Экзегетические сочинения




Истолкованию Св. Писания посвящены экзегитическиесочинения Св. Григория. К ним относятся:

- Об устроении человека.

- О шестодневе.

- О жизни Моисея Законодателя.

- О надписании псалмов.

- На псалом шестой.

- Точное истолкование экклезиаста Соломона.

- Точное изъяснение Песни Песней.

- О чревовещательнице.

- О блаженстве.

- О молитве.

Св. Григорий был великим почитателем Оригена и в приемах экзегетики большей частью следует аллегорическому методу толкования. Он стремиться повсюду, находить таинственный и нравственно практический смысл. Особенно ярко метод аллегоризма нашел выражение в его «Точном изъяснении Песни Песней».

В первых двух произведениях («Об устроении человека» и «О шестодневе») Св. Григорий стремиться дать дополнения к «Шестодневу» Василия Великого и поэтому здесь он держится тех же приемов буквального истолкования, которое имело место в знаменитом произведении Св. Василия. Изъясняя и дополняя своего великого брата, Григорий раскрывает премудрость Божию, проявленную в создании человеческого организма и описывает состояние первозданного человека в раю, последствия его грехопадения и изображает состояние будущего человека по воскресению.

В труде «О жизни Моисея законодателя», написанном в руководство благочестивому юноше Кесарию, Св. Григорий вдается в самый изысканный и смелый аллегоризм, пользуясь которым события из жизни Моисея он сближает с различными обстоятельствами жизни христианина и выводит из них нравственные наставления.

Еще больший аллегоризм обнаруживается в толкованиях надписаний псалмов. Здесь он проводит ту мысль, что псалмы расположены по содержанию в систематическом порядке, который раскрывает нравственные истины, возводящие человека последовательно на более высокие ступени совершенства. Он разделяет все содержание псалтири на пять отделов, каждый из которых, по его мысли, дает указание на последующую более высокую ступень нравственного совершенства.

Восемь бесед на Экклезиаста раскрывают ту мысль, что эта возвышенная и богодухновенная книга отвлекает ум человека от чувственного и направляет его ум к высшему миру.

«Точное изъяснение Песни Песней» первоначально представляло собою беседы, произнесенные при богослужении, а затем они были изложены письменно для жившей в Константинополе вдовы Олимпиады. В этом творении под образом жениха и невесты изображается соединение души человеческой с Богом. В содержании этого произведения ярко отражен религиозный опыт самого автора.

В рассуждении «О чревовещательнице» Св. Григорий доказывает, что по вызову Аэндорской волшебницы явился не Самуил, а демон, который обманул и волшебницу и Саула. В пяти беседах «о молитве» изъясняется молитва Господня, и в восьми беседах «о блаженстве» - заповеди блаженств.

Догматические сочинения

Среди творений Святителя догматические сочинения имеют наибольшее значение. К ним принадлежат:

- «Большое огласительное слово», представляющее опыт обоснования и защиты основных догматов христианства против язычников, еретиков, и иудеев.

- «Опровержение Евномия» - представляет наиболее обширное произведение Св. Григория и в то же время одно из самых важных. В нем излагается опровержение написанного Евномием ответа на сочинение Василия Великого «Против Евномия» и защита этого учителя от возводимых на него еретиком обвинений. Несколько сочинений посвящены Св. Григорием уяснению догмата о Святой Троице, среди них:

- «К «Симплекию о вере».

- «К Авлалию о том, что не три Бога».

- К эллинам на основании общих понятий».

- «Слово против Ария и Савелия».

- «Слово о Святом Духе против последователей Македония».

- «Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму».

- «Опровержение мнений Аполлинария». В этом сочинении опровергается учение Аполлинария о небесной плоти Христа и отрицания им наличия во Христе человеческого ума.

- Дополнениями к этому труду служат:

«Против Аполлинария к Феофилу Александрийскому».

«О душе и воскресении» и «О младенцах, преждевременно похищенных смертью».

И, наконец, в сочинении «Против учения о судьбе» Св. Григорий защищает свободу воли против языческих представлений о фатальном господстве судьбы.

Сочинения нравственно-аскетические

К ним относятся:

- «К Арнонию о том, что значит имя и название христиан».

- «О совершенстве и о том, каким должно быть христианину», «К Олимпию монаху».

- «О цели жизни в Боге».

- «О девстве».

Проповеди Св. Григория

По своему достоинству проповеди Св. Григория Нисского стоят ниже проповедей Василия Великого и Григория Богослова, так как обнаруживают, применительно ко вкусам слушателей, искусственность и преувеличение.

По содержанию их разделяют на догматические, нравственные и похвальные.

Письма Святителя

И, наконец, должны быть отмечены 26 писем Святителя. Св. Григорий Нисский среди трех великих Каппадокийцев выделяется как глубокомысленный ученый и философ, направивший усилия своего ума на постижение разумом церковного учения, которое он стремился представить в виде стройной, логически обработанной системы. Но как практический деятель он не обладал теми талантами, которыми высоко был наделен его брат Василий и неоднократно допускал по своей простоте поступки, ставившие его и окружение в сомнительное положение. Св. Григорию Богослову он уступал в Искусстве и дарованиях церковного оратора.

Как ученый и мыслитель он близко подходит к Св. Афанасию и Оригену. Подобно последнему он отклоняется в некоторых вопросах от церковного учения. Но эти высказывания, во-первых, имели место лишь по вопросам еще не раскрытым соборными определениями и, во-вторых, его личное мнение всегда сопровождается оговоркою, что он не придает им догматического значения. Но в принципе основою всякого знания он признает только церковное учение и знание без истинной веры он называет пустым и бесплодным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: