Важнее не доказательство гипотез, а установление истины.




Выдвижением гипотез заканчивается методологическая часть программы. Далее начинается методическая часть, она содержит обоснование инструментария, обоснование обследуемой совокупности, который базируется на представлениях об объекте исследования.

 


10. Эксперимент как метод сбора информации..

Эксперимент – метод сбора информации, и проверки выдвинутых гипотез. Эксперимент – уникальный метод, среди всех методов сбора информации считается самым доказательным методом, т.к. имеет прямой выход на практику. По характеру воспринимаемости, эксперименты делятся на прямые и лабораторные. Прямые – полевой эксперимент.В лабораторном эксперименте ситуация и группы формируются искусственно, люди чаще всего осведомлены об участии в эксперименте. Чтобы эксперимент был успешным, необходимо правильно определить цели эксперимента и точно отобрать участников. Здесь существует 3 метода:

1) метод попарного отбора

2) метод структурной идентификации

3) метод случайного отбора

Например, мы проводим эксперимент по внедрению новой методики изучения иностранного языка. Группа, в которой проводится эксперимент, называется экспериментальной. Если мы в одну группу наберем отличников, а в другую двоечников, это сильно повлияет на итоги. Метод попарного отбора предполагает набор участников с одинаковыми способностями.

Метод идентификации предполагает набор более крупных совокупностей, чем одна группа. Этот метод аналогичен квотной выборки. Структура группы по основным значимым показателям должна быть одинакова (например: пол, возраст, образование, соц.положение).

Метод случайного отбора аналогичен случайной и вероятной выборки. Суть выбора заключается в том, что этот метод применяется для больших совокупностей людей. Его, как правило, применяют в полевых экспериментах. Нам нужно создать микромодель генеральной совокупности. Она создается с помощью генератора случайных цифр.

По логической структуре доказательства гипотез, эксперименты подразделяются на линейные и параллельные. Линейный – анализу подчиняется одна и та же группа. Мы характеризуем ее контрольные характеристики до и после нала эксперимента. Контрольные характеристики – те, которые важны для нас. В нашем примере, методика изучения языка – экспериментальный фактор, а уровень владения – контрольный фактор. В ходе любого эксперимента, нам важно исключить любое воздействие на объект мешающих факторов, которые могут повлиять на ход эксперимента.

Параллельный эксперимент - в нем могут участвовать несколько групп, их состав может быть идентичен. Люди в этом методе подбираются чаще всего методом попарного отбора.


11. Опрос как метод сбора информации.

Делится на два больших подвида:

1. Анкетирование

2. Интервьюирование

Принципиально отличие анкетирования от интервьюирования заключается в том, что анкету заполняет сам респондент. А в интервью бланк заполняет сам интервьюер.

Метод опроса как таковой очень информативный метод.

§ Анкетирование может быть личное, групповое, и почтовое.

§ Интервью может быть личное, групповое, интервью по телефону.

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков разных видов опроса.

Показатели Почтовый опрос Телефонный опрос Личное интервью Анкетный опрос
Гибкость Плохо Хорошо Отлично Плохо
Количество получаемой информации Хорошо Удовл. Отлично Хорошо
Скорость сбора данных Плохо Отлично Хорошо Хорошо
Стоимость Хорошо Удовл. Плохо Удовл.
Уровень реакции респондента Плохо Хорошо Хорошо Хорошо
Контроль воздействия интервьюера Отлично Удовл. Плохо Хорошо
Контроль выборки Удовл. Отлично Хорошо Хорошо

 

Идеальных методов сбора информации не бывает. Единственное, что должен сделать исследователь – это подобрать наиболее подходящий метод для той ситуации, в которой он находится. Выбор опроса зависит от наличия материальных ресурсов, временного фактора, какое количество информации нам нужно получить.


12. Виды опросов.

Делится на два больших подвида:

1. Анкетирование

2. Интервьюирование

Принципиально отличие анкетирования от интервьюирования заключается в том, что анкету заполняет сам респондент. А в интервью бланк заполняет сам интервьюер.

§ Анкетирование может быть личное, групповое, и почтовое.

§ Интервью может быть личное, групповое, интервью по телефону.


13. Разработка инструментария в методе наблюдения.

Метод наблюдения – метод регистрации событий очевидцев. Под научным наблюдением понимают наблюдение, подчиненное определенной исследовательской цели.

Типология.

Наблюдение может быть контролируемое и неконтролируемое. В неконтролируем используется лишь специальный план. В контролируемом наблюдении события фиксируются с помощью определенного инструментария: карта наблюдения – дает определенный срез наблюдения в течении 15 минут, протокол наблюдения – регистрирует события по ходу их действия в течении достаточно долго времени, дневник наблюдения – заполняется после прохождения событий, в дневнике проявляется эмоционально-аналитическая составляющая, чего нет в протоколе, но зато в дневнике может быть упущена какая-либо информация, в отличии от протокола.

Наблюдение может быть включенное и не включенное. Включенное – когда человек сам является участником событий, за которыми он наблюдает. Достоинство – человек понимает смысл этого события. Недостаток – человек теряет объективность, когда он изучает это событие. Наблюдать можно за самими людьми и за последствиями их действий.

Наблюдение может быть с применением технических средств, без применения технических средств. С применением тех.средств – камера наблюдения.

Наблюдение может быть явным и скрытым. Скрытое наблюдение – значит, не оглашать цели исследования.

Достоинства метода наблюдения – этот метод объективный и недорогой, достаточно оперативный. Недостатки – когда мы наблюдаем, нам часто не ясны мотивы действия людей, особенно, если они относятся к другой культуре. Поэтому метод наблюдения очень часто дополняется методом опроса.


15. Области применения метода экспертного опроса.

Эксперт – это профессионал, специалист в какой-либо области знания.

Как отобрать таких специалистов? Когда мы имеем дело с научными работниками, то проблем с этим не возникает. Доказательством его знаний является должность, звание, публикации по этой проблеме. Если вторгаемся в любую другую сферу, то как узнать подходит нам человек или нет? Во-первых, в любой сфере деятельности есть свои профессиональные издания. Если человек печатается в этих изданиях, то он является специалистом в этой сфере деятельности. Во-вторых, стаж работы и должность тоже говорит о том, является ли он экспертом. Так же есть метод «снежного кома». Первичная задача при этом методе – выловить хотя бы одного эксперта, и попросить его порекомендовать еще каких-либо экспертов в его сфере деятельности, тех экспертов попросить назвать еще людей, до такой степени, пока фамилии не начнут повторяться.

Виды экспертных опросов:

1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью)

2. Однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание, «мозговой штурм»)

3. Индивидуальный опрос в несколько туров

4. Коллективный опрос в несколько туров

Опросы экспертов проводятся в начале любого крупного исследования. Так как они позволяют очень быстро вникнуть в проблему исследования, а затем грамотно разработать программу и инструментарий исследования. После этого мы можем переходить к разработке программы.

Или же, мы обращаемся к экспертам, когда мы уже собрали информацию, и нам нужно ее проинтерпретировать.

Экспертные опросы применяются на заключительной стадии осмысления результатов исследования.

Существуют:

· индивидуальные экспертные опросы, в них можно использовать либо метод интервью, либо метод анкетирования. Обычно это нестандартизированное интервью.

· коллективные опросы экспертов («мозговой штурм», дельфийская техника). Коллективное совещание экспертов, кода есть один ведущий-модератор, который собирает экспертов за столом, всем раздается повестка дня и решается какая-либо сложная задача. Это и есть «мозговой штурм». В нем часто используется две команды экспертов: одна имеет какие-либо идеи, а другая команда - аналитики, которые выбирают наиболее приемлемые идеи.

В совещаниях прийти к единому мнению сложно, поэтому существует специальный метод выяснить единую точку зрения, которая называется дельфийская техника. Она стала развиваться в те годы, когда появилась электронная почта. Экспертам отправляют материал по какой либо проблеме, и просят их выразить свою точку зрения по этой проблеме. После того, как эксперты выразили свою точку зрения, все мнения собирают в единый отчет. И этот отчет снова направляют экспертам, с просьбой изменить свою точку зрения, с учетом вновь появившейся информацией. Так делается до сих пор, пока точки зрения не начнут меняться.

Дельфийская техника как таковая позволяет прийти к согласованной точке зрения по широкому кругу проблем. Считается, что дельфийская техника возникла в 70-х годах 20-го века.


16. Методология, методика и процедура в социологическом исследовании.

Методологией называют систему принципов науч­ного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

Понятие "методология"собира­тельный термин, имеющий различные аспекты. Всеоб­щая научная методология включает универсальные принципы развития научного знания (например, логи­ческого анализа, осуществления научного эксперимен­та...). Общесоциологическая методология, функцию ко­торой выполняет социологическая теория, дает указа­ния относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотношении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.

Понятие "методология" употребляется и в значении системы приемов исследования, например измерения со­циальных характеристик. Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения.

Методы и процедуры ис­следованияэто система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных прие­мов социологического исследования. Одну и ту же сис­тему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методи­кой, а иногда — методологией. Итак,

Метод — это основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

[Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулиро­вать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют тех­нику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инстру­мент для сбора первичных данных, и соответствующая инст­рукция анкетеру образуют в нашем случае методику.]

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.


17. Оценка качества разработанной анкеты в ходе пилотажа.

Для пилотажа достаточно опросить 50 человек. Пилотажный опрос дает полную картину того, как мы разработали анкету. Пилотажное исследование позволяет избежать дорогостоящих ошибок. Оно позволяет исключить те вопросы, на которые люди не отвечают, или исключить их, позволяет отметить уровень заполняемости анкеты, переформулировать или изменить гипотезы, в следствии чего получаются вторичные гипотезы. Справка по пилотажу пишется обязательно во всех исследованиях. В ней отмечается кого вы опросили, подтвердились гипотезы или нет, какие вопросы были непонятны, и как их переделали.

Обмен анкетами с целью нахождения ошибки.

После проведения логического анализа проводится пилотаж.

В пилотаже проверяется как разработана анкета, не слишком ли сложный язык анкеты.

Логический анализ и пилотаж проводятся по одному и тому же принципу.

Логический анализ анкеты проверяют коллеги, а в пилотаже – респонденты.


18. Назначение пилотажного опроса

Для пилотажа достаточно опросить 50 человек. Пилотажный опрос дает полную картину того, как мы разработали анкету. Пилотажное исследование позволяет избежать дорогостоящих ошибок. Оно позволяет исключить те вопросы, на которые люди не отвечают, или исключить их, позволяет отметить уровень заполняемости анкеты, переформулировать или изменить гипотезы, в следствии чего получаются вторичные гипотезы. Справка по пилотажу пишется обязательно во всех исследованиях. В ней отмечается кого вы опросили, подтвердились гипотезы или нет, какие вопросы были непонятны, и как их переделали.

Алгоритм подготовки справки для пилотажа.

· Пилотаж был проведен такого-то числа.

· В нем участвовали столько-то человек, можно указать возраст.

· Какие возникли трудности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: