Определение объекта и предмета исследования




Виды социологических исследований.

Социологическое исследование в наиболее общем виде можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследования включает в себя 4 взаимосвязанных этапа:

1) Подготовка исследования

2) Сбор первичной социологической информации

3) Подготовка собранной информации и обработка на ЭВМ

4) Анализ собранной информации и подготовка отчета

Типологии социологических исследований.

1) Разведывательное социологическое исследование. Наиболее простой вид соц.исследования, оно, как правило, охватывает небольшие совокупности людей и проводится по упрощенной программе со сжатым инструментарием.

- Пилотажное исследование – особый вид разведывательного исследования, в ходе которого проверяется инструментарий и гипотезы исследования.

- Оперативное исследование. Оперативный опрос проходит с небольшим инструментарием, программы исследование может и не быть. Оперативные опросы часто проходят с помощью телефонного опроса, интернет опроса, анкет, фокуса группы.

2) Описательное исследование. Наиболее сложный вид соц.исследования. Цель – получить целостное представление об объекте исследования. Оно проводится по развернутой программе на базе методологически апробированного (прошедшего пилотаж) инструментария.

3) Аналитическое исследование. Цель – выявление причин характера связи. Когда мы говорим о факторном анализе, то мы определяем долю каждого фактора по влиянию на изучаемый процесс или явление.

Прогностическое исследование – особый вид аналитического исследования. Самый сложный вид исследования. 10-15 лет социологические исследования вполне могут давать верные прогнозы. Очень часто в таких исследованиях используют опросы экспертов.

Эксперимент – метод, который помогает не только собрать информацию, но и проверить гипотезу.

Рассмотренная нами типология дается по глубине разработке проблемы и по масштабности и сложности решаемых задач.

II. Типология по методам сбора информации: используются разные методы сбора информации - опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. Опрос бывает двух видов – анкетирование и интервьюирование.

Метод наблюдения – это восприятие свойств объекта, и последующее фиксирование результатов. Инструментарий: дневник наблюдения, карта наблюдения, протокол наблюдения.

Метод эксперимента – это и проверка гипотез, и метод сбора информации.

Анализ документов – распадается на два варианта: классический анализ, контент-анализ.

III. В зависимости от источника информации существуют массовые и специализированные опросы. По количеству масс исследования бывают точечные (если опрашиваем 1 раз) и повторные (опрашиваем любое количество раз).

Мониторинговые исследования (одни и те же вопросы, но разным людям) и панельные исследования (один и тот же человек, разные вопросы).


2. Методы, техника, процедуры в социологическом исследовании.

Методы и процедуры ис­следованияэто система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Одну и ту же сис­тему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методи­кой, а иногда — методологией. Итак,

Метод — это основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных. (пример анкета)

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. (открыт. или закрытый вопрос)

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.

 

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – это чаще всего определенная социальная группа, но могут быть исключения.

Предметом исследования называется та сторона социального объекта, которую мы выбираем для изучения.

Объект исследования у нас объективный, а предмет исследования субъективен, полностью зависит от исследователя.

1) Объект исследования должен быть доступен для изучения.

2) Постановка проблемы не должна быть слишком широкой (мы должны изучить ее за пол года)

3) Сузить или расширить предмет исследования за счет операционализации понятий.


4. Понятие социального факта.

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть любые не зависящие от наблюдателя состояния действитель­ности или свершившиеся события. В логико-гно­сеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном ин­тервале. Это — элементарные компоненты систе­мы знания.

Понятие "социальный факт" было введено в социо­логию Эмилем Дюркгеймом— классиком фран­цузской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологи­ческие как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надиндивидное социально-культурное значение.

В современной социологии социальными фактами принято считать: (а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания -мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; наконец, (г) в феноменологически ориентированной со­циологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаи­модействия, подлежащее интерпретации с позиций дея­тельного субъекта. Мы в дальнейшем будем исходить из представления о социальном факте в его социально-типическом, не единичном проявлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: