Мышление и язык. Понятие логической категории.





ЛОГИКА. ЛЕКЦИИ.

 

 

Основой данного курса являются учебно-методические пособия

Беркова В.Ф., Воробьевой С.В., Дубинина И.И., Яскевич Я.С., Пвлюкевича. В.И.

Для самостоятельного изучения курса рекомендуются источники №1 и №2 в списке учебной литературы.

 

 

Рекомендованная литература:

 

1. Берков В.Ф. и др. Логика. Мн. 1997 и последующие издания.

2. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения, практикум. Мн. 1997. и последующие издания.

3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М. 19994.

4. Брюшинкин В.Н. практический курс логики для гуманитариев. М. 1996.

5. Ивин А.А. Логика. М. 1997.

6. Ивелев Ю.В. Логика. М. 1992.

7. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М. 1995.

8. Логика. Логические основы общения. М. 1994.

9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. М. 1995.

10. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М. 1997.

 

 

Рекомендованная литература:

 

11. Берков В.Ф. и др. Логика. Мн. 1997.

12. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения, практикум. Мн. 1997.

13. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М. 19994.

14. Брюшинкин В.Н. практический курс логики для гуманитариев. М. 1996.

15. Зегет В. Элементарная логика. М. 1985.

16. Ивин А.А. Логика. М. 1997.

17. Ивелев Ю.В. Логика. М. 1992.

18. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М. 1995.

19. Костюк В.Н. Логика. М. Киев-Одесса. 1975.

20. Логика. Мн. 1974.

21. Логика. Мн. 1994.

22. Логика. Логические основы общения. М. 1994.

23. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике. М. 1995.

24. Мельников. В.Н. Логические задачи. Киев-Одесса, 1989.

25. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М. 1997.

26. Сборник упражнений по логике. Мн. 1981.

27. Сборник упражнений по логике. Мн. 1990.

28. Свинцов В.И. логика. М. 1987.

29. Формальная логика. Л. 1977.

 

Дополнительная литература:

 

Бизам Д., Герциг ЯЯ. Игра и логика. М. 1975.

Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М. 1989.

Гжегорчик А. Популярная логика. М. 1979.

Еремен Ф.Х.,ван; Гротендорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. Л. 1992.

Ивин А.А., Искусство правильно мыслить. М. 1990.

Клини С. Математическая логика. М. 1973.

Кэрролл Л Игра с узелками. М. 1975.

Кэрролл Л Логическая игра. М. 1991.

Логика и риторика. Хрестоматия. Мн. 1997.

Логика. Логические основы общения. Хрестоматия. М. 1994.

Павлов В.Т., Ишмуратов А.Т, Омельянчик В.И. Модальная логика. Киев. 1982.

Петров Ю.А. азбука логического мышления. М. 1991.

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб. 1996.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. М. 1979.

Смаллиан Р.М. Как же называется эта книга? М. 1981.

Смаллиан Р.М. Принцесса или тигр? М. 1985.

Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теории множеств. М. 1965.

Столяр А.А. элементарное введение в Математическую логику. М. 1965.

Федоров Б.И., Джалиашвили З.О. Логика компьютерного диалога. М. 1994.

 

 

Тема 1. Предмет логики как науки.

 

1. Мышление и язык. Понятие логической категории.

2. Понятие логической формы. Формальная логика – наука о логических формах.

3. Логический закон. Правильные и неправильные рассуждения. Ошибки в мышлении. Паралогизмы и софизмы.

 

Мышление и язык. Понятие логической категории.

Логика – это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме.

Само слово «логика» происходит от греческого слова «логос», которое может быть переведено как «разум, понятие, рассуждение». Это слово также служило в качестве философского понятия, обозначающего единый закон, управляющий человеческим мышлением и определяющим порядок вещей в мироздании.

В наиболее широком понимании предмета, логика исследует структуру мышления, выявляет лежащие в основе человеческого мышления закономерности движения к истине.

 

Мышление человека неразрывно связано с языком. Языковые выражения – это та реальность, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах и законах мышления. Все выражения языка можно разбить на классы таким образом, что замена одного выражения другим из такого же класса не делает осмысленный текст бессмысленным, но если выражение заменить другим из другого класса, осмысленный текст станет бессмысленным. Арифметическое выражение «3 + 2 = 5» является осмысленным и истинным. Оно останется осмысленным, хотя и станет ложным, если число «2» заменить любым другим. Но оно перестанет быть осмысленным, и, вместе с тем, станет ни истинным, ни ложным, если вместо «2» поставить, например, знак деления или умножения.

Предельно общие классы таких взаимозаменяемых выражений называются логическими категориями. Соответственно, число «2» и знак деления или умножения соотносятся с различными логическими категориями.

 

Основными логическими категориями являются высказывания, имена и функторы.

Высказывание (в элементарной, т.е. двузначной логике) – это предложение, выражающее мысль, которая является истинной либо ложной. Истинность и ложность являются логическими значениями высказывания.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет мысли и используемое в качестве логического подлежащего или логического сказуемого в высказываниях типа: «А есть В».

Функтор – выражение, которое на основе других выражений, называемых аргументами, образует новое, более сложное осмысленное выражение. Выделяют разные виды функторов, на основании: а) логической категории выражения, образуемого с помощью функтора, б) числа аргументов, в) логической категории аргументов. Различают унарные, одноаргументные, и бинарные, двухаргументные функторы. К первым относятся выражения типа «неверно, что», ко вторым «и, или, либо, если, то; если, и только если». Перечисленные функторы называются логическими союзами.

 

Среди функторов особое место принадлежит именным функциям, пропозициональным функциям и операторам.

Именная функция – это выражение, содержащее переменные и превращающееся в имя при подстановке вместо переменных соответствующих аргументов.

Пропозициональная функция – выражение, содержащее переменные и превращающееся в высказывание при подстановке вместо переменных соответствующих аргументов.

Пропозициональная функция, аргументами которой являются имена, называется предикатом. Примером пропозициональной функции служит выражение «Если p то q», которое превращается в высказывание, если вместо p подставить высказывание «идет дождь», а вместо q – «улицы мокрые».

Пропозициональная функция, аргументами которой являются имена, называется предикатом. Предикат превращается в высказывание не только подстановкой имен вместо переменных. Например, предикат «х открыл Америку» превратится в высказывание, если ему предпослать выражение «для некоторого х верно, что» или «для всякого х верно, что». В первом случае мы получим истинное, во втором – ложное высказывание.

 

Выражение «для некоторого х верно, что» или «существует х» называется квантором существования и обозначается .

Выражение «для всякого х верно, что» называется квантором общности и обозначается .

Операция, когда предикату предпосылается квантор, называется квантификацией. Принято считать, что при квантификации квантор с переменной x (или y, z, др.), связывает одноименную переменную предиката. Такая переменная называется связанной. Переменная, не связанная квантором, называется свободной. Например, в предикате «$x$y (x сильнее y в z)», который читается «Существуют такие x и существуют такие y , что x сильнее y в z», переменные x и y – связанные, а z – свободная. Если кванторы связывают не все переменные, выступающие в предикате, то он не превращается в высказывание, а остается предикатом.

При введении переменных устанавливаются (иногда неявно), какого рода постоянные – конкретные имена, высказывания функторы можно подставлять вместо тех или иных переменных. Постоянные, которые можно подставлять вместо переменной называются значениями этой переменной, а множество таких постоянных – областью значений переменной. Значениями переменной также часто называют предметы, обозначаемые постоянными, а областью значений переменной – множество таких предметов.

Различаются: а) пропозициональные переменные, значениями которых выступают высказывания – p, q, r, … p1, q1, r1, …; б) индивидуальные переменные, т.е. переменные, значениями которых являются имена индивидуальных предметов x, y, z, … x1, y1, z1, …; в) предикатные переменные, т.е. переменные, значениями которых являются имена свойств и отношений P, Q, R, … P1, Q1, R1, … .

Кроме кванторов общности и существования есть другие выражения, связывающие переменные и объединенные общим названием «операторы». Например, выражение «множество таких x, что» называется оператором абстракции, выражение «тот x, который» – оператором дескрипции.

 





Читайте также:
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.