Учение Св. Василия Великого о Богопознании




Основными источниками, из которых приобретается знание о Боге, Св. Василий признавал Св. Писание и Св. Предание. К ним он присоединял и деятельность естественного человеческого разума, который может познавать Бога через рассмотрение свойств созданного Им мира и внутренней жизни души человеческой.

Священные книги написаны богодухновенными мужами Духом Святым, который просветлял их умственные способности. Это воздействие Св. Духа не следует представлять внешним образом, чувственно в смысле гласа и сотрясения воздуха; оно должно мыслиться как непосредственное воздействие на ум пророка, возбуждая в нем мысли, которые должны быгь сообщены людям.

Другим источником Божественного откровения является Св. Предание. Св. Василий подробно и обстоятельно изображает его значение для церкви. При этом, следуя Оригену и другим Александрийцам, он признает существование тайного предания. «Из догматов и проповедей соблюденных в Церкви, - говорит он, - иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия... Ибо, если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например: кто из возложивших упование на Имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя Крестным Знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу, к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному Преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли нас какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого Писания взято и прочее, относящееся к крещению - отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли не обнародованного сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в испытанном и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием?».[7]

Наконец, третий источник Богопознания - познание естественное имеет два пути. Одним является путь умозаключения от свойств мира, целесообразности его устройства и разлитой в нем красоты и премудрости и благости Творца, и вторым - познание микрокосмоса - души человеческой, его бесплотности, непространственности и глубины и разнообразия волнующих ее переживаний.

Если первый ход мыслей от действий к причине, приводящий к признанию Первопричины мира раскрыт наиболее обстоятельно Аристотелем, то второй -познание Бога на основе самопознания указан Платоном. Св. Василий отдает предпочтение этому последнему пути.

Но для достижения истинного богопознания необходимо иметь душу очищенную от страстей и плотских привязанностей. Страсти, житейские заботы и тревоги затемняют око души и препятствуют ей познавать истину.

Св. Василий соотношение духа и тела сравнивает с двумя чашами весов: если одна поднимается, то другая опускается, или наоборот: если тучнеет тело - слабеет ум. Поэтому и Моисей, принимал на Синае Заповеди Божий, провел 40 дней без вкушения пищи.

Учение о Святой Троице.

После первого Вселенского Собора, утвердившего истинное учение о Сыне Божием, арианские смуты не закончились и благодаря вмешательству в церковные дела арианствующих императоров Констанция и Валента еще долго волновали Церковь.

Необходимо также отметить, что полному установлению единомыслия препятствовало отсутствие единообразного понимания догматической терминологии. Так, понятие у многих православно мыслящих возбуждало подозрение в савеллианском слиянии лиц Святой Троицы. Единство по существу и троичность в лицах. Слово ипостась - имеет значение и лица и личности и в дальнейшем - маски и, наконец, - роли. Истолковывая этот термин в последнем смысле, савеллиане охотно бы приняли форму - Бог Един по существу, но троичен в лицах, что в их понимании означало бы, что Единое Божеское Существо открывается попеременно, то в Лице (роли) Отца, то в Лице Сына, то в Лице Духа Святого.

Святой Василий Великий находил поэтому, что староникейская форма недостаточна, так как она резко подчеркивает единство лиц Св. Троицы и неясно выражает их раздельность.

То новое, что внес Св. Василий в разрешение тринитарной проблемы яснее всего раскрывается в его критическом разборе армянского и полуарианского учения. Этот разбор содержится в трактате «Против Евномия».

Евномий свои выводы строит из того положения, что сущность предмета выражается его именем, Имя Бога Отца - Нерожденный, тогда как Сын именуется Рожденный. Отсюда нерожденность составляет сущность Бога Отца, рожденность -сущность Сына. Из этого Евномий делал выводы:

6.6.1. Если нерожденность составляет сущность Отца, то это свойство не может быть передано Сыну, ибо в таком случае и Сына мы должны бы именовать нерожденным, но если нерожденность не может быть приписана Сыну, то Он по самой сущности должен быть противоположен Отцу.

6.6.2. Нерожденность может принадлежать только существу неизменяемому и бесстрастному, но рождение предполагает отделение и, следовательно, изменение рождающего существа. Поэтому Сын не может быть рожден Отцом, он создан Им.

6.6.3. Если Бог родил Сына, то можно поставить вопрос - какого Сына; существовавшего до рождения, или не существовавшего? Рождение существовавшего Сына представляется нелепым. Если принять второе, то необходимо сделать вывод о том, что Сын не вечен.

Но, признавая Сына тварью, Евномий, однако, ставит его превыше всех тварей, считает его первым созданием Божиим, получившим Божественную власть и достоинство. Разбирая эти положения Евномия Св. Василий высказывает следующие мысли. Познание сущностей недоступно человеческому разуму даже в видимой природе, которая доступна нам только в явлениях тем более, не постижима для нас сущность Божественного бытия. Мы постигаем проявления всемогущества Божия, но не существо Его бытия. Неправильным является и то утверждение Евномия, что имя предмета выражает его сущность. Именами выражаются не сущности, а свойства предметов или их отношения. Поэтому при единой сущности может иметь место различие имен. Так люди имеют одну сущность, но каждый человек носит отдельное имя.

Далее, нерожденность не может выражать сущность Бога Отца. Понятие нерожденности отрицательное, оно указывает только на то, чего нет в Боге, но не содержит указание на то, чем Он обладает. Нужно, поэтому сказать, что «нерожденность не есть сущность Бога, но сущность Бога есть нерожденная».

Из сказанного Св. Василий делает следующие выводы:

6.6.4. Рожденность Сына Божия не определяет его сущность, а говорит только о его личном свойстве. Следовательно, употребляя в отношении к Нему этот термин, мы не имеем никаких оснований делать вывод о различии Отца и Сына.

6.6.5. Рождение связано с признаком отделения только у тварных существ, но в Божестве этот акт не может представляться под формами чувственных явлений. Рождение Сына неизменяемым Отцом не сопровождается отделением части Его Существа.

6.6.6. Необходимо различать понятие вечности и безначальности. Вечность означает существование прежде всякого времени, безначальность - обладание причиною бытия в себе самом. Божие существо может и не бьггь безначальным, если причину своего бытия имеет в другом. Отец вечен и безначален - Сын, будучи вечен, однако не безначален, имеет вечное начало в Отце. Утверждение Евномия о том, что Сын, являясь творением Отца, несет Божественную власть и достоинство и Ему принадлежит величие Единородного, Св. Василий находит противоречивым и непоследовательным, ибо если Сын есть акт творения, то Он разделяет общие свойства тварей, и поэтому безмерно далек от Бога и незаконно приписывать им одинаковые свойства.

Отношения Св. Василия к полуарианам носили другой характер.

Полуариане отвергали термин единосущный, опасаясь уклонения в савеллианство. Они держались того учения, что Сын Божий не по хотению только, но и по существу подобен Богу Отцу.

Отвергая термин единосущный, полуариане признавали Отца и Сына двумя ипостасями. Под ипостасью полуариане разумели, подобно Кириллу Иерусалимскому, бытие устойчивое, пребывающее в отличие от бытия призрачного и исчезающего, и в то время, включающее признак отдельного индивидуального существования в противоположность общему. Таким образом, выдвинутым полуарианами новым термином, ипостась определялась как самостоятельное и действительное существование Отца, Сына и Духа Святого. Такое понимание взаимоотношения Лиц Святой Троицы было принято полуарианами на Анкирском соборе в 358 г.

Александрийский собор 362 г. завершил сближение полуариан со староникейцами тем, что полуарианами был принят термин единосущный, а староникейцы приняли учение о трех ипостасях. Так сформировалось новое богословское учение, получившее название новоникейского, и в нем признавалось Единосущие Лиц Божества и их раздельность в трех ипостасях. Это понимание догмата о троичности усвоено было и Св. Василием.

Изложим кратко его учение по этому вопросу.

В нем Св. Василий поставил задачу устранить крайности савеллианского слияния и арианского разделения Лиц Божества. В савеллианстве Св. Василий усмотрел влияние иудейского монотеизма, в арианстве - языческого политеизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: