Обзор научно-популярной литературы




Введение

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. В школьной программе появились новые предметы: экология, психология, информатика и вычислительная техника, ОБЖ. А это, значит увеличилась учебная нагрузка в школе. Сегодня учащиеся каждый день находятся в относительно неподвижном состоянии 6-8 часов. Кровь в организме замедляет движение за счет сужения сосудов, питание клеток головного мозга и других органов уменьшается. Появляется усталость, недомогание, ломота, головные боли и др. А как обстоят дела со здоровьем у старшеклассников нашей школы? Что нужно делать, чтобы снять или уменьшить симптомы, вызванные гипокинезией (малой подвижностью). Как ученики нашей школы представляют школу будущего («школу – здоровья и радости»).


ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

· Изучение вопроса «Движение и здоровье».

· Выработка рекомендаций для учащихся и учителей.

· Пропаганда здорового образа жизни.

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Изучение научно-популярной литературы по данному вопросу.

2. Проведение статистических исследований (занятость учащихся в спортивных секциях).

3. Диагностика заболеваний у учащихся.

4. Мониторинг состояния здоровья у старшеклассников после физической нагрузки.

5. Выпуск листовок, чтение лекций.


Обзор научно-популярной литературы

 

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.

Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – устой живости умственной работоспособности и психической активности.

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку 3 гармонов-эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Овладение культурой движения поможет развить умение «властвовать собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.

Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, эффективность выполнения работы достигает своего максимума.

Человек (как и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева, ярости – может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный вес.

Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем, эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным матчем. Итак мы убедились в необходимости мышечной активности, как стабилизирующего фактора работы внутренних систем организма, их активизации или подавления. К каким последствиям приводит практически полная неподвижность? Идеальным примером может служить состояние невесомости.

Как уже известно, состояние невесомости ограничивает человека в движении. Невесомость оказывает серьезное влияние на различные процессы, происходящие в организме человека: в костных тканях уменьшается содержание солей кальция, в организме уменьшается количество жидкости, а следовательно, и вес космонавта, происходят и другие обратимые изменения. Кроме того, в организме начинают протекать различные процессы, которые до конца не исследованы.

При проведении медицинского контроля наряду с электрокардиограммами, сейсмокардиограммами, космонавты выполняли функциональные пробы. Это позволило получить более полную информацию об изменении физиологических функций и возможностях человеческого организма в полете. По нескольку раз в ходе полета космонавты брали пробы крови, которые затем были доставлены на Землю. В этих пробах было определено содержание сахара, мочевины, холестерина, установлена лейкоцитарная формула и подсчитано число лейкоцитов и тромбоцитов на тысячу эритроцитов. Анализ показал, что у всех космонавтов на начальном этапе полета зафиксировано увеличения содержание мочевины в крови. Это явление, очевидно, было связанно с перестройкой функции почек, которая, как установлено с помощью других данных, не носила патологического характера.

В пробах крови, взятых в первой и начале третьей недели полета, содержание сахара было в обычных пределах, а в пробах, взятых перед концом полета, оно резко увеличивалось. Этот факт может быть объяснен повышением физической и эмоциональной нагрузки.

Со стороны клеточного состава крови существенных изменений также отмечено не было.

В полете космонавты проводили некоторые исследования по определению энергозатрат, периодически измеряли силу кисти рук с помощью динамометров, изучали основные характеристики зрительных функций и т.д. – человеческий организм способен при определенных условиях сохранять свои функции и высокую работоспособность. Этому способствуют и комплекс физических упражнений с использованием специальных костюмов и тренажера. Тренажер позволяет космонавтам выполнят физические упражнения для поддержания силы основных групп мышц (Прежде всего мышц спины и нижних конечностей) и сохранения двигательных навыков и способностей переносить перегрузки при возвращении на Землю. А для создания постоянной нагрузки на костно-мышечную систему космонавты используют тренировочные костюмы, в которых в различных местах вшиты резиновые ленты. При движении они создают нагрузки на опорно-двигательный аппарат и скелетную мускулатуру, компенсируя тем самым отсутствие силы тяжести.

В состоянии невесомости важно создавать отток крови в сосудистое русло нижних конечностей. С этой целью на станциях размещают специальные установки в виде «бочки», внутри которой можно создавать разрежение требуемой величины. Космонавты погружаются до пояса в установку и создают в ней с помощью микро компрессора дозированное разрежение. При этом контролируется работа сердечно-сосудистой системы.

Космонавт В.Г. Лазарев так писал о невесомости: «Конечно же, космос начинается с невесомости. Она... Нет, о ней словами не скажешь. Она не имеет даже близкой аналогии не с какими из земных состояний... Она чрезвычайно своеобразна и поначалу малоприятна. Она хитра и даже коварна, если забыть об осторожности и ринуться на нее в открытую. Однако с ней можно войти в контакт и даже сработаться».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: