Учение о ступенях Богопознания




Св. Григорий путь познания Бога человеком изображает с большими подробностями, чем это сделано в творениях Св. Василия и Григория Богослова, сообщая при этом своему учению систематический характер. Высшею формою богопознания он считает экстаз.

В процессе богопознания человек последовательно проходит три ступени:

- удаляется от ложных языческих представлений о Божестве и тем переходит от тьмы к свету;

- познает Бога через созерцание проявлений силы Божией в видимом мире и в душе человека;

- путем экстатического восхищения.

Если первою ступенью богопознания является отказ от грубых языческих представлений, то на второй ступени человек должен отрешиться от чувственных впечатлений, связанных с органами слуха, зрения, осязания и прочими и использовать только силу абстрактного мышления. Более положительных результатов он достигнет, если свою отвлеченную мысль от видимой природы он обратит на себя самого, представляющего собою микрокосмос, т. е. малый мир.

Его тело состоит из 4-х стихий, которые положены в основание чувственного мира; но выше тела обитающая в нем душа, созданная по образу Божию. Свойства этой души дают более близкие представления о Божественной природе. Подобие Божие отпечатлено в духовности, неделимости, в проникновении души своими силами во все части тела. Отблесками Божественного естества в душе человека является ее простота. Нравственная чистота и святость.

Грехопадение помрачило образ Божий в душе чуювека, поэтому созерцание Бога доступно только тому, кто имеет нравственную чистоту. Подобно неоплатоникам Св. Григорий считает необходимым для богопознания не столько приобретение положительных добродетелей, сколько освобождение души от оков чувственности, которыми она связана после грехопадения. Поэтому очищение от чувственных впечатлений является необходимым условием познания Бога.

Высшею ступенью богопознания Св. Григорий признает экстаз. Об экстатическом состоянии, в котором человек наиболее ярко представляет близость Божества и, как бы сливается с Ним говорит Филон, неоплатоники, Климент Александрийский. Особенно ярок этот опыт богообщения описан у подвижников - монахов. Учение об экстазе изложено Св. Григорием преимущественно в двух сочинениях: «О жизни Моисея законодателя» и в «Толковании на книгу Песнь Песней». Описывая экстатическое состояние Св. Григорий указывает в нем следующие характерные черты:

- Внезапное и неожиданное наступление его для человека.

- Полное отречение мыслей как от чувственных ощущений и представлений, так и от рассудочных понятий.

- Приостановка потока душевных переживаний и соприкосновение души с неподвижною вечностью.

- Возгорание чувства любви к Богу и единения с ним, напоминающие состояние опьянения.

- Приближение человека к познанию сущности Божией, но не свойств, открывающихся в делах Божиих.

Однако, приближаясь к Божественной сущности, человек и в экстатическом состоянии ощущает лишь непостижимость и безграничность Божества, полнота Божественной жизни в этом состоянии для него остается недоступной.

Особенности учения Св. Григория о Богопознании получили дальнейшее развитие у Св. Максима Исповедника.

Учение о Боге

На развитие учения о Боге у Св. Григория оказали влияние Ориген и неоплатоническая система. Подобно неоплатоникам Бог мыслится Св. Григорием как совершеннейшее Бытие, Благо и Красота. Лишь Богу принадлежит бытие в собственном смысле, внебожественный мир существует постольку, поскольку он причастен Сущему. Бытие само по себе является благом, а не бытие злом. Поэтому, обладая абсолютным бытием, Бог является и абсолютным благом, поэтому все тварное, имеющее бытие только по причастию к Божеству, и благом может быть названо лишь в относительном смысле.

Благость, имеющая источник этого свойства в самой себе, в то же время является и самобытною красотою. Красота в вещественных предметах представляет отражение идеи красоты в материи, поэтому она не может обладать постоянством. Красота видимого мира как бытия несамобытного, определяется лишь причастием его Божественной красоте. Обладая полнотою Бытия, самобытием, Благом и высшею Красотою, Бог является неутомимым создателем всякого дыхания жизни.

Учение о Святой Троице

В изложении этого догмата Св. Григорий употреблял терминологию, предложенную, Василием Великим - Единство Существа и различие Ипостасей.

Существо обозначает общие родовые признаки, а ипостась определяет признаки свойственные каждому отдельному лицу, но эти положения он дополняет учением о свойствах Ипостасей и доказательством единства Ипостасей.

Личные свойства Ипостасей, по мнению Св. Григория, определяют и образы их бытия. Бог Отец имеет источник бытия в Себе Самом, Бог Сын и Бог Дух Святой происходят от Отца. Ипостасным свойством Сына Является то, Что Он - Единородный у Отца. Ипостасное свойство Духа Святого то, что Он не рождается, а исходит от Отца через Сына. Мысль, выражаемая в этом случае Св. Григорием, не совпадает с западным учением «о фелиокве», потому что в его представлении Отец является единственным началом, а Сын служит, как бы посредствующею средою для бытия Духа Святого. Святую Троицу Св. Григорий сравнивает с тремя светильниками «Причина третьего пламени - естественный пламень, - говорит он, - возжегший последний преемственно через средний». Учение об исхождении Святого Духа через Сына заимствована Св. Григорием от Оригена.

Единство Божие при троичности Ипостаси Св. Григорий обосновывает тем, что «Лица Св. Троицы нераздельны между Собою ни по времени, ни по месту, ни по воле, ни в начинаниях, ни в деятельности».

Помимо того он проводит филологический аргумент. Слово Бог - он производит от глагола - видеть, созерцать. Этим наименованием выражается назирающая деятельность Божества. Но эта зрительная сила Божия совершенно едина и в ней участвуют в едином акте все Три Ипостаси. «Всякое действование, - говорит Св. Григорий, от Божества простирающееся на тварь, от Отца исходит через Сына, простирается и совершается Духом Святым». Такая Божественная деятельность едина и по результатам своего действия. Все Три Лица являются для нас источником благодатной жизни, но при участии Трех Лиц Божества мы получаем не три жизни по одной от Каждого Лица, но одну жизнь совокупно от Трех.

Учение об ангелах

Ангелы созданы Богом из ничего в бесчисленном количестве. Они делятся по взаимному отношению на начальствующих и подчиненных, а по своей деятельности на предстоящих и служащих. Св. Григорий не дает систематического деления на лики и чины, как это имеется в кодексе Ареопагита, но он говорит о наименованиях: власти, господства, престола, начала, силы, херувимов, серафимов. Различия в степени приближения к Богу обуславливаются их различием по высоте их нравственного совершенства, которое является делом свободной воли.

Космология

Св. Григорий учит о создании материального мира из ничего. На вопрос, каким образом Бог, Который по природе есть Чистый Дух, мог создать вещественную материю, он отвечает так. Материальные вещи мы познаем по их качествам - по цвету, звуку, запаху, весу и т.п. Но эти качества представляют собою явления нашей душевной жизни, если мы их устраним, то от вещи, как таковой ничего не остается, следовательно, материя сама по себе есть нечто несуществующее, а если так, то происхождение того, что составляет вещественный материальный мир от Чистого Духа мыслится вполне естественным.

Творение мира, по Св. Григорию, совершилось двумя актами: сначала были созданы творческою силою бытия потенции или скрытые начала, а затем, последовало в течении шести дней их постоянное раскрытие и развертывание заложенных в них сил, что и завершилось образованием мира.

В начальном акте мгновенно, в едином моменте времени Всемогущий Бог создал небо и землю, которыми охватывается вся совокупность тварей. Но земля была «праздною и безразличною», т.е. она находилась еще в потенциальном состоянии и слагающие ее элементы представляли хаотическое соединение.

Мгновенно созданный в своей основе мир затем упорядочивался из хаотического состояния и превращался в космос в течение шести дней, причем, Божественная сила в этом процессе уже не принимала никакого участия, а все происходило согласно законам, вложенным Творцом. В этом смысле Св. Григорий толкует библейские выражения «рече и бысть».

Среди действовавших при образовании мира механических законов Св. Григорий наибольшее значение усвояет силе тяжести. Под ее влиянием происходило последовательное разделение и обособление элементов.

Наиболее легкие и удобоподвижные частицы огня, выделившись из всей массы, поднялись вверх и достигли умопостигаемой среды, в которую они уже не могли проникнуть, поэтому огненная масса стала совершать круговое движение. Таким образом установилась граница между чувственным и умопостигаемым, которую мы именуем твердью, создание которой совершилось во второй день. В третий день собралось в одно место вода, выделившаяся из хаоса, и явилась суша. В четвертый день в огненной массе, вращавшейся под твердью, также под действием силы тяжести произошло обособление более подвижных и более весомых плотных элементов и те, и другие сконцентрировались в отдельных массах и образовались солнце, луна и звезды.

Творение человека

В создании человека Св. Григорий различает два акта. Первоначально Божиим всемогуществом была создана идея человечества, которая представляет сущность человека, входящую в состав каждого отдельного индивидуума. В этом идеальном человеке не было еще разделения на мужа и жену. Вторичным актом были созданы первые люди - Адам и Ева, в которых идеальный человек представлен уже мужем и женой и таким образом в нас установлены были различия пола.

По мысли Св. Григория первоначальный Божественный план определял бесполое размножение людей, наподобие ангелов, но по предвидению падения людей Бог разделил человека на мужа и жену, чтобы после грехопадения размножение происходило способом, свойственным животному миру.

До грехопадения человек обладал тонким духовным телом, которое не имело нужды в пище и было свободно от чувственных влечений. Сказанное о нас нужно понимать аллегорически, оно указывает на такое состояние человека, когда он был причастен духовному ведению и нетленной жизни. После грехопадения тело человека превратилось в грубое человеческое тело, которое и в питании и в размножении подчинилось общим законам животной жизни, что и представило те кожаные ризы, в которые был облечен человек после грехопадения.

Христология

В учении о Лице Иисуса Христа Св. Григорий Нисский близок к христологии Григория Богослова. Вместе с этим учителем Церкви он признает в Лице Искупителя две совершенных природы Божественную и человеческую, объединенных одной личностью. Это ипостасное соединение произошло в момент зачатия. Но в отличие от Григория Богослова, он признает соединение менее близким во время земной жизни, и более тесным после воскресения, когда человеческая природа Христа претворилась в Божество и растворилась в Нем, как капля уксуса в море.

Учение о спасении

Согласно со Св. Афанасием Св. Григорий учит о спасении, как о соединении человека с Богом и достижении обожения.

Жизнь человека проникнута грехом от рождения до смерти и для совершения спасения Сын Божий в воплощении прошел этими же пределами, и тем всецело освятил человеческую природу. Смертной человеческой природе он сообщил нетление своего Божества, таким образом, совершилось обожение человеческой природы Христа и от Него обожение сообщилось всему человечеству.

По вопросу об искуплении Св. Григорий воспроизводит теорию Оригена о выкупе грешного человечества путем обольщения сатаны. Диавол видел во Христе особенного человека, ценность которого превышает стоимость всего человечества, но Его Божественная природа была неведома сатане, поэтому он согласился принять душу Христа как выкуп, но, овладев душою Христа, дьявол не мог удержать ее в своей власти, ибо Божество, скрытое под завесою плоти Богочеловека, рассеяло тьму преисподней, победило смерть и явилось источником жизни.

Обольщение сатаны Св. Григорий не считал деянием нравственно сомнительным во-первых потому, что оно допущено было с благой целью спасения человечества и самого дьявола и во-вторых, оно было применено к тому, кто сам был обольстителем человека и следовательно получил воздаяние равным за равное.

8.16.Эсхатология.

Следуя воззрениям Оригена, Св. Григорий Нисский утверждал, что мировой процесс закончится восстановлением всего тварного в состояние первобытной чистоты и святости.

Бог является источником бытия и блага, которые не могут принадлежать злу, ибо оно не обладает самостоятельною сущностью и представляет собою ничтожество и небытие. Если бы, поэтому, мы допустили вечное существование зла, то должны были бы признать Божественную абсолютность ограниченной и поставили бы под сомнение высоту нравственного совершенства Божества.

Со временем все существа обратятся к Богу и станут причастниками Божественной жизни. Очистительными средствами служат смерть и посмертные страдания. Смерть является благом потому, что освобождает человека от уз плоти, с которой связаны греховные вожделения. По окончании земной жизни праведники, стремившиеся к небесной истине, становятся участниками райского блаженства, а грешники, услаждавшиеся чувственными благами и не восприимчивые к благам духовным, испытывают угрызение совести. Дети, не успевшие до смерти проявить себя в добродетельной или греховной жизни, находятся некоторое время в безразличном состоянии, и затем восходят по пути нравственного совершенства, которое возможно и за гробом, переходя к добру и блаженству.

При всеобщем воскресении каждая душа соединиться со своим телом, чтобы с ним получить награду или наказание. Будучи непространственной, душа при воскресении, обладая познавательною силой, отовсюду соберет материальные частицы входившие в состав ее тела и сообщит им тот вид, который соответствует внутреннему облику души.

По отношению к грешникам Милосердный Бог по воскресению применит средства врачевания, подвергнув их наказанию адским огнем. Но эти мучения будут иметь целью не карательное возмездие, а очистительное врачевание. Таким же исправительным наказаниям будут подвергнуты демоны во главе с дьяволом. В конечном итоге последует обращение всех существ к Богу и всеобщее спасение, когда по Апостолу "будет Бог всячески во всех". (1Кор. 15,28)

 

 


[1] Проф. П.С. Казанский. История православного монашества на Востоке. Т 1, с. 108 Паломник 2000г.

[2] Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. М. 1966 г. С 25, Т 2

[3] Там же. С. 24-25

[4] Там же. С. 28

[5] Там же. С. 29

[6] Василий Великий. Творения. Т 1 с. 190, с. 94

[7] Творения Василия Великого, т. 1. Статья 1911 г. О Святом Духе к Амфилохию. С. 631-632.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: