ДИСЦИПЛИНА: Налогообложение и налоги




ДИСЦИПЛИНА: Налогообложение и налоги

КАФЕДРА: Финансы и кредит

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: кэн., доц. Супонева Светлана Вячеславовна

ЗАЧЕТ (54)

 

Иметь НК РФ

Наличие лекций для зачета

 

 

ЛЕКЦИЯ 1

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

История налогов возникла с возникновением государства, когда государству потребовались средства. В развитии налогообложении выделяют 3 этапа:

Древние и средние века.

Характерны неразвитость и случайный характер. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную систему. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствие, фуражом, снаряжением для армии.

В Римской империи, в Афинах в мирное время налогов не было. И их взимание было обусловлено введением военного времени.

По мере развития и укрепления товарно-денежные отношений, налоги постепенно принимают исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армии, на возведение укреплений вокруг городов, то со временем, налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система древнего Рима. Граждане Рима облагались налогом в соответствии со своим достатком, на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении.

В 4-3 вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к развитию общегосударственных и местных налогов. В 1 в н.э. императором Августом Октавианом была проведена налоговая реформа, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог «трибут ». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Появились и косвенные налоги: налог с оборота, налог с оборота при торговле рабами и другие. Общее количество налоговых платежей в древнем Риме достигало около 2тыс.

Века.

В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. Происходит формирование первых налоговых систем, включающий косвенные налоговые системы. Особую роль играли акцизы, взимаемые у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушной и подоходные налоги. В этот же период начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

 

С 19 века.

Отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. В этом этапе происходит становление научно-теоретических воззрений и методик налогообложения.

 

Вообще, под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической системе общества.

 

Общая теория налогов

 

1 – теория обмена. Основа: возмездный характер налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения, поддержания порядка и т.д. Создавалось впечатление, что за пошлины и сборы покупалось военная и юридическая защита, как будто, между королем и подданными заключался договор. Разновидностью этой теории является атомистическая теория. Основателями этой теории: Себостьен Де Вобан «Теория общественного договора», Шарль Монтескье «Теория публичного договора». Теория признает, что налог есть признание между народом и государства. Налог выступал ценой общества за выгодой и мир гражданам.

 

2 – теория наслаждения. Сформулировал ее швейцарский экономист Сисмонде. Согласно этой теории, налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения: от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.

 

3 – теория налога как страховой премии. Основоположники: французский деятель: Адольф Тьер, английский экономист: Джон Мак-Куллох. По их мнению, налоги – страховой платеж, который уплачивается подданными государству. На случай наступления какого-либо риска. Однако, в отличии от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступления страхового случая получить сумму возмещения, а для того, чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

 

4 – классическая теория налогов. Основоположники: Адам Смит и Давид Рикардо. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, который должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом, какая-либо иная роль как то: регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги налогам не отводилась. Противоположность этой теории – кейнсианская теория.

 

5 – кейнсианская теория. Основоположник: Джон Кейнс. Основная мысль этой теории состоит в том, что: налоги являются главным рычагом регулирования экономики.

 

6 – налоговая теория монетаризма. Основана на количественной теории денег. Регулирование экономикой осуществляется через денежное обращение. Через налоги взимается излишнее количество денег.

 

Советская финансовая наука с 20-х годов придерживалась определению, господствовавшем в западной финансовой науки и определяла налоги следующим образом: налогами называются принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично-правовыми органами в силу права верховенства без какого-либо эквивалента со стороны государства, на основании изданного закона и идущего на покрытие общегосударственных потребностей.

 

В настоящее время существует понятие налогов, закрепленное в налоговом кодексе ст.8.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Элементы налога могут быть:

1 – основные – ст.17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов»

- налогоплательщик (субъект налога)

- объект налогообложения

- налоговая база

- налоговый период

- налоговая ставка

- порядок исчисления налога

- порядок и сроки уплаты налога

2 – факультативные

- льготы

3 – дополнительные

- носитель налога – лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершению процессов переложения налогов.

- предмет налога

- источник налога

- масштаб

- единица налога

- налоговый оклад

- налоговый расчет

- срок подачи налогового расчета

- получатель налога

 

Классификация налогов.

 

В НК РФ представлен один вид классификации налогов по уровню установления взимания (ст. 13-15). В соответствии с этой статьей налоги подразделяются на:

1 – федеральные:

- НДС

- акцизы

- налог на доходы физических лиц

- налог на прибыль организации

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

- водный налог

- сборы за пользования животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов

- государственная пошлина

2 – региональные:

- налог на имущество организации

- налог на игорный бизнес

- транспортный налог

3 – местные:

- земельных

- налог на имущество физических лиц.

Федеральные налоги устанавливаются решениями органами власти и они обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги вводятся в действие законом субъекта РФ и обязателен к уплате соответствующего субъекта РФ.

Местные налоги вводятся в действие решениями органами местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

 

По способу взимания (по месту формирования источника выплаты) налоги подразделяются на:

1 – прямые – налоги, которые прямо не включаются в цену товара, а имеют прямое налогообложение (доход, имущество).

- реальные – взимаются с юридических лиц

- личные – относятся к физическому лицу (НДФЛ, налог на имущество физических лиц)

2 – косвенные – относятся налоги, которые входят прямо в цену товара. К ним относятся:

- НДС

- акцизы

 

По субъекту налога (налогоплательщику) налоги делятся на:

1 – налоги с физических лиц

2 – налоги с юридических лиц

3 – смешенные налоги (транспортный, земельный).

 

По объектам налогообложения:

- объектом признаются операции по реализации (налог на добычу полезных ископаемых)

- имущество (налог на имущество организации, налог на имущество физических лиц, земельный налог)

- прибыль (налог на прибыль организации)

- доход (налог на доходы физических лиц)

- средства потребления (транспортный налог)

- стоимость реализованной продукции (НДС, акцизы).

 

По методу обложения (виду ставки):

1 – твердая – устанавливаются на единицу налоговой базы (ставки акцизов)

2 – пропорциональные – устанавливаются в процентах налоговой базы (практически все остальные налоги)

3 – прогрессивные (с увеличением налоговой ставки)

4 – регрессивные (уменьшение налоговой ставки). Данных ставок в настоящее время нет.

 

По назначению:

1 – целевые

2 – общие

В настоящее время данная классификация не актуальна.

 

По праву использованию сумм налоговых поступлений:

1 – собственные

2 – регулирующие

 

По источнику уплаты:

1 – выручка

2 – затраты

3 – заработная плата

4 – индивидуальный доход

5 – прибыль

 

 

Налогоплательщики (ст.19 НК РФ) – организации и физические лица, на которые возложены обязанности уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговые агенты (ст.24) – лица, на которых возложена обязанность исчисления и удержания средств у налогоплательщика и перечисление их в бюджет РФ.

Законный представитель налогоплательщика (ст. 27) – лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика (ст. 29) – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Объект налогообложения (ст. 38) – реализация товаров (работ, услуг), имущество. Прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Доход (ст. 41) – экономическая выгод в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организации» НК РФ.

 

Функции налогов

1 – основные

- фискальная функция - функция налогов, по средствам которой обеспечивается формирование доходно части бюджета государства.

- регулирующая функция – по средствам этой функции осуществляется регулирование экономикой в направлении преимущественного развития каких-либо сфер деятельности. Она проявляется через установление различных льгот, дифференциации налоговых ставок, различных преференций. Налог на добавочную стоимости имеет ярко выраженную черту регулирующей функции, в частности, нулевая ставка по налогу, вывозимых в режиме «экспорта». Установление значительного перечня социально значимых товаров и услуг, облагаемых по пониженной налоговой ставке или не облагаемых вовсе.

2 – вспомогательные

- контрольная – суть этой функции состоит в наблюдении, соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

- распределительная – суть состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государство в целом и его территориально-административными образованиями.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

Налоговая система – совокупность 3х основных элементов налогового законодательства и участников правоотношения.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст.1 НК РФ).

Общая часть НК РФ – взаимоотношение налоговых органов и участников налоговых правоотношений. В специальной части прописаны порядки взимания конкретных налогов.

Налог на имущество физических лиц является не урегулированным НК РФ.

 

Элементы налоговой системы:

- совокупность налогов и сборов;

- налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения;

- участники налоговых отношений.

 

Признаки налоговой системы:

1 – общие:

- поэлементный состав;

- взаимосвязанность элементов;

- органическая целостность и единство;

- непрерывное развитие

2 – специфические признаки:

- состав налогоплательщика;

- налогооблагающий состав;

- система налогового контроля и налоговой безопасности;

- система принципов налогообложения;

- система налогового законодательства и права.

 

Цели налоговой системы:

1 – финансовое обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2 – стимулирование, но не ограничение предпринимательской активности хозяйствующих субъектов;

3 – снижение социального неравенства.

 

Эффективное построение налоговой системы государства предполагает осуществление выше озвученных целей. Для достижения этих целее налоговая система выполняет ряд функций:

1 – фискальная функция – для обеспечения финансовыми средствами;

2 – регулирующая;

3 – социальная, распределительная.

 

Принципы построения налоговой системы:

Первые принципы были сформулированы Адамом Смитом в книге «Исследования о природе и причине богатства народов» (1776 г.). В этой книге были сформулированы 4 принципа, их называли «максимы»:

1 – налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных (равномерность);

2 – размер налогов и сроки их уплаты должны быть определены до начала налогового периода (определенность);

3 – время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика (удобство);

4 – каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит государству (дешевизна).

Т.о., эти принципы называют базисными:

 

В НК РФ сформулированы организационно-правовые принципы (ст.3):

1 – принцип справедливости (ст.3 п.1 НК РФ) – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах ии сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2 – принцип универсализации (ст.3 п.2 НК РФ) – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3 – принцип нейтральности (ст.3 п.4 НК РФ) – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

4 – принцип экономической обоснованности (ст.3 п.3 НК РФ) – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5 – принцип законности и определенности (ст.3 п.6 НК РФ) – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6 – принцип презумпции невиновности (ст.108 п.6 НК РФ) – лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

Принципы, которые используются и за рубежом:

1 – обязательность. Означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплачивать налоги;

2 – справедливость. Означает, что с одной стороны все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по налогообложению платят равные налоги; с другой стороны – налоги должны быть справедливыми, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Т.е. богатые платят больше, чем бедные.

3 – определенность. Означает, что нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4 – удобство для налогоплательщика – процедура уплат налогов должна быть удобна прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5 – экономичность – издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6 – пропорциональность – предполагает установление ограничение налогового бремени по отношению в ВВП.

7 – эластичность – быстрая адаптация к изменяющейся ситуации.

8 – однократность налогообложения – один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз.

9 – стабильность – изменение налоговой системы не должно производиться часто и резко.

10 – оптимальность – цель взимания налога, например: фискальная или природоохранная и т.д., должна достигаться наилучшим образом с точки зрения источника и объекта налогообложения.

11 – стоимостное выражение – налоги уплачиваются только в денежной форме.

12 – единство – налоговая система действует на всей территории страны и на всех налогоплательщиков.

 

Важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему являются:

1 – налоговый потенциал как государства, так и отдельных территорий – финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджет за счет взимания налогов;

2 – доли налогов и сборов в доходах бюджетов (80-90% - в мире, в РФ данный показатель соответствует мировым);

3 – общее количество налогов и сборов;

4 – соотношение прямых и косвенных налогов – данное соотношение зависит от уровня развития страны, т.к. механизм взимания косвенных налогов очень прост, также прост механизм контроля, то доля косвенных налогов высока в менее развитых странах. В РФ этот показатель составляет около 70% (высок). В нашей стране НДФЛ достаточно низок.

5 – уровень налогообложения (налоговое бремя) = общая сумма налоговых поступлений к ВВП. В РФ 27%.

6 – собираемость налогов и сборов. В РФ примерное половина налогов и сборов не уплачивается!

7 – налоговая способность физических лиц и организаций.

8 – уровень налоговой культуры – с одной стороны это осведомленность налогоплательщика, а с другой стороны -

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Налоговая политика – часть финансовой политики, представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях и органами местного самоуправлениями в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Экономическое содержание налоговой политики:

1 – создание научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

2 – определение основных направлений совершенствования налоговой системы;

3 – разработка и реализация практических действий и мер, позволяющих достичь поставленных целей.

Цели налоговой политики:

1 – обеспечивать полноценное формирование доходов в бюджетной системы РФ, необходимых для финансирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2 – содействовать устойчивому развитию экономики приоритетных отраслей и видов деятельности отдельных территорий малого предпринимательства;

3 – обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

 

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующих компетенциях. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ (налог на имущество организации, транспортный налог) или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налог на прибыль в части поступающих в бюджет субъектов РФ).

В зависимости от длительности и периода решаемых задач, налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Реализация налоговой политики основывается на правовом обеспечении. Сюда входят законы и подзаконные акты. Законы и подзаконные акты составляют систему нормативно-правовых актов. К нормативно правовым актам также относятся: Конституция, НК РФ, федеральные законы о налогах и сборах, законодательство субъектов, нормативно-правовые акты местного законодательства. К подзаконным актам относятся: указы Президента, постановления Правительства РФ; приказы, инструкции, методические указания министерства финансов РФ. К ненормативным правовым актам относятся решения, постановления, акты и требования органов исполнительной и судебной власти.

Закон о налогах на имущество физических лиц не регулируется НК РФ, он регулируется отдельным законом.

В ст. 21 НК РФ указаны права налогоплательщиков:

1 – получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2 – получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3 – использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4 – получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5 – на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1 – на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6 – представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7 – представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8 – присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9 – получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10 – требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11 – не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12 – обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13 – на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14 – на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15 – на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

 

Типы налоговой политики:

1 – максимальных налогов – предполагает, что повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Зарубежные ученые называют предельную ставку не более 50%.

2 – разумных налогов – способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему приятный налоговый климат;

3 – высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. При этой политике налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов, однако такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

Непомерно высокое налоговое бремя, правовая незащищенность добросовестного налогоплательщика в отношении с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств государства является причинами уклонения от уплаты налогов. Самые суровые карательные меры в отношении конкретных налогоплательщиков приводят к обратным результатам, еще большим неплатежам.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм – совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложения. Государство предает налоговому механизму юридическую форму по средствам налогового законодательства. Налоговый механизм соединяет в себе планирование, т.е. регулирование экономики центральной власти с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства; координацию экономических процессов, в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства, что определяет необходимость регулирования рыночных отношений для предотвращений сбоев в производстве.

 

При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами:

1 – экономическими, т.е. обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидации диспропорции в развитии, преодоление инфляционных процессов;

2 – социальная - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения.

3 – фискальная задача – предполагает повышение доходов государства;

4 – международная – предполагает укрепление экономических связей с другими государствами.

Соглашение об избегания двойного налогообложения.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство имеет возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает всю экономику и цель такого регулирования – создание эффективного налогового климата для деятельности хозяйствующих субъектов.

Инструментом налоговой политики, который определяет общий успех/ неуспех общей налоговой политики является налоговое администрирование. Налоговое администрирование можно рассматривать как: управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношении. Такого рода отношения складываются в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функцию по сбору налогов и контролю за их уплатой. От эффективности налогового администрирования в конечном счете зависит эффективность и полезность проводимой в стране налоговой политики.

В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов, должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений.

Управление финансовыми процессами, в частности правильность уплаты налога, возможна не только мера государственного принуждения, но и иными правовыми и организационными средствами. Среди таких средств, повышающих эффективность налогового администрирования можно выделить:

- налоговое планирование;

- налоговый аудит;

- совершенствование информационных систем;

- повышение уровня добросовестного отношения налогоплательщика к своим обязанностям платить налоги;

- повышение квалификации кадров налоговых органов;

- улучшение обслуживания налогоплательщика.

Налоговое планирование – планирование налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования выступают: определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов и заблаговременная оценка возможных последствий, планируемых к принятию на государственном уровне решений по вопросам налоговой политики.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

НДС – косвенный налог; относится к Федеральным налогам; данный налог взимается с юридический лиц и с физических (которые являются индивидуальными предпринимателями).

НДС – форма изъятия в бюджет часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства (от сырья до предметов потребления). Носителем налога является конечный потребитель, взимается с каждого акта продажи.

Добавленная стоимость = объем продукции в денежном – стоимость сырья, материалов,

выражении затраченных на производство

 

Но на практике для каждого объекта не возможно выделить добавленную стоимость, следовательно за объект обложения, в целях упрощения расчетов принимается на добавленная стоимость, а весь оборот по реализации. Реализация сути этого налога достигается по средствам того, что налогоплательщик перечисляет в бюджет не всю сумму реализации, а за минусом суммы налога, которая платится поставщикам за приобретенные материалы (затраты, используемые при производстве).

НДС был изобретен во Франции, в России он введен в 1992 году. Данный налог заменил собой, вместе с акцизами 2 ранее действующих налога: налог с оборота и налог с продаж. При введении этого налога ставка была 28%. Какая ставка была рассчитана для замены 2х налогов. В Австрии – 20%, Бельгии – 19%, Дании – 22%, Франции – 18,6%, Германии – 14%. В конце 1993 года в России ставки были снижены до 20%, был ряд товаров, на которых ставка снизилась до 10%. В настоящее время ставка составляет 18%, на отдельную категорию товаров – 10%, 0%.

 


Продажа сырья производит готовые детали

Оплата сырья оплата деталей

 

• Предприятие 2 оплачивает цену за сырье, включая НДС2; ∆=НДС2 – НДС1, где НДС1 – затраты на сырье.

• Предприятие 3: оплачивает стоимость, включая НДС3, предприятие 2 в бюджет уплачивает: НДС3-НДС2

И т.д.

У конечного потребителя это заложено в цену потребления (на стадии розничной торговли она включается).

 


Поставщик налогоплательщику выставляет счет, в котором указана цена с НДС. Данный НДС называется уплаченный (входной налог). Данный налогоплательщик реализует покупателю продукцию, выставляя счет. Покупатель, оплачивая его, оплачивает и НДС (полученный).

Налоговый вычет – НДС уплаченный минус НДС полученный.

 

НДС регулируется 21 главой НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели (ст.143: Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле).

Освобождение от исполнения обязанностей ст.145: п.1: Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей; п.2: Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих послед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: