Авторы
С |
реди многочисленных впечатлений от современного Китая преобладает одно самое яркое, на грани шока - как велик этот ни на что не похожий мир Неизгладимое впечатление производят успехи двух последних десятилетий: страна, совсем недавно стоявшая перед угрозой голода, с некоторым опозданием и без громких деклараций, но все же совершила «большой скачок» в третье тысячелетие -народ накормлен, одет и активно потребляет продукты современных технологий. (Что касается первого издания «большого скачка», то он был предпринят в стране, в языке которой существует древнее идиоматическое выражение - «плавить железо по всей империи» в значении: безнадежное предприятие или авантюра.) Современное китайское градостроение в столице и прибрежных мегаполисах своим обликом, размахом и динамикой поражает воображение не только неизбалованного россиянина, но и придирчивого европейца.
Потрясает воображение и людская громада в один миллиард и еще без малого два населения России. Наивный вопрос - как эта громада умещается на территории Поднебесной, которая занимает лишь незначительную часть земной суши - отпадает сам собой в наиболее густонаселенных прибрежных регионах, где термин «плотность населения» приобретает буквальное значение. Со временем демографическую ситуацию Китая воспринимаешь как должное: если верно аристотелевское
суждение о том, что человек общественное животное, то прежде всего - по отношению к китайцу.
И все же величие народа, страны, цивилизации определяется не только и не столько любезными политику цифрами экономического роста и народонаселения, а иными параметрами. Срединное государство ни в коей мере не есть нечто усредненное и потому однообразное и одноликое; в нем совмещается, казалось бы, несовместимое. Заснеженная тайга северо-западных провинций и тропические джунгли крайнего Юга. Горные массивы «крыши мира» и прибрежные регионы, страдающие
Дракон
Одно из четырех главных мифических животных, пожалуй, наиболее понятное европейцу из-за наличия в европейской мифологии многочисленных аналогов. Китайский дракон - в первую очередь, покровитель и владыка вод, к которому обращались (от простых людей до коронованных особ) с молитвами о ниспослании дождя в засухи. Символ императорской власти.
от капризов морской стихии. Безводная пустыня на северо-западе и избыток влаги на юго-востоке. Перенаселенные мегаполисы, оставляющие впечатление громадных людских муравейников, и обширные территории, где редко встретишь не только человека, но и следы его деятельности. «Особые районы», устремленные в третье тысячелетие, и далекие окраины, на многие десятилетия (если не столетия) отставшие в своем развитии. Абсолютно преобладающая китайская (ханьская) нация, насчитывающая пять тысячелетий письменной истории, и большой ряд национальных меньшинств, обретших письменность лишь в недавнем прошлом, не говоря о тех, чья этническая принадлежность до сих пор не установлена. Сверхнасыщенная общественная жизнь в плотном социальном окружении и способность на время отстраниться от нее, занимаясь особыми психофизическими упражнениями, уходя в созерцание природы и медитативные состояния. Общепризнанное китайское трудолюбие и скрытая безработица по-китайски: если рабочих мест не хватает, то из одного делают два. Жесткие (и, вероятно, оправданные) меры по уменьшению роста населения и культ детей, заложенный в китайском генотипе.
Серия подобных оппозиций может быть продолжена бесконечно, но достигает своего апогея в парадигме «древность-современность». Ибо уникальность китайской цивилизации - древнейшей среди современных -заключена в непрерывавшейся линии преемственности, связавшей глубокую древность с настоящей реальностью, сохранившей реликты прошлых веков для будущих поколений, создавшей особый склад китайского ума, обращенного в будущее через призму прошлого. (В условиях Китая «культурная революция» была не только
и не столько политической кампанией, а, по сути, угрозой способу существования китайской цивилизации: она и есть то единственное, что в настоящее время безоговорочно, на всех уровнях и при всех политических пристрастиях вменяется в вину председателю Мао.) Итак, обратимся к современным реалиям.
Нескончаемые кварталы компьютерных фирм и здесь же, неподалеку, островки-заповедники сохранившихся от глубокой древности мемориальных комплексов, храмовых и культовых сооружений. Иероглифическая письменность, восходящая к «гадательным надписям», выполненным за полтора тысячелетия до нашей эры на костях животных и панцирях черепах, и ее современные компьютерные вариации. (Китайские программисты пришли к выводу, что на экранах компьютеров удобнее пользоваться иероглификой, а не алфавитом.) Официальная идеология по определению, казалось бы, враждебная традиционной идеологии, и конфуцианство, в свою очередь, причудливо сочетающееся со своим изначальным антиподом - легизмом, а также даосизм, буддизм и все остальное, что составляет «китайскую специфику». «Западный» образ жизни, обрушивающийся на рядового китайца с телеэкранов, печатных страниц, из динамиков, и все еще традиционный бытовой и семейный уклад. (Впрочем, эта сфера повседневной китайской жизни в наибольшей степени подверглась внешним влияниям.) Подлинные архитектурные памятники и произведения искусства, сохранившиеся от древности, и неотличимые от них современные «подделки», призванные воссоздать прошлое в настоящем. (Проблема фальсификации не является для китайца ни нравственной, ни даже юридической.) Прочная позиция современной, в основе своей европейской, науки, на которую ориентирована вся система образования,
и возрождающийся интерес к традиционным областям знания, дошедшим из древности.
Китайская история учит, что по вступлении в эпоху долгого процветания (династии Хань, Тан, Сун) и без того традиционное китайское общество обращало пристальные взоры на собственное культурное наследие, подвергало его переработке в духе времени и реинтегрировало в новую историческую реальность. Памятуя о том, что историческая закономерность слишком тонкая материя, чтобы экстраполировать ее из прошлого в будущее, единственно ограничимся пожеланием - ситуация сего дня станет благим предвестием последующего процветания Китая.
Итак, Китай рубежа второго и третьего тысячелетий предстает стороннему наблюдателю неким депозитарием древностей, контаминацией реликтов прошлого и примет будущего, причудливым сочетанием признаков внешнего влияния (европейский стереотип Китая как страны, наглухо отгородившейся от мира Великой стеной, изжил себя окончательно) с собственной все еще устойчивой культурной традицией. Меж тем все это и есть способ существования древнейшей и самой динамично развивающейся мировой цивилизации.
* * *
Китай - одна из древнейших цивилизаций мира. Если бы мы ограничились только этим общепризнанным и несомненно верным утверждением, то пренебрегли бы самою сутью китайской цивилизации, определяющей ее особое положение в мировой истории. В самом деле, Египет и Шумер, так и не переступили порога древности. Потребовались усилия лингвистических гениев XIX в., чтобы заново прочесть загадочные египетские иероглифы и шумерскую клинопись.
В сочетании с дошедшими до нас памятниками и археологическими находками последних столетий эти заговорившие письмена только и позволили достоверно воссоздать облик давно ушедших в небытие колоссов древности. Казалось бы, индийская и греческая цивилизации счастливо избежали участи своих предшественниц. На самом же деле, подвергшись на пути из древности в современность нашествиям извне, та и другая цивилизации не избежали невосполнимых потерь, в значительной степени утратили культурную преемственность и целостность.
Итак, на мировом пространстве в продолжение нескольких тысячелетий возникали, возвышались, приходили в упадок и рушились великие империи, а тем временем в восточной части Евразийского материка неизменно существовало устойчивое государственное образование - Срединное государство. Его не обошли стороной иноземные нашествия, а также периоды упадка, но восточная империя обладала удивительной способностью восстанавливать статус-кво: иноземные династии довольно скоро «китаизировались» в значительно более развитой культурной среде либо были изгнаны за пределы Поднебесной, а вновь воцарившаяся китайская династия воссоздавала неизменный порядок, восстанавливала прежде существовавшее политическое и экономическое положение в стране. И вновь в Срединном государстве царил культ священной традиции, позволявший вплоть до Нового времени опережать близких соседей и дальние страны по общему уровню развития. Только с середины XIX века на пике экономической и, по временам, военной экспансии мировых держав у западной публики сложился устойчивый образ чуждой прогрессу, погрязшей в невежестве и закосневшей
в отживших догмах Срединной империи. Пережив глубокие потрясения, Китай, приобщившийся к достижениям современной цивилизации, на исходе XX века предстает одной из динамично развивающихся стран мира. При этом Срединное государство не утратило свое культурное своеобразие, бережно хранит великое культурное наследие и, что, может быть, более всего важно, неизменно исповедует культ традиции.
Далее представим свидетельства тому, как вопреки всем нововведениям и даже культурным революциям Китай остается приверженным традиции в пять тысячелетий. Но прежде обратимся к главному достоянию Китая - китайскому народонаселению.
* * *
Современное население Китая почти на 95% состоит из ханьцев (ханьжэнь) - самоназвание, идущее от династии Хань, правившей четыре столетия на рубеже нашей эры. Однако ханьцы - не самое древнее самоназвание китайцев. При династии Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.) население бассейна Желтой реки - колыбели китайской цивилизации - называло себя соответственно шан и чжоу. Древнейшим же доминирующим и собирательным самоназванием протокитайцев был этноним хуа, восходящий к истокам китайской государственности. Таким образом линия наследования хуа-шан-чжоу-хань (древние) - хань (современные) насчитывает по меньшей мере четыре тысячелетия. Но при этом, как свидетельствуют археологические раскопки, современный китаец ни этническим обликом, ни по своему физическому типу почти не отличается от своего далекого прапредка. (Разве что в последние десятилетия китайцы «подросли» благодаря лучшему питанию).
В антропологическом смысле современный китаец немногим отличается от своего далекого исторического предка, что, заметим, не слишком часто встречается в мировой истории, богатой примерами тесного общения и последующего смешения народов. Необычайная продолжительность исторической жизни китайского народа, никогда не забывавшего своего родства, способствовало передаче культурных ценностей от поколения к поколению, создавала и создает благодатную почву для культурной преемственности, а также феномена особого китайского традиционализма.
* * *
В русском языке поныне существует выражение «китайская грамота», призванное обозначать некие замысловатые письмена, не поддающиеся человеческому разумению. На самом же деле, основательное овладение иероглифической грамотой - задача трудная, но не безнадежная. В продолжение по меньшей мере трех с половиной тысяч лет китайский письменный фонд накопил почти 80 тысяч иероглифов; для прочтения же современного газетно-художественного текста достаточно знать 5-6 тысяч иероглифических знаков. Современные китайцы, сохранившие пиетет перед священным иероглифическим знаком, завещанным предками, вынуждены, однако, отдавать себе отчет в его существенных недостатках. Так, если школьник, осваивающий алфавит, уже через год два способен читать простейшие тексты, то для усвоения иероглифического минимума китайскому школьнику требуется несравненно большее время. На протяжении средневековой китайской истории число грамотных от общего числа населения колебалось в пределах 5%; в современном же Китае уровень грамотности по различным оценкам определяется в 30-40%.
В XX веке были предприняты ряд попыток перехода к алфавитной письменности, каждый раз встречавшие непреодолимые трудности. Не последняя из этих трудностей сводится к следующему: с переходом с иероглифической письменности на алфавит Китай лишается своего уникального письменного наследия. (Его «перевод» на алфавит без невосполнимых потерь и в обозримые сроки - вряд ли достижимая задача.) Иероглифическая письменность, теперь уже воспроизводящаяся в компьютерном варианте, служит связующим звеном между китайской современностью и историческим прошлым, своего рода хранительницей китайской традиции.
* * *
Синологи XIX века, не доверявшие древнекитайским историческим источникам, были склонны отсчитывать начало китайской цивилизации и государственности от династии Чжоу, т. е. с XI в. до н. э. Меж тем в тех самых источниках с полной определенностью излагается история двух предшествующих династий - Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.), Ся (XXI-XVI вв. до н. э.) и почти тысячелетнего правления мудрых правителей, начавшееся приблизительно с III тыс. до н. э. Когда в 1899 г. в Аньяне были открыты гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах, существование династии Шан-Инь получило безусловное подтверждение, а китайская цивилизация «постарела» на пятьсот лет. После этого сообщения древних китайских источников о династии Ся не представляются столь уж сомнительными, хотя до сих пор и не получили археологических подтверждений.
Что же касается предшествующего тысячелетнего периода правления отцов-прародителей Фу Си, Хуан-ди, Шэнь-нуна, Яо и Шуня, то синологи сходятся в том, что эти мифологические культурные герои, возведенные китайской традицией в ранг исторических персон, принадлежат-таки к китайской предыстории. Историческое время и протяженность традиции не всегда совпадают, и отсюда пять тысячелетий китайской традиции, вынесенные в заглавие раздела.
Что же касается китайского историописания, то по истори- ческой протяженности, охвату событий и фактографической
Цилинь
Одно из четырех главных мифических животных. Чудесный
единорог с телом оленя, шеей волка, хвостом быка, копытами коня,
разноцветной шерстью и панцирем черепахи. По древним китайским представлениям цилннь - главный из всех зверей. Появление цилиня в миру и, тем более, его поимка, рассматривались как знак идеального, мудрого и гуманного правления.
насыщенности оно не имеет сколь-либо близких аналогов в мировом письменном наследии. Предание относит истоки китайского историописания к середине III тыс. до н. э., ко временам Желтого владыки. Впрочем, древнейшие из дошедших до нас китайских письменных памятников - уже упомянутые надписи на костях животных и панцирях черепах - следует в каком-то смысле считать и историческими. Эти надписи заключают в себе тексты гаданий, изо дня в день и по любому поводу производимые жрецами при дворе правителей-ванов. Ряд надписей завершает указание на то, сбылось ли предсказание и когда это произошло, что и позволяет считать их своего рода историческим документом.
Последующая древняя история Китая оставила ряд исторических документов, хроник и летописей, среди которых два канонических памятника, приписываемые Конфуцию (551-479 гг. до н. э.) - Шу цзин («Книга истории») и Чунь цю («Весны и осени»). Однако истинным «отцом китайской историографии» традиция провозглашает создателя Ши цзи («Исторические записки») Сыма Цяня (145-786 гг. до н. э.). Его фундаментальный труд, охватывающий китайскую историю от легендарных времен до 122 г. до н. э., преподал непревзойденные образцы исторического повествования, положил начало серии из двадцати шести династийных, так называемых «образцовых» историй, завершенной в начале XX века. «Образцовые» или официальные истории составляют стержневую, но далеко не самую обширную часть китайского историографического наследия. Для подробного изложения жанров китайского историописания - от историко-энциклопедических сводов до семейных родословных, хранившихся в каждом китайском доме - потребуется отдельная книга,
а для простого перечня названий исторических сочинений, дошедших до нас – несколько томов.
Народ, создавший свою столь уникальную письменную историю, несомненно, обладает особым историзмом мышления. Этот историзм происходит от потребности запечатлеть современные деяния в веках, приобщить их к вечности, передать исторический опыт из настоящего в будущее. Благодарные потомки фиксируют этот бесценный опыт и передают последующим поколениям. Так китайское историописание становится благодатной почвой для китайской традиции, служит ее питательной средой. Проявления этой традиции повсеместны и многообразны: современная политическая практика, художественная проза, драма, поэзия, изобразительное и фундаментальное искусство и т. д. - все они черпают события и образы из неисчерпаемой сокровищницы китайского историописания.
* * *
Оттеснив и низведя предшествующие формы познания до уровня паранауки и псевдонауки, более того, мракобесия и шарлатанства, европейская наука, прошедшая становление в Новое время, шагнула в XX век в ореоле «двигателя прогресса» и гаранта светлого будущего человечества. Понадобились глобальная ядерная угроза, экологические катастрофы и социальные катаклизмы XX века, чтобы поколебать сиентистскую иллюзию: наука всесильна и непорочна. На пороге третьего тысячелетия протонаука, получившая парадоксальное определение «нетрадици- онных» областей знания, в особенности, оккультная медицина и астрология привлекают внимание широкой публики.
Западная наука активно вторглась в обиход Срединного государства в конце XIX века; ныне же она абсолютно преобладает в школьных и вузовских учебных курсах. Однако в отличие от Запада Китай в силу особого традиционализма и почтения к собственному культурному наследию не отвергал (за исключением кратких инцидентов) протонаучную традицию, идущую из глубокой древности. Более того, в последние десятилетия происходит обратный процесс - все большее число адептов на Западе и в России приобретают как раз традиционные китайские науки и практики. Вслед за таинствами китайской медицины (в особенности, акупунктуры), мистикой И цзина («Книга перемен»), экзотикой цигуна (дыхательные упражнения) и магией ушу (боевые искусства) пришел период увлечения фэншуй (ветры и потоки), то есть китайской геомантией.
Подобный интерес к китайской премудрости вряд ли следует считать лишь экзотическим и модным увлечением нашего времени - происходит сложный, не без издержек, но все же полезный процесс обогащения мировой культуры. Западные приверженцы традиционных китайских знаний и практик находят в них по меньшей мере три преимущества. Они восходят к архаическим представлениям, согласно которым микрокосм (человек) и макрокосм (вселенная) неразделимы и единосущи, что, заметим, актуально в век экологических катастроф. Далее, они удовлетворяют такой непреходящей человеческой потребности, как стремление к необычайному, чудесному, сверхъестественному, экзотическому. Наконец, хотя не приходится сомневаться в том, что китайские протонауки, как и любая другая традиционная система, несет на себе налет мистики и суеверий, но в основе своей содержит обширный пласт рациональных знаний, проверенных веками и тысячелетиями.
Пренебречь этими знаниями было бы по меньшей мере неразумно.
В настоящее время в самом Китае наиболее популярны традиционная медицина, практикуемая наравне с западной, фэншуй -геомантия, гадательные практики, восходящие к И цзиуну и, конечно же, психофизические комплексы цигун и гунфу, а также боевые искусства-ушу. Менее востребованы, но и не отторгаются полностью астрология, алхимия, стремящаяся добыть пилюлю бессмертия, а также иные гадательные практики: по стеблям тысячелистника, по снам, физиогномистика и т. д. Впрочем, и они имеют историю в несколько тысячелетий, представлены многочисленными специальными трактатами.
Как и любая протонаука, традиционные китайские области знания включают три разнородных пласта: мифологический, философский (точнее сказать, философию природы или натурфилософию), а также рациональные знания. Китайская мифология, прошедшая долгий период рационализации, то есть превращения в исторический факт, сравнительно беднее, скажем, греческой или индийской. Однако и в нее входит основательный цикл мифов о создателях мира - праматери Нюйва и демиурге Паньгу, сотворившем из себя мир. Культурным героям, историзованным в совершенномудрых правителей седой древности, помимо прочих заслуг и добродетелей приписывается изобретение разного рода наук: Фу Си - изобретатель восьми триграмм (комбинаций трех сплошных и прерывистых линий) - основы традиционной китайской математики, медицины, гадательной практики, геомантии -фэншуй, Хуан-ди - отец медицины и фэншуй, основоположник летоисчисления (календарный цикл из шестидесяти годов). Шэнь-нун усовершенствовал календарь, Юй, покоритель потопа - изобретатель ирригации и т. д.
Философская основа китайских традиционных наук знаний и практик по сути сводится к натурфилософии даосизма. В каноническом трактате Дао Дэ цзин, приписываемом легендарному основателю даосизма Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.) формируется древняя модель мира. Дао трактуется как надмировой принцип, абсолют, источник возникновения всех вещей в мире, незримый двигатель Вселенной, некий ход (буквально - путь) явлений и вещей в природе, а Дэ - его проявление в мире. Ключевым понятием даосской натурфилософии, а следовательно и китайских традиционных наук, знаний и практик выступает ци-пневма или некая энергетическая субстанция, пронизывающая Вселенную. Ци, вызывающие повсеместное движение, обладают определенным качеством и направленностью в пространстве, способностью классифицироваться и структурироваться. Соединение дыхания человека с дыханием (энергией) Космоса является сутью цигуна. (упражнение или работа с дыханием); воздействие космических ци, заключенных в окружающих природных объектах, на жилище человека, храм или погребение суть основной предмет геомантии; воздействие на определенные точки на теле человека, дабы возбудить и привести в гармонию энергию-ци человека и Вселенной - задача акупунктуры и т. д.
Пласт рациональных знаний всей без исключения традиционной китайской науки опирается на три основополагающие доктрины: теорию Пяти элементов, теорию Инь-Ян, а также положения Книги перемен. Пять элементов - вода, огонь, дерево, металл, земля - могущественные силы, которые, поочередно воздействуя друг на друга, создают многообразие вселенной. Каждый из них создает коррелятивные ряды, насчитывающие более ста позиций. К примеру, вода коррелирует с зимой,
севером, соленым, луной, Меркурием, дождливой погодой, княжеством Янь, императором Цинь Ши-хуан-ди, министерством Общественных работ, черным цветом, весами, функцией слуха и ушами, спокойным образом правления, свиньей, просом, печенью, колодцем и т. д. Инь и Ян – две основополагающие силы, две, соответственно, женская, пассивная, отрицательная и мужская, активная, положительная, пневмы -ци. Их взаимоуничтожающее и одновременно взаимодополняющее взаимодействие служит основой движения Вселенной. Книга перемен, содержащая шестьдесят четыре гексаграммы (комбинации из шести сплошных и прерывистых линий) с обширными к ним комментариями, объем-лет сущностную часть бытия и служит хранилищем, из которого черпают понятия традиционные науки и свой материал гадательные практики.
Завершая сказанное о древних китайских науках, знаниях и практиках заметим, что их активное присутствие в современном высокотехнологичном мире еще раз подтверждает жизнестойкость китайской традиции.
* * *
Рассуждая об особом традиционализме Китая, создавшем причудливое сочетание древности и современности, было бы логичным поставить вопрос - не означает ли все это, что в воззрениях современных китайцев сохранились рудименты архаического мышления, идущие от истоков китайской цивилизации? Если в социальном аспекте китаец, несомненно, конфуцианец, то по этнопсихическому складу и мироощущению безусловно даос. В уже известном нам трактате Дао Дэ цзин содержится краткая космогоническая формула, не иначе известная китайцу как на уровне подсознания:
«Дао рождает одно.
Одно рождает два.
Два рождают три.
Три рожают десять тысяч
вещей (все сущее)».
Китайские комментаторы обычно трактуют эту формулу следующим образом. Одно, являющееся порождением Дао, есть «изначальная пневма-ци», часто уподобляемая первозданному х&осу-хуньдунь. Изначальная хаотическая субстанция разделяется на два - отрицательную, пассивную пневму Инь и положительную, активную пневму Ян. Инь и Ян рождают, соответственно, Землю и Небо, а также Человека, продукт их соединения, а эти три - бесчисленное многообразие Вселенной.
Перед нами лапидарное творение, безусловно, высоко организованного интеллекта и к тому же искушенного в философских абстракциях. Обратимся к более архаичному способу мышления, присущему мифу. В одном из них речь идет о первопредке и творце мира Паньгу.
«Паньгу родился сам собой из хаоса, подобно куриному яйцу (народное предание гласит, что находившийся в яйце Паньгу расколол его огромным топором). Спустя 18 тысяч лет мужское начало Ян образовало Небо, а женское Инь - Землю. Каждый день в продолжение 18 тысяч лет небо поднималось на один чжан (3,3 м) и на один чжан вырастал Паньгу. С тех пор небо отстает от земли на 90 тысяч ли (1 ли - 576 м). Перед смертью первопредок преобразился: дыхание стало ветром и облаком, голос - громом, левый глаз - солнцем, правый глаз - луной, его конечности и koqthk - четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь - реками, жилы и вены - дорогами на земле...».
Продолжать длинный перечень нет необходимости - читатель уже догадался, что имеет дело с 10 тысячами вещей, то есть с бесконечным многообразием Вселенной.
Итак, то, что было предложено читателю, есть изложение в образной форме, присущей мифу, все той же космогонической формулы, приведенной в даосском каноническом трактате Дао Дэ цзин. Для нас не столь важно то отмеченное синологами обстоятельство, что миф о Паньгу письменно зафиксирован в III в. н. э., то есть много позже даосского трактата, и был, по-видимому, заимствован китайцами от южных соседей племен мяо-яо. Так или иначе этот миф или предваряет (что наиболее правдоподобно, если учесть, что миф о сотворении мира восходит к древнейшим пластам мифологического творчества народов мира), или строго следует космогонической модели китайской натурфилософии, а его герой по сию пору остается одним из главных персонажей всекитайского пантеона. Либо в образной мифологической форме, либо в форме философского трактата, либо в той и другой формах одновременно в сознании современного китайца запечатлено архаическое представление об изначальном, генетическом и неразрывном единстве Человека и Вселенной. Так мы убедились в том, что в воззрениях современных китайцев присутствуют отпечатки представлений глубокой древности, питающие особый китайский традиционализм.
* * *
Окончательно убедившись в жизнестойкости китайской традиции, попытаемся установить какой рычаг приводит в движение механизм этой традиции. По всей
видимости речь пойдет о способе мышления, обращенном из настоящего в прошлое.
Подходы к этой непростой проблеме мы обнаружим в старинном сюжете, дошедшем до нас в сборнике Лю И-цина (403-444) «Новое изложение рассказанного в миру» (Ши шо синь юй).
«Инь Чжун-кань однажды спросил монаха Ши Хуэй-юаня: "Что есть сущность Книги перемен?"
Хуэй-юань ответил: "Сущность Книги перемен есть стимул-реакция".
"Когда на западе бронзовые горы рушатся (стимул), - продолжил Инь, - а священный колокол на востоке откликается (реакция), не есть ли это согласно принципов Книги перемен?"
Хуэй-юань улыбнулся, ничего не ответив».
Буддийский мэтр и знаток даосизма Ши Хуэй-юань (334-416) сообща с Инь Чжун-канем (ум. в 400) по сути изложил один из основополагающих принципов китайского мироздания и одновременно преподал особый китайский способ мышления.
Согласно этому принципу все объекты, качества, силы, явления и деяния в гармонически функционирующем Организме-Вселенной группируются по признакам сходства и подобия в определенные «роды» или «коррелятивные ряды» (см., к примеру, вышеупомянутый коррелятивный ряд одного из Пяти элементов). Взаимодействие объектов, качеств, сил, явлений и деяний одного и того же рода обозначается единственным словосочетанием гань-ин, но в различных контекстах переводится по-разному: стимул-реакция, призыв-отклик, резонанс, акустический или космический резонанс. Сопутствующий этому способ мышления обычно именуется в синологии «ассоциативным», «координирующим», «коррелятивным».
Сейсмограф
Был изобретен в Китае во втором веке нашей эры, на полтора тысячелетия раньше европейского. Восемь драконов держат в пасти бронзовые шарики; прямо под ними - восемь жаб с открытыми ртами. Внутри сферы помещены маятник и рычаги, реагирующие на подземные толчки на значительном отдалении. Посредством падения шарика в рот жабы сейсмограф за несколько дней, прежде чем новость достигала столицы, фиксировал, где и когда случилось сколь-либо значительное землетрясение.
Такой способ мышления заставляет искать прецеденты в далеком прошлом, вступающие в резонанс с настоящей реальностью, и таким образом служит активной порождающей средой особого китайского традиционализма. Иными словами, если общепринятое понятие «традиция» подразумевает «передачу» культурных ценностей из поколения в поколение, то в китайском варианте, благодаря ассоциативному мышлению, традиция осуществляет несравненно большее воздействие предшествующих на последующие поколения, что и придает ей необычайную жизнеспособность и непрерывность.
* * *
Завершая раздел об особенностях китайской традиции, мы надеемся впредь быть избавленными от недоуменного вопроса читателя: отчего популярный рассказ о великом восточном соседе восходит к истокам его цивилизации, его древним письменам, стародавним учениям, религиям и культам. Без ясного понимания китайской традиции невозможен и сколь-либо отчетливый взгляд на современное Срединное государство. Китай вступает в третье тысячелетие, не отторгнув, но бережно сохранив свое великое пятитысячелетнее культурное наследие.
ПОДНЕБЕСНАЯ
V
Р |
усское название нашего великого восточного соседа не имеет ничего общего с его самоназванием. В X-XII вв. на территории Маньчжурии, Монголии и части северо-западного Китая правила грозная соперница Срединного государства империя Ляо, населенная народом кидань. От этнонима народа кидань в его тюркской передаче (кытай) и происходит современное русское название Китая. Европейские названия берут свое начало от первой централизованной империи на китайской равнине, образование которой как бы подвело черту под китайской древностью и наметило контуры современного китайского государства. Империя называлась Цинь по имени объединившего древнекитайские земли княжества. И хотя она просуществовала совсем недолгий срок (с 221 по 206 гг. до н. э.), впечатление, произведенное ею на античный мир было столь велико, что все западно-европейские названия Китая ведут свое происхождение от латинской передачи топонима Цинь - Cinae. Соответственно: французское - Chine, английское - China и немецкое - China. Последовавшее за империей Цинь государственное образование - империя Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) - предоставило основу для современного самоназвания китайцев: ханьжэнь - это «хань-ский человек». После революции 1912 года, положившей конец многовековому периоду императорского Китая, государство принимает в качестве официального названия
Чжун хуа минь го, что дословно молено перевести следующим образом - «Центральное (или Срединное) цветущее народное государство». Начиная с 1949 г. Китайская Народная Республика официально по-китайски именуется Чжун хуа жэнь минь гун хэ го, то есть дословно «Срединное цветущее народное государство всеобщего согласия». Впрочем, возможны и иные варианты дословного перевода, поскольку слово республика передается по-китайски словосочетанием гун хэ го, семантически гораздо более богатым, нежели латинский эквивалент, который состоит из двух слов, определения и определяемого - республика - и может быть переведен как «общественное дело». В китайском же словосочетании гун хэ го весьма ощутимым является не только общественный аспект данного государственного образования, но еще и гармоничный его характер, что мы и постарались передать в своем дословном переводе. Легко заметить, что в обоих последних самоназваниях китайского государства присутствует эпитет «срединный», который, по нашему глубокому убеждению отражает некоторые очень важные и очень древние элементы китайской духовной культуры, о которых мы и постараемся рассказать в данном разделе.
Китайцы считают колыбелью своей цивилизации Срединную равнину, то есть земли по среднему и нижнему течению реки Хуанхэ. Именно в этих пределах размещались наиболее известные столицы Древнего и Средневекового Китая - Чанъань, Лоян и Кайфын. Первое исторически документированное государственное образование - государство Шан-Инь (?-1027? гг. до н. э.) - возникло в самом центре Срединной равнины, в этих же землях были открыты и наиболее известные неолитические культуры IV—III тыс. до н. э., Яншао и Луншань, созданные, как считают ученые, далекими прапредками китайцев.
Правда, надо сказать, что китайская цивилизация на довольно ранней стадии перешагнула пределы Срединной долины. Так, древняя империя Западная Чжоу (XI—III вв. до н. э.) помимо значительной части бассейна Хуанхэ занимала и северную часть бассейна Янцзы, а империя Хань уже вышла к естественным географическим рубежам: моря на востоке, горные массивы и пустыни на западе, тайга на севере и тропические джунгли на юге. Таким образом, вся зона, пригодная для активного интенсивного земледелия, включая прилегающую к ней обширную периферию, оказалась под властью империи, не встретившей равноценного соперника. Именно это обстоятельство, по нашему мнению, и позволило китайцам сохранить вплоть до наших дней свойственное многим народам древности представление о центральности своего положения.
Согласно традиционным китайским представлениям, зародившимся, по всей вероятности, еще в глубокой древности, Небо породило народ и, чтобы обеспечить ему нормальную и спокойную жизнь, поставило над ним государя. В этом, достаточно примитивном, представлении, свойственном почти всем