2. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса.
3. Повышение качества обучения.
4. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях).
5. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания.
6. Удешевление компонентов учебного процесса.
В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т. п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют обучающимся возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.
При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. В мировой практике ДО для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии [1]:
- предоставление учебников и другого учебного материала в электроном виде и на бумажных носителях;
- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
|
- дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
- видеозаписи;
- трансляция учебных программ;
- электронная почта;
- виртуализация и облачные ресурсы.
Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в ДО, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью ДО [4]. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на ДО, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Необходимо в дополнение к базовым универсальным учебникам иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.
Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода.
Наиболее перспективным направлением использования способов обмена информацией в системе ДО для высшего образования является реализация элементов системы ДО на базе высших учебных заведений. Данный подход позволяет комплексно решать вопросы подготовки специалистов, и в перспективе подобные локальные системы могут быть интегрированы в общую систему ДО РФ.
|
Можно выделить следующий перечень дидактических особенностей дистанционного образования [3]:
- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
- ведущая роль теоретических знаний;
- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
- системность и последовательность в обучении;
- доступность;
- прочность овладения содержанием обучения.
Основными проблемами формирования курсов СДО являются [1]:
- создание обучающих модулей, позволяющих формировать учебные курсы СДО, ориентированные на текущие потребности промышленности, рынок труда, региональные потребности;
- разработка стратегии оценивания знаний и профессиональных навыков в СДО, обеспечивающей эффективность и надежность оценки;
- использование накопленных учебных материалов, курсов очного образования и переподготовки в системе СДО;
- создание процедур и механизмов развития созданных курсов СДО в процессе их использования (адаптация к целям и/или переход на качественно более высокий уровень полноты СДО);
- разработка процедуры адаптивного обучения (контекстного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого;
- выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения.
|
Решение перечисленных проблем при создании курсов СДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса ДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент ДО различных классов.
Можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования [1]:
1) курсы должны строиться по модульному принципу;
2) разработка модулей должна выполняться на основе единой формальной модели;
3) информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;
4) содержание модуля (элемента) должно включать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;
5) в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;
6) процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т.е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;
7) элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;
8) процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;
9) в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.