ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
Язык как средство общения существует, прежде всего, как звуковой язык. И владение его звуковым (фонетическим) строем является обязат. условием общения в любой форме.
Речь будет понятна слушателю, если говорящий не нарушает фонетич. нормы языка.
Если слушающий владеет слухо-произносит. навыками, он будет с трудом понимать или совсем не поймет обращен. к нему речь.
Слово ФОНЕТИКА происход. от греч. phonetikos – «звуковой», «голосовой».
Наука фонетика изучает: способы образования звуков речи и их аккустич. хар-ки.
Основные элементы звуков. (фонетич.) строя языка – это звуки (фонемы), ударения, интонация (интонемы).
Для полноценного общения, нбх фор-е и развитие фонетич. нав., т.е. способности правильно и быстро различать и узнавать слышимый звук, а так же верно произносить звуки, прав. ставить ударение в слове и предложении, употреблять правильную интонацию – это определение фонетич. навыков.
Фон. нав. разделяются на 2 группы:
· Ритмико-интонационные (предполаг. знание ударения и интонации, как нейтральных, так и логических и экспессивных – эмоцион.). Именно дан. гр. нав., а вернее их отсутствие выдает в людях иностранцев. Практика показывает, что легче научиться произносить звуки, чем их интонировать. Надо помнить, что при помощи интонации, ударение и паузации можно менять смысл сказанного.
Thank you. (искрен. благодарность)
Thank you. (формальная)
Bye. (недовольно) Bye. (дружелюбно)
· Слухо-произносительные:
- аудитивные (слуховые) – они предполагают действие и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений.
- произносительные – они предполаг. умение правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочет. и предложения.
|
Обучение фонетике на нач. этапе.
в методике известно 2 осн. подхода:
1) артикуляторный
2) акустический
+ 3) дифференцированный.
1) Артикуляторный подход.
Осн. теоретич. положения этого подхода были разработаны советск. учен.-лингвистами: Колосов и грузинка. До них эти навыки не счит. важными.
Они провели сравнит. анализ фонетич. состава англ. и рус. языков, и разработали на этой основе типологии фонетич. сложностей + еще и систему фонетич. упражнений, основан. на типичн. сложностях.
Согласно их теории выдел-ся 3 осн. типологич. группы фонем:
1 группа – фонемы, совпад. в англ. и в рус. языках [m, b, s, z, g].
2 группа – несовпадающие фонемы [ ]
3 группа – частичносовпадающие [p, t, k, x, n, l, d, r]
(Эта гр. сам. сложная, т.к. они похожи, но разные, например перв. 4 звука с предыханием - аспирацией).
Обучая англ. согл. звукам, надо обращ. внимание на: * артикуляцию, * палатализацию, * асперацию.
Артикуляция в англ. языке более четкая, язык и губы более подвижные. Не допускается: оглушение согл. в конце слов (bad - bat).
Палатализация – это смягчение согл. перед гласн. переднего ряда.
При обучении гл. надо уделять внимание различной долготе гласн. звуков и отработке дифтонгов.
[i:]-be (долгий), [i]-bean (ср.), [I]-bit (кор.).
Долгота звука зависит от положения гласн. в слове.
Основные положения артикул. подхода:
1) начин. обуч. ин.яз. следует с постановки звуков, а для этого нбх вводно-фонетич. курс.
2) каждый звук должен быть качественно отработан в отдельности.
3) для обеспечения частоты произношения нбх изучить работу органов артикуляции (речи) при произнесении каждого звука.
|
4) фор-е произносит. и слуховых навыков идет раздельно.
Этапы работы со звуком:
1. Ориентировка (это ознакомление учащ-ся с работой органов речи при произнесении конкретного звука, т.е. это описание артикуляции).
2. Планирование (когда уч-ся поняли, то должны…- это постановка органов речи в нужное положение).
3. Артикулирование (это произнесение самого звука. Этот подход изуч. категор. людей, заним. профессион. и готов. обучать др.).
4. Фиксирование (это запоминание, задержание органов речи в нужном положении после произнесения звука).
5. Отработка звука (звук произнос. отдельно в комбинациях, словах, словосочет.).
2) Акустический (имитационный) подход.
Восприятие на слух и воспроизведение. Упор идет на слуховое восприятие речи и ее имитац. Усвоение звуков идет не изолировано, а в речев. потоке, речев. стр-рах.
В основе упр-ий лежит повторение или имитация. Достигается это путем прослушивания больш. кол-ва аудиоматериала и повторения за образцом, диктором, преподом.
3) Дифференцир. подход (разный – артикул.-аккустич. или аналитико-иммитативный).
При этом подходе обращ. внимание на артикуляцию, но чаще всего процесс объясненияне в терминах, а простым, доходчивым языком, сравнивая с чем-то забавным. – это ассоциации.
Аккустич. подход – записи слуш. на уроке, У. ведет беседу на Ур. на англ. языке.
+ Графика – обуч. графемно-морфемным соответствиям, как правильно записывать звуки.
После объяснения произношения звука или интонации идет прослушивание эталона, т.е. образца, а затем интенсивная тренировка, кот. включ. в себя 2 типа упражнений:
|
* активное слушание (слушание с заданием – слуш. и хлоп. в ладоши, различ. звуки, интонац. восход./нисход., уверен. или нет);
* осознан. имитация (повторение звуков; может присутствовать и хоровая и индивид. форма. Важны обе. При хоровой – У. как правило молчит, только руководит, жестами).
На уроке в нач. школе звуки отрабатыв-ся на фонетической зарядке.