Реализация товаров аптечного ассортимента




 

 

Дата Содержание работы Оценка и подпись руководителя практики
  -Отпуск ЛС населению При обращении за медицинской помощью, пациент, как правило, получает от врача назначение о приеме лекарственных препаратов. Такое назначение оформляется письменно на простом листе бумаги. Назначение может быть оформлено и на специальном рецептурном бланке утвержденной формы. В таком случае можно сказать, что пациенту выписывается рецепт на лекарственный препарат. Получив назначение, пациент отправляется в аптечную организацию и приобретает назначенный лекарственный препарат. Также бывают ситуации, когда больной без посещения врача и/или без назначения врача приобретает тот или иной лекарственный препарат. В любом случае пациент выступает одной из сторон розничной торговли лекарственными препаратами, которая представляет собой деятельность по продаже лекарственных препаратов, отпуску лекарственных препаратов, фармацевтическому консультированию. Такая деятельность подлежит лицензированию и регламентирована законодателем. Под “пациентом” понимается любое физическое лицо, которое желает приобрести лекарственный препарат (по рецепту или без наличия такового). Законодательство об отпуске лекарственных препаратов Итак, на законодательном уровне порядок продажи, отпуска лекарственных препаратов регулируется: · Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”; · Федеральным законом от 08.01.1998 №3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”; · Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”; · Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 “О лицензировании фармацевтической деятельности”; · Приказ №403 от 11 июля 2017 г. «Об утверждении правил отпуска ЛП для мед.применения, в т.ч. иммунобиологических ЛП, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» · Приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 №647н “Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения” – вступил в силу с 01 марта 2017 года; · Приказом Минздрава РФ от 17.05.2012 №562н “Об утверждении порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества; · Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №735н “Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации”; · Приказом Минздрава РФ от 26.10.2015 №751н “Об утверждении правила изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”; и прочими нормативными актами. Следует отметить, что все лекарственные препараты делятся на две большие категории: отпускаемые без рецепта и отпускаемые по рецепту. Лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта – это лекарственные препараты, отпуск которых пациенту осуществляется без предъявления работнику аптеки пациентом рецепта. Лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту – это лекарственные препараты, отпуск которых пациенту осуществляется только после предъявления работнику аптеки пациентом рецепта, выписанного в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ. Лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, можно приобрести в любой аптечной организации или у индивидуального предпринимателя, которые имеют лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Копия лицензии на фармацевтическую деятельность, а также (при наличии) на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должна быть размещена в торговой зоне в удобном для обозрения месте (п. 55 Приказ №647н). С 01 марта 2017 года ужесточились правила в сфере розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, которые установлены в Приказе №647н. Говоря вкратце об этих изменениях можно отметить следующее: · установлены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, которые должны соблюдаться всеми аптечными организациями (Правила направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными товарами аптечного ассортимента); · предусмотрены требования к системе качества. Перечислены обязанности руководителя аптечной организации. Прописаны требования к персоналу; · товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике; · каждый субъект розничной торговли должен иметь книгу отзывов и предложений; · также внесен ряд других изменений, ознакомится с которыми можно прочитав текст Приказа.      
  -Продажа ИМН и других товаров аптечного ассортимента Розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск, фармацевтическое консультирование. Розничная реализация товаров аптечного ассортимента осуществляется в аптечных организациях. В соответствии с ФЗ №61 "Об обращении лекарственных средств" аптечные организации могут реализовывать (товары аптечного ассортимента): 1. лекарственные препараты; 2. изделия медицинского назначения; 3. дезинфицирующие средства; 4. предметы и средства личной гигиены; 5. посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; 6. очковую оптику и средства ухода за ней; 7. минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания; 8. биологически активные добавки; 9. парфюмерные и косметические средства; 10. медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию допускается выделение специальной зоны, в том числе для ожидания потребителей, с установкой или обозначением специальных ограничителей, организацией сидячих мест. При реализации лекарственных препаратов фармацевтический работник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование и цены на них относительно к запрошенному. Изделия медицинского назначения до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку; рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам); проверку наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике); при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; 1. фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; 2. сведения о номере и дате разрешения на применение таких изделий в медицинских целях, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в установленном порядке, 3. сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения с учетом особенностей конкретного вида товара, 4. обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; 5. сведения об основных потребительских свойствах товара; 6. правила и условия эффективного и безопасного использования товара; 7. гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; 8. срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; 9. цену и условия приобретения товара. В соответствии с п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации» при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: · сертификат или декларация о соответствии; · копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; · товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям      
  -Участие в оформлении торгового зала Правильное оформление торгового зала не только создает удобства для посетителей аптеки, но и способствует увеличению продаж. При организации торгового зала аптеки следует учитывать также обязательные требования к условиям хранения различных групп препаратов. Освещение и цветовая схема В аптеке обязательно должна быть установлена система искусственного освещения с использованием источников света, дающих максимальный комфорт для органов зрения. В общем освещении нельзя применять слишком яркие или, наоборот, тусклые светильники. Наиболее оптимальным считается мягкий рассеянный свет пастельных оттенков. Яркое акцентное освещение уместно при подсветке некоторых групп товаров, например, элитной косметики. Цветовые оттенки выбираются согласно назначению товаров. Так, при оформлении витрины с товарами для малышей наиболее предпочтительны мягкие голубые и розовые цвета. Не стоит забывать и о психологическом эффекте цвета – для дорогих товаров, покупка которых может вызвать массу сомнений, лучше выбирать холодные оттенки (голубой, фиолетовый), а для самых «бойких» мест подойдут теплые тона (желтый, пастельный). Красный и синий цвета – сильные мотиваторы импульсивных покупок, а красный к тому же является «цветом любви», поэтому им можно оформить зоны с интимными товарами. Ну и конечно, не стоит забывать об основном цвете аптеки – белом, он символизирует чистоту и аккуратность. Принципы «цветовой совместимости» обязательно нужно учитывать при оформлении торгового зала. Нагромождение товаров с упаковкой различного цвета чаще всего отталкивает покупателя – он просто не может сосредоточиться на выборе. Это касается и совместимости оттенков упаковки с тонами оформления прилавка или витрины. На синем фоне товары с синей упаковкой просто потеряются. Для оформления небольшой зоны, а также для информационных сообщений об акциях или специальных предложениях можно использовать цвета-раздражители, самым сильным из которых является оранжевый цвет. В группу раздражителей также входят желтый, красный и зеленый цвета. Планировка торгового зала аптеки Грамотная планировка и расположение торгового оборудования – залог успешных продаж. Наиболее оптимальное расстояние между стеллажами должно быть таким, чтобы в проходе свободно могли уместиться два человека с корзинками. Не стоит забывать о нижних полках – если из «зоны глаз» товар без особых трудностей можно достать, лишь протянув руку, то с нижней полки это сделать не так просто, придется наклоняться, что мгновенно скрадывает часть прохода. В аптеке с открытой выкладкой используются стеллажи, гондолы, полки. Здесь больше возможностей увеличить товарооборот, ведь в процессе очереди покупатель имеет возможность «приятно провести время» среди красивых баночек косметики, аксессуаров или средств по уходу. Открытая выкладка дает дополнительный стимул к покупке, как бы напоминая посетителю о забытых, но очень нужных товарах аптечного ассортимента. Наиболее популярны следующие зоны аптеки с открытой выкладкой: ·сезонные товары – летом крема для загара, в межсезонье противовирусные препараты; ·здоровый образ жизни – диетическое и спортивное питание, витамины; ·товары для мам и детей – косметика, бутылочки, игрушки; ·БАДы; ·медицинская техника – тонометры, глюкометры, ортопедические товары; ·косметика – шампуни, крема, маски и пр. В прикассовой зоне располагаются мелкие товары. Аптека с закрытой выкладкой не имеет островного оборудования, как и большого торгового зала. Здесь выкладка заключается в оформлении стеклянных витрин. Для оптимизации закрытой выкладки нужно использовать основные правила мерчендайзинга: · все товары должны быть расположены таким образом, чтобы не загораживать другие группы товаров, при этом ценники должны регулярно проверяться, чтобы исключить ситуаций, когда покупатель на один и тот же товар видит две цены · товар должен располагаться лицевой стороной к покупателю · полки должны быть полностью заполнены, недопустимы пробелы · товары нужно группировать по их назначению · дорогие товары размещаются на уровне глаз, более дешевые – на нижних полках Центр витрины – самое визуально доступное место, поэтому здесь располагают самый рентабельный товар. Зоны по краям плохо воспринимаются посетителями, поэтому данное пространство нужно заполнить дешевыми товарами. Самая оптимальная длина витрины около метра, слишком длинные витрины «давят» на покупателя и создают дискомфорт. Правильное использование приемом стиля и комбинации цветовых оттенков имеют такое же важное значение при планировании торгового зала, как и расположение товаров согласно принципам мерчендайзинга. Совокупность методов дает превосходный результат – приток посетителей, увеличение среднего чека, повышение общей репутации аптечной организации.  
  -Информирование населения о товарах аптечного ассортимента В настоящее время отмечается рост социальной значимости провизоров, что обусловлено повышением их активного участия в процессе фармакотерапии. Это участие реализуется на этапе фармацевтического консультирования пациентов по вопросам выбора лекарств безрецептурного отпуска и контроля за их применением. Конечная цель каждого контакта с пациентом — предупреждение, выявление и решение возможных проблем лекарственной терапии. Для этого провизоры и фармацевты должны владеть навыками профессионального, грамотного с медицинской точки зрения общения с пациентом. Предоставление информации о лекарственных средствах (ЛС) населению является прямой обязанностью специалиста аптеки, закрепленной в ряде правовых и нормативных документов, так как от этого в большой степени зависит эффективность фармакотерапии. По своему содержанию, формам организации фармацевтическая информация должна соответствовать новым методам управления. Она должна быть оперативной, достоверной, доступной, полной и безопасной. Главная цель общения с пациентом — правильное понимание па­циентом предоставляемой ему информации о ЛС. Показатель успешности образования пациента — эффективность обу­чения. Она определяется пониманием предоставляемой ему информа­ции и возможностью ей правильно воспользоваться. Информационное общение принято считать эффективным в случае, когда послание значит одно и то же как для отправителя (врача, провизора-консультанта), так и для получателя информации (пациента). В зависимости от того, где производится консультация пациента, например, в аптеке, справочной службе, аптечном киоске, поликлинике, отдельные компоненты консультации могут меняться, но обычно включают следующие профессиональные функции фармацевтического работника по образованию пациентов: 1. выявление правильности понимания пациентом режима дозирования и назначений врача; 2. интегрирование информации, относящейся к ЛС, с информацией о самом пациенте (например, наличие вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем, сопутствующие хронические заболевания); 3. советы пациенту в связи с возможными побочными эффектами от применения ЛС; 4. поиск дополнительной информации по используемым пациентом средствам; 5. работа по замене препарата, в случае его отсутствия или высокой цены, дженериком или терапевтическим аналогом; 6. информирование о возможных несовместимостях прописанного ЛС с другими препаратами и пищевыми продуктами. Освоение принципов представления информационных услуг является особенно актуальным в условиях развития рыночных отношений в системе лекарственного обеспечения. Полнота, точность, адекватность информации, предоставляемой ее потребителям, характеризуют качество информационно-консультативной услуги и, в конечном счете, качество работы аптечной организации. Отечественная и зарубежная практика информационного обслуживания потребителей показала, что качество информационно-консультационной услуги тем выше, чем больше услуга ориентирована на реальные нужды и потребности пациента в определенной информации. Ориентация на пациента при оказании информационных услуг – это не только современная стратегия практической фармацевтической деятельности, пропагандируемая ВОЗ, но и насущная необходимость. Оказывая информационные услуги необходимо помнить о ее безопасности. Безопасность предоставления фармацевтической услуги представляет собой совокупность требований к качеству профессиональных действий провизора и должна обеспечиваться во время ее оказания. Под безопасностью оказания фармацевтической услуги понимается безопасность процесса ее осуществления, который обеспечивает профессиональную защиту от внутренних и внешних угроз со стороны провизора и защищает права потребителя. Провизор обязан помнить о том, что прием любого ЛС связан с риском. Это обусловлено не только свойствами ЛС, но и личными качествами фармацевтического работника, который берет на себя ответственность за те или иные рекомендации, которые он дает пациенту. При этом необходимо учитывать особенности пациента, обратившегося за консультацией, постараться узнать истинные мотивы обращения за помощью. Фармацевтический работник должен всегда помнить о том, что: 1. лучше не рекомендовать ЛС, когда вы знаете, что пациент может обойтись и без него; посоветуйте ему воспользоваться немедикаментозными способами лечения; 2. существует ятрогенная болезнь, вызванная неправильным назначением, и применением ЛС; 3. искренне помогая своим пациентам решать проблемы со здоровьем, вы можете перегрузить их излишней информацией, что спровоцирует приобретение неоправданно большого количества ЛС. Оказывая информационно-консультационную услугу, провизор должен быть готов защитить свои действия или оправдать их, если в интересах пациента было необходимо поступить тем или иным образом. Таким образом, необходимо организовать эффективную систему информационного обеспечения фармацевтических работников в рамках оказания аптечных информационных услуг, предоставляемых населению в объеме, требуемом для правильного и безопасного применения ЛС.  
  - Соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, ТБ и ППБ Важным аспектом деятельности аптечных организаций является соблюдение санитарного режима. В соответствии со ст. 11 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» аптечные организации (юридические лица и ИП) с учетом осуществляемой ими деятельности обязаны: ·выполнять требования санитарного законодательства; ·разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия; ·обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; ·осуществлять производственный контроль; ·проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля факторов среды обитания; ·осуществлять гигиеническое обучение работников. При осуществлении фармацевтической деятельности выполнение санитарно-эпидемиологических требований является одним из важнейших лицензионных требований и условий. В случаях нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Санитарный режим в аптечных организациях регламентирует приказ Минздрава РФ № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций». Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптечных организаций Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в день. Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2x2 мм. В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами, которые располагаются между рамами или с внешней стороны окон. Материалы, используемые при строительстве аптек, должны обеспечивать непроницаемость для грызунов, защиту помещений от проникновения животных и насекомых. Не допускается использование гипсокартонных полых перегородок. Все строительные материалы должны иметь гигиенические сертификаты. Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом с обязательной сваркой швов. Все производственные, административные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны быть обеспечены естественным и искусственным освещением. Отсутствие естественного света допускается только в кладовых и подвальных помещениях. Для обеспечения достаточного уровня естественного освещения в аптеке необходимо, чтобы оконные стекла были ровными, чистыми, подоконники свободны от различных предметов, препятствующих проникновению света. Гигиенические нормы естественного освещения установлены с учетом обязательного мытья окон не реже 2 раз в год. Основными гигиеническими требованиями к искусственному освещению являются достаточный уровень его интенсивности, равномерность и постоянство во времени, отсутствие слепящего действия и резких теней, вызванных источником, обеспечение правильной цветопередачи. Создаваемый им спектр должен быть приближен к спектру естественного солнечного света. Параметрами, определяющими микроклимат аптечных помещений, являются: температура (+16°С - торговый зал, +18 °С - остальные помещения); относительная влажность воздуха (ОВВ) - 40-60%; подвижность воздуха (0,1-0,2 м/с). В помещениях должен проводиться контроль параметров микроклимата (температуры, влажности) с обязательной регистрацией этих параметров в карте или журнале. Воздух помещений аптеки загрязняется в результате жизнедеятельности организма работающих там людей, хранения, расфасовки, внутриаптечной транспортировки товаров аптечного ассортимента. В связи с тем, что аптеку посещают не только здоровые, но и больные люди, в воздухе могут находиться микроорганизмы, в том числе и патогенные. В аптеке могут быть нарушены микроклиматические условия за счет накопления влажного и горячего воздуха в таких помещениях, как моечная, стерилизационно-дистилляционная. Правильно организованная вентиляция способствует удалению загрязненного воздуха из помещений аптеки, поддержанию санитарно-гигиенического режима. В аптеке используется как естественная, так и искусственная вентиляция. Естественная вентиляция осуществляется за счет аэрации через окна, форточки, фрамуги. В аптеках следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, местную и общеобменную. Вся система искусственной вентиляции аптечных помещений должна быть смонтирована таким образом, чтобы воздух из одного помещения не проникал в другие. В торговом зале также необходима общеобменная приточно-вытяжная вентиляция с преобладанием вытяжки (-4) над притоком (+3). Наиболее эффективным видом вентиляции аптечных помещений является кондиционирование воздуха — создание и автоматическое поддержание искусственно смоделированного микроклимата. Технологическое оборудование, используемое в аптеках, должно быть зарегистрировано в Минздраве России, разрешено к применению в установленном порядке и иметь сертификат соответствия. Установка оборудования должна производиться на достаточном расстоянии от стен, чтобы обеспечить доступ для очистки, дезинфекции и ремонта (как правило, путем замены составных частей). Оборудование не должно загораживать естественный источник света или загромождать проходы. Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и другого оборудования, не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения. Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. Уборка помещений аптечных организаций Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств. Запрещается сухая уборка помещений. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Ветошь, предназначенную для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др.). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей. Приготовление дезинфицирующих растворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезсредств из числа разрешенных Минздравом России. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно. Санитарный день в аптеках проводят 1 раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт).  
  -Оформление документов первичного учета Все хозяйственные операции, проводимые организацией, в том числе и аптечной организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы, раскрывающие содержание операции и юридически закрепляющие факт ее совершения, называются первичными учетными документами и служат основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Хозяйственные операции могут оформляться с использованием следующих форм первичных учетных документов: 1. унифицированных (типовых межведомственных); 2. специализированных (внутриведомственных, отраслевых); 3. разработанных организацией самостоятельно. Первичные учетные документы являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, они должны содержать обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации, от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции; - личные подписи указанных лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если не представляется возможным, непосредственно после ее окончания. При поставке лекарственных средств в аптеку поставщик обязан предоставить товаро - сопроводительные документы: - товарно-транспортные накладные по форме №А-1.13, - сопроводительный (упаковочный) лист по форме №А-1.14, - упаковочный вкладыш по форме №А-1.15 и другие. Лицо, ответственное за прием лекарственных средств в аптечном учреждении, на всех предоставленных документах ставит штамп (печать аптеки) и подпись. На товаросопроводительных документах, которые остаются в аптеке, ставится штамп приема по форме №А-1.1. далее эти документы прикладываются к товарному отчету. Если лекарственные средства поступают в аптеку не в том количестве, которое указано в сопроводительных документах, либо не соответствуют по качеству, в этом случае оформляется акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товара по форме №А-1.2. Акт должен быть составлен в присутствии представителя поставщика лекарственных средств, если по каким либо причинам представитель не может присутствовать при приемке ЛС, тогда приглашаются представители незаинтересованной стороны, которые обязаны иметь удостоверение по форме №А-1.3. Удостоверение представителя прилагается к акту, который составляется в трех экземплярах: первый экземпляр передается в арбитраж для предъявления иска поставщику лекарственных средств; второй - прилагается к приемному акту и передается в бухгалтерию: третий – передается поставщику лекарственных средств.    

 

 

Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

 

Дата Содержание работы Оценка и подпись руководителя практики
  -Изготовление ЛФ по рецептам и требованиям ЛПУ Непосредственное участие в технологическом процессе изготовления порошков Rp: Codeini phosphatis 0,02 Phenacetini Acidi acetylcalicylici ana 0,25 Misce ut fiat pulvis Da tales doses № 10 Signa: по 1 порошку 2 раза в день Свойства ингредиентов Codeini phosphas - Кодеина фосфат – белый кристаллический порошок без запаха, горького вкуса, на воздухе выветривается, легко растворим в воде, мало растворим в спирте, очень мало растворим в эфире и хлф. Список Б хранение в хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света. Анальгезирующее (наркотическое) и противокашлевое средство. Phenacetinum – фенацетин - белый мелкокристаллический порошок без запаха, слегка горького вкуса. Очень мало растворим в воде, трудно растворим в кипящей воде, растворим в 95% спирте, мало растворим в эфире и хлороформе.Список Б. Жаропонижающее, болеутоляющее средство. Acidum acetylsalicylicum – кислота ацетилсалициловая - Бесцветные кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха или со слабым запахом, слабокислого вкуса. Препарат устойчив в сухом воздухе, во влажном постепенно гидролизуется с образованием уксусной и салициловой кислот.Мало растворим в воде, легко растворим в спирте, растворим в хлороформе, эфире, в растворах едких и углекислых щелочей. Противоревматическое, противовоспалительное, болеутоляющее, жаропонижающее средство Фармацевтическая экспертиза рецепта Форма рецептурного бланка (пр. № 1175) – спец. рецептурный бланк Проверка совместимостиингредиентов прописи. Вывод. ЛВ совместимы. Проверка доз веществ сп. А и Б, НЕО учетных веществ.Порошки выписаны распределительным способом. Кодеина фосфат РД=0,02 ВРД=0,1 СД=0,04 ВСД=0,3 Вывод. Дозы не завышены. Масса кодеина фосфата (наркотического вещества) 0,2 (0,02х10). Вывод: НЕО по одному рецепту 0,2; (пр. № 1175) не превышена. Фенацетин – список Б РД=0,25 ВРД=0,5 СД= 0,5 ВСД=1,5 Вывод. Дозы не завышены. ЛП изготавливать можно. Оформление основной этикетки “Внутреннее. Порошки” и предупредительных надписей “Храниь в недоступном для детей месте ” для стадии оформления (маркировки Выписывают сигнатуру, рецепт остается в аптеке. Требование: Codeini posphatis 0,2 (два дециграмма) Выдал: Дата: Получил: Дата ППК оборотная сторона Кодеина фосфата=0.02 х 10=0,2 Фенацетина=0,25 х 10=2.5 К-ты ацетилсалициловой=0,25 х 10=2,5 М общ=5.2 М1=5,2/10=0,52 ППК лицевая сторона Дата № рецепта Phenacetini 2,5 Codeini phosphatis 0,2 Acidi acetylcalicylici 2,5 0,52 №10 М о=5.2 Приготовил: Проверил: Отпустил: Технология изготовления (с указанием названия стадий) 1.Измельчение и смешивание На ВР-5 отвешивают 2,5 г фенацетина. Измельчают его, затирая поры ступки №4. Получают в ступку 0,2 г кодеина фосфата (ВР-1) у провизора- технолога, отвечающего за хранение ядовитых и наркотических веществ, тщательно измельчают пестиком. Добавляют в последнюю очередь отвешенную на ВР-5 2,5 г кислоту ацетилсалициловую. Продолжают измельчение и смешивание в течение 2 минут. 2. Дозирование. Массу порошков дозируют на ВР-1 по 0,52 числом 10. 3. Упаковка. Дозы порошка упаковывают в шесть вощенных капсул. Укладывают в коробку в 2 ряда по 3 штуки. 4. Оформление (маркировка). На коробку наклеивают основную этикетку “Внутреннее. Порошки”, предупредительные надписи “ Храниь в недоступном для детей месте ”, отдельный рецептурный номер, сигнатура. Теоретическая основа технологического процесса и обоснование его стадий 1. Вещества выписаны в соотношении не превышающем 1:20. Наиболее равномерное смешивание, однородность и точность дозирования будут обеспечены при соблюдении принципа “от меньшего к большего” с учетом II закона термодинамики (ΔG=ΔSхσ, ΔG→0) и использования правила Ребиндера для твердых дисперсий. 2. Абсолютная потеря кодеина фосфата в ступке №4 – 7 мг (0,007) х 3=0,021 Абсолютная потеря фенацетина в ступке №4 – 19 мг (0,019) х 3=0,057 Абсолютная потеря кислоты ацетилсалициловой в ступке № 4 – 33 мг (0,033) х 3=0.099 Относительная потеря кодеина фосфата – (0,021:0,2) х 100% = 11,6%; фенацетина – (0,057:2,5) *100 = 2,28% кислоты ацетилсалициловой – (0,099:2,5) х 100%=3,96% Поэтому, для уменьшения относительной потери кодеина фосфата, выписанного в меньшем количестве, поры ступки затирают фенацетином. Контроль качества изготовленного препарата Анализ д<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: