| Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): | Балл | Балл эксперта |
| Цель не сформулирована | ||
| Цель сформулирована нечетко | ||
| Цель сформулирована, но не обоснована | ||
| Цель четко сформулирована и убедительно обоснована | ||
| Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла): | ||
| План отсутствует | ||
| Представленный план не ведет к достижению цели проекта | ||
| Представлен краткий план достижения цели проекта | ||
| Представлен развернутый план достижения цели проекта | ||
| Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | ||
| Тема проекта не раскрыта | ||
| Тема проекта раскрыта фрагментарно(не все аспекты темы раскрыты в проекте) | ||
| Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко) | ||
| Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе | ||
| Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла): | ||
| Использована не соответствующаятеме и цели проекта информация | ||
| Большая часть представленной информации не относится к теме работы | ||
| Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипныхисточников | ||
| Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | ||
| Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы (саморефлексия учащегося) (максимум 3 балла): | ||
| Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | ||
| Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | ||
| Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | ||
| Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | ||
| Критерий 6. Степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах (максимум 3 балла): | ||
| Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | ||
| Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | ||
| Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | ||
| Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальнымотношением автора к идее проекта | ||
| Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла): | ||
| Письменная часть проекта отсутствует | ||
| В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | ||
| Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | ||
| Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | ||
| Критерий 8. Речевое оформление (максимум 2 балла): | ||
| В работе просматривается коммуникативный замысел,но допущено более 5 логических ошибок | ||
| Речь учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущено не более5 логических ошибок | ||
| Речь учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена | ||
| Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 2 балла): | ||
| Презентация не проведена | ||
| Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общенияс аудиторией, но сама презентация недостаточно хорошо подготовлена | ||
| Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общенияс аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию | ||
| Критерий 10. Понимание сути задаваемых (раскрываемых) вопросов (максимум 1 балл): | ||
| Учащийся не понимает сути задаваемых (раскрываемых) вопросов | ||
| Учащийся понимает суть задаваемых (раскрываемых) вопросов, умеет найти способы ответа на вопрос | ||
Общий уровень достижений учащихся оценивается по форме «зачет», «незачет».
«Зачет»: 26 - 9 баллов; «незачет»: от 8 - 0 баллов.
Данные критерии оценивания проектов дают возможность не только всесторонне и правильно оценить проект, но и позволяют учителю сделать вывод, на что должна быть направлена дальнейшая работа учащихся, показавших не очень хорошие результаты по какому-либо из критериев:
Методы исследования - это способы достижения цели проектной и учебно - исследовательской работы. Чаще всего в проектных работах учащиеся используют следующие методы:
| № | Метод | Суть метода |
| 1. | Анализ | Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. |
| 2. | Анкетирование | Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. |
| 3. | Дедукция | Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. |
| 4. | Индукция | Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). |
| 5. | Интервью | Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. |
| 6. | Классификация | Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
| 7. | Краеведческий поиск | Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания. |
| 8. | Моделирование | Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
| 9. | Наблюдение | Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
| 10. | Обобщение | Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
| 11. | Описание | Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
| 12. | Опрос | Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
| 13. | Опыт | Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
| 14. | Прогнозирование | Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
| 15. | Реконструкция | Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |
| 16. | Синтез | Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. |
| 17. | Эксперимент | Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. |