Методика выбора типичного хозяйства заключается в следующем:
1 – определяется состав факторов производства и показатели
2 – составляется и решается корреляционная задача
3 – на основе полученных показателей определяется коэффициент частной детерминации и коэффициенты значимости фактора n, f, μ
4 – по каждому хозяйству определяется отклонение, при этом среднее его значение принимается за 1, отклонение берется по абсолютной величине.
5 – по каждому хозяйству рассчитываются критерии
6 – min значением критерия по каждому фактору присваиваются 1-е места, остальным по возрастанию.
Хозяйство с min суммой мест признается типичным.
28. Показатели планирования. Система показателей целевых комплексных программ.
- Конечные – характеризуют степень удовлетворения потребности (выпуск продукции)
- Промежуточные.
- Натуральные – гектары, литры, центнеры, …
- Стоимостные – рубли
- Количественные – результаты производства, подразделяются на объемные и сетевые (задание по развитию отраслей)
- Качественные – стоимость продукции, условия развития и эффективность производства, подразделяются на: технико-экономические показатели – нормы, эффективность использования основных фондов (расход метала на…); экономические – эффективность использования финансовых и трудовых ресурсов (издержки, ….).
- Абсолютные показатели – количественная характеристика процесса или явления
- Относительные показатели – характеризуют явление на основе базы (определяются темпы роста, …)
1- утверждаемые показатели – обязательны для исполнения (адресные), гос. бюджетные
2- расчетные показатели – обосновывают первые
3- информационные – позволяют сравнить уровни развития регионов.
|
- Синтетические показатели – не измерить в натуре (% распаханности территории …)
- Индивидуальные показатели.
26. Понятие и содержание планирования. Виды и принципы планирования.
Планирование – процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор цели, определение средств и путей их достижения и принятие наиболее приемлемого пути в ожидаемых условиях развития.
Суть планирования заключается в том, чтобы на основе использования теоретических знаний, опыта и практики, обеспечить научно обоснованное руководство развития хозяйства путем использования системы плановых документов.
Содержание государственного планирования включает систему принятия решения о предстоящем социально экономическом развитии, о размещении производств на территории страны и во внешних экономических связях.
Суть планирования заключается в научной постановке задач, целей предстоящего развития и выработке средств и возможности для их дальнейшего достижения.
Задачи обще государственного планирования:
1- определение общественных потребностей
2- выявление возможных ресурсов
3- обоснование направления использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями
4- обеспечить сбалансированности развития отдельных сфер народного хозяйства и производства.
5- повышение эффективности использования всех видов ресурсов.
По видам (форме) планирование может быть:
1- Директивное – предполагает выработку решений имеющих силу закона и комплексы мер обеспечивающих их выполнение. Обязательны к выполнению.
|
2- Индикативное – процесс формирования системы параметров характеризующих состояние и развитие экономически и выполняющих разработку мер государственного воздействия на социально экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. Индикаторы – показатели характеризующие динамику, структуру, эффективность национальной экономики, филиалов, денежного отображения, рынков товаров, услуг, занятости, движения цен, …
3- Стратегическое – общий план ведения работы исходя из сложившейся действительности. Стратегическое планирование – определение на долгосрочную перспективу основных направлений развития государства. Суть – выбор главных приоритетов развития национальной экономики, в которых ведущую роль должно взять на себя государство. Цель – обеспечить достаточный потенциал для развития экономики. Концепция развития государства.
Принципы планирования – основные исходные положения формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.
6 принципов:
1- принцип научности – при разработке плановых документов необходим глубокий анализ тенденций, перспектив развития, прогноз обоснования показателей, норм, нормативов.
2- принцип социальности – исходит из интересов общества
3- принцип повышения эффективности общественного производства – цели и задачи планирования должны осуществляться с максимальной экономией затрат, снижение ресурса емкости производства.
4- принцип пропорциональности и сбалансированности – производится формирование пропорций и структуры общественного производства.
|
5- принцип приоритетности – выбираются приоритетные направления в развитии экономики. а) ограниченность ресурсов б) неотложность решения государственных задач
6- принцип согласованности краткосрочных и перспективных целей и задач.
27. Методы планирования и их классификация.
Методы планирования – совокупность способов и приемов обеспечения разработки и обоснования плановых документов. Подразделяются на:
1- методы планирования
- балансовый метод – увязка потребностей и ресурсов для обеспечения пропорциональности. Предполагает что любой вид продукции является с одной стороны результатом какой либо деятельности, с другой стороны – ресурсом для потребления, поэтому баланс позволяет планомерно установить и увязать натурально вещественные и стоимостные пропорции. (балансы – материальные, трудовые, финансовые).
- нормативный – использует прогрессивную систему нормативов.
- программно-целевой метод – способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем, заключается в отборе основных целей и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки.
- математические методы (метод ЭММ)
2- методы предплановых исследований – используются на первой стадии. Делятся на:
- общие – определяют логическую направленность процесса обоснования решения – 2 вида анализа системный и экономический.
- конкретные методы – получение и анализ исходной информации. К ним относятся метод экономических группировок, метод прямого счета, соотношений, структуризации, социологического изучения, экспертные методы.
29. Целевые комплексные программы, их содержание, уровни и последовательность осуществления. Значение целевых комплексных программ в аграрном секторе.
Связующим звеном между целью и средствами являются комплексные программы, которые составляются на весь период необходимый для реализации поставленной цели, с выделением периода и основных этапов.
Целевые комплексные программы (ЦКП) – документ в котором отражается цель, комплекс заданий и мероприятий направленных на ее реализацию наиболее эффективным путем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам.
Содержание ЦКП:
1 социально-экономические программы
2 научно-технические ЦКП
3 производственно-экономические
4 территориальные – комплексное хозяйственное освоение регионов страны, формирование развития ТПК.
5 экологические ЦКП
6 Организационно-хозяйственные
Каждое ЦКП должно иметь паспорт в котором отражаются реквизиты:
1- наименование программы
2- исходные данные (дата принятия решения, утверждения)
3- госзаказчик и директор программы
4- основные разработчики программы (Роснииземпроект)
5- цели, задачи программы, важнейшие показатели и пути решения поставленных задач.
6- реквизит, сроки реализации программы
7- перечень подпрограмм и основных мероприятий и механизм реализации
8- исполнители
9- объемы и источники финансирования
10- ожидаемые и конечные результаты программы
11- система организации управления программы и ее исполнителя
ЦКП – долгосрочные и среднесрочные (граница 5 лет).
ЦКП содержит подпрограммы различного уровня – это относительно самостоятельные части, которые содержат задание и мероприятия по реализации задач.
Система ЦКП основана на показателях и нормативах предусмотренных в плановых документах.
Уровни ЦКП:
1 Народно-хозяйственные
2 межотраслевые
3 общеотраслевые
4 отраслевые
5 отдельных предприятий и производств
Последовательность разработки ЦКП:
1- составление перечня проблем, выдача исходных заданий, определение цели и лимита ресурсов
2- уточнение количественных параметров целей программы, определение задач реализации по отдельным периодам.
3- формирование состава заданий и комплекса мероприятий для реализации программы
4- расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы, оценка затрат и ресурсов на ее реализацию
5- формирование перечня материальных ресурсов
6- оформление программных документов, согласование и утверждение программы.
30. Земельные ресурсы, как объект прогнозирования и планирования.
Разработка прогнозов по использованию земельных ресурсов опирается на теоретические и методические основы частной прогностики.
Специфичность этой части прогностики обусловлена особенностями объекта (характеристиками зем. Ресурсов и условиями их функционирования).
Функционирование земли может рассматриваться в различных аспектах.
- географическом – земельные ресурсы понимается поверхность земли, как планеты.
- экологический аспект – земля обладает многими тесно связанными свойствами, без земли невозможно развитие экосистемы
- экономический аспект – политика экономического аспекта – земля как средство производства, имеющая ряд особенностей.
Наиболее ярко свойства проявляются в сельском хозяйстве.
- социальный аспект – значение земли определяется тем, что она служит основой развития отраслей хозяйства.
- хозяйственно-экономический аспект функционирования земли – рассмотрение земли как материального объекта и его хозяйственного использования.
- организационный аспект – связывает использование земли с ее распределением по категориям, землепользователям, …
Прогнозирование использования земельных ресурсов сводится к этапам:
1- сбор необходимой информации, ее анализ и основные тенденции использования
2- оценка территории с точки зрения использования под сельскохозяйственное производство
3- определении потребности отраслей хозяйства в земельной территории на прогнозный период
4- разработка межотраслевого земельного баланса
5- разработка мероприятий по использованию земель всех категорий
6- составление на прогнозный период мероприятий по улучшению, восстановлению
7- определение инвестиций
8- верификация прогноза.