СВЯТОЙ АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.




Биография Св. Афанасия.

Более всего заслуг в деле утверждения христианской истины в борьбе с еретическими лжеучениями в IV веке принадлежит Св. Афанасию еп. Александрийскому, именуемому Великим и отцом Православия.

Он родился в Александрии от благочестивых родителей христиан около 298 года. В юности он занимался светскими науками, но особенные усилия прилагал к изучению Священного Писания, а также творений предшествовавших ему отцов и учителей Церкви. На благочестивого юношу обратил внимание Александрийский епископ Александр, который приблизил его к себе, посвятил в диаконы и сделал его своим секретарем. В этом звании Афанасий сопровождал своего епископа на 1-й Вселенский Собор.

В 328 году по смерти епископа Александра Афанасий, несмотря на его молодость, был избран епископом Александрии. Так как он был наиболее сильным противником и обличителем ариан, то на него обрушилась вся ярость этих еретиков. За свое долголетнее епископское служение Афанасий подвергался пятикратному изгнанию из Александрии.

Посвященный в епископский сан в возрасте 28 лет, он мирно скончался в Александрии в 75 - летнем возрасте (2-го мая 373 года), пройдя тяжелый путь непрерывных преследований и страданий.

Первое изгнание Св. Афанасия из Александрии приходится на 335 - 337 г.г. Когда после 1-го Вселенского Собора, на котором ересь Ария была осуждена, этот ересиарх был возвращен из ссылки, то ариане потребовали, чтобы Афанасий принял Ария в церковное общение.

Афанасий ответил категорическим отказом. Тогда его противники прибегли к клевете и обвинили Александрийского епископа в безнравственных действиях и в том, что он убил Мелетианского епископа Арсения, отрубил ему руку и пользовался ею для волхования. Для разбора дела был собран в 335 г. собор в Трире, на котором Афанасий опроверг все возведенные на него обвинения, а епископ Арсений предстал перед собором живым и с обеими руками. Однако, арианские епископы сумели склонить на свою сторону императора Константина и убедить его в том, что Афанасий- является главным виновником церковных нестроений, поэтому распоряжением императора он был отправлен в Трир, где и пробыл до смерти Константина, последовавшей в 337 году. Так как Александрийская кафедра на время ссылки Афанасия оставалась незамещенной, то он получил разрешение вернуться к своей пастве.

Второе изгнание Св. Афанасия последовало в 339 году. По возвращении в Александрию Св. Афанасий снова подвергся нападкам арианствующих клеветников, которые вооружили против него нового императора Констанция. По их проискам епископом в Александрию был назначен арианский пресвитер Пист, который и был посвящен арианином Секундом. Обличенный Св. Афанасием Пист всеми Александрийскими епископами был предан анафеме, а обвинения, воздвигнутые на Афанасия, были опровергнуты на большом Александрийском соборе, постановление которого было разослано всем епископам, в том числе и папе Юлию.

Невзирая на это, собор арианствующих епископов, собравшийся в Антиохии, низложил Афанасия и направил на его место Григория Каппадокийца, который был водворен на кафедру с помощью вооруженной силы. Св. Афанасий вынужден был удалиться в Рим, где был любезно принят папою и восстановлен в правах на

Александрийскую кафедру постановлениями Римского (340г.), а затем и Сардийского (343г.) соборов. Когда Григорий умер (345г.) непостоянный Констанций предложил Афанасию Александрийскую кафедру, куда он и прибыл в 346г.

Третье изгнание Св. Афанасия последовало в 356г. Констанций снова подвергся влиянию ариан. По желанию императора Св. Афанасий был низложен на соборах Арелатском (353г.) и Медиоланском (355г), а его защитники Осия Кордубский и папа Либерии подверглись ссылке. В 356 году военачальник Сириан, собрав значительные вооруженные силы окружил церковь Феоны, в которой Св. Афанасий совершал всенощное бдение и пытался схватить Святителя, но он, смешавшись с сонмом духовенства и монахов, скрылся в пустыню, где и прибывал среди отшельников в полной неизвестности до смерти Констанция, последовавшей в 361 г.

Его преемник - Юлиан (отступник) дал позволение всем изгнанным епископам возвратиться в свои города, и Св. Афанасий в 362 г. был торжественно встречен своею паствою.

Вскоре он собрал собор в Александрии небольшой по числу членов, но важный по принятым им решениям. На нем выработаны были условия приема обращающихся в православие из арианства. Под влиянием Св. Афанасия эти условия носили терпимый и умеренный характер и содействовали примирению полуариан с никейцами.

Четвертое изгнание. Но уже в 362 г. по приказанию императора Юлиана Св. Афанасий снова был удален из Александрии и возвратился на свою кафедру лишь после его смерти Юлиана в 364 г. Убежищем ему опять служила фиваидская пустыня.

Пятому изгнанию Св. Афанасий подвергся при императоре Валенте, оно продолжалось всего четыре месяца - 365-366 гг. Этот период он прожил в одном из поместий близ Александрии. В январе 366г. Валент, осознавши свое бессилие в борьбе с великим поборником православия, разрешил ему вернуться в Александрию, где Св. Афанасий спокойно провел последние годы жизни до самой кончины, последовавшей 2 мая 373 года.

Сочинения Св. Афанасия

Св. Афанасий ознаменовал себя не только великим подвижником в борьбе с арианской ересью, но и выдающимся церковным писателем, от которого сохранилось много творений, посвященных раскрытию вопросов, волновавших церковь в современную ему эпоху. Они являются ценным вкладом в церковную литературу посленикейской эпохи. Сочинения Св. Афанасия принято делить на следующие группы:

4.2.1. Апологетические сочинения, к которым относятся два его юношеских произведения: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова». В них автор доказывает ничтожность язычества и защищает истину воплощения

4.2.2. Догматические сочинения, направленные к опровержению арианства. К ним принадлежат:

«Четыре слова против ариан». Они написаны во время третьего изгнания. В первых двух словах излагается никейское учение о Сыне Божием, в третьем рассматриваются тексты Священного Писания, которые приводились арианами в свою пользу и те, которыми обосновывалось православное учение. В четвертом слове, которое признается сомнительным, излагается учение о личных свойствах Сына Божия.

«Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуитсскому». Написание их относят также к третьей ссылке. В них доказывается единосущие Сына Божия и Духа Святого.

«Книга о Троице и о Духе Святом». Имеет содержание, сходное с посланиями к Серапиону. Написание этой книги относится к 365 году, когда Святитель находился в Александрии. Принадлежность книги Св. Афанасию не вполне доказана. Она сохранилась лишь на латинском языке.

«О явлении во плоти Бога Слова и против ариан». Написание этой книги относят к тому же времени; и она принадлежит к группе книг сомнительной подлинности.

- Три сочинения с кратким изложением веры: «Послание к император Иовиану», «Изложение веры», «Слово пространнейшее о вере» - последш полностью не сохранилось.

Книга на слова: «Вся Мне предана суть Отцом Моим». В ней дается истолкование этого изречения в православном понимании; которое извращалось арианами. Написана в 343 году.

- Три послания: «К Эпиктеру, епископу Коринфскому», «К Адельфию Исповеднику» и «К Максиму философу» - трактуют о христологической проблеме и выясняют взаимоотношения во Христе Божеской и человеческой природы. Написание посланий относятся, как полагают, к 371 году.

4.2.3. Историко-полемические сочинения, В которых Св. Афанасий оправдывает свои действия или описывает поведение ариан. К ним относятся:

- «Апология против ариан», в которой собраны документы, освещающие дело Св. Афанасия из времен первого и второго изгнания. Эта работа написана по возвращении из второго изгнания в 350 г.

«Апология к царю Констанцию», - в ней опровергаются клеветнические обвинения, возведенные на Святителя, за которыми последовало его третье изгнание.

«Апология о своем бегстве при нападении Сирина». Написание относится к 357-358 гг.

4.2.4. О действиях ариан Св. Афанасий говорит в следующих сочинениях:

- «Послание к монахам или история ариан - написано в 335-337 г. г.

- «Окружное послание к епископам Египта и Ливии, написанное в 356 г.

- «Послание о постановлениях Никеиского собора» о мнениях Дионисия Александрийского - написание относят к 350-354 г. г.

- «Послание к Серапиону» об обстоятельствах кончины Ария в 358 г.

- «Послание о соборах в Армении и Селевкии» в 359 г.

- «Свиток к Антиохийцам» и «Послание к Руфиниану», - в них говорится о постановлениях Александрийского собора 362 г.

- «Два послания к Люциферу» на латинском языке, - составлены около 360

4.2.5. Экзегетические сочинения, от которых сохранились только отрывки, наиболее значительные относится к толкованиям на псалмы и Евангелия от Матфея и Луки.

4.2.6. Аскетические сочинения. К ним относятся:

- «Житие преподобного Антония» написано, по мнению одних в 357 г., по мнению других - в 365., и «Послания к монахам Драконти... и Аммуну». Особенно важное значение имела первая работа, так как получила широкое распространение, была переведена на латинский язык и способствовала развитию аскетических идей, как на Востоке, так и на Западе.

- «Пасхальное письмо» сохранившееся, главным образом, в сирийском переводе; от греческого подлинника остались лишь фрагменты. Этот раздел произведения Св. Афанасия важен для уяснения истории арианства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: