Вера в продолжение существования души за гробом встречается у всех народов, даже находящихся на самой степени образования.
Этому верили древние монголы, японцы, негры, гренландцы. Эскимосы и другие и теперь, конечно, верят. Таким образом эта вера содержится уже у поклонников фетишей. По мнению грубых, необразованных народов, души живут сноподобною жизнью призраков, являются тем живым, которые боятся и вспомнить про них. Как привидения, отошедшие души скитаются ночью везде и живут в расселинах, безднах, горах, рощах, даже на солнце и звездах. Они жаждут человеческой крови и побеждаются жертвами, молитвами и заклинаниями.
Халдеи верили, что души умерших не имеют ни жизненной теплоты, ни крови а живут под землей, и что заклинаниями можно вызывать их и посредством их открывать будущее.
По мнению китайцев, души, как воздушные духи, находятся в постоянной борьбе со злыми духами.
По мнению персов, дух, человека, боровшегося с Ариманом и его царством и исполнявшего законы Ормузда, в течении жизни, восходит, по смерти тела, в самое высшее небо, в жилище блаженных, городман; злые низвергаются в дуцик, и там по мере своей греховности, очищаются от нечистот; впрочем рано или поздно все духи вступят в жилище блаженных, где будут наслаждаться всеми благами. Это будет после всеобщего воскресения, перерождения, воссоздания.
По мнению индийцев, душа, оставив тело человека, конечно умершего, является к судьи мертвых Ямою, который определяет достоинство ее дел, а, сообразно со своими заслугами, продолжает свое странствование или вниз по телам животных и растений, или вверх по семи небесным сферам, и наконец, когда совершенно очистится, погружается в лоно бесконечной, божественной субстанции, или иначе говоря: сливается со всеобщей душой мира[99].
|
* * *
Египтяне, греки и римляне рассуждали о душе отошедших людей одинаково почти во всех пунктах, и потому мы приводим здесь мнение трех этих народов за раз.
Древние греки, заимствовавшие свою религию от египтян преимущественно, и римляне, принявшие в свою очередь религии греков, подобно египтянам, верили, что дух и души после смерти тела не умирают, но отрешаются от плоти и поступают на суд в аментес (дающий, приемлющий) или в подземное царство Плутона, где судьи произносят приговор над душою. Вследствие приговора дух странствует вниз и вверх, как думают Египтяне.
Дух Эроса[100], оставив тело, явился в хорошее место, где было двое дверей; судьи оценивали дела пришедших с этого мира, и злых отправляли вниз, а добрых вверх. Теспезий Солосский[101]или лучше, его дух видел, как души, оставившие тело, поднимались в воздух и заключались в ядро или огненный шар, из которого одни подымались с неимоверною быстротою вверх, другие кружились в воздухе, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз.
Египтяне думали, что дух для очищения посылается в животных и растения и человека.[102]Нечто подобное видел Эрос, о котором мы говорили; он видел, как души героев (Одиссея, Аякса и др.) переходили в различных животных. Когда дух очистится, то он возносится в высшие области, в жилище богов, чтобы с ними наслаждаться блаженною жизнью, как думают египтяне. Теспезий видел, что блаженные поднялись вверх и очень радовались, а злые, низринутые в ад на тысячу лет, страшно рыдали[103].
|
По словам Гомера[104]Геркулес находится между бессмертными богами.
* * *
В продолжение существования души за гробом верили также древние галлы и северные народы Европы.
Таким образом поверья, басни и суждения о посмертном состоянии за гробом душ встречаются у всех древних народов, которые с великим страхом, уважением и благоговением относились к этим душам. Фетишисты боялись отошедших душ, молились и приносили им жертвы, как мы это видели.
* * *
Гомер[105]обвиняет Ахиллеса за то, что он тело убитого Гектора тащил за своею колесницею, и замечает, что такою бесчестной жестокостью он осквернил самую землю.
В Риме и Метце[106]было особенное общество жрецов, посвященных отошедшим душам.
На души непогребенных древние народы смотрели, сколько известно, как на несчастные. Они не имели, по их мнению, места определенного ни в жилище блаженных, ни на ряду с злыми.
Египтяне верили[107], что души убитых людей и непогребенных остаются при телах, и ни чем нельзя удалить их от тела; какая-то любовь привязывает их еще к телу, поэтому при не погребенных трупах слышен бывает стон.
Древние греки думали, что души непогребенных не имеют покоя и остаются при телах до времени их погребения, и похоронить тело значило, по их понятию: animan condere — похоронить душу[108].
* * *
Сивилла показывала Энею на берегу Ахерона души непогребенных людей, около ста лет остававшиеся без пристанища[109].
Поэтому-то лишение погребения считалось величайшим бесчестием, которого все боялись, и которым наказывались величайшие преступники, напр., самоубийцы.
|
Как образовались эти поверья и мнения у язычников мы не станем решать. Мы укажем только на одну из многочисленных причин, которая, по нашему предположению. имела не малое влияние на веру в явление умерших. Это, по нашему мнению, те явления или привидения, которые замечаемы были на могилах только что умерших. В чем состояли эти явления, мы объясним ниже, а теперь скажем о том, как смотрели и что думали о явлениях на могилах древние народы языческие.
Уже фетишисты замечали какие-то явления или привидения на могилах умерших. Решено было, что это души умерших являются в виде привидений на могилах погребенных своих тел. Далее замечены были эти привидения в болотах, пещерах и т. п. — и решено было, что это скитаются души, потому что не знали настоящей причины этих явлений. Персы, как можно предполагать, думали, что души отошедших «бросают от себя тени.»
Греки думали, что души умерших являются на могилах в виде теней. Примеров подобных явлений Гомер приводит очень много. Так он говорит[110], что душа Прокла, явившаяся Ахиллесу, имела голос, лицо, глаза и одежду Прокла, но не имела тела этого героя. Когда Улисс, замечает он далее, нисходил, в ад он видел там образ божественного Геркулеса, но не самого Геркулеса. Философ Платон в своем разговоре: о «душе» признает что тени умерших являлись иногда на гробах своих тел[111]. Виргилий говорит, что Креуза, супруга Энея, являлась ему после смерти в своем обыкновенном, хотя гораздо лучшем и прекраснейшем виде[112].
Греки и римляне верили даже, что души умерших, являясь на могилах своих прежних тел, вкушали вино и мед, которые ставили для них там: далее, что эти души имеют какие-то тонкие воздушные тела, имеющие образ тех, в каких они жили в этом; что вместе с этими телами они сохраняют и прежние отношения к живым людям: любят тех, кого и прежде любили, ненавидят и преследуют людей, бывших ненавистными для них в этой жизни. Так Дидона[113], по словам Виргилия, после смерти, сердилась на Энея, и выразила это, когда он, явившись в подземное царство Плутона, хотел заговорить с ней.
В Риме и в Метце[114], во времена язычества, было особенное общество жрецов, посвященных отошедших душам, теням и подземному мирy, и находившихся под покровительством бога Сильвана. Это показывает, что древние Римляне верили в явления отошедших душ, и желая склонить их на милость, приносили им жертвы. Философ Саллюстий[115]говорит о душах, которые в темных телах являлись на могилах своих прежних тел, и старается доказать этим, что души умерших переходят в другие тела.
Древние Галлы и Кельты приставляли к гробам своих знаменитых мужей стражу, с намерением от умершего услышать открытие будущего.
Древние северные народы верили, что привидения, иногда являвшиеся на могилах, суть души недавно умерших людей. Чтобы прогнать это неприятное привидение, они отрубили голову трупу умершего, труп протыкали копьем или колом и потом сжигали[116].
Все древние народы, убежденные, что души умерших являются на могилах своих прежних тел, думали, что их можно видеть только в первое время или в течение первого года после погребения тела, потому что душа, в течение первого года, после погребения тела, то отходит от него, то снова возвращается к нему, чтобы видеть, что с ним случилось[117]. По истечении этого времени души являлись только вследствие заклинаний. А теперь мы приведем средневековые поверья о явлениях отошедших душ.