МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО СТОМАТОЛОГИИ
И
ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
ГРОДНО 2008
УДК 616.322-002.2(07)
Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № 2 от 29.12.2008 г.).
Авторы: ассистент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Л.А. Кравцевич;
зав. кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии, проф., д-р мед. наук О.Г. Хоров.
Рецензент: зав. кафедрой хирургии № 1 д-р мед. наук, профессор
К.Н. Жандаров
Л.А. Кравцевич
Методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии для студентов лечебного факультета / Л.А. Кравцевич, О.Г. Хоров. – Гродно: ГрГМУ, 2008.- 19 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии для студентов лечебного факультета.
Ответственный за выпуск: первый проректор, д.м.н., профессор И.Г. Жук
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………… 2
Занятие № 1 Методы обследования пациентов с основными заболеваниями челюстно-лицевой области………………………………………………3
Занятие № 2 Кариес зубов и его осложнения. Болезни слизистой оболочки полости рта………..9
Занятие № 3 Гнойно – воспалительные заболевания челюстно-лицевой области……………………….13
Занятие № 4 Травматические повреждения челюстно-лицевой области……………………….15
Занятие № 5 Особенности развития и клинических проявлений опухолевых процессов челюстно-лицевой области и шеи……………………………17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Беларусь около 95% населения страдают болезнями зубов и более 85% больных с хирургическими болезнями челюстно-лицевой области первоначально обращаются к врачу лечебнику общей практики. Хорошо известно, что патология зубочелюстной системы может быть причиной ряда общих заболеваний (ревматизм, миокардит, полиартрит, нефрит и др.). Кроме того, осложнения заболеваний зубов (абсцессы, флегмоны, острый остеомиелит челюстей) могут привести к тяжелым последствиям и даже к смерти. Вопросы одонтогенной инфекции остаются актуальными для врача – лечебника общей практики. Их не следует рассматривать как чисто хирургическую проблему, так как частота воспалительных заболеваний лица и шеи в значительной мере зависит от эффективности лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний периодонта, острых и хронических заболеваний, острых и хронических заболеваний других органов и систем.
|
Методические рекомендации составлены с учетом обучить будущего врача распознаванию диагностических признаков при повреждениях челюстно - лицевой области, оказанию первой помощи при переломах челюстей. Осуществлению профилактики осложнений и принципам лечения при травмах костей лицевого скелета.
Настоящие методические рекомендации составлены исходя из программы обучения на 5 курсе лечебного факультета и направлены для улучшения усвоения теоретического материала при подготовке к практическим занятиям для того чтобы:
1. Научить будущего врача основным методам обследования челюстно-лицевой области.
2. Научить студентов оценивать состояние и поставить правильный диагноз при болезнях челюстно-лицевой области.
|
3. Научить студентов оказывать первую врачебную помощь при основных заболеваниях челюстно-лицевой области.
4. Научить студентов профилактике основных хирургических стоматологических заболеваний.
Занятие № 1
«МЕТОДЫОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСНОВНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ».
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Знание методики обследования стоматологического больного необходимо для врача любой специальности, особенно тогда, когда при отсутствии врача-стоматолога ситуация требует оказания экстренной помощи. Обследование полости рта, лица и шеи должно входить в план общего обследования всех больных.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Научиться основным методам обследования челюстно-лицевой области. Они включают: опрос больного, внешний осмотр, пальпацию мягких тканей и костей челюстно-лицевой области, обследование полости рта, дополнительные методы исследования.
СТУДЕНТЫДОЛЖНЫЗНАТЬ:
1. Краткие анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.
2. Общие сведения о прорезывании, анатомии и гистологии зубов.
3. Зубную формулу.
СТУДЕНТЫДОЛЖНЫУМЕТЬ:
1. Провести первичное обследование пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области.
2. Собирать и анализировать жалобы больного и анамнестические данные.
3. Осуществлять внешний осмотр и пальпацию челюстно-лицевой области.
4. Производить осмотр полости рта.
5. Использовать данные основных специальных (дополнительных) методов исследования челюстно-лицевой области: электроодонтодиагностики (ЭОД), рентгенографии, морфологического исследования.
|
6. Читать рентгенограммы больного с основными заболеваниями челюстно-лицевой области.
7. Оформить документацию по результатам первичного обследования пациента.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:
1. Какие анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.
2. Этапы обследования челюстно-лицевой области.
3. Методы обследования пациентов с основными заболеваниями челюстно-лицевой области.
4. Специальные методы исследования (ЭОД, томография, ортопантомография, сиалография, цистография, фистулография и др.).
5. Правила составления зубной формулы.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Бажанов Н.Н. Стоматология: Медицина, 1991
Дополнительная:
1. Луцкая И.К., Артюшкевич А.С. Руководство по стоматологии, Ростов-на-Дону, 2000
2. Артюшкевич А.С.Воспалительные заболевания и травмы челюстно-лицевой области, Минск «Беларусь», 2001