Общение как восприятие людьми друг друга – перцепция. 3 глава




В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному; 4) учебная деятельность ведет к изменениями в самом человеке-ученике; 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В.Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, и одновременно выступают как цель деятельности ученика. Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случает учение уже не является деятельностью, т.к. овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, т.к. процесс учения побуждают не они, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности.

Независимо от того, на удовлетворение какой потребности направлено учение, - специфической для него или нет, оно всегда реализуется действием или цепью действий. Одна и та же деятельность может быть реализована с помощью разных действий, и наоборот, одно и то же действие может реализовывать разные деятельности. Следовательно, действие имеет относительную самостоятельность.

При выполнении деятельности учения у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта. Этим отличается учение от других видов ведущей деятельности.

Продуктом деятельности учения является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возможности, новые практические действия. Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности.

Виды учебных действий:

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И.И.Ильясов относит:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.

Согласно А.Н.Леонтьеву, операции – это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Сознательное целенаправленное действие в обучении, многократно повторяясь, включаясь в другие, более сложные действия, постепенно перестает быть объектом сознательного контроля обучающегося, становясь способом выполнения этого более сложного действия. Это так называемое (А.Н.Леонтьев) сознательные операции, бывшие сознательные действия, превращенные в операции. При этом управление операциями осуществляется, по Н.А.Бернштейну, фоновыми его уровнями. Переход с уровня действия на операции есть основа технологизации обучения.

Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения, с разных позиций: с субъективно-деятельностной, с предметно-целевой; с точки зрения отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие); с позиции внутренних или внешних действий; с дифференциации внутренних умственных, интеллектуальных действий, по психическим процессам; с позиции доминирования продуктивности (репродуктивности) и т.д.

В учении прежде всего выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия; действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его.


 


53. Психологическая структура профессиональной деятельности. Компонентно-целевой уровень анализа деятельности. Психограмма и профессиограмма.

Системность организации деятельности наиболее полно и явно проявляется в особенностях ее структуры. Понятие структуры (от лат. struere — строю) используется для обо­значения особенностей строения, внутренней организации того или иного объекта, процесса, явления. Определение структуры — это раскрытие основных компонентов и изучение связей между ними.

К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности сложились два основных способа решения дан­ной проблемы:

Первый структурно-морфологическую парадигму психологическо­го анализа деятельности. Согласно данному подходу, основ­ным структурным компонентом деятельности является дей­ствие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности Второй функционально-динамическую парадигму психологического анализа дея­тельности. Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятель­ность в силу своей исключительной сложности не может ос­новываться и не основывается на каком-либо одном (унитар­ном) компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психо­логических компонентов — своих единиц. Они закономер­но взаимосвязаны между собой и образуют целостную пси­хологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятель­ности.

Указанные подходы взаимодополняют друг друга, поскольку второй из них является, по суще­ству, развитием и углублением первого (хотя и его частичным отрицанием). В случае, если в качестве единицы деятельности (ее основной психологической ячейки) берется действие, ее пси­хологическая структура принимает вполне определенное строение — уровневое. Оно наиболее подробно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым; Согласно этой теории, деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, который конкретизиру­ется в двух основных положениях:

во-первых, общая струк­тура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека;

во-вторых, эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную си­стему.

Различают три основных уровня организации деятельности: операций, действий и автономной деятельности. Второй из этих уровней — действий, занимая срединное, т. е. центральное, место в общей структуре деятельности, наибо­лее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.

Действие — это основная единица структуры деятельнос­ти, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, которая направлена на достижение осознава­емой цели. С психологической точки зрения действие обла­дает двумя основными атрибутивными характеристиками. Первая - любое действие имеет не только цель как таковую, но и цель, обязательно не совпада­ющую с общими целями всей деятельности. Вторая состоит в его осоз­наваемом, произвольном характере. Само свойство осознаваемости собственной активности возникает именно в силу того, что имеет место расхождение целей действия и деятельности. Активность субъекта начинает строиться как сложно-опосредованная и, следовательно, требующая осознаваемого контроля. В психологических исследованиях установ­лено, что благодаря свойству осознаваемости действие сохра­няет и воспроизводит (мультиплицирует) все главные пси­хологические особенности деятельности в целом Л.С. Выготский разделял способы анализа деятельности на компонентный и элементный. Компонент—это та мель­чайшая часть целого, которая еще имеет свойства самого этого целого; элемент — это та часть, из которой состоят ком­поненты, а следовательно, и само целое, но у которой отсут­ствуют свойства целого. психологический анализ дея­тельности должен быть именно компонентным (а не элемент­ным); лишь тогда он будет и достаточно детализированным, и одновременно содержательно наполненным, воспроизво­дящим в своих результатах все богатство исходного анали­зируемого целого.

Сходная, точка зрения сформулирована С.Л. Рубинштейном. Он считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наибо­лее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии, как в «клеточке» деятельнос­ти, представлены зачатки всех сторон психики и что все сто­роны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.

Высший уровень — собственно деятельность — выделя­ется А.Н. Леонтьевым на основе того, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их дос­тижения, а непосредственно с мотивами личности, с систе­мой ее доминирующих потребностей. Согласно данной тео­рии, сама деятельность как таковая (отдельная автономная деятельность) как раз и выделяется на основе критерия на­личия у нее какого-либо самостоятельного, специфическо­го мотива. Мотив и деятельность суть взаимополагающие понятия; немотивированной деятельности не может быть просто по определению. Мотив деятельности непосредствен­но связан с ее предметом и даже определяется им, в силу чего возникает свойство предметности деятельности. Оно рас­сматривается как основное свойство деятельности; беспред­метной деятельности, так же как и немотивированной, быть не может. Как отмечает А.Н. Леонтьев, выражение «беспред­метная деятельность» лишено смысла. Деятельность толь­ко кажется беспредметной, но научное исследование деятель­ности требует раскрытия ее предмета. Причем предмет деятельности выступает двояко: как подчиняющий себе и преобразующий предметную деятельность и как образ пред­мета, как продукт психического отражения. Являясь высшим в общей структуре деятельности, этот уровень одновременно интегрирован в еще более сложную систему— систему личности. В связи с этим, деятельность рассматривается как «молярная неаддитивная единица жизнедеятельности» субъекта, личности Иными словами, лич­ность — это своеобразная система ее деятельностей — того, что она может, чего она хочет и в чем она проявляет себя другим людям

Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому), психологическую структуру любой дея­тельности образует устойчивый, постоянный набор ее основ­ных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры дея­тельности.

Основными компонентами инвариантной структуры дея­тельности являются:

 

· мотивация,
· целеобразование,
· информа­ционная основа деятельности,
· антиципирование (прогнози­рование) ее результатов,
· принятие решения,
· планирование,
· программирование,
· контроль,
· коррекция,
· оператив­ный образ объекта деятельности,
· система индивидуальных качеств субъекта
· совокупность исполнительских действий.

 

Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционировании —» они же явля­ются основными регулятивными процессами реализации деятельности.

Психологическая система деятельности (ПСД) — это це­лостное единство психических структур субъекта и их все­сторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организо­ваны в плане выполнения функций конкретной деятельнос­ти. Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктури­рования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности.

Процесс формирования ПСД обозначается понятием системогенеза. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвя­зи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

Важнейшим — исходным и базовым — компонентом дея­тельности является мотивация. Она реализует по отноше­нию к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотива­торов деятельности могут выступать самые различные пси­хологические образования — потребности, интересы, уста­новки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

Мотивация всегда представлена в деятельности не абст­рактно, а конкретно, т. е. в соотнесении с целями деятельно­сти. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее це­лями формируется важнейшее психологическое образование деятельности:— ее личностный смысл. Существует также понятие вектора «мотив — цель», уподобляемого своеобразному стержню, вокруг которого организуется вся система де­ятельности. Под целеобразованием понимается процесс фор­мирования цели деятельности и ее конкретизации на подце­ли отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до на­чала осуществления деятельности и в дальнейшем оказыва­ет решающее влияние на все ее содержание. Цель рассмат­ривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель опре­деляет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.

Под информационной основой деятельности (ИОД) пони­мается совокупность признаков, которые характеризуют предметные и субъективные условия деятельности, позво­ляющие организовать ее в соответствии с ее целями и моти­вами. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности. В психологическую систему деятельности входят те психические свойства субъекта, которые позволяют точно, своевременно и адек­ватно воспринять физический носитель профессионально важной информации (психофизические качества), психичес­кие свойства, способствующие установлению прагматичес­кой значимости тех или иных сигналов (интеллектуальные качества) и обеспечивающие процесс когнитивного науче­ния, а также знания, являющиеся результатом этого науче­ния. Сами же информационные признаки в форме физичес­ких носителей (сигналов) в ПСД не входят. ИОД выступает в двух формах: материальной и идеальной. Материальная форма представлена совокупностью сигналов, несущих про­фессиональную важную информацию, идеальная форма — образами сигналов и их значениями. Они и выступают в ка­честве компонентов ПСД.

В ряде случаев, в особенности в операторских професси­ях, в качестве ИОД выступает концептуальная модель — «умственная картина» управляемого процесса, которая фор­мируется на основе восприятия и декодирования сигналов, поступающих к оператору. Концептуальная модель пред­ставляет собой динамическую систему информационных признаков, отнесенную к объекту управления в целом и соотнесенную с субъектом деятельности. Эта система инфор­мационных признаков приобретает черты целостного обра­за, развернутого во времени.

Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, по­скольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых из­менений объекта и условий деятельности. С психологичес­кой точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего.В свою очередь, антиципация явля­ется главной формой так называемого опережающего отра­жения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они име­ют уровневое строение. Это означает, что они могут реализо­вываться с использованием совершенно различных психи­ческих процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сен­сорная, перцептивная, представленческая, речемыслительная и рефлексивная.

Следующий базовый компонент — принятие решения — за­нимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода мост от фазы ориентировки в деятельностных ситу­ациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные пара­метры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.

Процесс принятия решения (ПР) дифференцируют на ряд основных этапов:

1) ориентировки в ситуации неопределен­ности, определение ее вида и типа, а также системы требо­ваний к итоговому решению;

2) информационной подготов­ки решения, связанный с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оцен­кой возможных результатов и последствий принятия тех или иных альтернатив;

3) собственно принятия решения, на ко­тором осуществляется выбор одной из нескольких сформу­лированных ранее альтернатив;

4) реализации выбора (ис­полнение);

5) коррекции и (или) компенсации принятого решения.

В основе любого процесса ПР, независимо от вида и типа, лежит обязательный набор eё основных компонен­тов. Они обозначаются понятием формальной структуры про­цесса ПР и включают следующие образования: информа­ционная основа решения, критерии, правила, способы, альтернативы, гипотезы, ценности, нормы и цели.

Процесс планирования направлен на конкретизацию вы­рабатываемых субъектом решений и определения програм­мы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: работа по ориентирам, работа по образцам и планирование с учетом предполагаемых измене­ний условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности. Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную последо­вательность основных этапов, составляющих временную структуру планирования: 1) общая ориентировка ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнитель­ный анализ этих вариантов, взвешивание их преимуществ и недостатков, а также определение цены, которой потребует реализация каждого; 4) собственно выбор того или иного ва­рианта, максимизирующего вероятность достижения целей деятельности; 5) конкретизация и детализация этого вари­анта и разработка технологии его осуществления; 6) реали­зация плана; 7) оценка эффективности, внесение в случае необходимости коррекции в него; сопоставление реально до­стигнутых результатов с исходными целями.

Два следующих функциональных компонента (блока) пси­хологической системы деятельности — контроль и коррек­ция — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущность конт­роля, который реально представлен в деятельности, в основном, как самоконтроль, состоит в сопоставлении идеальной формы антиципированных результатов деятельности (конечных и про­межуточных) с реально достигаемыми результатами. При этом в ходе деятельности складывается система субъективных эта­лонов, служащих для оценки реальных результатов. Если меж­ду эталонами и реально достигаемыми результатами нет зна­чимых рассогласований, то деятельность и (или) действие считаются выполненными и имеет место переход к следующим деятельностным циклам. Если же такое рассогласование обна­руживается субъектом, то возникает необходимость в коррек-

ции полученного результата. Коррекция развертывается, та­ким образом, на основе получения «обратносвязевой» инфор­мации о достигаемых результатах, а мера ее представленности определяется степенью расхождения между антиципируемы­ми и реальными результатами. Благодаря процессам контро­ля, самоконтроля и коррекции общая структура деятельности приобретает не линейный, а замкнутый — кольцеобразный ха­рактер, что обеспечивает ее адаптивность, гибкость, способ­ность к перестройкам при изменении внешних и внутренних условий.

Компонентно-целевой уровень анализа деятельности (один из уровней трудовой деятельности как системы по В.Д. Шадрикову), где выделяются:

- Данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (Технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»);

 

- информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия);

- правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения);

- качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК - профессионально важные качества);

Т.о. в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.

Профессиографирование и профессиограммы

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называ­ется профессиографированием. Название неточное, так как про­блема состоит не только в описании профессионального поведе­ния или его результатов, но и в анализе своеобразия психики че­ловека — субъекта труда. В результате профессиографии составляются профессиограммы — сводки знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, также психограммы профессий.

А. К. Маркова в определении рабочих понятий профессиографии акцентирует внимание на субъекте труда как системообразующем факторе профессии: Профеесиограмма (включающая в себя и психо­грамму) — это обобщенная модель успешного специалиста в данной области; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять; психограмма есть описание психологической деятель­ности человека и его качеств, симметричных объективной деятельно­сти, но не совпадающих с ней.Психограмма отражает соци­альную норму профессий.

Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала

Психологам важно изучить и понять особенности требований конкретной профессии к психическим качествам работника. Но личность, индивидуальность человека характеризуется множеством признаков, качеств. Как выделить из всего этого возможного мно­гообразия те качества, признаки, которые важны для успешного вы­полнения работником профессиональных задач в данном виде труда.Этого рода качества принято называть профессионально важными качествами (ПВК). Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала.Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном (1871 — 1938) в его книге «Дифференциаль­ная психология в ее методических основах» (1911, 1921), широко известной в 1920-е гг

Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности. Психограмма могла быть полной или частичной. В первом случае — психологическое изучение состав­лялось по обширной программе — полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составля­лась при разовом обследовании личности, продольная — при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

В индустриальной психотехнике начала XX в. речь шла о психо­грамме как совокупности профессионально-важных качеств лич­ности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психичес­ких функций обобщенного субъекта труда — успешного профес­сионала. Такого рода модель служила основой для подбора психо­диагностических методик и прогнозирования с их помощью ус­пешности будущей профессиональной деятельности претенден­тов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Контекст прак­тической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для дос­тижения профессионального успеха.

Отечественный психотехник С. Г. Геллерштейн выделил еще два вида ПВК (или характеристик психических функций), которые могли быть целью при составлении психограммы профессионала. Так, при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления.

Третья задача, требовавшая составления психограммы профес­сионала, — это задача профессионального обучения и трениров­ки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают ус­пешную работу и могут стать предметом развития, упражнения (Геллерштейн С. Г., 1931).

С. Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психо­граммы, составленные в 20-е гг. для профотбора летчика и вагоново­жатого.

Психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли) включала следующий перечень ПВК: спо­собность быстрой ориентировки в окружающих явлениях; сосредоточенное внимание при широком его объеме; быстрота и точность запоминания; слабая раздражительность (устойчивость эмоциональ­ной сферы); сопротивляемость влиянию перемены высоты.

Психограмма успешного вагоновожатого (составленная берлин­ским психологом К. Траммом) включала: внимание; способность быстро принимать решения; присутствие духа; хорошее зрение, слух, глазомер; хорошую память; различение скорости движения; суставное чувство; технические способности; сопротивление ус­талости. Геллерштейн отмечал неполноту и неточность характери­стик профессионала и необходимость совершенствования мето­дов психологического анализа профессий.


 


54. Предмет, задачи и методы клинической психологии. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии; патопсихологии и психопатологии.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛО­ГИЯ (от лат. medicus — врачеб­ный, лечебный) — отрасль психоло­гии, изучающая психологические ас­пекты гигиены, профилактики, диаг­ностики, лечения, экспертизы и реа­билитации больных. В область ис­следования М. п. входит широкий комплекс психологических законо­мерностей, связанных с возникнове­нием и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на пси­хику человека, обеспечением опти­мальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциаль­ным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентиро­ванных на исследования в конкрет­ных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология.

Среди важнейших проблем М. п. — взаимодействие психических и соматических (телес­ных, физиологических) процессов при возникновении и развитии бо­лезней, закономерности формирова­ния представления о своем забо­левании у больного, изучение дина­мики осознания болезни, формиро­вания адекватных личностных уста­новок, связанных с лечением, ис­пользование компенсаторных и за­щитных механизмов личности в те­рапевтических целях, изучение пси­хологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратур­ных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обес­печения их максимального положи­тельного влияния на физическое и психическое состояние пациента.

В дополнение как отличие от клинической психологоии – медицинская психология изучает психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, сана­тория, поликлиник и т. д.), изуче­ние отношений больных с родствен­никами, персоналом и друг с дру­гом. В комплексе проблем органи­зации лечебных мероприятий осо­бое значение имеет изучение за­кономерностей психологического воздействия врача в ходе проведе­ния им диагностической, лечебной, профилактической работы, рацио­нального построения взаимоотноше­ний участников лечебного процес­са, предупреждение ятрогений.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО­ГИЯ (от греч. killlike — врачева­ние, kline — постель, ложе) — об­ласть медицинской психологии, изу­чающая психические факторы про­исхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, пси­хологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п. определяются практическими по­требностями клиники — психиатри­ческой, неврологической, соматиче­ской. Соответственно с этим К. п. включает в себя разделы: патопси­хологию, нейропсихологию, соматопсихологню.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: