Культурно-исторический подход в психологии





Новое в этом подходе понимание социальной обусловленности психики человека. Впервые подход о социальности был построен в Франции. Французская школа Э.Дюркгейм с помощью термина социальный факт понятия брак , вера . самоубийство. Он утверждал что социальные факты отличны от индивидуальных воплощений и носят идеальный характер который оказывает воздействие на всех членов общества.

Выделяет особый тип первобытного мышления отличного от мышления цивилизованного человека. Причина в определяющий роли коллективных представлений бытующем в т ом или ином сообществе людей.

П. Жане 1859-1947. Он углубил принцип социальной детерминации внешние отношения постепенно превратиться в особенности строения индивидуальной психики.

Л.С.Выготский создал учение о высших психический функциях. Он предположил существование двух линии развития психики Натуральной ( низшие психические функции) и культурно опосредованной (высшие психические функции). Пример низших не произвольная память , внимание ребенка(ребенок не может ими управлять) Низшие психические функции это зачатки из которых вырастают высшие психические функции . К высшим произвольная память , произвольное внимание. Знаки это особое орудие превращающие из низших в вившие и носит культурный характер. Знаками являются язык, письмо и т д. У ребенка само по себе не происходит освоения знаков общаясь с ребенком и обучая его сначала сам взрослый , затем происходит врачевание интериоризация превращении внешнего во внутренней. И в результате из непосредственных натуральных и непроизвольных психические функции становиться опосредованными знаковыми системами социальным и произвольными.

 

 

Высшие психические функции

Высшие психические функции - термин Л.С. Выготского. ВПФ - прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С. Выготский). К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции - вопрос спорный.

 

Деятельностный подход в психологии

Этот подход создавался в СССР. Принцип единства сознания и деятельности который фиксирует тот факт что сознание не управляет деятельность индивида из вне а составляет с ней органическое единство будучи как предпосылкой ( мотива , цели) так и результата (навыки) деятельности. Это принцип позволил выделить деятельность как самостоятельный предмет психологического беседовали. Деятельность в отличии от реакции это процесс активного отношения человека к действительности. Поэтому деятельностная проблематика включает и проблему личности.

Леонтьев выдвинул принцип единства психики и деятельности.

Деятельности состоит из трех структурных единиц деятельность , действие , операции.

Деятельность различают по направленности она может быть направлена на объект внешнего мира на другого человека и на самого себя. Деятельность различают о предмету.

Ведущая деятельность это деятельность которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностной значимой ситуации.

Строение деятельности

Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Этот образ выступает как осознанная цель деятельности

(макроструктура) — деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:

1) деятельности особенные, или особые виды деятельности;

3) действия;

2) операции;

 

 

Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Основные принципы теории Деятельности:

Принцип детерминизма: в психике нет ничего, чего бы не было бы в деятельности. Т.е. психика детерминирована человеческой деятельностью. Детерминизм может быть причинно-следственный, типа обратной связи, вероятностный.

Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Сознание и деятельность имеют сходное строение и способность взаимопереходить друг в друга посредством интеро- и экстерио-ризации.





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.