Общение как восприятие людьми друг друга – перцепция. 6 глава




ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Социально-психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали", содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.
В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:
1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;
2) содержание, организация и условия трудовой деятельности;
3) особенности работы органов управления и самоуправления организации;
4) характер руководства;
5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
6) социально-демографические и психологические особенности членов группы;
7) численность группы и др.
Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.


 

 


66. Предложите программу социально-психологического исследования связи личностных качеств и асоциального поведения (Эксперимент в социальной психологии. Методы социальной психологии).

Асоциальное поведение – поведение, причинами которого могут являться такие обстоятельства как: членство в преступной группировке или криминальной субкультуре, потребность во внимании и повышенном статусе, потеря контакта с реальностью и неспособность контролировать импульсы.

Цель исследования — определить зависимость между наличием определённых личностных качеств и выраженностью асоциального поведения индивида, разработать программу социально - психологического тренинга по снижению выраженности асоциального поведения.

Предметом данного исследования является -- связь между наличием определённых личностных качеств и выраженностью асоциальных качеств индивида. Объект — малая группа (25 человек).

Асоциальное поведение зачастую сопровождается агрессией, к нему склонны люди с низкой чувствительностью, неспособные адекватно выражать, воспринимать эмоции и чувства.

Для достижения цели исследования, мы ставим перед собой ряд задач:

1). Эмпирически исследовать зависимость между наличием определённых личностных качеств и выраженностью асоциального поведения индивида.

2). Разработать программу социально - психологического тренинга по снижению выраженности асоциального поведения.

3) Проверить эффективность проведённого тренинга, проведя повторную диагностику личностных качеств и степени выраженности асоциального поведения индивидов.

Для этого будут использованы следующие методы:

-- беседа, наблюдение, методы математической обработки данных.

Методики:: 1) Тест П.Асингера (оценка агрессивности в отношениях), 2) Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела, которая позволит определить, какими именно качествами обладает личность, склонная к асоциальному поведению, 3) Математическая методика подсчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена,

Предположим, что по результатом проведенных методик, люди, склонные к асоциальному поведению, склонны к «харрии» (низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, практичность, некая жестокость и несентиментальность, цинизм, чёрствость в отношениях и т.д.), тогда программа тренингового занятия будет направлена на снижение выраженности асоциального поведения путём стимуляции выражения собственных чувств и восприятия эмоций и чувств окружающих.

Тренинговые упражнения, направленные на исследование чувств:

1) Разогревающая стадия: «Официальное знакомство», «Всё новое и хорошее».

2) «Рабочая» стадия: «Мозговой штурм на тему "Чувства"», «Выражение чувств».

3) Замораживающая стадия: «Передвижения», «Встреча взглядами».

Описание методик

1. Тест П.Асингера

Цель: оценка агрессивности в отношениях.

Описание методики: испытуемому предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

Обработка данных; номера выбранных ответов суммируются, в соответствии с полученным результатом определяется уровень агрессивности испытуемого.

2. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела

Цель: измерение шестнадцати факторов личности, дающее возможность получить многогранную информацию о личностных чертах.

Описание методики: Методика проведения исследования: испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов (187), цель которых выяснить особенности характера, склонностей и интересов. Отвечая на вопросы, испытуемый может выбрать один из трёх предложенных вариантов ответа. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса.

Обработка результатов: Обработка полученных данных производится с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов даёт в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» оценивается в 1 балл. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью специальных таблиц.

Программа социально-психологического тренинга

1) Разогревающая стадия:

«Официальное знакомство»

Цель: помочь участникам группы запомнить имена друг друга.

Процедура: все по очереди называют свои имена, говоря в обычном темпе. Затем начинается второй круг, в более медленном темпе, и участники должны постараться запомнить имена друг друга. Если есть необходимость, проводится третий круг.

Оценивание: каждый по очереди говорит сначала о том, что ему меньше всего понравилось в упражнении, затем о том, что больше всего понравилось, ведущий также высказывает своё мнение.

«Всё новое и хорошее»

Цель: предоставление возможности поближе познакомиться, создание позитивной атмосферы к началу тренинга.

Процедура: участники по очереди рассказывают о событиях, произошедших с ними на прошлой неделе и являющихся для них положительными и новыми одновременно

Оценивание: каждый по очереди говорит сначала о том, что ему меньше всего понравилось в упражнении, затем о том, что больше всего понравилось, ведущий также высказывает своё мнение.

Данные упражнения помогут преодолеть недоверие и станут индикатором перехода к иной разновидности упражнений.

В ходе данных упражнений участники подготавливаются к вступлению в рабочую стадию тренинга, происходит разрядка напряжённой обстановки.

2) «Рабочая: стадия:

«Мозговой штурм на тему "Чувства"»

Цель: исследование палитры чувств в рамках группового контекста.

Процедура: Один из участников («секретарь») записывает все мысли участников тренинга. Участники называют слова, обозначающие чувства. Далее тренер помогает классифицировать эти чувства (положительные, отрицательные, привычные, непривычные, сложные и т.д.).

Оценивание: далее происходит обсуждение того, каким образом приобретённые знания могут быть использованы.

«Выражение чувств».

Цель: исследование представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.

Процедура: происходит обсуждение на тему: «Как справиться с чувствами?». Участники пытаются найти ответы на вопросы: «Выражение каких чувств считается социально приемлемы?», «С какими чувствами легче всего справиться, когда их начинает выражать другой человек?», «Какие чувства Вам самим тяжело выражать?»

Оценивание: участники рассказывают о тех вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя упражнение.

3) Замораживающая стадия:

«Передвижения»

Цель: разряжает напряженную обстановку в группе

Процедура: участники перемещаются по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другим, Затем двигаются с открытыми глазами, но не смотря друг другу в глаза. Затем продолжают двигаться приветствуя каждого встречного рукопожатием.

Оценивание: каждый по очереди говорит сначала о том, что ему меньше всего понравилось в упражнении, затем о том, что больше всего понравилось, ведущий также высказывает своё мнение.

«Встреча взглядами»

Цель: закрепление результатов предыдущей стадии, разряжает напряженную обстановку в группе.

Инструкция: Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

На данной стадии использование подобного упражнения необходимо для того, чтобы у участников снялась усталость, накопленная в ходе всей продолжительности тренинга. Кроме того, игра развивает навыки социальной перцепции

 

 


 

 


67. Предложите программу социально-психологического исследования различий в поведении групп (Эксперимент в социальной психологии. Методы социальной психологии).

 

Проблема: ученики 9 «Б» класса СОШ № X отличаются повышенной агрессивностью поведения.

Цель исследования — определить достоверность выраженности агрессивности поведения индивидов в 9 «Б» классе, разработать программу социально - психологического тренинга по снижению уровня агрессивности поведения.

Предметом данного исследования является -- степень выраженности агрессивности поведения индивидов в 9 «Б» классе.

Объект — две малых группы (9 «Б» и 9 «А» классы, по 25 человек в каждом).

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у низ психологический дискомфорт.

Для достижения цели исследования, мы ставим перед собой ряд задач:

1). Эмпирически исследовать достоверность выраженности агрессивности поведения индивидов в 9 «Б» классе по сравнению с учениками 9 «А» класса.

2). Разработать программу социально - психологического тренинга по снижению уровня агрессивности поведения.

3) Проверить эффективность проведённого тренинга, проведя повторную диагностику уровня агрессивности поведения учеников 9 «Б» класса.

Для этого будут использованы следующие методы:

-- беседа, наблюдение, методы математической обработки данных.

Методики:

1) Тест П.Асингера (оценка агрессивности в отношениях),

2) Методика «Признаки агрессивности»,

3) Методика проверки достоверности различий в двух выборках испытуемых в уровне исследуемого признака при помощи критерия Q – Розенбаума

Тренинговые упражнения:

1) Разогревающая стадия: «Чемпионат борьбы на пальцах», «Всё новое и хорошее».

2) «Рабочая: стадия: игра «Обзывалки», упражнение на развитие эмпатии, упражнение «Эффективное взаимодействие»,

3) Замораживающая стадия: «Встреча взглядами», «Спутанные цепочки».

Описание методик

1. Тест П.Асингера

Цель: оценка агрессивности в отношениях.

Описание методики: испытуемому предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

Обработка данных; номера выбранных ответов суммируются, в соответствии с полученным результатом определяется уровень агрессивности испытуемого.

2. «Признаки агрессивности»

Цель методики: определить уровень агрессивности поведения испытуемого.

Описание методики: испытуемым предлагается отвечать «да» или «нет» на предложенные девятнадцать вопросов.

. Обработка результатов: За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл. Уровень агрессивности зависит от количества набранных баллов (высокая – 15-20, средняя – 7-14, низкая – 1-4 балла).

Программа социально-психологического тренинга по снижению уровня агрессивности поведения

1) Разогревающая стадия:

«Чемпионат борьбы на пальцах»

Цель: снятие усталости, задаёт мажорный тон работе.

Описание: Участники группы разбиваются на пары случайным образом. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх, остальные захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока — производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона.

«Всё новое и хорошее»

Цель: предоставление возможности поближе познакомиться, создание позитивной атмосферы к началу тренинга.

Процедура: участники по очереди рассказывают о событиях, произошедших с ними на прошлой неделе и являющихся для них положительными и новыми одновременно

Оценивание: каждый по очереди говорит сначала о том, что ему меньше всего понравилось в упражнении, затем о том, что больше всего понравилось, ведущий также высказывает своё мнение.

Данные упражнения помогут преодолеть недоверие и станут индикатором перехода к иной разновидности упражнений.

В ходе данных упражнений участники подготавливаются к вступлению в рабочую стадию тренинга, происходит разрядка напряжённой обстановки.

2) «Рабочая: стадия:

Игра «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Содержание: участники передают по кругу мяч, называя друг друга разными необидными словами (названия деревьев, фруктов, грибов, рыб и т. д.). Каждое обращение начинается со слов «А ты …!» (А ты – морковка!). В заключительном круге играющие обязательно говорят друг другу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!».

Упражнение на развитие эмпатии

Цель: развить чувство эмпатии у детей, склонных к агрессивному поведению.

Содержание: методом «мозгового штурма» группа выводит определение эмпатии. Далее участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок («Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Гуси-лебеди»). Затем каждая группа зачитывает список составленных вопросов, а вся группа принимает участие в обсуждении целесообразности тех или иных из них.

Упражнение «Эффективное взаимодействие»

Цель: научить испытуемых выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, помочь ребёнку расширить поведенческий потенциал..

Содержание: группа работает парами. Один из участников держит значимый для него предмет (часы, книгу). Задача второго – уговорить партнёра отдать ему этот предмет. Предмет отдаётся только тогда, когда первый участник этого захочет. Затем участники меняются местами.

3) Замораживающая стадия:

«Встреча взглядами»

Цель: закрепление результатов предыдущей стадии, разряжает напряженную обстановку в группе.

Инструкция: Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

На данной стадии использование подобного упражнения необходимо для того, чтобы у участников снялась усталость, накопленная в ходе всей продолжительности тренинга. Кроме того, игра развивает навыки социальной перцепции.

«Спутанные цепочки»

Цель: Раскрепощение участников, настройка на положительный лад.

Инструкция: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнёра. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подобное упражнение также необходимо на завершающей «замораживающей» стадии тренинга, оно вызывает у участников положительные эмоции, поднимает настроение и помогает оставить хорошее впечатление о прошедшем занятии.

 


 

 


68. Предложите программу социально-психологического исследования сходств в социальных условиях учащихся двух старших классов (Эксперимент в социальной психологии. Методы социальной психологии).

 

В социальной психологии используют следующие доступные методы:

Наблюдение; эксперимент; обобщение независимых характеристик; анализ результатов деятельности; опросы; тестирование; социометрию.

Так, как класс является малой группой, коллективом, первым шагом необходимо определить социально психологический климат в коллективе. Это можно сделать с помощью методик: диагностика соц. психологического климата группы (О.С. Михалюк, Н.Ю. Хрящева) относительно другой группы.

Для сравнения сходств в социальных условиях старшеклассников двух классов можно использовать методику для определения профессиональной направленности личности (Л.А. Головей), с использованием анкеты, что даст информацию о 1.) Наличие профессионального плана и степени его сформированности (когда выбрана профессия, пути её получения, уверенность в правоте выбора) 2.)Осознанность выбора профессии (учёт предшествующего опыта, осознание адекватной мотивации выбранной профессии).

Можно использовать методику профессиональных предпочтений Л.А. Верещагина. Методика изучает склонности к различным сферам профессиональной деятельности (искуство, техника, человек-человек, склонность к умственному труду или физическому).

Разработанная программа позволит исследовать сходства двух групп по отношению к профессиональному самоопределению и профессиональным предпочтениям.

 


 

 

69. Предложите не менее трех способов повышения результативности общения исходя их теорий В.Н. Панферова (1987) и К. Шеннона и У. Уивера (1949) (Общение. Функции человека в общении. Невербальная коммуникация. Структура общения. НЛП).

 

 


70. Основные разработки имиджа политического деятеля для первой встречи с избирателями – жителями небольшого сельского населенного пункта (Социальное восприятие. Формирование первого впечатления. Избирательное восприятие. Стереотипы).

 

Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ кого-либо.

Эффективный имидж политического лидера в большинстве случаев соответствует ожиданиям масс. Например: социальные ожидания непременно будут связаны с выдвижением во власть «сильной личности, который защитит и наведет порядок на селе». Соответственно политическому деятелю рекомендуем для первой встречи с избирателями почаще делать «твердые заявления», обещать всех защитить, навести порядок. Имидж политического лидера отличается стереотипностью. Он должен быть простым, образным, доступным, соответствующим сложившимся у большинства населения ПОЗИТИВНЫМ представлениям о политическом деятеле. Сильный, волевой, умный вот стереотипные и ценимые черты имиджа политика.

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми Друг Друга. От того на сколько они эффективны зависит и результат первой встречи политического деятеля с избирателями. В ходе социального восприятия формируется образ политического деятеля. Обязательно учитывать компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами личности. Например: умные глаза, волевой подбородок, опрятная одежда.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке политика или черт его характера предается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие мнения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются. Надо помнить, что очень часто образ политического деятеля формируется в глазах избирателей с помощью слов и речей. Чтобы действие, которое политик провозглашает были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны отвечать двум условиям: быть достаточно решительными и поражать воображения. Политический деятель должен обладать харизмой, обаянием, умением формировать свой образ и внешнее поведение.

Основная часть взаимодействий в обществе строится именно на основе имиджа. Необходимый имидж - убедительный аргумент для принятия множества социальных решений. Имидж, совпадающий со стереотипно требуемым, повышает конкурента способность его носителя.

 


 


71. Предложите способы повышения результативности работы небольшого трудового коллектива, как малой группы, исходя из рассматриваемых в социальной психологии групповых явлений (Социальные группы. Малая группа. Характеристики группы. Функции группы. Групповые явления).

 

Социальная группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».

Небольшой трудовой коллектив является малой группой.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы:

1. Структурные характеристики малой группы:

♦ формально-статусное измерение;

♦ социометрическое измерение;

♦ групповые роли;

♦ модели коммуникативных сетей;

♦ позиции социальной власти;

♦ лидерство.

2. Нормативное поведение в группе

3. Групповая сплоченность

Выделяют следующие функции малых групп:

1. Социализация – включение личности в определённую социальную среду, усвоение её норм и ценностей, получение умений и навыков.

2. Инструментальная функция – деятельность людей, ориентированная на конкретную задачу.

3. Экспрессивная функция – удовлетворение потребности в общении, уважении и принятии.

4. Поддерживающая функция – объединение в группы в трудных ситуациях с целью обеспечения психологической поддержки для ослабления неприятных чувств.

Групповые явления:

1. Социальная фасилитация — тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других.

2. Социальная ингибиция – тенденция, побуждающая людей хуже выполнять сложные задачи в присутствии других людей.

3. Деиндивидуализация -- утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

4. Социальная леность -- тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

5. Конформизм -- изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

6. Групповая поляризация – это принцип, согласно которому обсуждения в группе усиливают изначальные установки её членов.

7. Огруппление мышления -- режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.

Исходя из рассмотренных групповых явлений можно выделить способы повышения результативности работы небольшого трудового коллектива, как малой группы:

1. Снизить уровень социальной лености в трудовом коллективе при помощи следующих мероприятий:

а) повысить ответственность всех членов коллектива (так, чтобы каждый отвечал лишь за определённый вид деятельности),

б) повысить мотивацию (например, чтобы размер заработной платы напрямую зависел от количества и качества выполненной работы),

в) усиление контроля за деятельность каждого члена коллектива,

г) повысить дух соперничества.

2. Руководителю коллектива следовать следующим правилам по предотвращению возникновения явления огруппления мышления в трудовом коллективе:

а) рассказать членам группы о существовании явления огруппления мышления, о его причинах и последствиях,

б) не следует занимать предвзятую позицию,

в) попросить каждого подходить к возникающим в коллективе проблемам критически, поощрять выражение сомнений и своего мнения,

г) к решению возникшей в коллективе проблемы можно пригласить эксперта со стороны.

 


 

 


72. Предложите способы измерения (реформирования) я-концепции личности исходя из ее структуры в социальной психологии (Я-концепция).

Для того чтобы предсказать, насколь­ко альтруистичным будет поведение человека, нам нужно знать его характеристики по трем переменным. Хотя каждая из них вносит свой вклад в де­ло разрешения загадки того, почему люди помогают друг другу, для создания целостной картины их все же недостаточно. Для того чтобы полностью разо­браться, почему люди помогают, нам нужно рассмот­реть социальную ситуацию, в которой они находятся.

Не ждите чрезвычайных обстоятельств для того, чтобы делать добро, попробуйте воспользоваться обычными ситуациями.

Представьте себе, что вы едете на велосипеде, и когда вы поворачиваете за угол, переднее колесо неожиданно попадает в рытвину, в результате чего вы перелетаете через руль и кубарем летите на зем­лю. Пару секунд вы сидите, не понимая, что про­изошло, а затем ощущаете острую боль в области голени. Наверняка вы сломали ногу, так что теперь не сможете встать и помочь себе самостоятельно. Вы оглядываетесь вокруг в надежде, что кто-нибудь поможет вам выйти из этого затруднения. А теперь задумайтесь над таким вопросом: где бы вы скорей согласились попасть в такую неприятную историю, на главной улице маленького провинциального го­родка или в центре большого города? В каком из этих двух мест, по вашему мнению, прохожие ско­рее будут готовы предложить вам помощь?

Если вы скажете, что в маленьком городке, то будете правы. Несколько исследователей занимались сравнительным изучением вероятности того, что люди будут помогать в сельской местности и в усло­виях большого города, и всякий раз приходили к вы­воду, что в сельской местности люди помогают чаще. В больших городах желание по­мочь изъявляли только 15% проходивших мимо лю­дей. Жители маленьких городков чаще помогают в разнообразных ситуациях, включая помощь незнако­мому человеку, с которым произошел несчастный случай, помощь потерявшемуся ребенку, объясне­ние, как добраться до нужного места, участие в опро­сах и возвращение потерянного письма.

Жители крупных городов меньше помогают другим, чем жители маленьких городков и поселков, не из-за того, что исповедуют другие ценности, а потому что стресс, связанный с жизнью в урбанистической среде, вынуж­дает их замыкаться в себе.

Почему наши шансы получить помощь возраста­ют в маленьких городах? Одно из возможных объ­яснений — то, что люди, выросшие в сельской мест­ности, приобретают больше альтруистических черт личности, в то время как обстановка крупного города не способствует развитию таких черт. Согласно этой точке зрения, вы с большей вероятностью получите помощь от кого-либо, кто вырос в деревне или в маленьком городке, даже если этот человек сейчас находится в крупном городе. Предполагается, что ключевой момент — это ценности, усвоенные в дет­стве обитателями маленьких городков, а не непосред­ственное окружение. И наоборот, может быть глав­ное — непосредственное окружение, а не разница в воспитании. Люди, живущие в крупных городах, постоянно подвергаются усиленной стимуляции, и поэтому они склонны замыкаться в себе, чтобы избе­жать перегрузки. В соответствии с этими рассуж­дениями, если вы поместите городских жителей в бо­лее спокойную, менее стимулирующую среду, они не меньше, чем любой другой человек, станут уделять внимание нуждам окружающих.

Гипотеза урбанистической перегрузки —теория, состоящая в том, что люди, живущие в крупных городах, постоянно подвергаются усиленной стимуляции, и поэтому склонны замыкаться в себе, чтобы избежать перегрузок.

Интересно, что у гипотезы урбанистической перегрузки существует больше подтверждений, чем у идеи о том, что жизнь в крупных городах делает людей менее альтруистичными по природе. Если бы недостаточная склонность помогать жителей боль­ших городов имела своей причиной коренные из­менения в их личности, то ключевым фактором при определении, будет или нет человек помогать, яв­лялось бы место его рождения, а не место, где про­исходит инцидент, предоставляющий возможность оказать помощь. Согласно гипотезе урбанисти­ческой перегрузки: на маленькой территории, где бок о бок живет значительное число людей, на ка­ждого из них должно приходиться больше стимулирующих воздействий, чем там, где такое же ко­личество людей рассеяно по большой территории. Короче говоря, вам лучше было бы иметь в качест­ве очевидца вашей велосипедной аварии городско­го франта, случайно оказавшегося в сельской ме­стности, чем сельского жителя в набитом людьми большом городе. Толкотня и суета больших горо­дов оказывает на людей столь ошеломляющее воз­действие, что даже заботливый и альтруистичный человек может уйти в себя и перестать обращать внимание на людей вокруг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: