1.Знакомство со звуком К.
а) Найди и соедини парами предметы, названия которых звучат похоже.
Картина – корзина; кот – крот; клубок – колобок.
Назови первый звук во всех этих словах. (Звук К.)
Проговори и прохлопай эти слова по частям (слогам).
б) «Назови ласково».
Дом - … (домик), стол - … (столик), гриб - … (грибок).
Какой звук слышится в конце каждого нового слова? (Звук К.)
2.«Расскажи о звуке К».
а) Расскажи о том, что происходит с губами, зубами и языком, когда мы произносим звук К.
Губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка смыкается (поднимается) с нёбом-«потолочком», воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается.
б) Звук К гласный или согласный? Почему? Каким цветом обозначаем звук К? (Звук К обозначаем синим
цветом.) Почему мы обозначаем его синим цветом? (Звук К обозначаем синим цветом, потому что звук К - твердый согласный звук.) Что происходит с горлышком, когда мы произносим звук К? (Когда мы произносим звук К, горлышко спит, не звенит. Звук К – глухой.)
Запомни! Звук К – твердый глухой согласный звук.
3.«Составь вместе».
Первый звук А (И, О, У), второй - К. Что получится?
Первый звук К, второй - А (О, У). Что получится?
4.«Сосчитай и назови».
АК (ОК, ИК, УК) - сколько это звуков? Какой первый звук? Последний?
КА (КО, КУ) - сколько это звуков? Какой первый звук? Последний?
5.Замени первый звук в слове, которое произнесу, звуком К. Какое новое слово получится?
Волос - …(колос); Прошка - … (крошка); пол - …; палач - …; ворона - …; бровь - …; рот - …; пора - …; полено - …; розы - …; пони - …; цапля - …; полоть - …; лом - …; роса - …
6.«Сосчитай».
Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков К в каждом слове, назвать место звуков К в них.
|
Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.
7.Рассмотри и назови картинки. Закончи предложение словом, подходящим по смыслу.
На голове у Кирилла … (кепка). Кира испекла сладкий … (кекс). Никита мячом опрокинул все … (кегли).
Назови первый звук в словах «кепка», «кекс», «кегли». (Звук Кь.)
8.«Расскажи о звуке Кь».
а) Расскажи о том, что происходит с губами, зубами и языком, когда мы произносим звук К.
Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка смыкается с небом-«потолочком», воздушная струя разрывает эту преграду, голос не работает.
б) Звук Кь гласный или согласный? Почему? Каким цветом обозначаем звук Кь? (Звук Кь обозначаем зеленым
цветом.) Почему мы обозначаем его зеленым цветом? (Звук Кь обозначаем зеленым цветом, потому что звук Кь - мягкий согласный звук.) Что происходит с горлышком, когда мы произносим звук Кь? (Когда мы произносим звук Кь, горлышко спит, не звенит. Звук Кь – глухой.)
Запомни! Звук Кь – мягкий глухой согласный звук.
9.Послушай рассказ «Котята».
У тёти Киры пять котят. Одного котёнка тётя Кира отдала маленькому Никите. У Никиты теперь котёнок. Никита будет любить котёнка.
Назови слова с твердым звуком К, мягким звуком Кь из рассказа.
10.«Составь слово».
Взрослый произносит слово по звукам (между звуками небольшая пауза); ребенок соединяет звуки называет слово, объясняет его значение.
М, А, К. К, О, Т. К, О, К. Т, У, К. Кь, И, Т.
К, О, М. М, У, К, А. Т, О, К. Т, А, К. П, А, У, К.