КХ - совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности, обеспечивающих нормальное функционирование города как целостного местного сообщества. Оно обеспечивает нормальные условия жизни местного населения и нормальное функционирование предприятий и организаций, расположенных на территории города.
Главная задача городской власти- производство общественных благ.
Общественное благо - такое благо, в отличие от частного, которое могут потреблять все одновременно ничем не ущемляя друг друга.
Городское хозяйство - не просто экономика в городе, не просто совокупность всех предприятий, расположенных в городской черте. Городское хозяйство производит 5 основных типов общественного блага: образование; здравоохранение; охрана общественного порядка; коммунальное хозяйство; социальное обеспечение.
Выделили 5 основных целей экономической политики города:
1)высокая занятость жителей города: власти для этого должны способствовать развитию городского хозяйства и стараться привлечь сюда предприятия с большим количеством рабочих мест; ограничения должны возникать только по соображениям охраны окружающей среды и сохранения сложившейся структуры занятости в обобщенном виде;
2)как можно более высокий доход жителей: власти должны способствовать притоку в город таких рабочих мест, с которыми связана высокая з/п; в рамках этой задачи находятся все мероприятия властей, нацеленные на то, чтобы недвижимость в городе стоила намного больше. Дорогая недвижимость – не только индикатор благосостояния жителей, но и главный источник городского бюджета;
3)достаточно широкий спектр социальных ролей (профиль города)- разнообразные виды работ;
|
4)устойчивость экономики города –развитие всех отраслей для того, чтобы город не зависел от одной;
Охрана окружающей среды.
Основной целью КХ является благоустройство города!!! Одним из основных результатов экономического развития города является городское благоустройство (ГБ) (уз. смысл)- планировка города, строительства, асфальтирования и замощения улиц, зеленые насаждения, освещение, отопление.
ГБ (широкий см.)- удовлетворение социальных, материальных и духовных потребностей местного населения.
Виды ГБ:
1) Базисное ГБ - минимальный набор услуг населению, без которых город не сможет существовать. Оно включает в себя: производство или обеспечение энергией; водоснабжение; очистка города; заведование территорией города и земельным хозяйством; планировка и перепланировка города; строительство и ремонт общественных и частных зданий; зеленые насаждения; создание и эксплуатация жилищного фонда и мун. зданий.
2) Внешнее ГБ: включает в себя базисное благоустройство, а также замощение и пути сообщения; средства сообщения, транспорт и связь; регулирование уличного движения; освещение и т.д.
3)Социальное: ГБ в широком смысле, оно включает в себя внешнее благоустройство, а также:
а)удовлетворение материальных нужд городского населения: санитарные предприятия и мероприятия; здравоохранение; похоронное дело; организация и обеспечение безопасности питания; охрана труда и социал. обеспечение; обеспечение общественной безопасности; пожарная безопасность; служба спасения и т.д.;
|
б)удовлетворение духовных нужд населения.: мун. образование; мун. эстетика и развлечения; охрана нравственности.
ЛОКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫРАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ГОРОДАХ
От экономико-географического положения города в той или иной степени зависит:
1)географическая обусловленность существования города;
2)величина численности населения города;
3)объем и масштабы выполняемых функций;
4)пространственная организация города;
5)особенности городской среды и городской культуры.
Идеи современных теорий размещения производства базируются на теории А.Вебера: штандорт - место оптимального размещения.
Вебер предложил классификацию факторов размещения:
Факторы размещения - экономическая выгода от размещения производства в данном месте, которая возникает в результате сокращения относительных издержек по производству и сбыту продукции:
1)транспортные затраты: представляют собой денежное выражение стоимости перемещения в пространстве. Предприятия материалоемкого производства будут тяготеть к местам расположения сырья. Предприятия энергоемкого производства – к источникам энергоносителей (где она наиболее дешевая);
2)фактор трудовых ресурсов: расходы на рабочую силу влияют на выбор местоположения фирмы;
3)агломерационный эффект:
Агломерация - результат концентрации фирм в одном географическом районе, а также укрупнение отдельной каждой фирмы; фирма выбирает такое местоположение, где, в связи с концентрацией производства и более тесным взаимодействием между фирмами, каждая из них получает свою выгоду.
Теория центральных мест: центральное место – поселение любого размера, которое служат центром для всего населения данного района, обеспечивая его центральными товарами и услугами, территории, обслуживаемые центральным местом называют дополняющими районами.