Новое в этом подходе понимание социальной обусловленности психики человека. Впервые подход о социальности был построен в Франции. Французская школа Э.Дюркгейм с помощью термина социальный факт понятия брак, вера. самоубийство. Он утверждал что социальные факты отличны от индивидуальных воплощений и носят идеальный характер который оказывает воздействие на всех членов общества.
Выделяет особый тип первобытного мышления отличного от мышления цивилизованного человека. Причина в определяющий роли коллективных представлений бытующем в т ом или ином сообществе людей.
П. Жане 1859-1947. Он углубил принцип социальной детерминации внешние отношения постепенно превратиться в особенности строения индивидуальной психики.
Л.С.Выготский создал учение о высших психический функциях. Он предположил существование двух линии развития психики Натуральной (низшие психические функции) и культурно опосредованной (высшие психические функции). Пример низших не произвольная память, внимание ребенка(ребенок не может ими управлять) Низшие психические функции это зачатки из которых вырастают высшие психические функции. К высшим произвольная память, произвольное внимание. Знаки это особое орудие превращающие из низших в вившие и носит культурный характер. Знаками являются язык, письмо и т д. У ребенка само по себе не происходит освоения знаков общаясь с ребенком и обучая его сначала сам взрослый, затем происходит врачевание интериоризация превращении внешнего во внутренней. И в результате из непосредственных натуральных и непроизвольных психические функции становиться опосредованными знаковыми системами социальным и произвольными.
|
Высшие психические функции
Высшие психические функции - термин Л.С. Выготского. ВПФ - прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С. Выготский). К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции - вопрос спорный.
Деятельностный подход в психологии
Этот подход создавался в СССР. Принцип единства сознания и деятельности который фиксирует тот факт что сознание не управляет деятельность индивида из вне а составляет с ней органическое единство будучи как предпосылкой (мотива, цели) так и результата (навыки) деятельности. Это принцип позволил выделить деятельность как самостоятельный предмет психологического беседовали. Деятельность в отличии от реакции это процесс активного отношения человека к действительности. Поэтому деятельностная проблематика включает и проблему личности.
Леонтьев выдвинул принцип единства психики и деятельности.
Деятельности состоит из трех структурных единиц деятельность, действие, операции.
Деятельность различают по направленности она может быть направлена на объект внешнего мира на другого человека и на самого себя. Деятельность различают о предмету.
|
Ведущая деятельность это деятельность которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностной значимой ситуации.
Строение деятельности
Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Этот образ выступает как осознанная цель деятельности
( макроструктура) — деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:
1) деятельности особенные, или особые виды деятельности;
3) действия;
2) операции;
Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности
Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.
Основные принципы теории Деятельности:
Принцип детерминизма: в психике нет ничего, чего бы не было бы в деятельности. Т.е. психика детерминирована человеческой деятельностью. Детерминизм может быть причинно-следственный, типа обратной связи, вероятностный.
Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Сознание и деятельность имеют сходное строение и способность взаимопереходить друг в друга посредством интеро- и экстерио-ризации.