Логический анализ разработанной анкеты.





1) Выдержаны ли требования к языку.

Не получалось ли так, что для одной части респондентов язык слишком трудный, других – примитивный.

Чем проще язык анкеты, тем лучше!

Недопустимы вопросы анкеты: двойные описания, сложные конструкции (СПП), два вопроса в одном.

Например, как вы относитесь к документальным и художественным фильмам? Какие радио и телевизионные программы вы смотрите.

2) Нужно проверить, нет ли сложных терминов.

3) Проверка вариантов ответов (валидность шкал, чувствительность, полнота)

При формировании шкал, проследить, нет ли разрывов шкал, наложения. Требования к шкалам измерения должны быть соблюдены.

4) И вопрос, и альтернатива, должны быть понятны каждому респонденту.

5) Проверить вопросы на валидность (когда и вы, и ваш респондент понимаете вопросы одинаково).

Проверить, не слишком ли абстрактны вопросы.

6) Понятно ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете.

7) Проверить, компетентны ли респонденты. Не следует ли включить фильтры на компетентность. Фильтры на компетентность предполагают вопрос о том, имел ли лично человек дело с тем объектом, который вы изучаете.

8) Нет ли опасности утомить опрашиваемого. Как избежать или снизить монотонность? Вопрос-проверка во время пилотажа: как вы думаете, сколько времени у вас заняло заполнение анкеты? В это время анкетер измеряет время сам. Если респондент написал больше времени, чем заняло реально, значит анкета нудная. А если меньше, чем реальное, значит анкета интересная.

9) Достаточно ли надежна память опрашиваемого, для ответов на вопросы о прошедших событиях. Не следует ли подстраховаться на этот случай. Если мы наблюдаем ситуацию, когда человек не понял, о чем его спрашивают, нужно поставить наводящие вопросы.

10) Нет ли опасности получения годных стереотипных ответов.

11) Не задевает ли вопрос чувства человека.

12) Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, и могут ли люди справиться с таким обилием вариантов. Всегда есть опасность, что человек не будет читать варианты. Может быть стоит разделить на два вопроса.

13) Нет ли опасения вызвать недоверие или какие-нибудь отрицательные эмоции у опрашиваемых. Политическая платформа не должна быть просматриваема. Вопросы о нравственности тоже следует избегать.

14) Не слишком ли задевается самолюбие и интимные стороны жизни опрашиваемого.

15) Нет ли опасного влияния предыдущего вопроса на последующие.

16) Все ли в порядке со стороны графического оформления. Нет ли разрывов в кусках анкет. Нет ли монотонности в оформлении. Правильно ли оформлена анкета. Использование путеводителя по анкете – хороший прием.

Есть ли вопросы, которые вызывают ваше собственное сомнение, которые нужно проверить особенно.

Для пилотажа достаточно опросить 50 человек. Пилотажный опрос дает полную картину того, как мы разработали анкету. Пилотажное исследование позволяет избежать дорогостоящих ошибок. Оно позволяет исключить те вопросы, на которые люди не отвечают, или исключить их, позволяет отметить уровень заполняемости анкеты, переформулировать или изменить гипотезы, в следствии чего получаются вторичные гипотезы. Справка по пилотажу пишется обязательно во всех исследованиях. В ней отмечается кого вы опросили, подтвердились гипотезы или нет, какие вопросы были непонятны, и как их переделали.


20. Виды наблюдения

Метод наблюдения – метод регистрации событий очевидцев. Под научным наблюдением понимают наблюдение, подчиненное определенной исследовательской цели.

Типология.

Наблюдение может быть контролируемоеи неконтролируемое. В неконтролируем используется лишь специальный план. В контролируемом наблюдении события фиксируются с помощью определенного инструментария: карта наблюдения – дает определенный срез наблюдения в течении 15 минут, протокол наблюдения – регистрирует события по ходу их действия в течении достаточно долго времени, дневник наблюдения – заполняется после прохождения событий, в дневнике проявляется эмоционально-аналитическая составляющая, чего нет в протоколе, о зато в дневнике может быть упущена какая-либо информация, в отличии от протокола.

Наблюдение может быть включенное и не включенное. Включенное – когда человек сам является участником событий, за которыми он наблюдает. Достоинство – человек понимает смысл этого события. Недостаток – человек теряет объективность, когда он изучает это событие. Наблюдать можно за самими людьми и за последствиями их действий.

Наблюдение может быть с применением технических средств, без применения технических средств. С применением тех.средств – камера наблюдения.

Наблюдение может быть явным и скрытым. Скрытое наблюдение – значит, не оглашать цели исследования.

Достоинства метода наблюдения – этот метод объективный и недорогой, достаточно оперативный. Недостатки – когда мы наблюдаем, нам часто не ясны мотивы действия людей, особенно, если они относятся к другой культуре. Поэтому метод наблюдения очень часто дополняется методом опроса.


21 и 29 . Экспертный опрос как метод сбора информации

Эксперт – это профессионал, специалист в какой-либо области знания.

Во-первых, в любой сфере деятельности есть свои профессиональные издания. Если человек печатается в этих изданиях, то он является специалистом в этой сфере деятельности. Во-вторых, стаж работы и должность тоже говорит о том, является ли он экспертом. Так же есть метод «снежного кома». Первичная задача при этом методе – выловить хотя бы одного эксперта, и попросить его порекомендовать еще каких-либо экспертов в его сфере деятельности, тех экспертов попросить назвать еще людей, до такой степени, пока фамилии не начнут повторяться.

Виды экспертных опросов:

1.Разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью)

2.Однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание, «мозговой штурм»)

3.Индивидуальный опрос в несколько туров

4.Коллективный опрос в несколько туров

Опросы экспертов проводятся в начале любого крупного исследования. После этого мы можем переходить к разработке программы. Или же, мы обращаемся к экспертам, когда мы уже собрали информацию, и нам нужно ее проинтерпретировать. Существуют:

· индивидуальные экспертные опросы, в них можно использовать либо метод интервью, либо метод анкетирования. Обычно это нестандартизированное интервью.

· коллективные опросы экспертов («мозговой штурм», дельфийская техника). Коллективное совещание экспертов, кода есть один ведущий-модератор, который собирает экспертов за столом, всем раздается повестка дня и решается какая-либо сложная задача. Это и есть «мозговой штурм». В нем часто используется две команды экспертов: одна имеет какие-либо идеи, а другая команда - аналитики, которые выбирают наиболее приемлемые идеи.

В совещаниях прийти к единому мнению сложно, поэтому существует специальный метод выяснить единую точку зрения, которая называется дельфийская техника. Она стала развиваться в те годы, когда появилась электронная почта. Экспертам отправляют материал по какой либо проблеме, и просят их выразить свою точку зрения по этой проблеме. После того, как эксперты выразили свою точку зрения, все мнения собирают в единый отчет. И этот отчет снова направляют экспертам, с просьбой изменить свою точку зрения, с учетом вновь появившейся информацией. Так делается до сих пор, пока точки зрения не начнут меняться.


22. Разработка инструментария для телефонного опроса.

Телефонный опрос – метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований и социологических исследований, заключающихся в вопросе респондентов по телефону на основе заранее разработанного опросника. Телефонные опросы применяются в том случае, когда нужно сравнительно быстро и недорого исследовать основные характеристики респондентов, их отношение к тому или иному товару, услуге, событию.

Телефонный опрос может осуществляться двояким образом:

1. Компания нанимает интервьюеров, и они дома обзванивают население по специально разработанной выборке. За вечер они реально обзванивают 20-25 человек. Чтобы получить выборку работает 6-10 интервьюеров, несколько дней. Скорость не очень большая, но этот метод легко организовать и он очень функционален. Информации получаем не так много.

2. Использование call-центров. Это система компьютеров, которые замкнуты на одном «большом» компьютере. В этом компьютере заведена база квартирных телефонов города Москвы, и он осуществляет дозванивание всех домашних номеров. Достоинства: за вечер можно опросить до 1,5 тысячи человек, анкета небольшая (минут 15-20 максимум), мы можем осуществить контроль операторов, можно поправить опросник, мы можем остановить опрос, когда у нас имеется достаточное количество данных. Считается, что в мегаполисах такой метод сбора будет главный. Недостатки: мы можем получить очень небольшое количество информации, респондент воспринимает наши вопросы на слух, поэтому может что-то не понять, неправильно интерпретировать, в этом опросе происходит искажение выборки.

Прием для более равномерного распределения респондентов по полу и возрасту к телефону просят подойти человека, чей день рождения ближайший к дате опроса.

Требование к опроснику: он должен быть небольшим, могут быть исключения в опросе экспертов и в опросе тех людей, которые сами заинтересованы, чтобы их опросили. Если у нас слишком много альтернатив (например 5), то их необходимо сократить. Вплести возможные ответы в саму ткань вопроса.

Вопрос для раздаточной анкеты Вопрос для телефонного интервью
Как в целом складывается ваша личная жизнь? 1) Складывается хорошо, практически не бывает ссор 2) В целом хорошо, хотя бывают отдельные конфликты 3) Складываются плохо, бывает много конфликтов 4) Брак фактически распался, собираемся подавать на развод Как в целом складывается ваша семейная жизнь, плохо или хорошо? Ответ респондента «хорошо». Мы спрашиваем: Насколько хорошо? 1) Практически не бывает ссор 2) Бывают отдельны конфликты   Ответ респондента «плохо» На сколько плохо? 1) Плохо, но разводиться не собираемся 2) Плохо, брак практически распался

 

Телефонный опрос часто совмещают с другими методами сбора информации. Это компенсирует его недостатки в информативности.


23. Почтовый опрос как метод сбора информации.

Почтовый опрос – это разновидность анкетирования. В наиболее простом виде он заключается в том, что анкета рассылается по почте и по почте возвращается. Самое большое достоинство опроса заключается в том, что он не требует сложной организации. С помощью почтового опроса мы можем охватить те территории, которые являются для нас труднодоступными в географическом плане. Респондент может заполнить анкету в любое для себя удобное время.

Прежде всего, анкета для почтового опроса должна быть идеальной. Если человек что-либо не поймет, у нас нет возможности прокомментировать. Мы не можем проконтролировать, кто на самом деле заполняет анкету. Люди не любят отвечать на письма.

Мы всегда указываем конверт с адресом, туда вкладываем небольшой презент (календарик, открытку).

Мы делаем серию напоминаний (до 3-х): рассылка уведомлений, сами анкеты, и потом повторная рассылка тем, кто не ответил.

В почтовом опросе возникает систематическая ошибка выборки, например неправильно написанный адрес. Случайная ошибка выборки сопутствуется увеличением рассылки.

Отвечают обычно те, кого лично задевает тема опроса.

В результате проходит ремонт выборки.

Прессовые опросы.

Анкеты печатаются в журнале или газете. Возврат анкет - 10-15%. Но так как тираж у газет большой, то нужное количество респондентов набирается. Большой минус такого опроса в том, что он репрезентативный, он никого не представляет.


24. Особенности проведения телефонного интервью.

Телефонный опрос – метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований и социологических исследований, заключающихся в вопросе респондентов по телефону на основе заранее разработанного опросника. Телефонные опросы применяются в том случае, когда нужно сравнительно быстро и недорого исследовать основные характеристики респондентов, их отношение к тому или иному товару, услуге, событию.

Телефонный опрос может осуществляться двояким образом:

3. Компания нанимает интервьюеров, и они дома обзванивают население по специально разработанной выборке. За вечер они реально обзванивают 20-25 человек. Чтобы получить выборку работает 6-10 интервьюеров, несколько дней. Скорость не очень большая, но этот метод легко организовать и он очень функционален. Информации получаем не так много.

4. Использование call-центров. Это система компьютеров, которые замкнуты на одном «большом» компьютере. В этом компьютере заведена база квартирных телефонов города Москвы, и он осуществляет дозванивание всех домашних номеров. Как только он дозвонился, он соединяет оператора с этим телефоном, т.е. передает звонок на другой компьютер. Достоинства: за вечер можно опросить до 1,5 тысячи человек, анкета небольшая (минут 15-20 максимум), мы можем осуществить контроль операторов, можно поправить опросник, мы можем остановить опрос, когда у нас имеется достаточное количество данных. Считается, что в мегаполисах такой метод сбора будет главный. Недостатки: мы можем получить очень небольшое количество информации, респондент воспринимает наши вопросы на слух, поэтому может что-то не понять, неправильно интерпретировать, в этом опросе происходит искажение выборки. Требование к опроснику: он должен быть небольшим, могут быть исключения в опросе экспертов и в опросе тех людей, которые сами заинтересованы, чтобы их опросили. Если у нас слишком много альтернатив (например 5), то их необходимо сократить. Вплести возможные ответы в саму ткань вопроса.

Вопрос для раздаточной анкеты Вопрос для телефонного интервью
Как в целом складывается ваша личная жизнь? 5) Складывается хорошо, практически не бывает ссор 6) В целом хорошо, хотя бывают отдельные конфликты 7) Складываются плохо, бывает много конфликтов 8) Брак фактически распался, собираемся подавать на развод Как в целом складывается ваша семейная жизнь, плохо или хорошо? Ответ респондента «хорошо». Мы спрашиваем: Насколько хорошо? 3) Практически не бывает ссор 4) Бывают отдельны конфликты   Ответ респондента «плохо» На сколько плохо? 3) Плохо, но разводиться не собираемся 4) Плохо, брак практически распался

 


25. Виды интервью.

Интервью наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанному на непосредственном личном контакте социолога и респондента.

Характеристики:

1. Общение продиктовано необходимостью сбора информации

2. Ситуация задается целями и задачами исследования

3. Общение предполагает наличие определенных ролей (один человек сообщает информацию, другой ее принимает)

Преимущество анкетирования в том, что этот метод недорог, достаточно быстро осуществляется. И в этом смысле интервью проигрывает анкетирования. Но количество получаемой информации при интервью окупает затраты. Интервьюер еще и наблюдает за реакцией респондента. И при правильно составленном опроснике, он может эти реакции зафиксировать.

Типология интервью:

1. По способу организации. Бывают индивидуальные и групповые интервью.

2. По характеру общения. Выделяют очное и телефонное интервью.

3. По специфике источника информации. Выделяют интервью с массовым респондентом и интервью с экспертом (специалистом в какой-либо определенной области)

4. По степени стандартизации, формализации, структуризации.

Стандартизация – это единообразие в рамках конкретного исследования. Это важное для нас понятие, т.к. не стандартизированное интервью невозможно сопоставить и математически обработать. Она достигается с большим трудом. Во-первых, мы должны разработать стандартный опросник. Во-вторых, ответы респондентов тоже должны быть стандартизированы. В-третьих, нужно научить интервьюера не влиять на респондента.

Формализация – это придание опросам определенные формы, от которых интервьюер не должен отступать. Интервью бывает формализованное и полуформализованное. В полуформализованном интервью ответы респондента являются свободными. Чем выше степень формализации, тем легче работать интервьюеру. Чем более свободное интервью, тем сложнее его проводить, интервьюер должен быть высоко квалифицированным. Если интервью свободное, то нужна запись беседы

Структуризация – это установление связей между элементами интервью. Высокая степень структуризации означает жесткую последовательность интервью.

Подготовка интервью.

Разделяется на общую и конкретную. Общая подготовка сводится по сути дела к обучению интервьюеров.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!