Центр социально-экономических и политических исследований и технологий «Перспектива» презентовал данные мониторинга на тему «Маршрутный транспорт Николаева глазами горожан».
В частности, начальник отдела центра А. Ухмановский сообщил, что по их оценкам маршрутные такси за год перевозят около 157 млн. пассажиров, а финансовый объем перевозок составляет около 208 млн. грн. В Николаеве маршрутное такси стало основным видом транспорта, поскольку практически отсутствуют альтернативные муниципальные виды транспорта. 73% опрошенных горожан по-прежнему не удовлетворяет качество перевозок, 58% респондентов - безопасность проезда. Пассажиров возмущает хамство и грубость водителей, а также когда их заставляют «набивать» маршрутное такси.
Подобное исследование проводилось три года назад. Проблемы остались, хотя есть и особенности текущего момента. Например, если в 2005 году почти 50% горожан готовы были платить выше существующих цен, то сегодня – лишь 18%.
Для решения выявленных проблем «Перспектива» предложила покончить с монополизмом маршрутных такси и возродить работу городского электротранспорта, разработав Программу его развития.
Данное исследование прокомментировали заместитель мэра А. Женжеруха и начальник отдела пассажирских перевозок, связи и развития телекоммуникаций Г. Иванов.
По оценкам отдела пассажирских перевозок в настоящее время 1300 маршрутных такси ежедневно перевозят 370 тысяч пассажиров (получается за год - 133,2 млн.- ред.). Более точные данные можно получить при наличии соответствующей техники, но она стоит слишком дорого. Сегодня в городе работает 12 частных предприятий автоперевозчиков и ни одного государственного. А. Женжеруха подчеркнул, что в советские времена городской транспорт дотировался государством, а сегодня это делается эпизодично и основное бремя ложится на коммунальный бюджет.
В Николаеве разработана Программа развития городского транспорта, в соответствии с которой закупается электротранспорт преимущественно на средства из городского бюджета. Например, в 2007 году приобрели 3 троллейбуса и 2 трамвая. Столько же запланировано закупить и в 2008 году. (Позже на XXXI сессии горсовета директор КП «Николаевэлектротранс» А. Кондратьев сообщил, что в текущем году из городского бюджета выделено почти 9 млн. грн.) Существующая контактная сеть электротранспорта изношена на 85%. А реконструкция лишь 1 км медных электропроводов обойдется в 55 тыс. грн.
Несмотря на существующие трудности, городская власть продолжает работу по привлечению инвестора для строительства троллейбусной линии в Корабельный район. Также прорабатывается вопрос строительства в этом направлении и трамвайной линии.
Г. Иванов сообщил, что городские власти добиваются от предприятий автоперевозчиков обновления автопарка. В текущем году ими было закуплено 70 новых автомобилей. Планировали приобрести еще 100, но помешали рост цен и прекращение банковского кредитования. Чтобы не допустить в маршрутных такси перевозки пассажиров стоя, потребуется дополнительно 1000 машин и четкое расписание движения. Это вопрос будущего.
По информации Г. Иванова в Николаеве действует 87 маршрутов и 7 бесплатных маршрутов, которые обслуживают доставку горожан в супермаркеты. В связи с открытием двустороннего движения по улице Скороходова открыты новые маршруты № 6, 9, 85. А на маршруте № 25 введена замкнутая схема по улицам Чигрина и Скороходова.
Говоря о тарифах, А. Женжеруха напомнил, что они длительное время в Николаеве не повышались. Однако рост цен на обслуживание автотранспорта повлек постепенное повышение платы за проезд, причем по согласованию между водителями и горисполкомом, с соблюденем всех регуляторных процедур.
Представитель автоперевозчиков И. Кирюхин напомнил, что в 2001 году водитель за день мог заработать в пределах $100. Сегодня наемный водитель имеет 50-70 грн. Из-за низкой рентабельности водители уходят из автопредприятий.
(Низкие заработки водителей вызваны рядом причин. Прежде всего, конкуренцией на маршрутах. Также водителю приходится платить за топливо, за ремонт, за аренду машины или банковский кредит, вынужденные штрафы. По признанию водителей, чтобы «войти в дружный коллектив автопредприятия» необходимо заплатить $3000. – ред.)
Кирюхин также прокомментировал повышение платы за проезд на некоторых маршрутах, где цена первоначально была установлена в 1 гривну. Дело в том, что изначально закладывалась цена в 1,5 грн. Однако для «раскрутки» маршрутов и с учетом имеющихся возможностей предприятия на новых маршрутах первоначально установили заниженные цены. Постепенно они приведены в соответствие с нормативами. Николаевские цены за проезд щадящие. Ведь согласно тарифной методике Минтранса, себестоимость проезда на 10-ти километровом маршруте составляет 1,67 - 2,13 грн., а на 15 км - 2-2,7 грн. В настоящее время Николаев имеет самую разветвленную сеть маршрутов среди городов с полумиллионным населением.
После пресс-конференции представители автобизнеса рассказали, почему профессионалы уходят из автопредприятий. Ведь куда легче зарабатывать приличные деньги, работая на конкретное физическое лицо или на перевозках контейнеров из Одесских портов.
Тот факт, что за рулем находятся молодые и малоопытные водители объясняется тем, что нынешняя законодательная база сократила требования, которые раньше предъявлялись к водителям городского общественного транспорта.
Нужно добавить к вышеизложенному материалу, что в ходе оперативно-профилактической отработки города по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок сотрудники ГАИ выявляют массу нарушений. Например, только 9 декабря за 4 часа по городу выявлено 137 нарушений ПДД водителями пассажирского автотранспорта. По заявлениям госавтоинспекторов, «маршрутчики» в основном нарушают правила посадки и высадки пассажиров, проезда перекрёстков.
11 декабря водители маршрутных такси на Вокзальной площади и еще в 2-ух местах города провели акцию протеста против новых штрафов и методов работы сотрудников ГАИ. Теперь остановка маршрутного такси за границей посадки «стоит» 500 грн. С 24 ноября по 18 декабря по новым тарифам в бюджет Украины поступило 1111969 грн.
Акция водителей продолжилась и 12 декабря, частично парализовав нормальный режим работы многих организаций и учреждений. По опыту прежних лет, можно было предположить, что готовится очередное повышение платы за проезд. Город сначала мучается без маршруток, а потом соглашается на повышение тарифов.
Двухчасовой диалог у здания областного ГАИ водителей с заместителями начальника Госавтоинспекции Николаевской области О. Тонканцевым и Г. Георгиади результатов не дал. Каждый остался при своем мнении. ГАИ - за выполнение штрафных санкций, наведение порядка на городских маршрутах местными властями. А водители – за обустройство пассажирских остановок, планирование маршрутов с расчетом необходимого количества машин на каждом и компромиссные тарифы.
В телеинтервью мэр В. Чайка сказал, что забастовка водителей проходила без информирования горисполкома. О забастовке транспортников узнали около полуночи. Мэр считает, что подобная акция вышла за рамки партнерских отношений между хозяевами автомаршрутов и городскими властями. По его мнению, вопрос о повышении тарифов не обоснован, поскольку цены на топливо снизились. Но в любом случае придется вести переговоры
Завершая материал, хотелось бы проинформировать горожан о выводе Председателя комиссии по вопросам инновационной и инвестиционной деятельности Совета национальных ассоциаций товаропроизводителей при Кабмине Украины И. Галенко. Его он представил в ходе заседания круглого стола по вопросам рыночной торговли 23 декабря в Николаевском горисполкоме. Иван Викторович заявил, что плохая работа маршрутных такси – это признак коррупции местной власти. А решить проблему можно введением поминутного расписания движения городского транспорта, как это имеет место в европейских городах.