а) нижняя пуговица однобортного пиджака никогда не застегивается
б) мужской пиджак следует застегивать на все пуговицы
в) каждый поступает, как считает нужным
7 При расхождении слов человека с его жестами следует доверять:
а) словам
б) жестам
в) выражению лица
8 Скрещенные на груди руки говорят:
а) о закрытости или нежелании отказаться от своих планов и взглядов
б) о негативном отношении к собеседнику
в) о самодовольстве
9 Открытые, развернутые навстречу собеседнику ладони руки свидетельствуют:
а) о растерянности
б) об открытости натуры
в) о неуверенности в себе
Рука, прикрывающая рот во время беседы говорит
а) о том, что человек внимательно слушает и размышляет
б) о желании перебить собеседника
в) о лжи или боязни сказать лишнее
Речевой этикет (2 часа)
(Тема 4)
1) Культура ведения беседы
2) Этикет при приветствиях, обращениях и знакомствах
3) Телефонный этикет
1.4.1 Содержание первого вопроса
1) Раскройте основные требования, предъявляемые этикетом к собеседнику.
2) Назовите наиболее распространенные ошибки, допускаемые партнерами по общению. Как их избежать?
3) Почему умение слушать во время беседы нередко ценится выше, чем умение говорить?
4) Что такое комплименты? Какова их роль в общении? Как следует делать комплименты и реагировать на них?
5) Как избежать перерастания беседы в спор?
1.4.2 Содержание второго вопроса
1) Как нужно приветствовать согласно этикету? От чего зависит форма приветствия?
2) Кто приветствует первым?
3) Назовите тех, кто является инициатором рукопожатия? В каких случаях от рукопожатия следует отказаться?
4) Существуют ли сегодня в нашей стране устоявшиеся общепринятые формы обращения? Почему?
|
5) Как можно обратиться к незнакомому человеку? Какие обращения неприемлемы или неуместны?
6) В каких случаях обращаются на «ты» и «вы»?
7) Кого кому представляют?
8) Когда можно представиться самому без участия третьего лица?
Содержание третьего вопроса
1) Каковы основные правила этикета телефонного разговора?
2) Какие вопросы не следует задавать по телефону?
3) Как следует поступить, если Вы ошиблись номером?
4) Каковы различия между разговором по деловому и личному телефону?
5) Как следует пользоваться мобильным телефоном? В каких случаях его необходимо отключать?
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.68-70; 75-78; 89-91.
2 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.48-70.
3 Этикет в вопросах и ответах/Авторы – составители Ю.Н.Амелин, М.Ю.Амелин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С.232-235; 245-260.
4 Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – С.109-116; 121-124; 137-169.
Самостоятельная работа студента
Практические задания
1 Покажите, как не следует и следует приветствовать знакомых в раз-
личных ситуациях.
1 Продемонстрируйте на конкретных примерах, какие формы обращения допустимы, а какие – нет.
2 Подготовьте игровые этюды, показывающие как не принято и как принято представлять людей друг другу.
3 Покажите примеры неправильного и правильного общения по телефону.
4 Изобразите ситуации, позволяющие понять, как не следует и следует делать комплименты.
|
Выполните тесты
1 С точки зрения этикета недопустимы следующие обращения:
а) «Молодой человек», «девушка»
б) «Будьте добры», «Извините», «Скажите, пожалуйста»
в) «Мужчина», «женщина»
г) «Эй», «братан», «шеф»
2 Обращение на «ты» возможно:
а) при обращении с хорошо знакомым собеседником
б) при дружеских, интимных отношениях
в) в официальной обстановке
3 Первым протягивает руку для рукопожатия:
а) мужчина женщине
б) старший младшему
в) начальник подчиненному
4 Первыми представляют:
а) младшего старшему
б) мужчину женщине
в) начальника подчиненному
5 Звоня по телефону, Вы ошиблись номером. Ваши действия:
а) извинюсь и спрошу: «Простите, Ваш номер такой-то?»
б) молча положу трубку
в) извинюсь, а затем спрошу: «Какой у Вас номер?»
6 Поднимая трубку, лучше использовать слово:
а) «Да»
б) «Алло»
в) «Слушаю»
г) «У телефона»
7 Знакомым домой разрешается звонить:
а) с 9 до 22 часов
б) с 8 до 24 часов
в) с 7 до 23 часов
8 По телефону не следует задавать следующие вопросы:
а) «Кто это?»
б) «Какой у Вас номер?»
в) «Простите, что передать?»
9 Бестактным является комплимент:
а) «Хорошо выглядишь!»
б) «Ты сегодня хорошо выглядишь!»
в) «Ты всегда хорошо выглядишь, но сегодня – просто великолепно!»
10 Собеседник рассказывает волнующую его историю, но уже не первый раз. Ваши действия:
а) надо сделать вид, что рассказ вам интересен и дослушать его до конца
б) нужно остановить его словами: «Сколько ты можешь рассказывать об этом»!
в) лучше отвести глаза в сторону, всем своим видом, показывая незаинтересованность и раздражение
|
11 На комплимент: «Прекрасно выглядишь» следует реагировать следующим образом:
а) сказать «спасибо» и улыбнуться
б) взглянув на собеседника свысока, ответить: «А я всегда прекрасно выгляжу»
в) несколько раз поблагодарить за приятные слова, радостно заглядывая знакомому в глаза
12 Воспитанный человек:
а) старается, как можно реже критиковать, подчеркивая не ошибки, а достоинства своих близких, друзей и коллег
б) критикует по каждому удобному поводу, ведь критика позволяет окружающим избавиться от их недостатков
в) никогда не критикует, боясь обидеть друзей и коллег, испортить с ними отношения
13 В ходе спора и дискуссии следует:
а) раскрывать и отстаивать свою точку зрения
б) опираться на факты, проверенные наукой и временем
в) высказывать критические замечания, касающиеся личности собеседника
г) оскорблять оппонента, если все аргументы с вашей стороны исчерпаны, а он не хочет согласить с вашей позицией
14 Использование телефона нежелательно:
а) для приглашения или поздравления пожилого человека
б) для выражения соболезнования
в) для поздравления друга с днем рождения
г) для решения важных личных и профессиональных дел
д) для назначения свидания