Введение
Актуальность темы исследования исходит из важности практической значимости проблемы поиска путей по преодолению конфликтов в условиях развития современного общества, где наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности. Анализ поведения личности в конфликтной ситуации и способы её разрешения, выявление особенностей реализации стратегических и тактических линий поведения в конфликтной ситуации – все это дает возможность определить способы преодоления деструктивных вариантов её развития. Исследование актуально и в связи с необходимостью выявления психологических предпосылок поведения участников в рамках конфликта, направленного на учет различий, связанных с психофизиологическими особенностями личности.
Правка: инициалы после фамилии, то же в круглых скобках, плюс указать источник (название книги, издательство, год выпуска) – для всех круглых скобок
Важность изучения конфликтов отмечается известными отечественными психологами и педагогами, такими как В.С. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Ф. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Т. Щацкий. Так как конфликты - неизбежные спутники нашей жизни, то следует формировать способность к реализации конструктивных линий поведения без ущерба личности. Исследование конфликтов и конфликтного поведения в трудах А.Л. Анцупова, В.М. Афоньковой, М.С. Вершинина, Н.В. Гришиной, В.И. Журавлева, А.Г. Здравомыслова, В.И. Кудрявцева, Н.И. Леонова, A.A. Реана, Б.И. Хасана, А.И. Шипилова, P.M. Юсупова, В.А. Ядова и других ученых позволили рассмотреть различные взгляды на природу конфликта, виды, закономерности возникновения и разрешения. Установлены взаимосвязи поведения личности в конфликте с акцентуациями характера, уровнем тревожности, уровнем социального интеллекта личности, её коммуникативного развития. Однако проявления в конфликтной ситуации особенностей темперамента как фактора её преодоления изучены недостаточно.
|
В этом и заключается проблема нашего исследования: каким образом темперамент влияет на выбор тактики поведения личности в конфликтной ситуации?
Правка:
объект – темперамент личности
предмет- темперамент как фактор выбора тактики поведения в конфликтной ситуации
Цель исследования – рассмотреть различные тактики поведения участников в конфликтной ситуации, а также определить особенности темперамента, влияющие на поведение в конфликте.
Объект исследования: личность в конфликтной ситуации.
Предмет исследования: темперамент личности как фактор выбора тактики поведения в конфликтных ситуациях.
Правка:
Задачи их последовательность и содержание должны соответствовать
параграфам
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику темпераменту как психологическому феномену… конфликтной ситуации и выявить ее основные структурные компоненты.
2. Обосновать проблемы выбора тактики поведения в конфликтных ситуациях Проанализировать различные варианты тактических линий поведения в конфликтной ситуации.
3. Выделить особенности темперамента личности, влияющие на выбор тактик, используемых в конфликтной ситуации. Обосновать гипотезу исследования
Гипотеза 1: Темперамент является фактором выбора тактики поведения в конфликтных ситуациях.
Правка: гипотезу 2 исключить
|
- люди с холерическим типом темперамента чаще выбирают тактику «соперничество»;
- люди с сангвиническим типом темперамента выбирают тактики «соперничество» и «компромисс»;
- люди с флегматическим типом темперамента выбирают тактики «компромисс» и «приспособление»;
- люди с меланхолическим типом темперамента выбирают тактику «избегание».
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, синтез полученных знаний, обобщение.
В параграфе, где пойдет речь о конфликте, большее внимание уделить наиболее полной классификации (Анцупов, Шипилов), пояснить, почему так считаю…
Правка:
Далее все по содержанию
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Сущность конфликта и конфликтных ситуаций
Конфликт есть определенная форма социального взаимодействия. Он носит всеобщий и универсальный характер и возникает в силу объективного неравенства возможностей, разности интересов, целей, ценностей, а также вследствие ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей и неравномерного распределения благ (Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслови и другие) [11,14].
Исследование конфликта и конфликтных ситуаций осуществляется в такой отрасли науки как конфликтология, опирающейся на синтез психологических, социологических, педагогических, политических, культурологических и юридических знаний. Конфликтология как наука рассматривает конфликт как динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей. Данный подход исходит из понимания конфликта как неотъемлемого свойства любой социальной системы, постоянно присутствующего в общественной жизни и не поддающегося устранению, поскольку не могут быть устранены естественные различия между людьми. Вместе с тем, конфликт - необходимый и важный инструмент разрешения возникающих противоречий. Человечеству важно научиться управлять им так, чтобы негативные проявления держать под контролем, а позитивные использовать для эффективного урегулирования противоречий, выхода на новый уровень отношений.
|
Понятие конфликта (от латинского conflictus - столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко.
Э. Гидденс под конфликтом имеет в виду «реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [32].
«При первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)», - указывает Н.В. Гришина [11, С.24].
А. Я Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следующее определение: «под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [4].
Б. И. Хасан предлагает понимание конфликта как «характеристики взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [33].
Современное понимание конфликта основывается на признании его полифункциональности, его многомерности и неоднозначности. На сегодняшний день существует множество определений конфликта, их объединяет наличие основного параметра данного вида социальных отношений – противоречие, принимающее форму разногласия. Под конфликтом часто понимается «вид взаимодействия, заключающийся в столкновении противоположных действий, взглядов, идей, точек зрения, планов, а также отсутствие согласия между людьми. В процессе конфликта его стороны могут выражать разные мнения, выявлять альтернативы при принятии решений, в чем заключается положительная сторона конфликтного взаимодействия» [27, С.54].
Сложность самого феномена – «конфликт» - состоит в том, что последствия такого взаимодействия могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер. Поэтому очень важно, с одной стороны, выработать механизмы, позволяющие снизить негативное содержание конфликта, а с другой, - использовать его позитивный потенциал (избавлять от деструктивности, неопределенности, рассогласованности, диагностировать сложившуюся ситуацию), способствующий социальным и личностным преобразованиям.