Языческая древность, все древние поэты, историки и ораторы говорили и рассуждали о магии, магах, магических действиях и суеверных магических книгах: особенно много и часто об этом говорили языческие поэты. Одни из писавших о магии и ее чудесах считали эти чудеса несомненно истинными; другие отрицали: третьи осмеивали их; четвертые недоумевали, что сказать о чудесах магии. Самые разноречивые ответы давали на вопрос: что такое магия и магики? Одни считали их людьми имеющими дружеские сношения с духами подземного мира, другие смотрели на них, как на шарлатанов, обманщиков, которые, при помощи искусства и хитрости, заставляли невежественную толпу считать совершенно естественные явления или фокусничество за чудеса, за сверхестественные явления. Вообще же с именем магии и колдовства соединяли понятие о ненавистном искусстве производить в природе явления неестественные, необыкновенные, совершать чудеса, причинять зло людям, гадать о будущем и т. п.
Мы укажем здесь на некоторых древних писателей, которые если не сами верили тому, что писали о магии, то, по крайней мере, верно передавали взгляд толпы на магию.
В древности очень многие были убеждены, говорит Тибулл, что маги могли сводить лупу с небесной высоты, и что причина лунных затмений — в магическом искусстве некоторых лиц[148].
Тибулл свидетельствует также, что он сам видел, как одна колдунья околдовала на небе звезды и остановила молнию, которая должна была разразиться над землей. Далее Тибулл говорит, что по приказанию этой же колдуньи разверзалась земля и мертвые поднимались[149].
Овидий приписывает магам силу заклинать подземные силы, грозы, бурю и возвращать хорошую погоду[150].
|
Магам и колдунам приписывали силу превращать людей в животных посредством, им одним известныx снадобий[151].
По словам Виргилия маги усыпляли и заклинали змеев[152].
Аннион, как говорит Плиний[153], заклял душу Гомера с целью узнать от него о своем происхождении и своем отечестве.
Аполлоний Тианский, по словам Филострата[154], пришел однажды на могилу Ахиллеса, заклял его душу и просил, чтобы явилась тень героя. Могила поколебалась и он увидел удивительного юношу, ростом в пять локтей, который перед его же глазами вырос до двенадцати локтей. Аполлоний стал предлагать ему вопросы; но заметив, что юноша позволяет себе неприличные шутки, заключил, что он одержим демоном, и исцелил его, изгнав из него демона.
Апулей говорит[155], что Аполлоний Тианский возвратил жизнь девушке, которую хотели погребать. Асклепиад, следовавший за погребальной процессией, воскресил умершего, которого положили уже на костер. Уверяют, что Эскулап оживил Ипполита, сына Тезеева, Главка, сына Миносова, Капанея, умерщвленного во время осады, и Адмета, царя Ферского, что в Фессалии.
Элиан говорит[156], что Эскулап одной обезглавленной женщине возвратил жизнь и голову.
Ираклий утверждает[157], что Насамоны (в Африке) проводили ночи на могилах своих родственников, чтобы узнать от них будущее. Галлы или Кельты, по свидетельству Никандра, ходили с тою же целью на гробницы своих великих мужей.
Лукан говорит[158], издеваясь, впрочем, над взглядом массы, что маги, колдуны и волшебники, при помощи своего искусства, производили на небе гром, без ведома Юпитера; что они нарушали правильное течение Луны по ее орбите, и притягивали ее к земле, удлиняли ночи, укорачивали дни; что вся Вселенная подчинялась их велению, и мир цепенел, когда они начинали говорить или отдавали приказания.
|
Очевидно, что все эти рассказы о силе магического искусства, о могуществе и власти магов и колдунов не более как поэтические вымыслы. Поэты даже соревновались друг с другом в наполнении подобным вздором своих произведений, хотя и не были убеждены в истинности того, о чем говорили; большею частью они же первые и осмеивали то, о чем писали, и в этом случае сходились с дельнейшими людьми своего времени. И потому все эти или почти все рассказы не заслуживают никакого доверия, а доказывают только, как велики были в то время предрассудки, суеверия и заблуждения большинства. Но ни государи, ни жрецы не думали разочаровывать народ в этих предрассудках. Языческая религия терпела и оправдывала это суеверие, — и лучшая часть культа основывалась на этом суеверии.
* * *
Не смотря однако же на несостоятельность, неосновательность и нелепость этих убеждений, все относились к магам с уважением; масса благоговела перед магами, как людьми, которые имеют власть над судьбою человека и повелевают Вселенною. Лучше и образованнейшие люди язычества уважали магов за серьезное изучение предмета, которому они посвятили себя. Это благоговение массы, это уважение образованных было причиной того, что маги не только изучали все унаследованное от предков, по и старались усовершить, дополнить свои познания новыми наблюдениями, опытами и исследованиями; к этому побуждали магов, как пытливость ума человеческого, так и стремление духа приобрести как можно более сведений, необходимых и пригодных в жизни. В самом деле, каждый желает знать причины и законы явлений, совершающихся кругом, внутреннее состояние предметов и их отношение к человеку. Между тем магия владела секретом, впрочем, в большей мере, открывать то, чем интересовался каждый и что имело значение для каждого.
|
После этих замечаний становятся ясными слова Плиния: ни одна наука в древности не пользовалась таким уважением, и не была так прилежно изучаема, как магия[159].
В одном сочинении, напечатанном в Вюрцбурге в 1837 году автор[160]говорит: Плиний за 18 веков до нас писал: «магия в продолжение многих веков во всем мире пользуется большим авторитетом; влияние ее очень велико…..она поднялась на такую высоту, что даже еще до сих пор господствует в большой части народов»[161].
То же самое говорит и Вольтер[162](он, впрочем, не придает никакого веса этой вере): «все верили в магию… Учение о духах и магии распространено по всей земле».
Писатель нашего времени, представлявший относительно этого предмета, свои исследования, говорит о нем таким образом: на какую бы часть земли, на какой бы народ мы не посмотрели, нам везде и в древности и в новые времена как у дикарей, так и у образованных наций, везде существуют колдуны, занимающееся магией… Книги индийцев, китайцев и греков говорят о людях, которые видят будущее, заклинают духов, совершают тысячи других чудес посредством своих сверхъестественных знаний, которые они приобретают через сношения с духами[163].
И да не подумают, продолжает далее автор названного выше сочинения о религии, что вера в чудеса, в магию была распространена только в одном простом народе, — нет, и в Европе, и в Африке и в Азии она господствовала даже между философами и учеными. Только с полтора столетия назад, как в Европе появились люди без всяких дальнейших исследований, отвергающие всякие неестественные явления духов; только с этого времени сделалось условием хорошего тона смеяться над всеми старыми учениями, даже в том случае, если их при этом не знают. Мы говорим правду. Не доверяющий нашим словам может удостоверяться в истинности сказанного, прочитав первое и лучшее под руку попавшее сочинение какого-нибудь ученого.
Автор сочинения о религии между прочим приводит, относительно нашего предмета, такое мнение философа Бэйля: «история всех времен и народов рассказывает нам относительно снов и магии столько изумительных вещей, что те, которые стали бы упрямо отрицать их действительность, навлекли бы на себя подозрение, что у них недостает или искренности или понимания для того, чтобы увидеть неоспоримые доказательства в пользу магии и необыкновенных снов»… Я верю, что бывают сны, которых никак нельзя объяснить, если не признать их за выражение высшего внушения или откровения[164].
Из приведенных отзывов о магии и колдовстве видно, что не только в древности, но и в Средние века и наше время все рассказы о чудесах магии и народные бредни некоторые считают несомненно истинными. В настоящее время в простонародье очень распространена вера в колдовство, в его могущество и силу, в его чудеса и злодейства, и в его сношения со злыми духами. Даже некоторые, так называемые образованные, не вооружаются против веры массы в колдовство потому, что сами не чужды веры в рассказы о колдунах, чародеях, ведьмах и волшебницах.
Что же истинного в этих рассказах поэтов о магах и колдунах? Что разумного и верного в убеждениях народа о чародеях? Все ли рассказы верны, или чистейший вздор? Все ли рассказываемое поэтами и все ли, во что верует народ, несомненно истинно, или несомненно ложно? Можно ли хоть малую частицу из рассказываемого признать действительною? Можно ли магию и колдовство считать нелепостью? На чем чисто реальном и утверждаются то и другое, если их признать действительными хоть в некоторой мере? — Вот вопросы, на которые нам нужно отвечать в исследовании о магии и колдовстве. Мы приведем целый ряд фактов с тем, чтобы показать, что истинно, действительно и несомненно, и что совершенно ложно, вымысел, нелепость в рассказах о магии и в вере народа в колдовство, чародейство и т. д.
Чтобы отдать должную справедливость магии, мы должны сделать распределение в понятии о магии и колдовстве, т. е. определить, что в них истинно и что ложно.
С давних времен магию разделяют на белую и черную. С понятием белой магии соединялось всегда хорошее представление. Задача белого мага — это изучение всех известных наук. Маг изучает геометрию, математику, физику, химию, астрономию, географию, медицину и даже философию; он изучал законы природы и явлений, совершающихся кругом, и их причины и свойства; старался уяснить себе их влияние, отношение к человеку, изучал законы жизни своего организма, его слабости и недостатки, и вредное влияние некоторых предметов на его организм, а также целебные свойства других предметов. Некоторые маги проводили всю свою жизнь в наблюдении над природой; другие посвятили себя изучению законов человеческого организма; третьи изучали законы небесных явлений и т. д. Маги положили начало всем естественным наукам, — и за это мы должны уважать магов, как уважали их в древности лучшие люди. Под именем черной магии разумелось все вредное, опасное, страшное для человека. Черный маг обладал и повелевал Вселенной, управлял судьбами человека, влиял на воздух, погоду; он имел сношение с темными, недоступными для обыкновенного смертного, силами, дружил с духами подземного мира и повелевал ими. Колдун, чародей, волшебник, ведьма — все эти понятия относятся к категории черной магии. К категории белой магии может примкнуть фокусничество, магнетизерство или сомнамбулизм и т. п.
Белую магию создали пытливый ум человека, стремление и любовь к истине, к познанию природы и труд, — и белая магия, как продукт действительных, реальных причин, существовала действительно, и оставила действительные доказательства своего существования.
Черная магия создана суеверием массы, народным невежеством и предрассудками и теми отношениями, в каких стояли маги к массе. В чем состояли отношения магов к массе мы раскроем ниже, а теперь скажем только, что черная магия, созданная суеверным воображением и значит утвержденная на таком непрочном основании, существовала только в воображении и с постепенным развитием массы падала постепенно. Теперь уже многие мыслящие простолюдины (к сожалению мыслящих здраво о магии и колдовстве немного) смеются над колдовством. И колдуны не могут навредить тогда, как другие страждут от колдунов, — и мы уверены, что настанет время, когда только очень немногие станут верить силе и чарам колдовства.