Счета бухгалтерского учетапредназначены для систематизированного накопления информации о состоянии и движении активов, капитала и обязательств, отражения хозяйственных процессов, связанных с использованием основных средств, рабочей силы, производственных запасов, включая их заготовку, формированием затрат, финансовых результатов и др. Появление счетов имеет свою историю, которая богата на разнообразные преобразования, изменения форм и методов учета, его эволюционные процессы. Существуют классификации счетов, правила отражения операций но дебету и кредиту, т. е. на активных и пассивных счетах, правила определения оборотов на счетах и выведения сальдо, способы исправления ошибок в текущем бухгалтерском учете.
Каждый счет имеет две стороны: левую - дебет, правую - кредит.Дебет и кредит - эти чисто технические термины, предназначенные для определения сторон счетов. Их нельзя смешивать с понятиями «поступило», «выбыло», поскольку деление счетов на активные, пассивные в активно-пассивные требует своих правил определения сальдо на начало и конец отчетного периода. Попытка в 60-х годах прошлого столетия заменить дебет в кредит соответственно знаками «+» и «-» - вызвала негодование у опытных научных работников и практиков за поверхностность взглядов и нарушение порядка записей и выведения сальдо на активных и пассивных счетах. Ведь стороны активных и пассивных счетов должны отражать не только хозяйственные операции, но и выражать экономическую сущность всех изменений, которые произошли и систематизировано зафиксированы на соответствующих синтетических счетах бухгалтерского учета [6].
Активными называются счета, предназначенные для учета имущества организации (счета «Касса», «Расчетный счет», «Основные средства» и др.). Пассивные - это счета для учета обязательств организации (источников формирования имущества организации; счета «Уставной капитал», «Добавочный капитал» и др.).
|
Запись на счетах начинают с указания начального остатка (или начального сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных - по кредиту.
Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток - на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение - по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение - по кредиту счета, а уменьшение - по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается [17].
Схематично активный счет, предназначенный для учета хозяйственных средств, можно представить следующим образом:
Пассивные счета, которые предназначены для учета источников хозяйственных средств и обязательств, имеют такой вид:
Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитывая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток. Следовательно, конечное сальдо в активных счетах определяют:
|
Конечное сальдо = начальное сальдо + оборот дебетовый - оборот кредитовый.
Определение конечного сальдо в пассивных счетах:
Конечное сальдо = начальное сальдо + оборот кредитовый - оборот дебетовый.
Помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования - активно-пассивные. Примером такого счета является счет «Финансовый результат», где сальдо может быть как дебетовое, так и кредитовое в зависимости от результата деятельности предприятия (прибыль или убыток). В практике учета активно-пассивные счета имеют ограниченное применение [7].
Практическая часть.
Определить остаток денег в кассе аптеки на конец марта 2008г., если остаток на начало месяца составил 200 грн., продано за месяц ЛС на сумму 40000 грн., закуплено ЛС у поставщиков на сумму 45000 грн.
Этот счет является активным. Определяем конечное сальдо на март 2008 г.
Конечное сальдо =200 + 45000 -40000 =5200 грн.
Двойная запись
Двойная записьимеет свою большую историю. На момент ее возникновения это был своего рода шаг революционных преобразований в процессах накопления и передачи учетной информации для управления.
Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция записывается дважды - по дебету одного счета и кредиту второго, что обеспечивает равенство итогов по дебету и кредиту. Отсутствие такого равенства свидетельствует об ошибках, которые обязательно необходимо ликвидировать. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку - значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции [5].
|
Бухгалтерские проводки бывают простыми и сложными, что зависит от количества корреспондирующих счетов. При простой проводке операции осуществляются только за двумя счетами, с которых один дебетируется, а другой кредитуется на одинаковую сумму. При сложной проводке операции осуществляются больше чем с двумя корреспондирующими счетами, из которых один дебетируется на общую сумму, а другие кредитуются на частичные суммы, или наоборот.
Для правильного отражения операций на счетах бухгалтерского учета необходимо выяснить четыре таких вопроса:
1) каких счетов касается данная операция;
2) какие это счета - активные или пассивные;
) какие перемены (увеличение, уменьшение) вызывает эта операция на каждом счете;
) куда записывать эту операцию - за дебетом и кредитом.
Значение двойной записи состоит в том, что она обеспечивает в оборотном балансе тождественность трех пар итогов: сальдо на начало по дебету и кредиту, оборот за отчетный период по дебету и кредиту, сальдо на конец отчетного периода по дебету и кредиту.
Двойная запись превратилась в принцип, правило бухгалтерского учета, несоблюдение которого приводит к уничтожению его как системы, к хаосу в информационном обеспечении [9].
Практическая часть
В аптеке №200 г. Нежина получено в кассу деньги с текущего счета банка в сумме 2500 грн. Отобразить эту операцию на счетах.
) эта операция относится к двум счетам: «Касса» и «Счета в банках».
) оба эти счета активны;
) за счетом «Касса» произошло увеличение, а за счетом «Счета в банках» - уменьшение;
) записать эту операцию необходимо за дебетом счета «Касса» и за кредитом «Счета в банках».
Оценка и калькуляция
Оценка - неотъемлемая составляющая организации в ведения бухгалтерского учета имущества и обязательств. Это не просто элемент метода бухгалтерского учета, а его действующая контролирующая функция финансового состояния предприятия. В основу оценки каждой статьи баланса положена цена, формирование которой определяется самим предприятием. Хотя в современных условиях в Украине превалирующей ценой является договорная, предприятие имеет возможность влиять на формирование цен, оценку активов и пассивов, а также организационно закреплять их в своей учетной политике.
Основные средства, необоротные активы оцениваются по остаточной и первоначальной стоимости. Механизм оценки необоротных активов отработан, что закреплено в П(С)БУ 7 «Основные средства» и П(С) БУ 8 «Нематериальные активы».
Калькуляция - производная процесса калькулирования. Это документ, составленный на основе расчетов нормативов и бухгалтерских данных. Следует различать калькуляцию нормативную(плановую) и фактическую. Последняя основывается исключительно на данных бухгалтерского учета и свидетельствует о величине фактических затрат на изготовление соответствующего вида продукта (работ, услуг).
Калькуляции предшествует калькулированиет. е. определение фактической себестоимости продукта (работ, услуг). Процесс калькулирования - это прогноз будущих расходов и выгод, поэтому никогда нельзя начинать производство продукта (работ, услуг), если не выяснено, сколько это будет стоить [11].
Баланс
Баланс- важнейший документ отчетности, который содержит больше всего информации для управления. Баланс нужно уметь читать не в прямом понимании этого слова, а по сути качественных показателей. Все статьи в балансе представлены на начало и конец отчетного периода, что позволяет каждому пользователю осмысливать абсолютные показатели в динамике.
Баланс содержит комплекс взаимосвязанных показателей, анализируя которые можно дать оценку финансовому состоянию предприятия. Поэтому, баланс - это система показателей, которые характеризуют состояние и размещение активов, капитала и обязательств на соответствующую дату, как правило, на первое число, в денежной оценке.
Составление баланса предусматривает закрытие всех регистров, обобщение данных текущего бухгалтерского учета, достижение тождественности синтетического и аналитического учета, тождественности складского и бухгалтерского учета, особенно достоверности машинограмм остатков товарно-материальных ценностей за каждым материально ответственным лицом на первое число каждого месяца [12].
Существуют несколько классификаций бухгалтерского баланса:
1) за источником составления: инвентарный, книжный, генеральный;
2) за сроком составления: вступительный, операционный, годовой, обобщенный, распределенный, ликвидационный;
) за охватом данных: простой, сложный, сведенный;
) за содержанием: сальдовый, оборотный, результативный, сравнительный
Рассмотрим баланс по источнику составления. Инвентарный баланс составляется на основании данных полной инвентаризации. Что практикуется при образовании нового предприятия или при смене формы собственности. Книжные балансы составляются на основе записей у книгах без подтверждения их данными инвентаризации. Генеральный баланс составляется на основе бухгалтерских записей, которые подтверждены инвентаризацией. Генеральный баланс синтезирует инвентарный и книжный.
Что касается классификации по источнику составления, то вступительный баланс составляют на начало деятельности предприятия. Операционный (периодичный) баланс составляется на протяжении календарного года за отчетными периодами (месяц, квартал). Годовой отражает состояние средств и капитала предприятия на начало и конец года. Обобщенный составляется при объединении нескольких предприятий в одно. Распределительный составляется при расформировании предприятия на меньшие предприятия с правами юридических лиц. И ликвидационный - при ликвидации предприятия.
Если брать классификацию за охватом данных, то простой баланс составляют предприятия, которые не имеют структурных подразделений с самостоятельным учетом. Сложный - предприятия, что имеют отделы, филии, которые самостоятельно ведут бухгалтерский учет [13].
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Схематически его можно представить так:
Баланс
Актив | Пассив | ||
Состав и размещение хозяйственных средств | Сумма | Источники образования и целевое назначение | Сумма |
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей, каждая из которых отражает величину определенного, экономически однородного вида средств и их источников.
Общие суммы актива и пассива баланса равны. Это обязательное условие правильности его составления. Равенство итогов актива и пассива баланса обусловлено тем, что в обеих его частях отражены в стоимостном измерителе одни и те же хозяйственные средства, только сгруппированные по разным признакам: в активе - по составу и размещению, в пассиве - по источнику образования и целевому назначению.
Каждый вид хозяйственных средств, размешенных в активе, имеет соответствующий источник образования, отраженный в пассиве баланса.
Итог актива не может быть меньшим или большим итога пассива, поскольку общая стоимость имущества предприятия всегда должна быть равна сумме источников, за счет которых оно образовано. На этом и основывается название баланса, поскольку термин «Баланс» означает «равенство, равновесие».
Баланс построен по принципу «баланс - нетто»: основные средства и нематериальные активы включаются в итог баланса по остаточной стоимости; дебиторская задолженность за товары и услуги за вычетом резерва безнадежных долгов; производственные запасы, за вычетом недостач, уценок собственный капитал - по фактически внесенной сумме (которая находится в обороте предприятия) за вычетом неоплаченного, изъятого капитала и непокрытых убытков.
Актив баланса имеет 3 раздела, пассив 5 разделов.
Разделы актива:
- «Необоротные активы»;
- «Оборотные активы»;
- «Расходы будущих периодов».
Разделы пассива:
-«Собственный капитал»;
-«Обеспечение будущих расходов и платежей»;
-«Долгосрочные обязательства»;
4-«Текущие обязательства»;
- «Доходы будущих периодов» [14].
Практическая часть
В балансе аптеки №200 отобразить следующие операцию оприходования на склад материалов, купленные у поставщика, на сумму 60000 грн.
Баланс
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Основные средства Материалы Незавершенное пр-во Касса Счета в банках | 690000 200000 24000 7000 79000 | Уставной капитал Нераспределенная прибыль Кредиты банков Поставщики Целевое финансирование | 810000 50000 30000 90000 20000 |
Итого | Итого |
В результате этой операции остаток денежных средств в кассе увеличился на 60000 грн. И сумма по статье «Касса» будет 67000 грн. Одновременно на текущем счете предприятия средства уменьшились на 60000 грн. И по статье «Счета в банках» будет 19000 грн. Эта операция на балансе будет отображена следующим образом:
Баланс
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Основные средства Материалы Незавершенное пр-во Касса Счета в банках | 690000 200000 24000 67000 19000 | Уставной капитал Нераспределенная прибыль Кредиты банков Поставщики Целевое финансирование | 810000 50000 30000 90000 20000 |
Итого | Итого |
Отчетность
бухгалтерский учет аптека инвентаризация
Отчетность- это результат обобщения данных текущего учета и предоставление пользователям разносторонней информации в объеме утвержденных форм. Вся отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, поэтому ее называют и бухгалтерской и финансовой. Отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к отчетам.
Отчетность составляется за соответствующий период, поэтому она охватывает финансово-хозяйственную деятельность предприятия только за определенный период, а когда ее составили - дата не имеет существенного значения.
Принципы отчетности определены П(С)БУ 1 «О6щие требования к финансовой отчетности», а именно:
• автономности предприятия;
• непрерывности деятельности;
• периодичности;
• исторической (фактической) себестоимости;
• начисления и соответствия доходов и расходов;
• полного освещения;
• последовательности;
• осмотрительности;
• превалирования содержания над формой;
• единого денежного измерителя [15].
Однако на практике перечисленные принципы применяются далеко не все.
Отчетность всегда должна быть реальной, отражать прошлые события за определенный период, оценка которых позволяет определить стратегию дальнейшей деятельности предприятия. Для реальности отчетности решающее значение имеет инвентаризация всех статей баланса, который должен составляться, прежде всего, а затем другие формы, соответствующие показатели которых выясняются и увязываются с балансом [16].
Вывод
В данной курсовой работе были раскрыты вопросы, касающиеся ведения бухгалтерского учета в аптечных учреждениях. Среди них: сущность бухгалтерского учета, его задачи, предмет, требования и различные составляющие (документация, инвентаризация, счета бухгалтерского учета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность).
Что касается составляющих (элементов) бухгалтерского учета, то среди них нельзя выделить какой-то один главный, без которого бухгалтерский учет просто не сможет существовать. Все они являются его нераздельной частью, для составления и ведения которого необходимы все эти элементы.
Список использованной литературы
1) СЕРИКОВА Татьяна Николаевна Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Татьяна Николаевна СЕРИКОВА, Валерий Дмитриевич ПОНИКАРОВ. - Х.: ИНЖЭК, 2003. - 162 с.
2) ТЕРЕЩУК Софiя Iванiвна Система бухгалтерського обліку в аптеках: Навч. посiб. / Софiя Iванiвна ТЕРЕЩУК, Аделя Михайлiвна НОВИКЕВИЧ, Iрина Любомирiвна ЧУХРАЙ. - Вінниця: Нова Книга, 2003. - 276 с.
) СУК Леонід Кондратович Бухгалтерський облік: навч. посiб. / Леонід Кондратович СУК, Петро Леонiдович СУК. - К.: Знання, 2005. - 471 с.
4) Управление и экономика фармации. В 4 т. Т.2. Учет в аптечных организациях: оперативный, бухгалтерский, налоговый: учеб. для вузов / Под ред. Е. Е. Лоскутова. - М.: АCADEMIA, 2004. - 447с
)ГРАБОВА Нина Никитична Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях, 2000: Учеб. пособ. / Нина Никитична ГРАБОВА, Василий Николаевич ДОБРОВСКИЙ, Под ред. Н. В. КРУЖЕЛЬНЫЙ: А.С.К., 2000. - 624 с.
) Кондраков Николай Петрович Бухгалтерский учет: Учеб. пособ. / Николай Петрович Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 635 с.
7) Бухгалтерський облік i аудит в аптеках: Навч. посiб. для ВНЗ / За ред. Франц Францович БУТИНЕЦЬ. - Житомир: Рута, 2002. - 381 с.
8)Пантелийчук, Л.. - Проводим инвентаризацию перед составлением финансовой отчетности / Л. Пантелийчук и Н. Хрусталева / / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.11. - 2003. - С.22-30
9) СКОТНIКОВА Любов Петрівна Бухгалтерський облік i фінансова звітність на пiдприємствi: Навч.-метод. посiб. / Любов Петрівна СКОТНIКОВА, Тетяна Анатоліївна МИЛАНИЧ, Олеся Олександрівна СОЛОДОВНИК. - Х.: IНЖЕК, 2003. - 327 с
10) Документальное обеспечение основ бухгалтерского учета / / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.3. - 2005. - С.11-15.
) Развитие бухгалтерского учета: от реформирования к адаптации и применению // БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.8-9. - 2005. - С. 3-20
) Кужельный, Н.. - Теоретические аспекты бухгалтерского учета / Н. Кужельный // БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.8-9. - 2005. - С. 45-49
) Бутынец, Ф.. - Еще раз о бухгалтерском учете как о науке / Ф. Бутынец / / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.10. - 2005. - С.20-29.
) Азаренкова Г. М. Бухгалтерський облік: Навчал. посібник для сам. Вивчення дисципліни / Азаренкова Г. М - Знання, 2004-415 с.
). Бухгалтерський облік: Навчал. Посібник для ВНЗ / В. Сопко, З. Гуцайло, М. Бенько - Тернопіль: Астон,2005-495 с.
)Наливайко М.- План счетов бух. учета активов, капитала, обязательств и хоз. операций предприятий и организаций / М. Наливайко // БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.12. - 2005. - С.30-32.
) Охрамович О. - Направление усовершенствования нормативно-правового обеспечения бух. Учета в Украине / О. Охрамович // БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ. - N.4. - 2005. - С.48-52.