Структура, динамика, функции и типология конфликта




В характеристике конфликта исследователи, как правило, руководствуются понятийной схемой описания конфликта, выделяя четыре момента: структуру, динамику, функции и типологию конфликта.

В исследованиях Бородкина Ф.М. и Коряк Н.М. были выделены следующие составляющие конфликта: конфликтная ситуация, оппоненты и действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей (инцидент) [9]. Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, поэтому для их описания необходимо выделить круг понятий, способных полно охарактеризовать конфликты. В структуре каждого конфликта следует выделить следующие элементы: участники конфликта (оппоненты, соперники, противники); позиция сторон (внутренняя и внешняя); конфликтная ситуация; инцидент (действие, направленное на создание конфликта); объект конфликта (реально имеющаяся объективная причина конфликта); предмет конфликта (внутренняя причина, которую имеет каждый оппонент, вступающий в конфликт); развитие и разрешение конфликта [17, С.31]. Предмет конфликта А.Г. Здравомыслов выделяет особо, говоря о том, что это и есть тос амое противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство [14].

Следует отметить, что западная конфликтология создавалась в большей мере на основе социологии, тогда как отечественная конфликтология обязана своим развитием психологии. С этим связан большой интерес современных исследователей к характеристике личности оппонентов, как элементу структуры конфликта.

Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени и предполагает возникновение предконфликтной ситуации, ее осознание как конфликтной, собственно конфликт и его завершение, постконфликтную ситуацию. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании процесса конфликта предлагают выделять три стадии процесса возникновения и развития конфликта (включая конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта) [4]. Л.А. Петровская представляет динамику конфликта как процесс, описание которого также включает различные стадии развития конфликта - от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения [32].

Первая стадия (латентная) представляет собой возникновение предконфликтной ситуации, которая связана с появлением определенного объективного но неосознаваемого противоречия, осознанием участниками объективной проблемной ситуации, проявлением попыток сторон к решению проблемы неконфликтными способами (такими как просьбы, убеждение, рвзъяснение) и появлением непосредственной угрозы одной из сторон конфликта.

Вторая стадия - открытый период или собственно конфликт. Здесь возможны следующие проявления: инцидент – первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу; эскалация – резкая интенсификация борьбы оппонентов, заканчивающаяся ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта; сбалансированное противодействие – безрезультатное использование силовых методов, отсутствие усилий по достижению согласия; завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Третья стадия (латентная) включает в себя проявления послеконфликтной ситуации. Среди них: частичная нормализация отношений, при сохранении негативных эмоций, осмыслении позиции, коррекции самооценок участников, их уровней притязания, отношения к партнеру; и полная нормализация отношений, которая происходит при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Функции конфликта делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты предполагают рациональные преобразования, характеризуются максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. В этой группе можно выделить такие частные функции как: функция разрядки напряженности, коммуникативно-информационная функция, стимулирующая и онтоло-гическая функции. Деструктивные конфликты разрушают и организацию (если они протекаю в организации), и общность, и личность. Они угрожают интеграции общества, эффективности осуществляемой деятельности; могут снижать темпы развития участников конфликта; ведут к деструкции межличностных отношений, оказывают разрушительное влияние на здоровье, влекут за собой раскол в малоустойчивых группах. Отмечается, что функциональность конфликта переменна. Г.М. Андреева указывает, что с практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения: замена одних -деструктивных - другими, более конструктивными [3].

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон: 1) междиндивидуальные конфликты, 2) межгрупповые конфликты и их типы (группы интересов; группы этнонационального характера; группы, объединенные общностью положения; конфликты между ассоциациями; внутри и межинституциональные конфликты; конфликты между государственными образованиями; конфликты между культурами или типами культур) [14].

Р. Дарендорф выделяет виды конфликтов по различным основаниям: по источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации); по социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные); по масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты); по формам борьбы (мирные и немирные); по особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные); по отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный); по использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и прочие.

К. Левин, Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс исследуют виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние конфликты (личностные конфликты); внешние конфликты (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые). Ф. Лютенс выделяет три типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей [32].

Наряду с этим выделяются виды конфликтов по характеру возникновения: объективные конфликты, связанные с реальными проблемами и недостатками; и субъективные конфликты, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Рассмотрим более подробно особенности конфликтов, различающихся по уровню конфликтующих сторон.

Личностный (или психологический, внутриличностный) конфликт затрагивает структуру сознания личности и психику человека и представляет собой «внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление» [9]. Этот вид конфликтов служит основой для межличностных и социальных конфликтов. Достаточно глубоко проблема внутриличностного конфликта разработана в зарубежной психологии ХХ века в рамках психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни), гуманистической (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивной психологии, интеракционализма (Р. Ассаджиоли), психосинтеза. Отечественная психология внутриличностного конфликта представлена исследованиями и работами А. Лурии, В. Мерлина, В. Мясищева, Н. Левитова, Л. Славина [32].

Межличностный, или социально-психологический, самый распространенный тип конфликта. Существующее классическое определение межличностного конфликта определяет его как «столкновение противоположных целей, мотивов и точек зрения интересов участников взаимодействия, не совместимых в конкретной ситуации» [33, с.123]. Межличностные конфликты в исследованиях могут быть представлвены как последствие фрустрации (Л. Берковиц, Д. Доллард, Г. Миллер), как результат агрессивности индивида и толпы (К. Лоренц), как следствие блокады удовлетворения потребности в самоактуализации (А. Маслоу, Т. Шибутани). Отечественными учеными (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.Л. Евенко; Г.Г. Журавлев, Н.Н. Иванникова, В.Н. Кириллина, Л.Р. Комалова, А.Н. Кошелев, Е.Ю. Красова, М.А. Цебруки др.) активно изучаются отличительные признаки межличностных конфликтов, способы профилактики и управления конфликтами.

Межгрупповой (социальный) конфликт возникает в тех случаях, когда интересы между формальными или неформальными группами вступают в противоречия. Основой межгруппового конфликта часто бывает межличностный конфликт, так как индивиды всегда пытаются получить поддержку и ресурсы со стороны своего социального окружения.

В нашей работе мы обратимся к рассмотрению выбора тактики поведения в конфликтных ситуациях межличностного характера.

Отметим, что следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона. Следовательно, наша задача заключается не в том, чтобы рассмотреть психологические особенности развития конфликтной ситуации, а в том, чтобы охарактеризовать особенности темперамента как психологический фактор выбора поведения личности на стадии предварительного конфликта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: