КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
на тему:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Выполнил:
студент группы 721911
факультета искусств, социальных
и гуманитарных наук
заочной формы обучения
направления «Педагогическое образование»
профиля «Начальное образование»
Иванова Любовь Васильевна
Научный руководитель:
профессор кафедры ПДиМНО,
доктор педагогических наук, профессор
Романов Владимир Алексеевич
Тула – 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАДАНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ …………………………………………...8
1.1. Развитие коммуникативных навыков как аспект личностного становления младших школьников …………………………………...…………8
1.2. Состав и психолого-педагогический механизм развития коммуникативных навыков у младших школьников …...……………………14
1.3. Педагогические условия использования заданий эмоционально-ценностного содержания как средства развития коммуникативных навыков……………………………………………………………………...…….18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ………………...23
2.1. Изучение особенностей владения коммуникативными навыками у учащихся экспериментального класса………………...………………………..23
2.2. Реализация комплекса заданий эмоционально-ценностного содержания, направленных на развитие коммуникативных навыков у младших школьников, на уроках в экспериментальном классе......…….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………...………………………….…………30
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…….81
Требования к оформлению курсовых работ
Выполнение и оформление курсовых работ, по мнению Е.В. Бережновой и В.В. Краевского, – один из важных и перспективных видов учебно-исследовательской деятельности в системе высших профессиональных учебных заведений.
В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные профессиональные и организационно-методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, появляется целый ряд вопросов. Например:
· как выбрать тему курсовой работы?
· как обосновать актуальность темы исследования?
· какова структура курсовой работы?
· как определить основные характеристики курсовой работы?
· как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?
· как оформить текст курсовой работы?
· как представить работу на обсуждение?
· какую помощь может оказать студенту руководитель?
Выбор темы исследования. Темы курсовых работ, как правило, определяют и утверждают на заседании выпускающей кафедры и доводятся до сведения студентов.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
· соответствовать задачам подготовки специалистов;
· учитывать направления и проблематику современных научных исследований;
· приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и педагогический коллектив кафедры в целом;
· учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики будущей профессиональной деятельности, а также результаты работы в научном студенческом обществе;
· разрабатывать актуальные проблемы в профессиональной сфере.
Темы курсовых работ могут определяться различными способами.
1. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследовательскую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к ее разработке и студентов, придав их творческому поиску конкретное направление.
2. Студент выбирает тему, связанную с преодолением затруднений, возникших в его практической деятельности. Как правило, такие темы разрабатывают студенты, которые имеют опыт работы в определенной сфере.
3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам.
Самостоятельно выбрать тему исследования помогают приемы, предложенные Т.П. Приходько:
· просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
· выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов;
· проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
· ознакомление со специальной литературой и периодическими изданиями в профессиональной сфере деятельности;
· консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов по теме, имеющих актуальное значение.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру.
Титульный лист оформляется с учетом требований вуза.
Оглавление содержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указывают страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.
Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования и др.).
Во введении работы также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц машинописного текста.
Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (приведенные в публикациях И.В. Усачевой, И. И. Ильясова):
· какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования?
· где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы)?
· в чем конкретно они состоят?
· список литературы располагается до приложения;
· ссылки в тексте на источники (автор, название, место и год издания, страница) следует делать в скобках. Делать это можно с помощью квадратных скобок (через точку с запятой пишутся источники: [15; 18; 20 и др.], а через запятую страницы указанных источников: [15, 45; 18, 65; 20, 145 и др.]);
Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 25-50 источников.
Текст курсовой работы составляет 30-35 напечатанных на компьютере страниц.
Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т.п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», – однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.
Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:
· с какой целью предпринято студентом данное исследование?
· что сделано и к каким выводам пришел автор?
Список литературы, включает не менее 25 источников исоставляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий источников (при отсутствии фамилий авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список источники или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
При оформлении исходных данных источника придерживаются требований ГОС.
При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.
Примерные образцы оформления библиографического списка:
1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции) / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Печатный двор, 1993. – 325 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. – 416 с.
3. Беседы с учителем: первый класс начальной школы / Под ред. Н.Ф.Виноградовой, Л.Е. Журовой. – М.: Вента-Граф, 1998. – 240 с.
4. Болотов В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: Монография / В.А. Болотов. – Волгоград: Перемена, 2001. – 290 с.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов / Е.В. Бондаревская. – Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. – С. 11-27.
6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вента-Граф, 2003. – 48 с.
7. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б.З.Вульфов, В.Н. Харькин.- М.: Магистр, 1995. – 112с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
9. Гальперин П.Я. Воспитание системного мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я.Гальперин, В.Л.Данилова // Вопросы психол. – 1980. – № 1. – С.32-39.
10. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой / Общ. ред. Ю.П.Адлера. – М.: Прогресс, 1976. – 495 с.
11. Гуревич К.М. Современный гуманитарный словарь-справочник / К.М.Гуревич. – М.: Олимп, 1999. – 528 с.
12. Граник Г.Г. Психологическая модель формирования умения / Г.Г. Граник // Вопросы психологии. – 1979. – №3. – С. 56
13. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. – М., 1999. – 263 с.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю.Ермолаев. – 2-е изд., испр.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.
15. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминание о будущем») / В.П.Зинченко // Мир психологии. – 2001. – № 1. – С. 229-251.
16. Ильенков Э.В. К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОЖЭК, 2002. – С. 78-84.
17. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И.И.Ильясов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 198 с.
18. Краевский В.В. Методология для педагога: теория и практика / В.В. Краевский, В.М. Полонский. – М. – Волгоград: Перемена, 2001. – 324 с.
19. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном Автореферат дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 34 с.
20. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. – Киев, 1987. – 233 с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
23. Программа социально-экономического развития Тульской области // [Электрон. ресурс] URL:https://www.tularegion.ru/presscenter/press-release/press-release_24118.html.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л.Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. Т– 1,2.
25. Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 210 с.
Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, протоколы наблюдений, рисунки, фотографии и т.д.
Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. Студенты объединяются в группы по близкой тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 5-7 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает в себя состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка в зачетную книжку студента.