КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК зам. директора по УР
________________ Корнева Н. М.
«___»___________ __________________
протокол № _____ «___»_____________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине биомедицинская этика
Специальность 060501 Сестринское дело
060102 Акушерское дело
Тема: Профессиональная тайна.
Составила: преподаватель
дисциплины «Биомедицинская этика»
Ткаченко Оксана Владимировна
г. Красноярск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Алгоритм работы 2 стр.
2. Тема 3 стр.
3. Продолжительность занятия 3 стр.
4. Место проведения занятия 3 стр.
5..Цели занятия 3 стр.
6. Оснащение занятия 3 стр.
7. Литература для студентов 3 стр.
8. Содержание темы 4 стр.
9. Дидактический материал 9 стр.
АЛГОРИТМ РАБОТЫС ПОСОБИЕМ:
1. Запишите тему, цели занятия в тетрадь для семинарских занятий. 3 стр.
2. Ознакомьтесь с оснащением занятия и литературой. 3 стр.
3. Ознакомитесь с теоретическим материалом семинарского
занятия и запишите теоретическую часть в тетрадь 4 стр.
4. Используя помощь преподавателя, закрепите изученный материал.
5. Запишите домашнее задание. 8 стр.
6. Запишите в тетрадь вопросы для самоподготовки. 9 стр.
7. Ответьте на тестовые задания для закрепления материала 9 стр.
ТЕМА: Профессиональная тайна.
Продолжительность занятия – 90 минут:
Место проведения занятия: учебная комната.
Цели занятия: Передать студентамзнания о нравственной, этической сути сохранения профессиональной тайны в практической медицине и системе здравоохранения в целом.
Образовательная цель (обучающая): Научить студентов основным понятиям и видам профессиональной тайны, объяснить значимости профессиональной ответственности медицинских работников.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. общее понятие профессиональной тайны, её виды.
2. современные проблемы профессиональной ответственности медицинских работников.
3. этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицинской практике.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. формировать, и аргументировано отстаивать свою позицию в решении проблемам межличностного характера в вопросах профессиональной тайны;
2. использовать основные биоэтические нормы и юридические аспекты в профессиональной деятельности.
Оснащение занятия:лекционный материал, методическая разработка семинарского занятия по темам учебного занятия, таблицы.
Рекомендуемая литература для студентов:
Основная:
1. Хрусталёв Ю.М./Введение в биомедицинскую этику – 1-е издание// Учебное пособие. М., «Академия». – 2010. – 224 с.
Дополнительная
1. Хрусталев Ю.М. /Философия науки и медицины// Учебник. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2009. – 784 с.
2. Филиппов О.С. и др. /Этические проблемы в акушерстве и гинекологии // Учебное пособие. – КрасГМА, «Версо» Красноярск – 2004. – 100 с.
Профессиональная и служебная тайна среди других тайн
На основе анализа законов РФ и федеральных подзаконных нормативных актов можно сказать, что в действующем законодательстве сегодня упоминается более 40 видов тайн, которые выступают в виде прямых ограничений при реализации информационных прав и свобод и их число постоянно увеличивается. В последние годы предпринималось несколько попыток их упорядочиванию.
Так, в 1995г. согласно Федеральному закону (ФЗ) «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 8 и 10) вся информация с ограниченным доступом была подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная и семейная тайны, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 2) и ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (ст. 2) конфиденциальная информация определена как «документированная информация, доступ к которой ограничивается законодательством РФ».
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 г. № 188 был утвержден Перечень сведений «конфиденциального характера», где указаны шесть видов такой информации: персональные данные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна; коммерческая тайна; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации о них.
Однако данный перечень может быть утвержден только законом в соответствии с нормами международного права и Конституции Российской Федерации.
При отсутствии в законах четких определений видов информации с ограниченным доступом (за исключением государственной тайны) и установленного соотношения между ними данный указ вступает в определенное противоречие с законами и еще более затрудняет их исполнение.
Например, в действующих кодексах нет понятия «персональные данные», но есть личная, семейная тайны и неприкосновенность частной жизни. В действующих законах нет понятия «тайна следствия и судопроизводства», но есть понятия «данные предварительного расследования», «данные предварительного следствия», «тайна совещания судей», «тайна совещания присяжных заседателей». В законах не дается понятия служебной тайны и в то же время применяется понятие «служебная информация». Соотношение между ними не установлено, а в указе вводится категория только служебной тайны.
Очевидно, для упорядочения работы с конфиденциальной информацией необходимо законодательно закрепить единый перечень видов такой информации (возможно, в законах «О праве на информацию», «О защите конфиденциальной информации»). Таким образом:
- под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом в целях защиты прав и законных интересов ее обладателей. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации;
- конфиденциальная информация в свою очередь должна включать в себя следующие объекты: коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна, служебная тайна.
Из заявленных институтов правовой охраны в действующем законодательстве наименее разработанными являются служебная тайна и тайна профессиональная.