Техника. В детском саду используется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Первая фаза -разбег. Длина разбега 6 – 8 шагов. Разбег ускоряющийся, совершается он на передней части стопы. Корпус при - разбеге несколько наклонен вперед. Руки, как и при беге, согнуты в локтях (при отведении локтей назад руки немного разгибаются). Последние шаги ребенка несколько короче предыдущих. Положение корпуса постепенно выравнивается, на последнем шаге корпус занимает почти вертикальное положение. Толчковая нога (она может быть любой у ребенка) энергично ставится на брусок всей ступней при наименьшем сгибании колена.
Вторая фаза - отталкивание начинается энергичным выпрямлением стопы. Голова находится на одной линии с корпусом. Бедро маховой ноги поднимается вверх - вперед, голень выносится также вперед. В это время руки взмахом выносятся вперед-вверх и начинается полет.
Третья фаза - полет. В полете колено толчковой ноги подтягивается к находящейся впереди маховой ноге. Обе ноги, согнутые в коленях, приближаются к груди (положение группировки), а перед приземлением выпрямляются вперед. Руки во время полета из положения вверх - вперед совершают движение вниз - назад.
Четвертая фаза - приземление. Оно производится так же, как в прыжках в длину с места. Руки при приземлении резко выносятся вперед, и благодаря этому обеспечивается устойчивость тела. Из положения приземления ребенок выходит путем выпрямления ног и опускания рук вниз
Методика обучения. Систематическое обучение прыжку в длину с разбега начинается па пятом году жизни; в последующие годы продолжается его закрепление и совершенствование. Разучивают прыжок в длину с небольшого разбега (3—5 метров) на средней скорости. Вначале детям очень трудно оттолкнуться в определенном месте, поэтому место отталкивания увеличивается (используется не доска, а зона отталкивания в 40-50 см, которая может быть обозначена двумя линиями или кругом того же диаметра).
|
Важным моментом в методике - обучения прыжку в длину с разбега является определение более сильной, толчковой ноги.
Особенности выполнения. У детей 5 лет разбег становится ускоряющимся. При разбеге ярко выражена, перекрестная координация движений рук и ног. Отталкивание все дети производят одной ногой. Вместе с тем у некоторых детей отталкивание, совершается разными ногами: то правой, то левой. Толчок становится более энергичным, угол сгиба в коленном суставе при отталкивании уменьшается. У многих детей уже имеется выраженный почти одновременный взмах руками вперед-вверх, с движением вперед маховой ноги. Но все-таки у половины детей этого возраста отмечается недостаточный вынос вперед ног при полете. При этом толчковая нога не успевает догнать маховую и ребенок приземляется на одну ногу, другая остается несколько сзади. Это ведет к неустойчивости положения после приземления. Кроме того, иногда толчковая нога касается земли не подошвенной стороной, а внешней, что может привести к травме голеностопного сустава.
У детей 6—7 лет нарастает скорость разбега благодаря увеличению силы мышц нижних конечностей и увеличению скорости бега. Разбег уже производится на передней части стопы. Отмечается энергичная работа рук, согнутых в локтях в направлении вперед-назад с некоторым отклонением во внутрь впереди и кнаружи сзади, что связано с интенсивным развитием координационных способностей в этом возрасте. Последние шаги почти у всех детей укороченные, корпус принимает вертикальное положение. Толчок производится энергично всей ступней, нога менее согнута в коленном суставе, чем на предыдущих возрастных этапах. Продолжительность соприкосновения ступни с опорой резко сокращается. Отмечается более высокий подъем согнутой в колене маховой ноги при начальной фазе полета с одновременным взмахом рук вперед-вверх. У некоторых детей руки при взмахе занимают почти вертикальное положение, что свидетельствует о максимальном использовании их при прыжке. Благодаря этому создается возможность выпрямить корпус, поставить толчковую ногу под центром тяжести тела и вынести маховую ногу как можно больше вперед.
|
У незначительной части детей последние шаги перед толчком удлиненные, корпус излишне отклонен назад или наклонен, вперед. Это лишает ребенка возможности энергично оттолкнуться, а также передать ускоряющее воздействие отталкивания остальным звеньям тела.
В завершающей фазе полета у большинства детей отмечается взмах руками назад, группировка в полете, вынос вперед почти выпрямленных ног. В это время толчковая нога уже догоняет маховую, дети совершают взмах руками вперед – вниз - назад. Приземление почти у всех детей производится на полусогнутые ноги. Оно начинается с пятки почти прямых ног с перекатом на всю ступню, а затем на переднюю часть ступни. Но у некоторых детей в фазе полета движения рук, наклон туловища и головы опережают движения ног, что приводит к сокращению длины прыжка, к приземлению на носки потере равновесия.