Общение как восприятие людьми друг друга – перцепция. 8 глава




Иногда личность при выполнении той или иной роли оказыва­ется в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов та­ких конфликтов, называемых ролевыми.

Обратимся к соответствующим примерам. Так, руководитель того или иного ранга порой сознает, что его организационная роль в сложившейся ситуации требует решительных действий по ук­реплению дисциплины среди подчиненных — прежде всего, вы­несения различных взысканий, но при этом ему может быть свойственна неприязнь к подобным действиям. Известен случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над определенными лицами, но, как человек ис­ключительно мягкий и жалостливый, он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начи­нающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное Я вступило в конфликт с предписаниями социаль­ной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым.

Приведем пример другого рода. Женщина — научный сотруд­ник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Все это требует от нее немало времени и сил. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. Если женщи­на в равной степени ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между ее данными ролями. В этом случае предписания различных социальных ролей, вы­полняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Такой конфликт называют межролевым (интерролевым).

Нередко к ролевым конфликтам относят и несовместимость ожиданий, предъявляемых к личности, выполняющей какую-либо социальную роль. Типичный пример — ситуация, в которой оказывается производственный мастер. Специфика его позиции состоит в следующем. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой стороны, рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией. Таким образом, успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновре­менно удовлетворять требованиям и рабочих, и администрации. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Данные нашего исследования на одном из петербургских предприятий говорят о том, что рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей цехов) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства, умение организовать работу и требователь­ность. Рабочие же считают наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую очередь справедливыми, доброжела­тельными, умеющими сохранять спокойствие, сдерживать свое обещание.

В целом материалы этого исследования позволяют говорить об известной разнице в подходе рабочих и руководителей цеха к оценке ролевого поведения мастеров. Оценка, даваемая рабочи­ми, является более дифференцированной. Они воспринимают мастера не только сквозь призму его деловых качеств, но глав­ным образом в зависимости от его отношения к членам бригады (Свенцицкий, 1975).

Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по от­ношению к его роли со стороны ряда лиц и не знает, каким из ник он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация. Такой конфликт называют внутриролевым (интраролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зависимости от ее индивидуально-психологических особенно­стей и характера ситуации. Это может быть отказ индивида от какой-либо из несовместимых для него ролей, попытки ввести в заблуждение определенную группу лиц в отношении выполне­ния их ожиданий, наконец, уход из данной ситуации (перемена места работы, жительства, развод). Ролевые конфликты приво­дят к повышению степени напряженности личности со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психическими проявлениями, вплоть до заболеваний. Для характеристики дан­ного состояния не без основания порой используется термин "ро­левой стресс".

• Одной из причин такого стресса может быть и ролевая пере­грузка. Она наблюдается тогда, когда человек должен выполнять чересчур много социальных ролей. Это требует не только време­ни, но способности личности к быстрой социально-психоло­гической перестройке при переходе от одной роли к другой. Не следует путать ролевую перегрузку с перегрузкой работой. В последнем случае личности предписывается выполнение слиш­ком большого объема работы, но в рамках лишь одной роли. По­добная перегруженность имеет свои собственные проблемы и тоже может служить источником стресса.

В западных работах по организационной психологии порой от­мечается и явление ролевой недогрузки, также приводящее к од­ной из форм ролевого конфликта. При этом конфликт возникает тогда, когда индивид считает, что его ролевые обязанности не по­зволяют ему в полной мере продемонстрировать свои способно­сти. Такое психическое состояние бывает свойственно иногда вы­пускникам вузов, пришедшим на производственное предприятие.


 


79. При каких условиях есть шанс отстоять свою позицию в групповой дискуссии, если находитесь в меньшинстве (Конформизм. Нормативное поведение в малой группе).

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Информационное влияние: если данную группу мы считаем недостаточно информированной и уверены в собственном самостоятельном суждении. Если незначительное нормативное давление группы, если группа не единодушна (даже когда 1 человек не следует действиям остальных членов группы), т.к. при наличии какого-либо несогласия в группе ее нормативное социальное влияние снижается, и индивиду легче оставаться независимым. Существует связь между групповой сплоченностью и конформностью: чем менее сплоченная группа, тем в меньшей степени проявляется конформизм. Существуют также личностные факторы-специфические личностные черты, связанные с конформностью (ценности личности и Я-концепция). В случае «частного» самосознания люди проявляют тенденцию вести себя в соответствии со своими собственными личными стандартами. Увеличение размера группы свыше 5 человек приводит к снижению конформизма. Также имеет значение статус: чем ниже статус, тем более проявляется конформизм. Можно меньше поддаться давлению группы, если написать ответ, который увидит только экспериментатор (председатель комиссии) или в уединении кабинки для голосования, чем перед аудиторией. Предварительное заявление может уменьшить степень конформизма.

 

 


 

 


80. Можно ли назвать дискриминационной ситуацию, когда при приеме на работу к кандидату предъявляются определенные требования, обусловленные спецификой профессиональной деятельности? Почему? (Социальная установка. Предубеждение. Дискриминация).

Предубеждение – это предвзятое неподтвержденное фактами суждение о человеке или явлении. В основе предубеждения лежат стереотипы, направленные на людей, которые не такие как мы. Предубеждение должно быть негативным тогда это предубеждение.

Виды предубеждений

5) расизм -теория основана на ложной предпосылке о существовании низших и высших расс.

6) сексизм – мировозрение в котором женщина рассматривается как низшее существо.

7) гомофобия – иррациональный страх и негативные стереотипы распространения к сексуальным меньшинствам.

Дискриминация – это ничем не оправданное негативное отношение к какой-либо группе или ее членам.

Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи.

Социальная установка состоит из трех компонентов: 1)убеждение – отражение основных ценностей человека; 2)эмоциональный (позитивный, негативный) в эмоциональном отношении установка не может быть нейтральной; 3)поведение личности.

Позитивные установки (альтруистические) – они ориентированы на других людей. Если негативные установки формируются не семьей, а другими соц. институтами, то альтруистические семьей.

В статье 3 Трудового кодекса РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда сказано, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, социального и должностного положения., возраста, места жительства и т.д.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному видутруда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Дискриминация труда (Конвенция Международной организации труда от 25июня 1958г. №111.). В целях настоящей Конвенции термин «дискриминация» включает:

Пункт 2 гласит: Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.

Исходя из вышеизложенного, нельзя назвать ситуацию дискриминационной, когда при приеме на работу к кандидату будут предъявлены определенные требования обусловленные спецификой профессиональной деятельности. (Например:Работы на которые нужно пройти предварительный мед.осмотр до поступлении на работу, применение труда женщин с вредными условиями труда или предельной допустимости нагрузки при поднятии тяжестей, специфика государственной службы – устанавливается предельный возраст работающих граждан и т.д.)

 

 


 

 


 

81. Какие методы убеждения можно использовать, чтобы привлечь слушателей на цикл лекций по прикладной психологии (Социальная установка. Методы измерения социальной установки)?

 

Социальная установка (аттитюд) – это предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи.

Социальная установка состоит из трех компонентов: 1)убеждение – отражение основных ценностей человека; 2)эмоциональный (позитивный, негативный) в эмоциональном отношении установка не может быть нейтральной; 3)поведение личности.

Позитивные установки (альтруистические) – они ориентированы на других людей. Если негативные установки формируются не семьей, а другими соц. институтами, то альтруистические семьей.

Проблема изучения аттитюдов в соц.психологии представляет собой изучение особенностей и возможностей их изменения. Аттитюд обладает структурой, в которую входят как когниции(мнения,убеждения, образы соц. Объекта), так и аффекты, интенции и поведение. Изменение когниций предположительно может изменить намерения или даже реальное поведение человека в отношении некоего социального объекта. Более всего эта проблема рассматривается в таких теоретических ориентациях, как необихевиоризм и конгнитивизм. Одним из самых известных направлений эмпир.исследований изменения аттитюда в рамках необихевиоризма являются исследования убеждающей коммуникации, проводившиеся в 50-х годах в Йельском университете. При этом убеждающее сообщение трактовалось как стимул, а происходящее под его воздействием изменеие социальной установки (сначала когниций, а затем аффектов и поведения) – как приобретенная реакция. Было доказано, что между коммуникативными стимулами и изменяемыми социальными установками располагаются «имплицитные конструкты), играющие в процессе убеждающей коммуникации роль медиаторов. К ним могут быть отнесены: во-первых, убеждения самых реципиентов, во-вторых, предрасположенность реципиентов к принятию убеждающего воздействия и, в-третьих, факторы, опосредующие психологические процессы (внимание, понимание, принятие).

Когнитивные модели убеждающей коммуникации (теория оценки М.Шерифа и К.Ховланда) Основной идеей этой теории явилось то, что изменение аттитюда респондента под воздействием коммуникатора будет зависеть от степени совпадения их мнений. Чем больше расходятся мнения о социальном объекте реципиента и коммуникатора, тем вернее, что аттитюд реципиента останется без изменения, особенно если коммуникатор не пользуется высокой степенью доверия и надежности.

Когнитивные модели убеждающей коммуникации.

Современные когнитивные модели рассматривают реципиента как активно принимающего и перерабатывающего получаемую им информацию. В настоящий момент наиболее известны «Вероятностная модель обработки информации»Р.Петти и Дж.Качоппо(1986) и «Эвристико-систематическая модель» Ш.Чейкен(1987).

В обеих моделях выделяют два основных способа переработки человеком поступающей информации – прямой и косвенный.

Когда у людей есть достаточно оснований для системного обдумывания сути информации и когда они способны на это, возникают благоприятные условия для сосредоточенности на аргументах и для реализации прямого способа убеждения. Если эти аргументы неопровержимы и весомы, вероятность убеждения высока. Если в сообщении нет ничего, кроме легко опровергаемых аргументов, думающие люди обязательно обратят на них внимание и оспорят их.

Вместо того чтобы оценивать убедительность содержащихся доводов в сообщении, мы можем пойти по косвенному пути к убеждению – сосредоточившись на признаках, которые «запустят механизм согласия» без серьезных размышлений. Когда внимание рассеяно или мы несклонны думать, то привычные и понятные суждения оказываются более убедительными, нежели оригинальные и нестандартные.

Резюме:

Иногда убеждение возникает в результате того, что люди вникают в аргументы и, поразмыслив над ними, выражают свое согласие. Подобный «системный», или «прямой», способ убеждения возможен только в том случае, когда аудитория – люди, привыкшие мыслить аналитически или заинтересованные в том, в чем их хотят убедить. Если при внимательном рассмотрении аргументы будут выглядеть неоспоримыми и убедительными, то возможно изменение установки. Если же «побуждающая информация» не вызывает глубоких размышлений, реализуется более быстрый, «косвенный», способ убеждения: люди делают поспешные выводы, используя для этого эвристику или второстепенные признаки полученной информации. Косвенный способ убеждения основывается на факторах, не являющихся рациональными аргументами, например привлекательность коммуникатора, интенсивность, эмоциональность его выступления. Такой способ изменения аттитюда недолговечный. Поскольку прямой способ убеждения требует серьезных размышлений и более того «основателен», у него больше шансов вызвать устойчивые изменения в установках и повлиять на поведение.

Чем же определяется выбор способа обработки информации? Прежде всего – это:

-заинтересованность респондента в проблеме (его мотивация). Например: Высокая мотивация (Давали респондентам для изучения рекламные материалы, касающиеся новой бритвы. В одном случае респондентам обещали подарить такую бритву (высокая мотивация), в другом – такого обещания не давали (низкая мотивация)).

-степень осведомленности в информации

-когнитивные способности респонтента

-характеристики самого сообщения (аргументированность, доступность).

 


 


82. Как снизить возможные негативные явления при управлении группового влияния. Массовидные явления).

Как снизить возможные негативные явления при управлении группой около 100 человек на митинге? (Эффект группового влияния. Массовидное явление)

Чем больше вокруг человека других людей, тем заметнее их влияние на него. Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции. В некоторых групповых ситуациях люди более склонны к тому, чтобы отбросить ограничения, действующие в повседневной жизни, утратить собственное Я и стать восприимчивым к групповым нормам или к нормам толпы.

Конвенциональная толпа (англ, convention – «условность») собирается по поводу заранее объявленного события: боксерский или футбольный матч, митинг. Здесь преобладает направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

В толпе часто образуется свой параметр неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы определяется различием между, более плотным ядром и раздраженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние, на самой периферии - это зеваки; Но вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности…

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Психологическое воздействие на толпу извне рекомендуют нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Самый известный способ это переключение внимания на другой объект. Поодаль располагаются автомобили с динамиками, по которым передается футбольный репортаж, Выступление популярных артистов, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т.д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей в зависимости от погоды: прхоладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, паника с трагическими последствиями возникает из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень.

Для воздействия изнутри агентам следует проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность. Так, два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: «Они идут! У них оружие!». Рекомендуется также по возможности сочетать это со звуками похожими на выстрелы из-за угла.

 


 


83. Какие социально-психологические факторы необходимо учитывать, чтобы максимально снизить проявление конформизма в команде психологов в ходе проведения консилиума (Конформизм. Малая группа)?

 

Конформизм – изменение поведения или убеждений вследствие реального или воображаемого давления группы.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связан­ных непосредственным взаимодействием.

Количе­ственные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основ­ными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оце­нивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общ­ность

Конформность возрастает, если испытуемые ощущают свою некомпетентность или если от них ждут какого-то непростого суждения. Чем больше мы сомневаемся в правильности собственных суждений, тем больше поддаемся влиянию окружающих.

Особенности группы тоже имеют значение. Уровень конформизма максимален, если в состав группы входят не менее трех человек, если она сплоченна, единодушна и обладает высоким статусом. Он также максимален и в тех случаях, когда ответ приходится давать публично без каких бы то ни было предварительных обязательств.

Результаты ряда экспериментов свидетельствуют о том, что человек, разрушающий единодушие группы, одновременно подрывает и ее социальное влияние.

Чем выше социальный статус человека, тем более заметно его влияние. Иногда люди намеренно стараются не солидаризироваться с теми, чей социальный статус невысок, или с теми, кто принадлежит к маргинальным группам.

Экспериментальное изучение конформизма позволило ученым выявить условия, при которых он проявляется, включая и особо благоприятствующие ему обстоятельства. Так, конформизм зависит от особенностей группы: в наибольшей мере он проявляется в присутствии трех или более человек, единодушных в своих суждениях и имеющих высокий социальный статус. Аналогичное влияние на конформизм оказывает и необходимость давать ответы публично (в присутствии группы), а также в тех случаях, когда человек еще не успел предать огласке свое мнение. Конформность выше тогда, когда испытуемые отвечают в присутствии группы; в этом проявляется нормативное влияние (ведь независимо от того, отвечают ли испытуемые публично или про себя, они получают одну и ту же информацию). Более того, чем многочисленнее группа, тем больше данный наедине ответ отличается от публичного. С другой стороны, конформность испытуемых выше в тех случаях, когда они ощущают себя некомпитентными. Когда задание трудное или когда испытуемым не все равно, ошибутся они или дадут правильный ответ, т.е. когда налицо все признаки информационного влияния.

 

 


 

 


84. Предложите план исследования групповой сплоченности и формирования коллектива в третьем и одиннадцатом классе средней школы (Малая группа. Методы социально-психологического исследования коллективов).

 

Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности. Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая связующим звеном между школой и ребенком.

Коллектив – это группа высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский).

Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность (содержание таких целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов), организованность (способность класса к самоуправляемости), интеллектуальная коммуникативность (способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению), психологический климат (преобладание того или иного психологического настроя), эмоциональное единство (успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом).

Групповая сплоченность – (чувство «Мы») степень взаимосвязанности членов группы, объединенных такими чувствами как, например, взаимная симпатия.

План исследования ГС:

1.Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.

2.Подготовка вопросов для беседы, составление схемы наблюдения, выделение единиц наблюдения в соответствии с основными интегративными свойствами коллектива (напр, Психологический климат: доброжелательность или конфликтность во взаимоотношениях членов группы; стремление к совместности переживания событий, жизненных явлений или тенденция к замкнутости членов группы друг от друга. Направленность активности: группа активна, полна творческой энергии или группа инертна, пассивна).

3.Установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.

4.Проведение психодиагностических методик.

5.Обработка и анализ результатов, выработка рекомендаций.

Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте.

В младшем школьном возрасте к прогностическим факторам относятся:

-акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость.

-наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты.

-нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых.

-способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания.

-стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и другими регламентированными формами деятельнеости.

В юношеском возрасте прогностически могут служить следующие факторы:

-переориентация интересов на внешкольное окружение.

-склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание.

-умение принимать точку зрения другого человека.

-способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной.

-способность безоценочного отношения к действиям другого человека.

-личностная рефлексия.

-положительное отношение к себе.

-сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.

Методы исследования ГС в 3 классе:

-беседа с педагогом, детьми.

-формализованное наблюдение за работой класса на уроке, переменах, в группах продленного дня.

- Социометрия Д.Морено

Цель: вычислить социометрический статус каждого дошкольника.

Проведение исследования: детям предлагается расселить по «домикам» всех детей группы. Домики разные: дворец (1выбор), дом (2выбор), изба (3выбор), шалаш (4выбор). Данные заносятся в таблицу, используя цифры 1, 2, 3, 4.

Статусные структуры: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «аутсайдеры».

Методы исследования ГС в 11 классе:

-беседа с педагогами, учениками.

-формализованное наблюдение за работой класса на уроках, переменах, классных часах.

-Социометрия Д.Морено. В качестве критериев изучения структуры отношений по симпатиям можно брать наиболее типичные и значимые для школьников ситуации свободного общения (выбора партнера по общению в свободное время, обращение за помощью по различным вопросам, приглашение на семейные праздники, желание поделиться сокровенными мыслями и т.д.)

-Карта – схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. Состоит из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующие наиболее существенные свойства группы. Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Необходимо вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

-Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). (Методика Р.О. Немова).

-Изучение психологического климата коллектива.

-Референтометрия (определение круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом).

Психолого-педагогические приемы формирования коллектива школьников:

-добиться высокой организованности деловых отношений, обеспечив включенность каждого школьника в дела класса, развивая у них инициативу, готовность взять на себя повышенную ответственность.

-совершенствовать структуру межличностных отношений по симпатиям за счет сближения статусов, особенно за счет сокращения крайних категорий «звезд» и «аутсайдеров».

-проведение совместной работы на практических и лабораторных занятиях: в микрогруппах, комментирование устных ответов.

-коллективное обсуждение проблем (групповая дискуссия), конкурсов, экскурсий, спортивных мероприятий побуждает группу как единое целое упражняться в коллективных действиях.

-проведение тренинговых упражнений на развитие ГС.

В 3 классе: общий замысел — создать доброжелательную атмосферу для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере будут вырабатываться жизненные навыки, такие как: умение слушать другого человека; преодолеть смущение, начать и поддержать разговор; осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других; следовать правилам; присоединиться к группе; говорить другому приятное; дискутировать. Каждый ребенок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности — это его уникальность, неповторимость.

В 11 классе: в этом возрасте ученики потихоньку вступают во взрослую жизнь. Развитие навыков: общаться более уверенно и свободно, контролировать свои эмоции; вести себя достойно в непростых ситуациях.

 

 


 

 


85. Какие рекомендации по публичному выступлению со своими избирателями Вы дадите депутату муниципалитета Мэрии (Методы социально-психологического исследования).

Американский психолог Б. Рэйвен приводит ряд таких "стра­тегий самопрезентации".

Обоснование информационной власти. Для этого субъект влияния (депутат) может дать объекту влияния(избиратели) некоторую общую инфор­мацию, которая будет основой для последующего убеждения.

Запугивание. Чтобы эффективно использовать принуждение важно продемонстрировать объекту влияния, что в распоряже­нии субъекта влияния имеются не только соответствующие сред­ства, но и готовность прибегнуть к ним в случае необходимости. Угроза увольнения не подействует на работника, если он дейст­вительно не почувствует, что менеджер готов привести в испол­нение эту угрозу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: