Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)




Кафедра истории

И культурологии

 

Б1. ДВ3 ЭТИКЕТ

Практикум

Направление подготовки

080200 Менеджмент

 

Профиль подготовки

Финансовый менеджмент; Производственный менеджмент

 

 

Уфа 2013

 

УДК 395

ББК 87.774

Э 90

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета

(протокол № от 2013г.)

 

 

Составитель: к.и.н., доцент Яминова С.А.

Рецензент: к.с.н., доцент Игебаева Ф.Г.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой истории и культурологии,

к.и.н., доцент Семёнова Л.М.

 

 

Введение

 

В настоящее время всё яснее становится социальная потребность в формировании у молодых людей навыков культурного поведения. К сожалению, нормы этикета долгое время не учитывались в общественной практике. Несоблюдение преемственности нравственных и культурных традиций, отрицание этикета как проявления чуждой советскому строю идеологии не самым лучшим образом сказались на общественных нравах. Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении с людьми – такова реальность наших дней.

Между тем рост межгосударственных, межкультурных, межнациональных контактов, интенсификация личных и деловых отношений современного человека делают всё более актуальным знание культурных особенностей поведения и их нравственный аспект. В условиях современного напряжённого ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения от человека требуется умение владеть собой и строить отношения с окружающими в быту, в семье, в профессиональной и общественной деятельности. Успех делового человека, например, во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения.

Особо подчеркнем, что этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Мораль, нравственность человека - это его устои, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он должен следовать и в которых находят своё отражение нравственные принципы человека.

На практических занятиях по данной дисциплине мы попытаемся усвоить основные правила этикета, осознать, каким приятным может быть общение, если следовать им, как знание и применение этих правил позитивно влияет на формирование имиджа человека. Если всё, о чём будет говориться, является для вас само собой разумеющимся, то нам будет очень приятно найти в вашем лице единомышленников! Но если многое из того, что известно с детства, пока не стало привычкой и потребностью, то, видимо, следует серьёзно подойти к полученной на занятиях информации, постепенно внедряя её в жизнь. Надеемся, что после изучения данного курса вы сможете расширить свои представления о специфике человеческого общения и хоть что-нибудь изменить в своих отношениях с людьми.

Раздел 1 Практические занятия и методические указания к их изучению

Этикет как учебная дисциплина и социальное явление (2 часа)

1) Понятие этикета

2) Основные правила и принципы этикета

3) Структура этикета

4) Роль этикета в жизни общества

 

Содержание первого вопроса

1) Каково происхождение слова «этикет»?

2) Когда и в какой стране сложилось и вошло в обиход понятие этикета? Что оно означало? Назовите современное определение данного понятия.

3) Когда этикет зародился как общественное явление?

4) Сопоставьте понятия «этикет» и «этика», «этикет» и «культура поведения». Покажите тесную взаимосвязь между ними.

 

Содержание второго вопроса

1) Назовите «золотое правило» нравственности, лежащее в основе этикета. Почему оно является универсальным, приемлемым для всех народов?

2) Перечислите и раскройте основные принципы этикета. Какой из них является главным?

3) Почему принципы этикета более важны, чем его конкретные правила?

4) Что такое вежливость, корректность, тактичность и деликатность? Какие внутренние качества личности они олицетворяют?

 

Содержание третьего вопроса

 

1) Назовите формы, виды и подвиды этикета. Приведите примеры, подтверждающие тесную взаимосвязь между ними.

2) Каковы различия между традиционным и современным этикетом?

3) Существует ли единый общемировой этикет?

4) Каковы особенности российского этикета?

 

Содержание четвертого вопроса

 

1) Каковы основные функции этикета? Какая функция является главной и почему?

2) Раскройте роль этикета в формировании и развитии интеллигентного человека.

3) Каково значение этикета в достижении успеха в профессиональной деятельности?

 

Рекомендуемая литература

1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.5-10.

2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С.8-17.

3 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-

С.11-23.

4 Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – С.7-13.

4 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006.

– С.5-24.

5 Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось-89,

2001. – С.5-8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: