Оформление результатов аудита и предложения для аудиторского заключения




 

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

· заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

· заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

· отрицательное заключение;

· заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации по результатам аудиторской проверки под­готавливается аудиторское заключение, состоящее из трех частей: ввод­ной, аналитической и итоговой.

Протоколом N 1 от 9 февраля 1996 г. Комиссией по аудиторской дея­тельности при Президенте Российской Федерации был одобрен Порядок сос­тавления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

В соответствии c этими нормативными документами аудиторское зак­лючение должно содержать:

а) во вводной части:

- наименование аудиторской фирмы (фамилия, имя, отчество аудито­ра), юридический адрес, данные государственной регистрации, номер и дата выдачи лицензии (с указанием вида аудита и срока действия лицен­зии), банковские реквизиты.

б) в аналитической части:

- наименование экономического субъекта и временные рамки проверя­емого периода,

- результаты экспертизы системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета в экономическом субъекте,

- факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, повлекшие за собой искажение бухгалтерс­кой отчетности и связанные с этим недоимки по налогам и обязательным платежам и сборам.

в) в итоговой части:

- констатация вывода о полной достоверности (недостоверности, ус­ловной достоверности - при условии исправления выявленных ошибок) бух­галтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Каждая страница аудиторского подписывается аудитором, проводившим проверку: и заверяется его личной печатью.

Аудиторское заключение брошюруется вместе с бухгалтерской отчет­ностью и предоставляется для ознакомления исполнительной дирекции и акционерам (участникам) экономического субъекта.

При этом всем внешним заинтересованным лицам (в налоговые службы, в кредитные учреждения, в средства массовой информации - в случае пуб­ликации баланса, и т.п.) предоставляется только итоговая часть ауди­торского заключения, содержащая вывод о степени достоверности бухгал­терской отчетности.

 

6. Аудит правильности начисления и правильности списания со счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

Ø Столовые

При проверке данного подразделения аудитор должен быть особенно внимателен, т.к. бухгалтерский учет в столовых заслуживает отдельного разговора, потому что в них осуществляется реализация продуктов питания, результат от которой при определенных условиях включается в общие финансовые результаты деятельности ор­ганизаций.

Необходимо сразу сказать, что в соответствии с подпунктом «ф» пункта 2 Положения о составе затрат по производству и ре­ализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования фи­нансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, в состав себестоимости продукции (работ, услуг) организации могут включать расходы, связан­ные только с содержанием помещений, предоставляемых бес­платно организациям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе организации), обслуживающим трудовые коллективы (включая амортизационные отчисления, затраты на проведение всех видов ремонта помещения, расхо­ды на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабже­ние, а также на топливо для приготовления пищи).

Все остальные расходы по организации питания сотрудни­ков осуществляются за счет чистой прибыли или покрываются собственной выручкой столовой от реализации производимой ею продукции.

Учет затрат в столовых целесообразно строить на основе Ме­тодических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финан­совых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных письмом Минфина России и Госком­стата России от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2.

Если столовая работает в режиме самоокупаемости и ее про­дукция реализуется по ценам не ниже фактической себестои­мости, то учет ведется как в обычной организации общест­венного питания. Такую столовую можно также выделить на отдельный баланс и тогда учет затрат в ней будет вестись с применением счета 44 «Издержки обращения» вместо сче­та 29 «Обслуживающие производства и хозяйства ».

В случае покрытия части или всех расходов столовой за счет собственных средств организации, на балансе которой находит­ся столовая, можно вести бухгалтерский учет по ней в рамках баланса предприятия на специально открытом отдельном суб­счете к счету 29, но с соблюдением методологии учета, харак­терной для организаций общественного питания.

Так как в бухгалтерском учете существует два наибо­лее распространенных способа работы столовой, находящейся на балансе организации, то аудитор должен проверить правильность их применения.

1. Продукция столовой реализуется сотрудникам органи­зации за наличный расчет или посредством удержаний из зар­платы.

Выручка от такой реализации должна быть включена в об­щий результат деятельности организации по кредиту счета 46 «Реализация продукции, работ и услуг» с обязательным начислением и уплатой всех соответствующих налогов с вы­ручки.

Отражение в бухгалтерском учете такой деятельности сто­ловой будет производиться следующим образом:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (41) - списаны продукты, отпущенные в столовую;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70 (69, 76) - отражено формирование затрат при приготовлении обедов;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 46 - получена в кассу денежная выручка от прода­жи обедов.

 

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания, по кредиту счета 46 отражает­ся сумма фактического объема реализованных товаров (проду­ктов) по продажной цене. Полнота и правильность формирова­ния выручки проверяется по данным контрольно-кассовых машин.

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС.

 

В соответствии с пунктом 43 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уп­латы налога на добавленную стоимость» организации общест­венного питания при реализации продукции собственного производства исчисляют НДС по средней расчетной ставке с суммы дохода, полученного в виде торговых надбавок и наце­нок, которые применяются к ценам приобретения с налогом. Средняя расчетная ставка определяется в порядке, предусмот­ренном пунктом 41 Инструкции, как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период то­вары, к их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога.

Следует также отметить, что, согласно подпункту «л» пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октяб­ря 1995 г. № 39, от НДС освобождается продукция собст­венного производства отдельных организаций общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и органи­заций социально-культурной сферы, финансируемых из бюд­жета).

 

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 29 - списаны собственные фактические затраты столовой, включая стоимость сырья;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 67 - начислен налог на пользователей автодорог;

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 68 - начислен налог на содержание жилищного фон­да и объектов социально-культурной сферы;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80 - выявлена прибыль столовой

Или

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 46 - покрыт полученный убыток столовой за счет собственных средств.

2. Продукция столовой отпускается сотрудникам органи­зации бесплатно.

В случае, когда работники предприятия не платят за обеды, то есть когда расходы полностью покрываются за счет средств организации, реализация продукции столовой не включается в общую сумму реализации продукции организации и по сче­ту 46 не отражается.

В бухгалтерском учете такой, способ, деятельности столовойбудет отражаться следующим образом:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (41, 70, 69, 76) - формирование затрат по приготовлению обедов;

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - списание затрат по содержанию и эксплуата­ции столовой.

Отпуск бесплатных обедов сотрудникам должен произво­диться по талонам на питание или каким-либо иным докумен­там, которые должны обеспечивать учет и контроль за расходо­ванием средств на питание одного работника. Сумма таких расходов включается в совокупный облагаемый доход работни­ка для исчисления подоходного налога в соответствии с пунк­том 6 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подо­ходном налоге с физических лиц».

В исключительных случаях, когда по каким-либо объектив­ным и не зависящим от работы бухгалтерских служб причинам невозможно организовать учет потребления обедов каждым ра­ботником, стоимость обедов не включается в его совокупный до­ход и, следовательно, не подлежит обложению подоходным на­логом. Такое положение содержится в пункте 7 разъяснений Госналогслужбы России от 25 июня 1992 г. № ВП-6-03/202 «По отдельным вопросам, заданным работниками государствен­ных налоговых инспекций на кустовых совещаниях, проведен­ных Государственной налоговой инспекцией РФ».

Ø Детские дошкольные учреждения

В детских дошкольных учреждениях (далее по тексту -ДДУ) все расходы должны производиться согласно смете, ут­вержденной руководством организации, на балансе которого находится ДДУ, поэтому проверка данного подразделения аудитором должна начаться именно с проверки таких смет.

Эти расходы покрываются за счет:

- сумм, внесенных родителями в качестве платы за содер­жание детей в ДДУ;

- сумм целевого финансирования, то есть путем покрытия части расходов ДДУ за счет собственных средств организации.

При определении величины платы родителей за содержа­ние детей в ДДУ необходимо учитывать, что в целях социаль­ной защиты населения, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г.,№ 2464-1 «Об упорядочении пла­ты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений», размер взимаемой с родителей независимо от места их работы (служ­бы, учебы) платы не должен превышать 20 процентов, а с ро­дителей, имеющих трех и более детей, - 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Также для осо­бых категорий детей при наличии заключения медицинского учреждения возможно полное освобождение от указанных пла­тежей. Этот момент должен заслуживать особенного внимания аудитора.

Если организация полностью или частично возмещает ро­дителям плату за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях или при целевом финансировании покрывает рас­ходы на содержание ДДУ, которые должны быть оплачены родителями, то эти суммы должны быть включены в сово­купный доход родителей, согласно пункту 6 Инструкции Гос­налогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физи­ческих лиц».

Указания о порядке проведения документальной проверки юридических лиц, независимо от видов деятельности и форм собственности, включая предприятия с особым режимом рабо­ты, по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет на­лога на прибыль Госналогслужбы России от 28 августа 1992 г. № ИЛ-6-01/284 содержат схему отражения в бухгалтерском учете затрат предприятия по содержанию ДДУ.

Эти затраты отражаются с использованием счета 29 «Обслу­живающие производства и хозяйства»:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 13, 70,...) - расходы по содержанию ДДУ.

Все затраты осуществляются согласно утвержденной смете.

Покрытие расходов отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 29 - начислена сумма родительских взносов;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 76 - отражено поступление родительских взносов;

ДЕБЕТ 70КРЕДИТ 76 - отражено удержание родительских взносов с начисленной оплаты труда;

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - покрытие расходов на содержание ДДУ за счет Согласно приказу Минфина России от 21 ноября 1997 г. № 81н «О формировании годовой бухгалтерской отчетности», все расходы организаций, осуществляемые в течение года за счет чистой прибыли, должны отражаться по счету 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», минуя счет 81 «Использование прибыли», который теперь используется для отражения уплаты налога на прибыль и иных платежей в бюджет.

При исчислении налога на прибыль суммы, направленные на содержание детских дошкольных учреждений, находящихся на балансе организаций, выводятся из под налогообложения в.пределах нормативов, утвержденных местными органами власти в соответствии с пунктом 4,1.2 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и упла­ты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Если такие нормативы не установлены, то применяется порядок определения расходов на содержание этих учреждений,.действу­ющих для аналогичных учреждений данной территории, подве­домственных местным органам государственной власти.

Суммы, полученные от родителей и организаций на содер­жание детей в ДДУ, не являются выручкой организации, на ба­лансе которой находится это ДДУ, поэтому они не включаются в налогооблагаемую базу при начислении налогов с выручки. Так, например, в соответствии с пунктом 21.10 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке ис­числения и уплаты налогов, поступающих в дорожные фон­ды», налог на пользователей автодорог не начисляется на сум­мы, полученные от родителей и организаций.

Ø Санатории и учреждения культурно-просветительского назначения

К объектам социально-культурной сферы относятся объек­ты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводствен­ных видов бытового обслуживания населения.

Как и по другим объектам обслуживающих производств и хозяйств, для объектов социально-культурного и оздорови­тельного назначения (санатории, дома и дворцы культуры, би­блиотеки, кинотеатры и т. п.) необходимо составлять смету, в которой по статьям закладываются планируемые расходы на их содержание. После утверждения сметы руководством ор­ганизации, смета передается в финансовые службы для приме­нения в практической работе.

Бухгалтерский учет расходов на содержание объектов соци­ально-культурного и оздоровительного назначения также стро­ится с применением счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения никак не связаны с производством и реализацией продукции, что конкретно установлено пунктом 4 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительст­ва РФ от 5 августа 1992 г. № 552, согласно которому включе­нию в себестоимость продукции (работ, услуг) не подлежат за­траты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая амортизационные отчисления и затра­ты на все виды ремонтов) культурно-бытовых и других объек­тов, находящихся на балансе предприятий.

Бухгалтерский учет также зависит от способа реализации услуг объектов социально-культурного назначения сотрудни­кам - оплачиваются они или предоставляются бесплатно.

1. Услуги объектов социально-культурного назначения оплачиваются сотрудниками.

В этом случае затраты по обслуживанию и содержанию, объ­ектов социально-культурной сферы должны отражаться про­водкой:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 60, 67, 68, 69, 70, 76,...).

В соответствии с пунктом 12 Положения о составе затрат, ут­вержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, затраты, не связанные с производством, отражают­ся в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Если же оказание услуг работникам с использованием объектов соци­ально-культурной сферы будет осуществлено только в летний пе­риод (например, детский оздоровительный лагерь работает только летом), то затраты, возникающие в другой период, должны учи­тываться по счету 31 «Расходы будущих периодов» как расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, и подлежат списанию на счет 29 в течение срока, к которому они относятся (пункт 56 Положения о бухгал­терском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержден­ного приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170).

 

ДЕБЕТ 50, 51 КРЕДИТ 46 - отражается выручка от оказания услуг службами социально-культурной сферы орга­низаций сотрудникам и на сторону

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 46 - если оплата осуществляется через удержание из зарплаты;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС - начислен НДС со стоимости реализованных службами социально-культурной сферы орга­низаций услуг сотрудникам и на сторону.

В этом случае применяется расчетная ставка НДС - 16,67%, зачет сумм уплаченного НДС не производится.

Если на нужды объектов социально-культурной сферы бы­ли списаны материалы, приобретенные для нужд производст­ва, по которым на счете 19 числятся суммы уплаченного НДС, то эти суммы налога надо списать за счет собственных средств организации проводкой:

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 19.

Если эти суммы уже были предъявлены к зачету, необходи­мо сделать восстановительную проводку:

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 67 - начислен налог на пользователей автодорог.

Объектом обложения этим налогом является сумма вы­ручки;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 29 - списываются затраты на содержание объек­тов социально-культурной сферы;

ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80 - определен финансовый результат (прибыль)

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 46 - убыток покрыт за счет собственных средств организации.

Согласно подпункту «у» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 6 де­кабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», пу­тевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные уч­реждения, учреждения отдыха, туристские и экскурсионные путевки освобождены от НДС. Поэтому при предоставлении сот­рудникам указанных видов путевок в приведенной учетной схеме проводок по начислению и списанию НДС не производится.

При освобождении от НДС путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отды­ха следует иметь в виду, что данный порядок не распростра­няется на дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности, связанные с проживанием и пи­танием, и оформленные иными документами (в том числе кас­совыми приходными ордерами).

Для получения этой льготы необходимо иметь бланки путе­вок, учитываемые как бланки строгой отчетности.

2. Организация предоставляет своим сотрудникам услуги социально-культурной сферы бесплатно за счет собственных средств.

В этом случае бухгалтерский учет должен вестись следую­щим образом:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02 (10, 60, 67, 68, 69, 70, 76,...) - затраты на содержание объектов социально-культурной сферы;

ДЕБЕТ 88 КРЕДИТ 29 - списание затрат по содержанию социально-культурной сферы.

Организации, имеющие на своем балансе объекты социаль­но-культурной сферы, имеют право пользоваться льготой по на­логу на имущество. В соответствии с пунктом 6 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке ис­числения и уплаты в бюджет налога на имущество предпри­ятий» не учитывается при налогообложении балансовая стои­мость (за вычетом износа) объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе пред­приятия, независимо от того, используются они для нужд пред­приятия или обслуживают объекты населенного пункта, в кото­ром организация находится.

Ø Учет деятельности жилищно-коммунальных обслуживающих подразделений

Организации для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, находящегося у них на балансе, объединяют, как правило, все службы по их эксплуатации в жилищно-коммунальные орга­низации (ЖКО). Учет ЖКО расходов по содержа­нию объектов жилищно-коммунального хозяйства и сумм, поступающих в их возмещение (доходов), ведется в общем порядке, установленном для учета затрат на производство продукции (работ, услуг), с учетом отдельных особенностей, установленных Министерством финансов России в письме от 29.10.93 № 118 "Об отражении в бухгалтерском уче­те отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в редакции от 3.03.96 № 37).

Учет затрат по содержанию жилого фонда и поступлений в счет возмещения данных расходов ведется организацией (или ЖКО) в соответствии с номенклатурой статей, предусмотренной в ее фи­нансовом плане, финансовый план включает в себя сводную смету эксплуатационных доходов и расходов, а также смету доходов и расходов по коммунальным услугам (целевым сборам).

Смета эксплуатационных доходов и расходов состоит из следующих статей:

Доходы

• плата за наем жилья (на компенсацию затрат по его строительству или реконструкции) для лиц, нанимающих жилье (собственники жи­лых помещений уплачивают вместо указанной платы налог на имущество физических лиц);

• оплата услуг за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жи­лых зданиях (техническое обслуживание внутридомовых сетей — водопроводно-канализационных; центрального отопления; горячего водоснабжения; электрических сетей);

• арендная плата за нежилые помещения, сдава­емые другим организациям в аренду;

• арендная плата за жилые помещения, сдавае­мые другим организациям в аренду;

• сборы с арендаторов на покрытие эксплуата­ционных расходов;

• прочие доходы (плата за аренду прочего иму­щества и инвентаря; от оказания услуг вспо­могательных подразделений на сторону; пени, поступившие от нанимателей жилых помеще­ний за просрочку платежей; проценты, полу­ченные в банке за пользование последним де­нежными средствами организации, и др.).

Расходы:

• содержание аппарата управления (расходы на оплату труда с отчислениями в фонды социа­льного назначения; почтово-телеграфные и телефонные расходы; содержание контор ЖКО и домоуправлений; износ МБП; аморти­зация основных средств и арендная плата за их использование);

• содержание обслуживающего персонала (рас­ходы на оплату труда с отчислениями в фонды социального назначения; расходы на содержа­ние служебных помещений; охрана труда и техника безопасности и др.);

• содержание домохозяйства (расходы на оплату труда обслуживающего персонала - дворни­ков, уборщиц мест общего пользования, рабо­чих по очистке шахт мусоропроводов, лифте­ров, диспетчеров и др.; отчисления на социа­льные нужды с расходов на оплату труда данных работников; расходы на спецодежду;

расходы по вывозу снега и мусора; освещение, отопление и содержание в чистоте мест обще­го пользования; содержание тротуаров и тер­ритории дворов; оплата услуг сторонних пред­приятий и др.);

• расходы по ремонту жилого фонда (текущий ремонт жилых помещений и мест общего по­льзования в квартирах производится кварти­росъемщиками за свой счет);

• обшеэксплуатационные расходы в форме ски­док по оплате отдельных видов услуг, предо­ставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, и др.;

• прочие расходы.

Смета доходов и расходов по коммунальным услугам (целевым сборам) включает в себя следу­ющие статьи доходов и расходов:

§ водоснабжение и канализация,

§ электроосвещение,

§ горячее водоснабжение,

§ радиоточки,

§ телевизионная антенна общего пользования,

§ ассенизация,

§ уборка и вывоз мусора,

§ прочие.

Согласно постановлению Правительства Рос­сии от 18.06.96 № 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" сбор плате­жей за коммунальные услуги и оплата жилья, пре­доставляемого в наем, производятся собственни­ком жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции.

ЖКО ведет бухгалтерский учет операций " содержанию жилья в разрезе объектов:

• сдаваемых в наем населению, втом числе егособственникам;

• сдаваемых в аренду другимюридическим ифизическим лицам.

 

 

Ø Учет операций по содержанию жилья, сданного в наем

Бухгалтерский учет эксплуатационных расхо­дов по своим обслуживающим производствам ор­ганизация ведет по дебету счета 29, а доходов в размере сумм возмещении, причитающихся к получению, по кредиту счета 46 "Реализация продук­ции (работ, услуг)" как выручку от реализации услуг.

Учет расходов и доходов ведется поих видам, при этом делаются следующие бухгалтерские за­писи:

Д-т сч. 29, К-т сч. 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.

отражаются расходы по содержанию жилья (расходы "о содержанию жилья распределяются по объектам, используемым для сдачи квартиросъемщикам и в аренду, к порядке, установленном организацией в своей учетной политике — пропорционально площади помещений и т. д..);

Д-т сч. 76, К-т сч. 46

Отражается сумма квартирной платы, причитающаяся к получению с квартиросъемщиков;

Д-т сч. 76. К-т ст. 46

отражается сумма платы за содержание и ремонт жилья, причитающаяся к получению с квартиросъ­емщиков;

Д-т сч. 51, К-т ст. 46

отражаются убытки по содержанию жилья, не пере­крытые суммами доходов за его содержание;

Д-т сч. 51, К-т сч. 80

отражаются суммы пени, полученные за несвоевре­менную оплату платежей (НДС не облагаются).

В соответствии с разъяснениями налоговых органов указанные поступления необходимо рас­сматривать как выручку от оказания услуг, исходя из чего они делают вывод о необходимости обло­жения ее налогом на пользователей автодорог и содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. В связи с этим организациям придется делать следующие записи:

Д-т сч. 29, К-т сч. 67

на сумму налога на содержание автодорог;

Д-т сч. 80, К-т сч. 61

на сумму налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы.

В этом случае при исчислении налога на содер­жание жилого фонда объектов социально-культурной сферы следует иметь в виду, что размер налога определяется за вычетом расходов организации на содержание собственных данных объектов. Уменьшение суммы налога на указанные расходы в бух­галтерском учете отдельно не отражается.

Д-т сч. 67, 68, К-т сч. 51

погашена задолженность по местным налогам.

От уплаты налога на добавленную стоимость освобождена плата за жилье как по договору най­ма, так и по договору передачи жилья в собственность в виде оплаты услуг по техническому обслу­живанию дома. В случае взимания организацией дополнительной платы с населения сверх оплаты жилья (включая расходы на его содержание и ре­монт, эксплуатацию домохозяйства) за оказание услуг и проведение работ по обслуживанию жило­го фонда НДС взимается в общем порядке. При этом делаются следующие записи:

Д-т сч. 46, К-т сч. 29,

списываются расходы по оказанию дополнитель­ных услуг;

Д-т сч. 76 К-т сч. 46

Отражается выручка от оказания услуг

Д-т сч.46 К-т сч.68

Отражается НДС от суммы выручки

Д-т сч. 46 (80) К-т сч.80 (46)

Отражается финансовый результат от оказания услуг

Ø Учет операций по содержанию отдельных объектов жилого фонда, сданных в аренду

Организация может сдавать отдельные объек­ты жилого фонда в аренду. При этом операции могут носить разовый или постоянный характер.

Если организация предоставляет отдельные объекты жилого фонда в аренду на постоянной основе, то это будет рассматриваться как осущест­вление ею уставной деятельности, что должно найти отражение в учредительных документах ор­ганизации.

В этом случае учет эксплуатационных расхо­дов будет вестись на счете 29; доходов, причита­ющихся к получению, по кредиту счета 46 "Реа­лизация продукции (работ, услуг)".

Учет расходов и доходов ведется по объектам, при этом делаются следующие записи:

Д-т 29, К-т 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.

отражаются расходы по содержанию жилых поме­щений (с учетом уплаченного НДС);

Д-т 76, К-т 46

отражается начисленная плата за предоставленные в аренду помещения с учетом эксплуатационных расходов;

Д-т 46, К-т 68

отражается сумма НДС, причитающегося к уплате в бюджет от арендной платы;

Д-т 29, 80, К-т 67 и 68

отражается задолженность бюджету по налогу на по­льзователей автомобильных дорог, содержание жило­го фонда и объектов социально-культурной сферы.

При сдаче объектов в разовом порядке учет расходов по их содержанию и арендной платы ве­дется с использованием счета 80 "Прибыли и убытки". Делаются следующие записи:

Д-т 19, 29, К-т 10, 13, 23, 60 и др.

отражаются расходы по содержанию объектов;

Д-т 80, К-т 29

списываются расходы по их содержанию;

Если в составе арендной платы не учитывают­ся услуги по содержанию объектов, сданных в аренду, расходы по ним предъявляются в порядке. установленном для учета реализации продукции и оказания услуг. При этом делаются записи:

Д-т 46, К-т 29

списываются расходы по содержанию объектов;

Д-т 76, К-т 46

отражается выручка от оказания услуг,

Д-т 46, К-т 68

отражается НДС от выручки.

Объекты жилого фонда, находящиеся на ба­лансе организации, в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 8.06.95 № 33 "О поряд­ке исчисления и уплаты в бюджет налога на иму­щество предприятий" налогом на имущество не облагаются.

В соответствии с действующим порядком амортизация по объектам жилого фонда и объек­там внешнего благоустройства не начисляется. Та­ким образом, в бухгалтерской отчетности данные объекты показываются по первоначальной (вос­становительной) стоимости. По данным объектам начисляется в конце года только износ в размере амортизации, начисляемой линейным способом, который отражается на забалансовых счетах:

по жилому фонду 014 "Износ жилого фонда";

по объектам внешнего благоустройства 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов".

Ø Учет доходов и расходов по коммунальным услугам (целевые расходы и сборы)

Коммунальные услуги заключаются в обеспе­чении жилых домов услугами по водоснабжению, канализации, снабжению электроэнергией, газом, очистке выгребных ям, обеспечении радиотрансляционными точками, коллективными телеантеннами и др. Эти услуги подлежат оплате кварти­росъемщиками, а также организациями-арендаторами,как правило, по стоимости фактического потребления, сверх платы за наем помещения и арендной платы.

Организации, предоставляющие коммунальные услуги своим филиалам и работникам, учитывают свои затраты по дебету счета 29, а суммы возмещений на счете 96 "Целевые финансирование и поступления".

Порядок учета доходов или сумм возмещений, полученных в покрытие произведенных коммуналь­ных услуг, зависит от порядка учета объектов жило­го фонда, на которых они возникают. Учет расходов и поступлений ведется в следующем порядке:

Д-т 29, К-т 10, 13, 65, 67, 68, 69, 70 и др.

отражаются расходы по оказанию коммунальных услуг (с учетом уплаченного НДС);

Д-т 96, К-т 29

списываютсязатраты по оказанию коммунальныхуслуг;

Д-т 76, К-т 96

отражается плата за коммунальные услуга, причи­тающаяся к получению с квартиросъемщиков и арендаторов жилых помещений;

Д-т 29, К-т 96

отражается стоимость коммунальных услуг, предо­ставленных в соответствии с законодательством их пользователям, имеющим льготы по оплате.

Принимая во внимание то, что расходы по цен­тральному отоплению объектов жилого фонда про­изводятся лишь в отопительный период года, в те­чение определенных периодов возникает разница между сборами и рас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: