Сочинения экзегетические.





По свидетельству церковных писателей Св. Василий работал над исправлением текста Св. книг, сличая их по различным спискам и истолкованиям Св. Писания. До нашего времени дошли как, несомненно, подлинные «Шестоднев» и «Беседы» на некоторые псалмы.

6.2.1. Книга «Шестоднев» с древности пользовалась большим уважением церковных писателей. В этом творении Св. Василий дает последовательное толкование библейскому повествованию о творении мира, выясняя прямой буквальный смысл текста. Оно представляет собою ряд бесед, произнесенных им еще в сане пресвитера. Избегая аллегоризма, он на основе данных современного ему естествознания, исследует законы природы, учит познавать премудрость и благость Творца и опровергает заблуждения древних философов и еретиков. Свои изъяснения он заканчивает 26 стихом 1 главы Книги Бытия. Две беседы «Об устройстве человека» и одна «О рае» считаются не подлинными.

6.2.2. Пятнадцать бесед на отдельные псалмы преследуют цель, главным образом, нравственного назидания. В предисловии Св. Василий говорит о великой пользе, которую христианин может извлечь из книги псалмов. Все Писание богодухновенно, но тогда как одни книги поучают одному, а другие другому, Псалтирь заключает в себе полезное из всех книг. Здесь даны и пророчества о будущем, и законы для жизни, и исторические события, и правила деятельности. «Она есть общая сокровищница добрых учений, она врачует и застарелые раны души и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает... истребляет страсти... и производит в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным».[6]

6.2.3. «Комментарий на гл. 1-16 пророка Исайи» представляет изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Но разница в стиле и наличие только поздних свидетельств о принадлежности этого толкования Св. Василию вызывают сомнения в подлинности данного труда. Полагают, что комментарии составлены, каким - то пресвитером современником Св. Василия по оставленным им материалам и изданы после его смерти.

6.2.4. «Комментарии на кн. Иова» не сохранились до нашего времени.

Аскетические сочинения

К ним принадлежат:

6.3.1. Два трактата «О суде Божием» и «О вере», которые тесно связаны с нравственными правилами в количестве 80-ти. Для последних они служат введением. Здесь изложены различные нравственные тезисы, обоснованные ссылками на Св. Писание.

6.3.2. «Слова Подвижнические» (2), служат введением к «Правилам монашеской жизни». Эти последние даны в двух редакциях - пространной, излагающей общие принципы монашеской жизни, и сокращенной, где содержатся частные указания. «Слова Подвижнические» признаются сомнительными, «Правила» являются несомненно подлинными.

6.3.3. Естественным завершением «Правил» являются «Подвижнические уставы», содержащие советы монашествующим и «Наказания» для монахов и монахинь, впавших в прегрешения. Однако, большинством исследователей обе работы признаются подложными.

Беседы и письма

6.4.1 Подлинно принадлежащими Св. Василию признаются 24 беседы. По содержанию они разделяются на: догматические, нравственные и похвальные слова в память мучеников. Св. Василий из древности почитался красноречивым проповедником. Наибольшей известностью пользуются его проповеди: «На упивающихся», «Против ростовщиков», «К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений». В последнем трактате Св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведения языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.

6.4.2. До нашего времени сохранилось 365 писем Св. Василия, из которых большая часть относится ко времени его епископства и написаны в связи с событиями, волновавшими Церковь в ту эпоху. Несомненно, подлинными считаются 325 писем. Письма Великого Кесарийского епископа представляют большую ценность, прежде всего, для характеристики этого вселенского учителя Церкви, так как ярко отображают собою высокие достоинства его ума и сердца, заботу обо всех церквах и горячую любовь к людям, особенно страдающим и бедствующим.

Но, кроме того, некоторые из них представляют собою настоящие богословские трактаты, направленные к обличению еретических заблуждений, особенно арианства.





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.