Потребности и мотивы, их роль а организации деятельности.




Источником поведения являются потребности. Потребности - источник активности человека; внутренние сущностные силы человека, побуждающие его к осуществлению качественно определенных форм деятельности.

Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он живет в мире не изолированно, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Социальность человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). Потребности человека (за исключением базовых) не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности становлении его личности.

Потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимые в тех или иных формах активности, определяемой биологическими и социальными программами жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребностей в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, который на ранних этапах развития осуществляется согласно с взрослым.

Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Потребности человека представляют динамическую иерархию, ведущее положение, в которой занимает то одна, то другая потребность, в зависимости от реализации одних и актуализации других. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации потребностью, но и другими, сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме эмоционально отраженных желаний, влечений, стремлений, а ценность их реализации - в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не осознаваться.

Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя активность (деятельность).

Источником побудительной силы мотива выступают потребность (А.Н.Леонтьев). Деятельность всегда имеет мотив («немотивированная деятельность» - та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотива. Помимо функции побуждения и направления деятельности мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям и операциям), а также обстоятельствам. Способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность нередко зависит ее эффективность и качество. Мотив также определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов, явлений, в форме отражения их личностного смысла

Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отображающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.

Мотивы человека не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией.

Мотивы конкретизируются в целях. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта является представление о конечном результате, который является полезным и необходимым (с точки зрения личности).

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свою потребность. Мотивы побуждают субъекта к деятельности.

Классификация потребностей:

1. Олпорт (низшие, высшие)

2. Маслоу (биолог потребности, потребности связи с безопасностью, потребности связи с принятием, потребности связи с уважением и самоуважением, потребности связи с самоактуализацией).

Механизмы развития потребностей:

1. сдвига мотива на цель (Леонтьев);

2. идентификации (с конкретным человеком);

3. принятия социальных ролей (с обобщенным образом).

Классификация мотивов:

1. агрессия;

2. власть;

3. страх

4. аффеляция

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

 

 


 


30. Эмоции и чувства: понятия, условия возникновения, функции и виды. Их роль в регуляции деятельности.

1. Понятие.

Взаимодействуя с окружающим миром человек не только познает, но и всегда выражает свое личностное отношение к этому миру (удивляется, радуется, сердится).Особая отражательная деятельность объективной реальности психикой человека составляет Эмоциональную сферу личности.Эмоции и Чувства - это своеобразное отношение личности к окружающему миру.

Эмоция (латынь) - возбуждать, волновать, потрясать.Проблема эмоциональной сферы личности, одна из самых трудных проблем человека. Ильин говорит, что это самая запутанная область психологии. Эта проблема субъективная.

Большинство ученых считают, что эмоциональная сфера личности - это сложное многоструктурное образование, что кроме эмоции они включают другие виды эмоционального реагирования:

1. эмоциональный тон

2. эмоции

3. эмоциональное состояние

4. чувство (устойчивое)

5. эмоциональные свойства (разные типы эмоц. свойств).

Эмоции и чувства - это одна из проявлений отражательной деятельности мозга и главное их отличие в том, что они при любых состояниях выражают:

1. только отношение,

2. отражают все стороны психической деятельности, охватывают всю психику в целом и поэтому связаны с более широкой психической деятельностью - областью нервной деятельности - во-вторых.

Основные функции:

1. Оценочная - отражает значимость и оценку человеком разных ситуаций, предметов, явлений.

2. Коммуникативные - всегда обслуживают наше общение.

3. Сигнальное - экспрессивная сторона Эмоции и чувства. Эмоции и чувства возникают и меняются с изменением внешней окружающей среды или внутренней среды человека. Поэтому некоторые раздражители становятся сигналами для организма как благополучие или неблагополучие. А Эмоции и чувства как бы подтверждают эти сигналы в своем проявлении.

4. Регулятивная, то есть Эмоции и чувства регулируют поведение человека, выступая либо побудителем либо тормозом деятельности с одной и с другой - в том, что существует механизм эмоционального контроля, который может снимать избыток эмоционального возбуждения и тем самым защищает организм от разрушения. Избыток эмоциональной энергии разряжается в специальных мимических движениях (смех, плач), в мышечных движениях (бег, движения руками). Эти явления составляют экспрессивную сторону Эмоции и чувства.

5. Приспособительная - Эмоции и чувства участвуют всегда в накоплении опыта. в обучении и воспитании человека.

Эмоции реагирования - это сложная реакция, в которую задействованы разные системы организма и личности. И как считает Ильин - его нужно понимать как возникновение психофизиологического состояния.Эмоция реагирования обладает рядом характеристик:

1. Может быть положительным или отрицательным.

2. Может влиять на поведение и деятельность человека (либо стимулирует либо тормозит).

3. Характеризуется интенсивностью (глубиной переживания и величиной физиологических сдвигов).

4. Характеризуется длительностью протекания (кратковременное или долговременное).

5. Предметность - это степень осознанности и связи с конкретным предметом.

Иерархия структуры эмоциональной сферы личности:

1. Эмоциональный тон на ощущения (самый низкий).

2. Собственные эмоции (средняя ступень) - эмоции как реакция организма на эмоциогенную (значимую человека) ситуацию. Направлена на приспособление человека.

3. Чувство (самое высокое) - как пристрастное устойчивое отношение человека к какому-либо одушевленному или абстрактному явлению или предмету человека.

С развитием разума (высшей человеческой потребности) на основе эмоции сложились более сложные человеческие образования - Чувства, которые присуще только человеку. Возникнув в деятельности они стали сами постепенно управлять деятельностью человека. Эмоциональная сфера человека значительно отличается от эмоциональной сферы животных.Отличие:

1. Эмоции у человека в очеловеченном виде.

2. Человек может управлять своими эмоциями.

3. В процессе развития у человека возникла более высокое образование - Чувство (носит более общественно-исторический характер: традиции, обычаи, историческое развитие, сословные показатели и т.д.).

Общие свойства Эмоции и Чувства:

1. Все Эмоции и чувства протекают фазово: а). нарастание напряжения.

б). разрешение (разряжение).

2. Эмоции и чувства могут быть положительными, отрицательными и неопределенными.

3. Полярность (амбивалиентность) - когда в эмоциях и чувствах соединяются противоположные полярности (и любит и ненавидит).

Эмоции и чувства - это своеобразная форма отражения психикой окружающего мира, и в основе лежат физиологические механизмы, то есть эо результат работы мозга.

Физиологической основой Эмоции и чувства являются нервные возбуждения, протекающие в подкорковых центрах а именно в Таламусе, Гипоталамусе и Лембической системе, Ретикулярной формации, а также в коре больших полушарий.Эмоциональные состояния:

1. эмоциональный тон,

2. эмоции собственного значения,

· настроения,

· аффекты,

· стрессы,

· фрустрации.

Настроение - это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.Основные характеристики настроения:

1. Может быть положительным или отрицательным.

2. Динамика зарождения настроения может быть самым разным (иногда возникает на 2-3 минуты, а иногда и на недели).

3. Неопределенное по своей направленности.

4. Очень заразительно (легко передается от одного к другому).

Чтобы избавиться от плохого настроения, надо проанализировать и найти причину.Группа причин:

1. Положение человека в обществе.

2. События в личной жизни.

3. Сильное идейное воздействие (телевидение, литература).

Аффекты - это отрицательное эмоциональное состояние, когда эмоциональные процессы быстро овладевают человеком, бурно протекают, характеризуются значительным нарушением контроля сознания, волевого контроля и изменением сознания (то есть отсутствие осознанного контроля, а осуществление полного контроля только подкорковыми центрами).

Характеристики аффекта:

1. большая интенсивность внутренних физиологических процессов и бурное внешнее выражение в действиях,

2. кратковременность,

3. безотчетность,

4. диффузный характер (охватыввает всю личность).

В аффекте может быть и положительное и отрицательное. После аффекта наступает аффективный шок: подавленность, депрессия, срыв нервной системы и незначительные патологии.

Причины:

1. Неправильное воспитание.

2. Физиологические недостатки (патологии).

3. После сильного воздействия (например - бой).

Стрессы - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стресс (с англ. - давление) - натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, которое вызывает это напряжение. Обозначяет давление обстоятельств на человека.

Г. Селье (канадский физиолог) в 1936 году выделил 3 стадии развития стресса:

1. Реакция тревоги (организм меняет свои характеристики будучи подвержен стрессу).

2. Сопротивление. И если действие стресса совместимо с адаптационными возможностями организма, организм продолжает сопротивляться и тревоги проходят. Если этого не происходит переход на третью фазу.

3. Стадия истощения и запасы адаптационных возможностей организма иссякают, продолжается тревога, организм погибает.

Сам Селье считал, что незначительный стресс имеет положительные моменты:

1. Мобилизует организм на борьбу.

Причины возникновения стресса:

Стресс - это не только физическое напряжение, но он может еще быть от воображаемого, напоминаемого события, представляемые факторы, эмоциональные состояния.

Выделяют:

· эмоциональный стресс

· психологический стресс

Это всегда психофизиологическое состояние организма.Возникновение и развитие стресса определяют развитием трех звеньев:

1. Оценка стрессагенного сообщения.

2. Физиологическая и биохимическая реакция на стресс.

3. Поведенческая реакция. (самое главное)

Причины, вызывающие стресс:

1. Влияние окружающей среды (шум, гам, жара, холод, загрязнение).

2. Нагрузки повышенной интенсивности (болезни, травмы, беременность).

3. Монотонность и однообразие эмоциональных контактов.

4. Повседневные нагрузки (социальная изоляция: напряженная психологическая атмосфера, ссоры, общественный транспорт, очереди и т.д.).

5. Отсутствие желаемых привычных социальных связей,

6. Тяжелые жизненные ситуации (смерть, развод, угроза потери работы, стремительные перемены).

7. Переломные этапы жизни.

8. Личностная дисгармония (внутриличностные конфликты, кризисы).

9. Неудовлетворительное материальное обеспечение.

10. Ситуация неопределенности или конкретные угрозы.

11. Социально-экономические факторы (безработица, социальные перемены и т.д.).

12. Особые причины (современная городская среда).

Сила стресса определяется - на сколько глубоки и значимы чувства, затронутые происходящим.Возникновение стресса зависит еще от стрессоустойчивости личности.К нестрессоустойчивости личности относят:

1. Повышенную тревожность.

2. Враждебность, гнев, агрессию направленную на себя или на окружающих.

3. Эмоциональную нестабильность, возбудимость.

4. Замкнутость, закрытость.

5. Пессимизм.

Фрустрация - отражает эмоциональное состояние, определяемое как блокирование целей. Это такое эмоциональное состояние, когда на пути к достижению целей возникают непреодолимые объективные или субъективные препятствия.4 способа разрешение фрустарции:

1. Агрессия разрешается на окружающих людей (опасное).

2. Разрешение на себя (путь в клинику)

3. Агрессия в кругу фантазии (отрицательное).

4. Переключение внимания на деятельность доступную для данного человека, чтобы он получил положительный результат и получил положительные эмоции.

IV. Классификация чувств.

По содержанию чувства бывают:

1. Моральные - нравственные. (Отношение и нормы этики и морали. Обуславливаются и развиваются в деятельности; обуславливаются мировоззрением и порождаются системой ценностей, т.е этикой. Ведущее место: чувство совести, и чувство имеет 3 ступени развития: а). связан с конкретной ситуацией и с конкретным поступком: стыд, страх перед близкими людьми - свойственно для младшего возраста; б). не выполнение общепринятых норм, чувство стыда перед самим собой, свойственно подростку и побуждает к нравственному поведению; в). высший уровень - он позволяет предупредить отклонение от нравственных норм).

2. Интеллектуальные - возникают в познавательной деятельности, выражают эмоциональное отношение к познанию, формируются довольно рано и проходят 3 этапа в своем развитии: а). интерес, б). любознательность, в). страстное исследовательское отношение к миру.

3. Эстетические - отношение и выражение эмоций к прекрасному. Формируется в процессе воспитания прекрасного и проходит 2 стадии развития: а). переживание эстетического чувства, проявляется в переживании светлой радости при восприятии определенной гармонии красок, форм и т.д.; б). глубокое эстетическое чувство, когда человек отвечает переживанием не только на форму, но и на содержание. Эстетические чувства очень сложны и многогранны. В них могут быть полюсные - противоположные чувства. Объектом могут быть: 1). трагическое и 2). комическое.

4. Праксические - это чувство, возникающее при выполнении деятельности (как пишет крупнейший ученый Якобсон: "Сама деятельность является предметом устойчивого эмоционального отношения. Но ведь чувства всегда возникают в деятельности.

Как же отличить праксические чувства - эти чувства всегда связаны с волевой деятельностью, с преодолением трудностей и препятствий (очень ярко проявляется в спорте: чувство уверенности в собственных силах, чувство смелости, удовлетворенности, наслаждения трудом).

Виды чувства по силе стремления к объекту:

1. Страсти - это сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие огромную энергию на достижение цели (овладевают всей личностью).

2. Увлечения - это не стойкие, не глубокие чувства, скоро проходящие по времени протекания.



31. Общая характеристика воли. Развитие произвольности и воли в онтогенезе. «Орудийная функция» знака в произвольной регуляции движений и психических явлений.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять две функции – активизирующую и тормозящую.

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых.

Одним из важнейших признаков волевого поведения является его связь с преодолением препятствий (внутренних или внешних), однако, не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов (сознательный выбор цели и подбор средств для её достижения).

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Волевой акт и его структура.

В зависимости от степени осознанности потребностей стремления к цели разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана (осмысление цели действия).

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний, называется борьбой мотивов.

Принятие решения действовать и исполнение самого решения, требующего определенных волевых усилий, составляет основной момент волевой деятельности человека.

Заключительный этап волевого действия может подучить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии (внешнее волевое действие), в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (внутреннее волевое действие).

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным сознательным мыслительным процессом. Цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, она осуществляется при помощи привычных действий, которые осуществляются почти автоматически.

В сложном волевом акте между импульсом и действием находится опосредующий действие сложный сознательный процесс. Ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятия решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана действий. Волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз.

Сложный волевой акт включает четыре стадии:

- возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

- обсуждение и борьба мотивов;

- решение;

- исполнение.

Содержание первой фазы – возникновение побуждения и осознание цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном волевом действии различные фазы могут в зависимости от условий приобретать больший или меньший удельный вес, иногда сосредотачивая в себе весь волевой акт, иногда вовсе выпадая. Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, который соединяет сознательный выбор и решение. Это не значит, что борьба мотивов является его основной частью. Основными частями волевого акта являются исходная и завершающая фазы – сознание цели и настойчивость в ее достижении.

Содержание второй фазы обусловлено потребностью в том, чтобы учесть последствия, которые влечет осуществление желания. Она превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное действие может в определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Перед действием необходимо произвести выбор. Выбор требует оценки. Когда человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него, осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Решение этого вопроса протекает по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании, и волевой акт совершается без особого решения. Так случается, когда побуждение человека не встречает никакого внутреннего противодействия. Иногда решение поступает как бы само собой, оно является полным разрешением конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Бывает и так, что при самом принятии решения каждый из мотивов продолжает сохранять свою силу. Тогда решение в пользу одного из мотивов принимается потому, что осознана необходимость или целесообразность пренебречь другими и принести их в жертву.

Всякое волевое действие в качестве отправной точки предполагает состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы и которое характеризуется как состояние готовности, мобилизованности. Из-за сложности задачи, отдаленности цели исполнение решения растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяется намерение. Иногда возможно целенаправленное, сознательно регулируемое действие, в котором намерение практически не выделяется как особый момент.

Но в сложных ситуациях намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. Иногда даже намерения становится недостаточно, необходимо наметить путь и средства, пригодные для достижения, - т.е. составить план.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы подсознательному контролю и меняя окружающее в соответствии с замыслом.

 


 

 


 

32. Понятие темперамента в отечественной психологии (Б. Теплов, В. Небылицын, В.С. Мерлин). Проблема психологической диагностики темперамента.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связанные между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления.

Конечно, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок, привычек и т.п. Но психические различия выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многими экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально природные, врожденные свойства человека. В истории изучения этой проблемы можно выделить три основных системы взглядов. Самая древняя связывает причину индивидуальных различий с ролью тех или иных жидких сред организма – гуморальная теория (от лат. humor – влага, сок). К ним относятся и получившие широкое распространение уже в новое время представления об особом значении крови.

Так, немецкий философ И.Кант (конец XVIII в.) считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома, врача П.Ф.Лесгафта, писавшего (в к.XIX-нач.XX в.) о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связана быстрота и сила кровотока и как следствие – мера возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Эти представления получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях (такие свойства как реактивность, чувствительность, эмоциональность в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы). Параллельно с представлениями о гуморальных, а затем и соматических различий по темпераменту, развивались (начиная с середины 18в.) идеи, получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П.Павлова к изучению свойств головного мозга, органа психики. Великим физиологом было разработано (20-30-е гг.) учение о типах нервной системы (НС), или, что то же самое, типах ВНД. И.П.Павлов выделил 3 основных свойства НС: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила НС – самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость. Важное значение имеет и другой показатель – подвижность нервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим. Весьма значимый показатель и уравновешенность НС: известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по силе от возбудительного, степень уравновешенности между ними бывает различной. То или иное сочетание указанных свойств и составляет тип НС.

Сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип НС;

Флегматическому темпераменту – сильный уравновешенный медленный тип НС;

Холерическому – сильный неуравновешенный тип;

Меланхолическому – слабый тип НС.

Подход к различиям в динамической стороне психики со стороны свойств типа НС положил начало новому этапу в изучении физиологических основ темперамента. В трудах психологов Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына (50-60 гг.) уточнялись и обогащались представления о свойствах типа ВНД человека. Были открыты новые свойства НС. Одно из них лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса, в отличие от подвижности, характеризующей быстроту смены одного процесса другим). Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов НД (регулирующих накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных различий по темпераменту (исследования В.С.Мерлина, Я.Стреляу и др.). При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место принадлежит мозговым механизмам (В.М.Русалов).

Свойства темперамента: в отличие от свойств НС свойства темперамента характеризуют особенности психической деятельности, а не физиологические процессы, хотя и связаны с последними. Разные психологи выделяют разные свойства темперамента. В.Д.Небылицын полагал, что существует две основных характеристики темперамента – активность и эмоциональность.

В.С.Мерлин выделял такие свойства человека, как сензитивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость)-ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность)-интровертированность (замкнутость), эмоциональная возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность. Свойства темперамента связаны со свойствами НС, например, ригидность присуща лицам с инертностью нервных процессов, тревожность – со слабостью НС.

Психологическая характеристика основных типов темперамента.

До настоящего времени основными типами темперамента считаются: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиниками. Человека невозмутимого, с устойчивым стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой странностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разная степень активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента. Понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но названные типы принято считать наиболее характерными. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или иному из этих типов.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Особенности темперамента сказываются и в учебных занятиях и в труде. Главное, что нужно иметь в виду, что различия по темпераментам – это прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительные и отрицательные стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на деятельность отдельных свойств типа НС и соответствующих им черт темперамента.

Сильные и слабые типы в деятельности: слабость НС – это не только недостаток силы: такой тип НС имеет и свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущества по сравнению с сильным типом НС.

Проводились опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила НС) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. В результате выяснилось: ученики слабого типа на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они же быстрей уставали; а ученикам с чертами темперамента, обусловленными сильной НС, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.

В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них же в лабораторных опытах определялась сила НС). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов НС. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от их темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить три этапа – подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаруживалось, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу по ходу их написания), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий. Другое отличие: сильные достаточно длительно могут выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащимся того или другого темперамента.

Установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительной слабостью НС имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникать в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справиться с деятельностью.

Таким образом, лица с более сильным типом НС лучше решают одни задачи, а с более слабым – другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по силе НС, должны идти разными путями.

Подвижные и инертные типы в деятельности: Слабая выраженность собственно подвижности (малая скорость возникновения и прекращения возбуждения и торможения), т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности – длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психологические различия обусловливают прежде всего особенности хода деятельности, а не ее эффективность. Оказалось, что учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов действовали быстрее других, но при этом иногда пропускали элементы задания из-за излишней стремительности. Учащиеся же, чья НС была признана инертной, выполняли задание более равномерно и плавно, а иногда и более успешно. Правда, у них происходили нежелательные задержки срока сдачи работы, но зато их достоинством была пунктуальность выполнения. Значительная их часть компенсировала свои относительно ограниченные скоростные возможности большим вниманием к объяснениям педагога и чертежа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: