Основная песня, ставшая главной темой сериала, «This Life», вполне заслуживает награды. И она, в конце концов, заслужила ее. Впрочем, наверное, как и самая последняя, о которой речь пойдет ниже. И вообще, почему бы не дать креативным ребятам EMMY за весь саундтрек?
«This Life» была написана Дэйвом Кашнером (Dave Kushner), тогда гитаристом слэшевской группы The Velvet Revolver, в содружестве с Бобом, Куртом Саттером и вокалистом Куртисом Стигерсом (Curtis Stigers). Последний – весьма известный джаз-вокалист, саксофонист, гитарист и просто сочинитель песен. Был замечен в сотрудничестве с Джином Харрисом, Элтоном Джоном, Эриком Клэптоном, Принцем, Родом Стюартом, Джо Кокером и группой The Allman Brothers.Думаю, что перечисленные люди в особом представлении не нуждаются. Кроме одного человека, первого из названных, работа с которым сделала бы честь любому молодому музыканту. Речь идет о Джине Харрисе, скончавшемся 16 января 2000 года в возрасте 67 лет. Джин был не просто всемирно известным американским джазовым пианистом. Он считается основоположником стиля соул-джаз, руководил трио The Three Sounds и звездным оркестром The Phillip Morris Super Band.
Стилистически «This Life» относится к southern-року, южному року, вобравшему в себя много всякого-разного. Звучат гитара, слайд-гитара, бас. Барабаны. Добавляется звучание фортепьяно.
История песни началась с гитарного риффа в стиле Шутера Дженнигса (Shooter Jennings). Рифф настойчиво вертелся в голове Дэйва, прежде чем стал основой «Этой жизни».
Было ли это случайностью? Я имею ввиду рождение такого риффа и упоминание в данном трактате имени Вэйлона Олбрайта «Шутера» Дженнингса (Waylon Albright Shooter Jennings), известного американского исполнителя и сочинителя, активного деятеля музыкального движения под названием outlaw country music. Интересное словосочетание! Байкеры-outlaw и музыка кантри тоже outlaw. Подобная зацепка заинтересовала меня, который раз пытавшуюся закончить эту рукопись. Но изложенная мной в книге с шутливым названием «Оттопыренность» теория «Нитей профессора Албуса Дамблдора» и здесь проявила себя в полной мере. Стоило потянуть за ниточку с названием «рифф а ля Шутер Дженнингс», как начал разматываться целый клубок outlaw country music.
|
OUTLAW COUNTRY MUSIC – подвид кантри-музыки, наиболее популярный в конце 60-х начале 70-х. Вспышки популярности отмечались и в 80-х годах. Иногда называется «движением outlaw» или просто-напросто «музыка outlaw» (движение вне закона или музыка вне закона).
Основными фигурами движения были Джонни Кэш (Johnny Cash), Вэйлон Дженнингс и многие другие, имена которых мало что нам скажут.
Движение появилось как реакция на Нэшвилл саунд (Nashville sound) – нэшвилльское звучание, разработанное продюсером Четом Аткинсоном (Chet Atkins). Аткинс смягчил сырой, грязный звук, свойственный таким исполнителям как Джимми Роджерс и его последователям Хонку Уильямсу, Джорджу Джонсу и Лэфти Фризеллу (Jimmie Rodgers, Hank Williams, George Jones, Lefty Frizell). Короче, Аткинс пригладил и облагородил взъерошенный кантри-саунд, залакировал.
Говорят, что outlaw music корнями своими уходит не в 60-е, а даже в 50-е, когда красавчик Элвис Пресли по-блюзовому перепел стандарты кантри-музыки. Но еще больший шум поднялся после того, как Вэйлон Дженнингс отстоял свои собственные права записывать с тем самым звучанием, как его душа пожелает. Именно он породил привычку «бодаться» с Nashville sound.
|
В то же время исполнитель по имени Дэвид Аллан Коу (David Allan Coe) был членом мотоклуба outlaws, с нашивками и всеми делами. Не был он «сыном анархии», но входил в тот самый 1 процент бунтарски настроенных байкеров. По всяким, совершенно разным поводам, его имя упоминали как имя outlaw-противозаконника, играющего с Уилли Нельсоном и Вейлоном Дженнингсом. Приверженцы приглаженного нэшвиллского звучания всенародно пытались опровергнуть слухи о появлении термина «outlaw country» в результате деятельности Дэвида Коу в мото-подполье. А те, кто цвел и расцветал в байкеровском обществе, считали и считают до сих пор, что именно брат Коу придумал такое замечательное название.
Сам термин «outlaw country» был взаимствован из песни «Ladies Love Outlaws» («Леди любят Внезаконников»), сочиненной Ли Клэйтоном (Lee Clayton) и спетой нашим знакомым Вэйлоном Дженнингсом в 1972 году. Песня входила в одноименный альбом и ассоциировалась с длинноволосыми певцами, одетыми в джинсУ и кожу. Их внешний вид контрастировал с прилизанными, аккуратными приверженцами Нэшвиллского саунда, исключением из которых, пожалуй, были лишь Грэм Парсон&The Flying Burrito Brothers. Успех выступивших против музыкальных приличий граждан способствовал восстановлению сырости звучания и жизненной силы кантри-музыки. В их песнях рассказывалось о пьянках, наркоте, мужиках-работягах и героях-забияках. Музыка стала больше походить на рок-н-ролл, все чаще звучали в аккомпанементе клавишные.
Дженнингс создал свою звукозаписывающую компанию, на которой записывал собственные альбомы. В 1973 году он выпустил альбом «Lonesome, On’ry and Mean», заглавную песню для которого написал Стив Янг (Steve Young), исполнитель и сочинитель, никогда не светившийся в мейнстриме. Но именно его песни помогали укреплению outlaw-стиля.
|
Следующим альбомом, выпущенным неутомимым Дженнингсом, стал «Honky Tonk Heroes», на котором героем-сочинителем выступил Билли Джо Шейвер (Billy Joe Shaver) из Техаса. Как и Стив Янг, Шейвер никогда не взбирался на вершины музыкального Олимпа, но его альбом 1973-го года «Old Five and Dimers Like Me», считается кантри-классикой в разряде outlaw.
Но не будем увлекаться – чем больше имен и названий песен, тем дальше мы уходим от основной темы рассказа. А порассуждать и поразводить руками я, ох, как люблю. Поэтому многие моменты из истории и жизни кантри-внезаконников опускаю.
К сериалу «Сыны Анархии» имеет отношение не только упомянутый гитарный рифф, связанный с внезаконником Шутером Дженнингсом, но и такой исполнитель как мистер Джонни Кэш, песням которого Бобби-яблоко и Курт-Анархоотец-Саттер нашли место в своей бензино-андреналиновой эпопее (для некоторых, не особо привычных к таким действам, эта эпопею превратилась в истинную «опупею»).
Специалисты пишут, что именно движение outlaw-country способствовало новому взлету карьеры певца, особенно после выхода его альбомов «At Folsom Prison» и «At San Quentin», записанных «вживую» в тюрьмах. Джонни Кэш активно сотрудничал с Нельсоном, Дженнингсом и Крисом Кристофферсоном (которого лично я помню по фильму «Рождение звезды» - «A Star Is Born», где этот голубоглазый бородач играет и поет с Барбарой Страйзэнд. Ничего особо брутального или «грязного» звучании в спетых им в фильме песен я не заметила. Бунт отсутствовал. Видимо, периодический отход от «внезаконного» кантри все-таки допускается по материальным соображениям!)
Джонни Кэш был связан дружескими отношениями со многими представителями американской контркультуры, что не могло не раздражать сторонников Нэшвиллского направления и телепродюсеров. Сам Кэш игнорировал телевидение с 1969 по 1971 год. Как и все другие певцы outlaw, Джонни старался не одеваться в стиле, предложенном Нэшвиллом – не был приглажен и отполирован. Особенно в последние годы жизни он был подчеркнуто небрежен, носил все черное (помните знаменитую реплику музыкантов группы «Металлика» - «Мы будем черными, как кукушки»?). Из-за пристрастия певца к одежде черного цвета, его наградили прозвищем «Человек в черном».
Естественно, outlaw-кантри считалась вотчиной мужчин. Но и у этого непокорного направления все-таки были свои Королевы. И первой из них называют Таню Такер (Tanya Tucker) – если потянем за ниточку, то на поверхность выплывет фигура Кэтти – Джеммы Теллер. Она пела у Тани на бэках в начале своей певческой карьеры. Все в этом мире путано-перепутано-связано-пересвязано. Как в сказке про Красную Шапочку: «Потяни за веревочку, дверь-то и откроется!» Потянули – хлоп, и там супруга Курта СаттераJ)
Остальные три королевы: Джесси Колтер (Jessi Colter), Сэмми Смит (Sammi Smith) и Эмили Харрис (Emmylou Harris).
Джесси Колтер была женой пионера outlaw-country Вэйлона Дженнингса, за которого вышла замуж в 1968 году. В середине 70-х занялась сольной карьерой и достигла статуса Outlaw как только выпустила написанную ей самой песню «I’m Not Lisa», которая сначала заняла 1-ю позицию в числе кантри-хитов, а потом заняла 4-е место в поп-списках. Официально Колтер получила стопроцентный статус outlaw, когда на пару со своим супругом выпустила альбом-компиляцию под грозным названием «Wanted! The Outlaws» («Разыскиваются! Внезаконники!») Альбом получил отличную критики, кучу всевозможных наград и имел приличный коммерческий успех.
Сэмми Смит – родом из Калифорнии. Она совершенно не боялась петь «рискованные» песни и рассказывать в них о неприглядных сторонах современной жизни. Прежде чем она добилась признания, голос ее заметно огрубел и охрип, т.к. пела она, в основном, в прокуренных барах. Смит достигла успеха в 1971 году, когда записала песню Криса Кристофферсона «Help Me Make It Throught The Night». Заработала известная схема – сначала песня заняла 1-е место в чартах кантри, потом 8-е место в поп-чартах. В 1972 году принесла Сэмми награду ГРЭММИ за «Лучший женский вокал в стиле кантри».
Однако это не помешало хриплоголосой Сэмми быть официально признанной outlaw, когда она переехала в Техас и подружилась с Уилли Нельсоном. Каждый гол Сэмми Смит появляется на его вечеринках в часть 4-го июля.
(Короткая справка: центрами outlaw-country стали города Остин и Люббок, а т.к. «южный» рок оказал большое влияние на это движение, то стратегия разработки звучания и манера записи сконцентрированы в штате Алабама, в Маскл Шоулз (Muscle Shoals).
Но, черт возьми, вернемся обратно к outlaw-байкерам от препарирования outlaw-country!
Теперь, переслушивая песни из сериала, мне начинает казаться, что каждая вторая из них относится именно к внезаконному направлению. А ведь всё начиналось так мирно, с одного риффа Вэйлона Шутера Дженнингса.
Что же, Дэйв Кашнер, навертел на измучивший его рифф всё, что полагается навертеть, и получил одобрение Бобби Тьеле-младшего. Боб Тьеле, в свою очередь, связался с Куртисос Стигерсоном – «напиши, мол, текст, да и спой!» Но не обошлось без вмешательства командования – Курт Саттер поучаствовал в сочинении песенной лирики.
Вот что сказал Дэйв Кашнер о своей работе над главной музыкальной темой сериала: «К шоу я подключился по двум причинам… «Сыны» - невероятно динамичная, насыщенная драма о семье и о тех поступках, которые мы совершаем ради любви или из-за денег, когда у нас нет таких возможностей, как у других. К тому же это был отличный шанс для меня поработать с моим добрым другом Бобом, который просто потрясающий сочинитель-продюсер-музыкант».
На протяжении всех сезонов тема не остается неизменной. Например, она приобретает ирландское звучание, когда действие перемещается в Северную Ирландию, куда члены SAMCRO отправляются на поиски сына Джекса Теллера (3 сезон).
«This Life» была номинирована на EMMY в 2009 году как «Выдающаяся Главная музыкальная тема», но проиграла главной музыкальной теме из сериала «Great Performances» канала PBS. Комментируя это выдвижение на награждение, Дэйв сказал, «что для него было большой честью быть признанным и войти в эту номинацию Академии Телевизионных Искусств и Наук».
Дэйв был не одинок в выдвижении на эту номинацию. Боб Тьеле был отмечен в категории «Выдающаяся оригинальная музыка для основной темы» - как соавтор музыки и текста «Этой жизни». Как, впрочем, и вокалист-исполнитель Куртис Стигерс и соавтор текста Курт Саттер (подозреваю, что слова о вороне на спине Дьявола – дело рук его Леди Фантазии).
Но в 2010 году они все-таки получили награду ASCAP за эту музыкальную тему!
Едва ли эту песню можно представить отдельно от сериала и самих «Сынов Анархии».
ЭТА ЖИЗНЬ
В полном одиночестве ты мчишься по этому миру,
Господь забирает твою душу, ты отвечаешь сам за себя,
Ворона летит, не сворачивая с пути, вычерчивая строгую линию,
На спине Дьявола, до самой твоей смерти.
Эта жизнь коротка, детка, это так,
Лучше, конечно же, прожить ее правильно,
Ведь назад не вернешься!
Устрой-ка им настоящий ад,
Прежде чем они одолеют тебя,
Проживи эту жизнь,
Посмотри этому миру в глаза,
Живи, проживай эту жизнь до последнего вздоха.
Было бы здорово, если бы у тебя была только душа –
И ничего более,
Ибо, когда приходит время заняться делом,
Это означает одно – либо жизнь, либо смерть.
Король умер. А свет продолжает сиять,
Теряешь голову, когда дела идут не так.
Лучше – внимательней смотри перед собой на дорогу.
Проживи эту жизнь,
Смотри этому миру в глаза,
Проживи эту жизнь до последнего вздоха!
«Ворона летит » - один брат из числа SAMCRO несется вперед, на спине Дьявола… А это не Дьявол вовсе, а знаменитый «Харлей»!
Достойная, будоражащая песня, чтобы начинать и заканчивать сериал, своеобразный позывной. Однако есть одно небольшое предложение – в конце каждой серии под эту музыку я бы интенсивнее окрашивала косу Мрачного Жнеца в кровавый цвет. Смертей, жертв всё больше с каждой минутой, коса работает исправно, хорошо наточена. И лучше всего – действительно – внимательнее смотреть на дорогу. В любой момент она может оборваться, а вместе с ней и твоя жизнь, брат! И ничего, что король умер, ничего, что его убили. Уже есть новый. Да здравствует Король! И тот, кто придет на смену ему… Был бы трон.
NO MILK TO-DAY
К своему удивлению, в сериале я услышала хорошо забытую, но когда-то любимую до писка песенку “No Milk To-Day”, для многих вообще незнакомую. Была у меня заветная сорокопяточка, с голубым таким кружком, на этой сорокопятке то ли мадьяры, то ли натуральные англичане распевали незамысловатые слова «Молока сегодня не надо!». Тогда было все равно, кто пел, просто нравилась мелодия.
История создания этой песни заслуживает отдельного рассказа, уж больно она симпатичная и совершенно не кровавая, без лопнувших трудовых мозолей и утонченных леди в гробу.
Жил-был сочинитель песен по имени Грэм Гулдмэн (Graham Gouldman). Задумал сочинить что-нибудь для милейшей британской бит- группы THE HOLLIES, которая славилась мелодизмом. Ходил, ходил Грэм по комнате, измерял жилую площадь шагами, ничего не убавляя и не прибавляя, да и выглянул в окно. Смотрит - а на двери дома его приятеля, что жил напротив, висит записка «No Milk To-Day» - «Молока сегодня не надо ». В те времена бойкие молочники развозили бутылки молока по городам и городкам, оставляли их у дверей домов. У нас, в СССР, было примерно то же самое, да не совсем – во двор приезжала специальная раздаточная машина, в кузове которой в железных ящиках с ячейками стояли бутылки с молоком, а позже – треугольные молочные пакеты. Хозяйки точно знали время приезда машины, и дружно выходили во двор за товаром. Никуда бежать не надо было, чтобы сварить кашу.
Кому в Англии было не до молока в тот день, тот и писал записочку для молочника – дескать, сэр, не утруждайте себя напрасно, проезжайте мимо. Может, сам Грэм и не обратил бы внимания на бумажку на двери приятеля, если бы не его отец. Джентльмен философски заметил, что причины для отказа от услуг молочника могут быть разными. Сын согласился и… придумал историю о молочнике, влюбленном в девушку. Девушка из приличной семьи почувствовала, что этот парень не просто так околачивается у ее дверей. В.Гете написал «Страдания юного Вертера», хитмейкер Грэм – «Страдания юного молочника».
Однако THE HOLLIES песня не досталась, ее «перебили» не менее мелодичные HERMAN’s HERMITS, она быстро стала хитом в их исполнении, ее перепевали многие музыканты. В том числе и сам Грэм, решивший, видимо, несколько перенаправить денежные потоки, порождаемые собственным удачным произведением.
В 2009 году норвежская молочная компания TINE использовала «No Milk To-Day» в своей рекламной кампании, взяв пример с одной голландской фирмы, поступившей точно так же в 90-е годы.
В «Сынах» песню в сопровождении The Forest Rangers исполняет американский инди-рок певец и сочинитель Джошуа Джеймс (Joshua James). Когда я слышу это имя, сразу вспоминаю почему-то альбом группы U-2 «Joshua Tree». Или представляю себе человека, одетого в ослепительно белую рубашку и узкий черный сюртук. Человек поджимает тонкие губы и буквально сверлит тебя взглядом глубоко посаженных темных глаз. Возможно, это – preacher, священник или бывший священник, имя которого может распасться на два американо-китайских компонента «Джо-Шуа». Вообще-то у этого имени нет ничего общего с Китаем. Это имя библейское. Иисус.
Журнал «Variety Magazine» назвал Джошуа Джеймса «молодым певцом-автором со Среднего запада, сочиняющим правдивые и горестные баллады о семейных трагедиях». Это же издание сравнило голос певца с выбеленными солнцем и иссушенными ветрами штата Небраска кукурузными зернами. Оригинальное сравнение. Помню, как перекатывались какие-то зерна в сувенирных кубинских маракасах, которые я с такой гордостью привезла гитаристу Вадиму Голутвину из группы АРАКС с острова Свободы, и которые почти моментально рассохлись, пришли в полную, совершенно не-революционную, негодность.
Однако в сериальной версии «Молока» что-то не было слышно звуков пересыпаемых из пустое в порожнее кукурузинок.
Вкрадчивый, хрипловатый голос… Гитары, атмосферность. Сердце одинокого молочника (в нашем случае – байкера) бьется в оглушающей пустоте. По сравнению с оригиналом в исполнении «Отшельников Хермита», у которых хоть какая-то надежда звучала в перекличке битовых «бубнов и колотушек», эта версия печальна. А совсем грустное «о-о-о» в конце припева пускает слушателя в плавание по настоящему морю истинной меланхолии.
МОЛОКА СЕГОДНЯ НЕ НАДО
«Молока сегодня не надо»… Моя любимая покинула меня,
Бутылочка стоит пустая – знак того, что всё только начинается.
«Молока сегодня не надо» - похоже, картинка одинакова,
Но люди проходят мимо, не задумываясь над этим.
Да и откуда им знать, что для меня значит эта записка,
А это – конец моим надеждам, конец всем моим мечтам,
Откуда им знать – здесь за дверью высился дворец,
В котором моя любимая была королевой.
«Молока сегодня не надо», так же было не всегда!
Компания была пестрой, мы запросто могли бы превратить ночь
в день.
Но всё, что осталось – пустынное и темное место
Дом с галереями-переходами на убогой лице где-то на задворках
города,
Который тут же превращается в склеп, как я только подумаю о
тебе,
Места себе не нахожу!
«Молока сегодня не надо»… Моя любимая покинула меня,
Бутылочка стоит пустая – знак того, что всё только начинается.
«Молока сегодня не надо» - похоже, картинка одинакова,
Но люди проходят мимо, не задумываясь над этим.
И повторяется это несколько раз, выбивая ненароком слезу у добродушного слушателя, который всей душой на стороне молочника – выходца из низшего сословия и порицает девушку-буржуйку. Ну, подумаешь, молочник ухаживал… Может, со временем он стал бы камердинером королевыJ) Или солистом группы The Beatles-2!
В исполнении певца «кукурузных зерен» из штата Небраска в сериале звучит еще несколько песен, в том числе и «Crash This Train» - хочется сказать «Сокруши этот поезд к чертовой матери!»(В роли Чертовой Матери, естественно, будет выступать Джемма Теллер-Морроу).
Боб-младший вспоминает: «В начале 3-го сезона впервые звучит музыка Джошуа Джеймса. Мне подумалось, что для исполнения «No Milk To-day» Джошуа подходит идеально. В его голосе слышится врожденная острая тоска. Это очень сильная эмоция, но без каких-либо признаков сентиментальности. Курт быстро стал поклонником Джошуа, и, когда он завершил написание сценария к 1 эпизоду 4-го сезона, он знал точно – потребуется мощная музыка, чтобы подчеркнуть действие».
В «Сынах» присутствует трек от парней из METALLICA – «Turn The Page ». Он для «металликосов» не оригинален – музыканты продлили жизнь старой песне Боба Сигера (Bob Seger), который и сам-то уже не очень молод – 70 лет исполнилось известному и уважаемому гитаристу и автору песен.
На длинной и пустынной автостраде, к Востоку от Омахи,
Слушаешь, как монотонно гудят двигатели
И думаешь о той женщине или девушке,
С которой ты провел прошлую ночь…
Но буду честной до конца с этой песней, больше всего «цепануло» меня исполнение этой размеренной дорожной истории группой GOLDEN EARRING (1995 год). Вот где секрет кроется – в вибрациях голоса вокалиста!
Чудесная песня «Dad’s Gonna Kill Me » Ричарда Томпсона с великолепным пением скрипки, отчаянно напоминает нашу родную группу «Крематорий» лучших времен. Образец незамысловатой, но проникновенной, музыки Западного Побережья.
Сам Ричард Томпсон, к слову сказать, начинал свою музыкальную карьеру в 18 лет, как член известной меломанам британской группы FAIRPORT CONVENTION с очень богатой музыкальной историей, включая создание ими «электрического фолка».
Спетая Томпсоном баллада изобилует реалиями американской жизни (что делает ее очень трудной для адекватного перевода человеком, не разбирающимся в этих тонкостях), но прекрасным образом увязывается с настроением фильма.
Далеко в пустынном краю лежит убитый солдат,
Стервятники выклевали ему глаза,
Может быть, на его месте мог оказаться и я –
Здесь никто не любит меня,
Здесь никто не любит меня.
Отец собирается меня убить,
Отец собирается покончить со мной,
Отец собирается убить меня…
… У отца скверное настроение,
Отец погружен в мрачные мысли…
Да, папочка из-за кокаиновых и оружейных неувязок в таком мерзком настроении, что готов прибить сына, особенно, если сын строптив, да еще не родной. И особенно, если папаша – сам Клэй-мать твою- Морроу.
MAKE IT RAIN
Рыжеволосый молодой англичанин по имени Эд Ширэн (Ed Sheeran) выдал в 12-й серии 7-го сезона «Сынов Анархии» душераздирающий блюз «Make It Rain» («Сделай так, чтобы пошел дождь»). Эд – человек к Великобритании уже известный, хотя родился не так уж давно – всего лишь в 1991 году. Дебютный альбом Ширэна возглавил британский хит-парад в 2012 году. Выступал он и на закрытии ХХХ Олимпийских игр в Лондоне вместе с Ником Мейсоном из Пинк Флойд на барабанах, Майком Резерфордом из Genesis и Mike&The Mechanics на 12-ти струнной гитаре. В компании Ричарда Джонса на басу они исполнили «Wish You Were Here» с одноименного альбома Пинк Флойд 1975 года.
Песня Ширэна «I See Fire» прозвучала и в известном фильме о хоббитах, гномах и прочих неприличиях – в «Пустоше Смауга». Абы кто в сериале у Курта Саттера не поет и не муцизирует! В 2014 году Эд получил приз в номинации «Young Hollywood Awards» - «Наиболее привлекательный молодой исполнитель».
Но, наверное, такие пронзительные песни как «Make It Rain», название которой можно перевести и как «Заставь небо плакать дождем», не так уж часто сочиняются в жизни. Один-два раза, не больше. Хотя кому-то это может показаться лишь обыкновенным блюзом.
Когда грехи моего батюшки
Тяжким грузом повиснут на моей душе,
А боль моей матушки
Не позволит мне отправиться в путь,
Я знаю – огонь будет падать с небес
До тех пор, пока мы найдем чистейшего из всех королей,
Хотя я знаю, что этот огонь причинит мне боль,
Пусть так, я останусь таким, как всегда.
Заставь небо плакать дождем,
Заставь небо плакать дождем, Господь,
Заставь небо плакать дождем,
О, заставь небо…
Каждое семя требует влаги,
Чтобы росток поднялся вверх из земли,
Но это по-прежнему дается с трудом,
А жажда по-прежнему должна исходить из самых глубин.
Что ж, я знаю – из глаз людей могут течь слезы,
И эти слезы чаще всего пролиты зря,
Хотя мне и ведомо, сколько боли в этих слезах,
Да так, я остаюсь таким, каким был раньше.
Заставь небо плакать дождем,
Заставь небо плакать дождем, Господь,
Заставь небо плакать дождем,
О, заставь небо…
И все моря исполнены вод,
А эти воды заключены в берега,
Именно так – все сокровища знатного рода
Никогда, нет, никогда не будут доступны беднякам.
Так позволь облакам наполниться звуком
Громовых аплодисментов,
И позволь молниям стать венами,
Наполни небеса всем тем, что эти вены могут исторгнуть –
В тот самый момент, когда придет время перемен.
«Время перемен» - как же часто это словосочетание звучит в сериале! «Перемен требуют наши сердца» - когда-то пели у нас. Но у одних сердца-то требуют, да у других мозги не позволяют. И всё возвращается на круги своя…
Однако, согласитесь, сказано очень сочно – «наполнить небо аплодисментами грома», а молнии надо уметь сделать не стрелами, как обычно, а извивающимися по небосводу венами.
Представляю себе картину: Джекс, сняв свои ужасные белоснежные кроссовки, босиком, стоит на красноватой земле. И, задрав голову к выцветшему от калифорнийского зноя небу, кричит до хрипоты: «Заставь небо плакать дождем! Заставь небо плакать дождем!!!» Кричит до тех пор, пока у самого по щекам не начинают катиться слезы. Семя не получает влаги, моря мелеют, а грехи отца тяжким бременем уродуют душу…
В штате Калифорния начинаются традиционные пожары. Гром аплодировать раздумал. Губернатор штата объявляет оранжевый уровень опасности.
Adam Raised A Cain
Американский крутой рокер, мачо, Брюс Спрингстин отмечен в сериале песней «Adam Raised A Cain» - «Адам взрастил Каина» (или «Адам взрастил еще одного Каина»). В свое время наши отечественные музыканты (не будем показывать пальцем) успешно обезьянничали – переиначивали его боевик «Born in The U.S.A.» на «Рожденный в СССР».
Тема Каина у Спрингстина, конечно, решена не столь монументально как, скажем, у лорда Байрона. И больше перекликается с темой возвращения блудного сына. Каин же обречен на вечные скитания. Ни о каком возвращении к родителям к и могилке убиенного брата речи быть не может. Ни один дикий зверь не может убить Каина и сожрать, не может прервать его страдания и неприкаянность.
Помнится, у меня в одном «свободном» тексте было рассказано о том, как Каин постучался в дверь к одному доброму человеку. Дело было зимой, и человек сжалился над сыном Адама, приютил его, т.е. нарушил жестокое распоряжение Господа Бога. «Убийцу брата не привечать, не кормить, не поить. Печать пр о клятого на лбу Каину. Вечная печать».
История эта выглядела следующим образом:
Снова гость незваный
У моих дверей стоит,
Бритвой голода изранен,
Проклят Богом и людьми.
Зверь его не тронет,
Воин в битве не убьет,
Сквозь безвыходность бессонниц
Он печать свою несет.
Ни вина, ни хлеба
Гость не просит у меня -
Только день, не видя неба,
Провести бы у огня!
Брат, убивший брата,
И проливший первым кровь,
Сын изгнанником из Рая
И заложник их грехов.
Я его бы прогнал,
Но зима холодна.
Припев:
Времена
Повернут реки вспять,
Не во снах
Ересь будут сжигать,
Не во снах
За слова бичевать,
Где же силы взять,
Чтобы мыслить, не смиряясь, и дышать?!
Он уйдет прочь ночью,
Избегая глаз чужих,
Сомневаясь, не пророча,
В правоте небес и лжи.
Кровь людская льется,
В ней покорно тонут дни,
Только Каином зовется
В этом мире он один.
Стража входит в мой дом –
И ни слова о нем!
Даже знаю вечную думу этого зимнего гостя. Знаю, о чем думает пр о клятый Каин, сидя молча у огня: почему там, на небесах отвергли его жертвоприношения в виде даров земли, а приняли агнца, заколотого. Приняли кровавую жертву. Недоумение до сих пор стынет в глазах Каина, даже когда травят его собаками и гонят прочь камнями богобоязненные люди.
А что же за Каин у героя американского народа по имени Брюс Спрингстин?
АДАМ ВЗРАСТИЛ КАИНА
Принял крещение я летом,
Отец прижал меня к себе
Как только окунули меня в воду,
И он потом рассказывал, как же я в тот день плакал,
Мы были пленниками любви, а любовь была закована в цепи,
Он стоял в дверях – я стоял под дождем,
А в наших жилах текла одна и та же горячая кровь.
Адам взрастил Каина.
Каждый из стариков
Спросил тебя: «Почему ты вернулся»?
Они ублажали тебя, обеспечив положение в обществе,
Передав тебе ключи от кадиллака твоего отца.
В темноте, царящей в твоей комнате,
Твоя мама называла тебя, называя твоим настоящим именем,
Ты помнишь эти лица, эти места, эти имена,
Ты понимаешь, эта история никогда не закончится,
Она бесконечна, непрерывна как дождь.
Адам взрастил Каина.
В Библии Каин убил Авеля
И был изгнан из Восточной части Эдема,
Ты пришел в эту жизнь, чтобы платить
За грехи, совершенные кем-то в прошлом.
Отец вкалывал всю жизнь ни за что, получая в ответ только боль,
А теперь он слоняется по пустым комнатам
В поисках хоть кого-нибудь, кого можно обвинить во всем,
Ты унаследовал грехи, ты унаследовал эти языки пламени,
Адам взрастил Каина.
Заблудившегося, потерянного, но не забытого,
Из темных глубин сердца Мечты
Адам взрастил Каина…
Каин изгнан из Эдема? В последней песне сериала черный Ворон летит из Эдема, подсмеиваясь над героем. И об этом разговор еще впереди.
FOREVER YOUNG
Больше всего в сериале “Сыны Анархии» «досталось» песням Боба Дилана… Их в сезонах звучит предостаточно. По количеству с ними может конкурировать лишь сочиненное и спетое Кэтти Сэгэл и Джейком Смитом The White Buffalo.
Итак, Одра Майэ (Audra Mae) и песня Дилана «Forever Young», начинают и заканчивают 12 эпизод 1-го сезона.
Это самый известный дилановский трэк с альбома «Planet Waves» (1974 год). Мистер Боб представил песню на одном релизе сразу в двух версиях. Певец как-то раз признался, что сочинял ее, думая об одном из своих сыновей, пытаясь выразить свои отцовские чувства. Дилановские дети до конца так и не поняли, кому же из них папа желал оставаться «вечно молодым» (помните, песню российской группы «Смысловые галлюцинации» - «Вечно молодой, вечно пьяный»? Ох, не по Дилану!)
Легенда гласит, что Дилан не был доволен записью песни и постоянно ее перезаписывал, менял аранжировку. Наконец в музыке зазвучали мандолина и скрипки. Знатоки творчества Боба Дилана утверждают, что первый вариант «Forever Young» все-таки лучше, проникновеннее и хитовее. Песню позже перепевали и другие исполнители, в том числе и Джоан Баэз, и Дайана Росс, и англо-американская группа The Pretenders, предпочитавшая панк-рок и new-wave. Пел ее даже Meat Loaf – «Мясной рулет». Не правда ли, милое прозвище для рок-музыканта, театрального актера и актера кино? В те времена, когда канал «2Х2» нашего телевидения был музыкальным и радовал нас показом всевозможных заморских клипов, клип на песню Мясного Рулета «I’Do Anything For Love (But I Won’t Do That)» буквально не сходил с телеэкрана. И мы с удовольствием распевали этот рефрен вместе с Чудовищем или Дракулой, который был покорен чарами Красавицы и по следам которого уже шли славные американские полицейские с фонариками. После всплеска призрачной свободы мысли и творчества, канал «2Х2» переключился на Симпсонов и Южный Парк с Футурамой, а Мясной Рулет – Meat Loaf исчез из поля зрения. Вместе со своим волшебным зеркалом, байком, перстнями, знойной брюнеткой и храбрыми копами.
Позже оказалось, что Meat Loaf очень любил всех спрашивать «What Is That?» - и это «that » из излюбленного митлофского вопроса благополучно перекочевало в название гремевшего в те дни его хита.
В «Сынах» дилановский хит поет Одра Майэ из Оклахомы, родственница знаменитой актрисы и певицы Джуди Гарланд. Кажется, внучка ее сестры. Честно говоря, эта версия меня совершенно не тронула. И голос Одри особо не впечатлил. Хотя по содержанию песня вполне подходит к сюжетной линии.
Текст песни представляет собой как бы отцовское благословение с пожеланиями лучшей жизни своему чаду. Насколько это приемлемо к Сынам, усидчивый зритель уже должен быть в курсе.
ВЕЧНО МОЛОДОЙ
Да благословит тебя господь и будет всегда оберегать тебя,
Да сбудутся все желания твои,
Да будешь вершить дела для других,
А эти другие – вершить дела для тебя,
Да построишь ты лестницу к звездам
И постоишь на каждой ее перекладине,
Да будешь ты вечно молодым,
Вечно молодым, вечно молодым,
Да будешь ты вечно молодым.
Да вырастишь ты справедливым,
Да вырастишь ты настоящим человеком,
Да будет тебе всегда ведома правда,
И увидишь ты вокруг себя огни,
Да будешь ты всегда отважным,
Встающим во весь рост и сильным.
Да будешь ты вечно молодым,
Вечно молодым, вечно молодым,
Да будешь ты вечно молодым.
Да будут руки твои всегда заняты делом,
А ноги пускай будут быстры,
Да будет под тобой прочная опора,
Когда поднимутся ветры перемен,
Да будет твое сердце вечно наполнено радостью,
Да будет всегда звучать твоя песня,
Да будешь ты вечно молодым,
Вечно молодым, вечно молодым,
Да будешь ты вечно молодым.
«Конечно, отец, - мог бы мысленно ответить произнесшему эту молитву Джону Теллеру его сын Джекс, - и ты остался вечно молодым, и я останусь таким же. Вернее, я, как и ты, превращусь в ветер, не в ветер перемен, а просто… И буду гнать по нашей любимой дороге мимо той скалы, на которой отмечена дата твоего превращения в сильный порыв. На этой дороге мы и встретимся, и помчимся вдаль вместе. Счастливы и невидимы!»
И сами собой у меня сочинились вот такие строки:
Послушай, отец, я тебе рассказал бы о многом,
Твой путь бесконечен, а ты стал бессмертным, пойми,
Ты помнишь, как в джунглях солдат убивали
Вьетнамские боги,
Как выжег напалм километры чужой тишины,
Я не стал таким, как ты мечтал,
Я пытался, отец, и, пытаясь, устал,
И я буду, как ты, ветром здесь, на дороге,
Сквозь сердца я помчусь и через пороги,
Сквозь сердца я помчусь – ветром, не пулей,
И тебя догоню, и тебя догоню,
Вместе станем мы
Бурей,
Два ветра, два ветра,
Да, станем мы
Бурей!