юнга большое значение придается пртивоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости. В отличии от Фрейда Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.Три взаимодействующие структуры в личности по Юнгу: -эго, -личное бессознательное, -коллективное бессознательное.Эго- центр сферы сознания. В нем представлено все, что человек осознает.Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей, чувств, называемых комплексами.Коллективное бессознательное – состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами – врожденнх идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются: -персона (означает роли, которые люди выполняют в соответствии с соц. Требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие), -тень (подавленная темная, животная сторона личности человека), -анима (феминные качества мужчины), -анимус (маскулинные качества женщины), -самость (становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации). Символом архетипа самости является мандала (символическое выражение целостности «Я», также имеет название «магические круги». В понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни.Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь помогает индивидууму достичь самореализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: