(Тема 7)
1) Добрачный этикет
2) Супружеский этикет
3) Культура взаимоотношений детей и родителей
4) Этикет взаимоотношений свекрови и невестки, тёщи и зятя
Содержание первого вопроса
1) Дайте психологическую характеристику мужчины и женщины, исходя из их разных социальных ролей в обществе.
2) Попробуйте объяснить тип мышления, присущий мужчинам и женщинам. Способны ли мужчины и женщины понять друг друга?
3) Галантный мужчина… Объясните, что под этим подразумевается.
4) Какие жесты невербального этикета расцениваются как сигналы ухаживания?
5) «Ухаживание – это игра по правилам, которые с одной стороны достаточно жестки, а с другой – довольно неопределенны…» И.С.Кон. 6) 6) Расскажите о том, что принято, что возможно, что не является обязательным, а чего нельзя допустить ни в коем случае.
7) Как должен выглядеть «визит вежливости» в семью невесты или жениха для построения хороших отношений в дальнейшем?
Содержание второго вопроса
1) Для чего необходимо соблюдать этикет в домашних условиях?
2) Существуют ли секреты счастливой семейной жизни?
3) Можно ли в домашней обстановке позволять себе фамильярность?
4) Что подразумевает супружеская галантность?
5) Каким рисуется образ «хорошего мужа» с точки зрения этикета? Какой должна быть «хорошая жена»?
6) В чем может заключаться участие мужа в домашних делах?
7) Кто, по вашему мнению, должен ведать расходами в счастливой семье?
8) Какова роль интонации в семейном общении?
9) Дайте оценку таким качествам в семейном общении, как ревность, открытость, критика партнёра, непредсказуемость поведения. Можете дополнить этот список.
Содержание третьего вопроса
|
1) На каких основах строятся взаимоотношения между родителями и детьми?
2) Какой метод воспитания вы считаете наиболее эффективным?
3) Что должны знать родители, желающие достичь с ребенком взаимопонимания?
4) Как должна звучать из уст родителей критика в адрес ребёнка?
5) От чего зависит уровень подготовленности человека к самостоятельной жизни?
6) Как вы относитесь к факту долгосрочной родительской поддержки ребенка, принятой в нашей стране?
7) Многое ли в семейной педагогике зависит от бабушек и дедушек?
8) Как формировать у ребенка уважение к старым людям?
Содержание четвертого вопроса
1) Как избежать негативных отношений с родителями супруга?
2) Что чаще всего бывает причиной непонимания и неприятия между свекровью и невесткой? Каковы должны быть действия сына-супруга для достижения мира в семье?
3) Как не допустить сложностей во взаимоотношениях между тещей и зятем?
4) В чем значение этикета для развития доброжелательных родственных отношений?
5) Первым праздником молодой семьи, запоминающимся на всю жизнь и оказывающим влияние на дальнейшее развитие семейных отношений, является свадьба. Расскажите, как её правильно и красиво организовать.
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб заведений. – М.: Академия, 2006.- С. 195-215.
2 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.107-127.
3 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.166-191
4 Энциклопедия этикета. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2001.- С. 57-101.
5 Этикет в вопросах и ответах/ Авторы-составители Ю.Н.Амелин, М.Ю.Амелин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- С. 17-72
|
Самостоятельная работа студента
Выполните тесты
1 В семейной ссоре не должны звучать следующие фразы:
а) «Сколько можно тебе говорить!»
б) «Вечно ты так поступаешь!»
в) «Давай попробуем вместе разобраться»
г) «Говорила ведь мне мама, что ты такой(ая)!»
2 Ребенка прежде всего нужно воспитывать:
а) словами
б) наказанием и поощрением
в) личным примером
3 Женщина дома должна ходить:
а) в нарядном платье
б) в домашнем халате
в) в простом домашнем комплекте (спортивные брюки и футболка, брюки и блузка)
4 Свояченица – это:
а) сестра мужа
б) сестра жены
в) просто близкий, «свой» человек
5 Какое качество Ж. Ж. Руссо считал обязательным для хорошей жены:
а) красота
б) хозяйственные способности
в) образование
г) ум
д) общественное положение
е) деньги
ж) сердечная доброта
Деловой этикет (2 часа)
(Тема 8)
1) Общие принципы и правила делового этикета
2) Служебный этикет
3) Деловая встреча, беседа
4) Организация собраний, совещаний, переговоров
Содержание первого вопроса
1) Что такое деловое общение? В каких формах оно осуществляется?
2) Перечислите черты человека, которые, на ваш взгляд, способствуют удачному развитию деловой карьеры. А какие препятствуют этому? Можно ли сформировать в себе одни и отказаться от других?
3) На чём основан деловой этикет? Что он включает в себя?
4) Есть ли отличия делового этикета от этикета светского, общегражданского? В чём это проявляется?
Содержание второго вопроса
|
1) Как следует вести себя на рабочем месте, чтобы создать у начальства и коллег мнение о себе как о деловом и уверенном в себе человеке?
2) Как наладить хорошие отношения с сослуживцами? Возможна и нужна ли дружба среди коллег?
3) Как строить свои взаимоотношения с коллегами противоположного пола?
4) Как правильно строить отношения персонала и руководителей?
5) Какие типы руководителей вы знаете? Какой из них наиболее эффективен?
6) Имеет ли значение использование различных цветов в деловом интерьере?
Содержание третьего вопроса
1) Какова роль делового собеседования при приёме на работу?
2) Доказано, что 90% информации о человеке формируется в первые 90 секунд общения. Готовясь к деловой встрече, чему должен уделить внимание деловой человек?
3) Успех любой беседы зависит от ее планирования. Что нужно для этого продумать, какую информацию собрать?
4) Как нужно начинать и заканчивать деловую встречу?
5) Какова роль голоса в деловом общении?
6) Что значит «подготовиться к деловой беседе»?
7) Каковы условия психологически эффективной организации деловой беседы?
8) Как правильно построить диалог с партнером?
9) Существует ли этикет делового общения по телефону?
Содержание четвертого вопроса
1) Как правильно организовать ответственное мероприятие? Имеет ли для этого значение интерьер офиса или помещения?
2) Кто и как должен вести собрание, совещание?
3) Как следует вести себя во время собрания, совещания его участникам?
4) Как размещаются участники встречи?
5) Деловые подарки практикуются во всем мире, но делать их непросто. Какие существуют предлоги и поводы для их вручения?
6) Что и как можно дарить деловым людям?
7) Какие общие принципы международного этикета необходимо знать для построения деловых отношений, ведения переговоров с иностранными партнерами?
8) Умение сочетать решение дел с трапезой может стать для делового человека самым эффективным способом достичь успеха. Каков этикет делового обеда?
Рекомендуемая литература
1 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.214-265.
2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С. 35-47.
2 Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.-С.16-36; 72-156.
3 Современная энциклопедия. Этикет /Авт.-сост. И.Е.Гусев. – Мн.: Харвест, 2000. - С.136-174; 197-258.
4 Энциклопедия этикета. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2001.- С. 413-450.
5 Этикет в вопросах и ответах/ Авторы-составители Ю.Н.Амелин, М.Ю.Амелин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- С. 197-240.